Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ринат Валькаев

Баллистические ракеты под крышей братвы

Мало кому в России известен Воткинск, городок с населением чуть меньше ста тысяч человек, затерянный в лесах Прикамья. Зато специалистам по обе стороны океана очень хорошо известен ФГУП ГПО «Воткинский завод» – единственный производитель межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М», составляющих сегодня основу российских стратