Left.ru __________________________________________________________________________

 

Дмитрий Левыкин

ЛОВУШКИ «МЯГКОЙ ПРОПАГАНДЫ» 

Миронов А.С. Раздувай и властвуй: технологии современной «мягкой пропаганды». М.: Добросвет, 2001.

Российский журналист Арсений Миронов поднял важную в современных условиях тему: пропаганда в западных «качественных», нетаблоидных СМИ. Дело в том, что даже среди некоторых современных левых, особенно на Западе, бытует мнение, что западная качественная пресса свободна от пропаганды, и не просто свободна от побуждения манипулировать читательским сознанием, но и, как заявляет автор, западные качественные СМИ якобы «помогают обществу бороться с нечистыми фокусами пропагандистов и «пиарщиков»! Мол, пресса несёт в мир неопровержимую правду голого факта, обеспечивая справедливый, сбалансированный и непредвзятый анализ новостей» (С. 8).

Автор берётся доказать, что это не так, и описывает в своей книге 27 приёмов манипулирования общественным мнением через прессу, которые он выделил при анализе публикаций ведущих американских и французских газет во время избирательных кампаний 1995 года во Франции и 1996 года в США.

Итак, пропаганда в западных «качественных», «информационных» изданиях существует, однако времена изменились, «у современного читателя аллергия на пропаганду, он жаждет фактов и только фактов, он истосковался по «объективной» информации. Наиболее сообразительные работники пера вовремя осознают: пора одевать голого короля. Наряжать голого упыря. Облачать пропаганду в строгий костюм новости» (С. 8). Поэтому пропаганда в западных СМИ приняла форму «мягкой» пропаганды: «Мягкая пропаганда – мир иллюзий и управляемых чудес. В этом мире из пустоты, из математической погрешности создаются социальные тенденции, «регистрируемые» при помощи опросов общественного мнения. Здесь мнение авторитетных экспертов заказывается по телефону, а постановочные снимки воспринимаются как яркий фотофакт. Здесь умеют хвалить во вред и критиковать во благо. Эффективно влиять на решение избирателей, сохраняя беспристрастность тона. Здесь даже заголовки – фальшивка, они призваны лишь привлекать внимание…» (С. 9-10).

Автор поставил себе благородную задачу предупредить российского избирателя о приёмах и методах манипуляции общественным сознанием, которые существуют в западных СМИ, поскольку наши российские масс-медиа в своём развитии движутся за западными и рано или поздно окажутся в тех условиях, когда население перестанет воспринимать открытую политическую пропаганду и им придется перенять тот арсенал методов скрытого влияния на читателя, который уже обширно развился на Западе. Поэтому книга оформлена как техническое руководство для читателя по распознаванию попыток таких манипуляции. После рассказа о каждом конкретном методе автор пытается предложить «ментальное противоядие» для читателя, т.е. как распознавать в тексте попытку манипуляции и не поддаться ей.

Автор раскрывает важные особенности функционирования западной прессы, которые необходимо знать для понимания используемых приёмов.

Во-первых, это «аксиома «№ 1 современной журналистики: «Проблема информационного шума в мире современных СМИ реальна и имеет тенденцию к обострению» (С. 12). Это означает, что в информационном пространстве современного глобализующегося мира стоит несмолкающий гул от тысяч и тысяч различных новостей, стекающихся со всего света. Все эти новости конкурируют между собой за газетное и эфирное пространство, а политические новости не имеют перед этими новостями никакого приоритета. Особенно остро эта проблема стоит в американских СМИ, поскольку в Америке «любой политик – всего лишь рядовая звезда, имеющая в глазах публики ровно столько же прав рассчитывать на общественное внимание, как, например, звёзды кино или спорта» (С 13). Поэтому все усилия политических журналистов направлены на то, чтобы пробиться со своей новостью сквозь этот информационный шум и обратить на себя внимание. Но преодолеть информационный шум недостаточно, необходимо продержать тему как можно дольше на орбите общественного внимания. И здесь вступают в дело технологии «раскрутки» или «спина» по американской терминологии. Приёмы раскрутки «тяжёлых», «неудобных» для этого тем, к которым, однако, необходимо привлечь внимание читателя, рассматриваются автором как приёмы «мягкой» пропаганды.

Итак, западный, прежде всего американский, журналист в этих условиях трансформирует свою тяжёлую, нагруженную пропагандистским содержанием тему в «дешёвый, «сладкий», обезжиренный и удобный к употреблению информационный фастфуд» (С. 14–15). Здесь есть три постулата:
1) необходимо пропагандировать не имидж определённого политика, но связанную с этим имиджем тему. Это необходимо для того, чтобы избежать обвинений в ангажированности и пристрастии к определённому политику.

2) Необходимо дробить крупную пропагандистскую тему и использовать только те её фрагменты, которые могут быть представлены как имеющие объективную общественную ценность.

3) Использовать только те фрагменты, которые имеют потенциал «сенсационности».

Учитывая, что преодолеть информационный шум и выйти на длительное вращение на орбите «спина» могут только дробные, лёгкие темы, а тяжелые «тонут» и не пробиваются, вся информационная среда западного мира и особенно США довольно сильно искажает саму действительность и снижает качество подаваемой информации. Один французский исследователь, слова которого приводит автор, иронически замечает: «американский информационный продукт напоминает консервированную кукурузу из банки или замороженный стейк, предназначенный для разогрева в микроволновой печи. Это объясняется тем, что американские СМИ стремятся производить именно то, что хорошо продаётся. То, что хочет публика» (С. 193).

Ещё одна отрицательная особенность информационного шума в том, что, как заметили журналисты, лучше раскручиваются не позитивно, а негативно звучащие темы. Поэтому западной журналистике присущ отстранённо-иронически-критический тон и количество негативных комментариев значительно превышает количество позитивных. Иногда даже дружественное кандидату издание вынуждено писать о нём в отрицательном ключе, поскольку таковы правила игры.

Манера освещения американской прессой избирательной кампании всё больше отталкивает людей от политики. Пресса превращает выборы в «лошадиные скачки» с назойливым и ежедневным обсуждением многочисленных рейтингов и прогнозов, выставляя обоих кандидатов в довольно негативном свете и не вдаваясь в программные требования кандидатов и их предложения, поскольку, по мнению журналистов, программные положения слишком «тяжелы» и плохо продаются. По опросам, проведённым некоторыми изданиями о методах освещения предвыборной кампании в прессе, избиратели высказались против «лошадиных скачек» и наоборот захотели «тяжёлых» тем, а именно: услышать от кандидатов, что же они думают по поводу важнейших проблем общества и политики. Однако журналисты с этим не соглашаются.

Как считает известный американский журналист Хэл Бруно, политики сами строят свой имидж так, чтобы его трактовали как спортивное состязание. «И не забывайте, – добавляет он, – американцы – нация, которая любит соревноваться» (С. 197). Однако ссылки на американский характер здесь, скорее всего, уводят нас в сторону. Американский сенатор Ричард Лугар даёт разъяснение, почему американская пресса занимается искусственной драматизацией выборов, выделяя сенсационные темы и топя «тяжёлые», но очень часто общественно важные: «Такое освещение неизбежно, если учитывать, что газета – это коммерческое предприятие, которое стремиться удовлетворить потребителя, а потребитель, скорее прочитает статью, если она захватывает» (С. 197).

Однако в самой книге есть несколько значительных негативных моментов, которые серьёзно влияют на её восприятие.

Во-первых, это сама компоновка. В книге есть сам её материал, написанный бойким журналистским языком, а также приложение, которое представляет собой первые две главы диссертации на соискание звания кандидата филологических наук. Приложение значительно портит впечатление от всей книги. Вообще странно смотрится приложение в 98 страниц при объёме предшествующего текста в 105 страниц – что же к чему приложено? Во вторых, автор пытается дать, судя по всему, в этом приложении некое теоретическое обоснование того, как он пришёл к тем выводам, что так блестяще изложены в самой книге. Но тогда непонятно, почему эта теоретическая часть не предпослана выводам, а следует после них? Возникает впечатление, что автор не смог «выжать» весь свой материал в книжный текст и просто вставил две главы своей, вероятно, будущей диссертации. 

В-третьих, проникновение на исследовательскую кухню Арсения Семёновича Миронова только разочаровывает: автор не владеет научным языком и продолжает писать в том же эмоциональном и быстрым на слова, но не на аргументы стиле, которым так хорошо владеют журналисты. Мы не являемся рецензентами диссертации А. Миронова, и поэтому воздержимся от дальнейшего перечисления его погрешностей и шероховатостей с научной точки зрения. Тем не менее, в заключение мы отметим, что данная книга – пример разработки важной темы, но ещё на недостаточном уровне.

Хотелось бы пожелать автору развернуть более строгую аргументацию, не прибегать к некоторым из приёмов, описанных им самим в данной книге и продолжить работу в выбранном направлении. Очень интересно было бы увидеть результаты работы, проведённой не только по материалам узкой выборки прессы (это «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост» для США и «Фигаро» для Франции), но и выходящей на исследование пропагандистских приёмов, применяемых на Западе в т.н. независимых информационных агентствах и на общенациональных каналах, поскольку, как представляется, мы найдём здесь ещё более изощрённый и разнообразный арсенал методов. Ещё одним направление, на которое следовало бы обратить свой взор исследователям, – это пропаганда в национальных СМИ и внешнеполитические столкновения. Это представляется более интересным в смысле вскрытия механизмов западной пропаганды, поскольку в избирательных компаниях, особенно в США правила игры давно устоялись, а особых сюрпризов в виде участия идеологических противников ждать не приходится. Журналистам в таком случае приходится идти на значительные ухищрения, чтобы спрятать пропаганду, однако каковы масштабы и методы пропаганды в вопросах идеологического столкновения на международной арене?

Мы советуем читателям для пополнения своего арсенала методов противостояния манипулированию собственным мнением ознакомиться с этой книгой. Поскольку цена её в розничной сети довольно высока, а тираж совсем невелик (1500 экземпляров), то, наверное, следует ждать её в библиотеках или в Интернете. Москвичи могут приобрести книгу на первом этаже 1-го гуманитарного корпуса МГУ.
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service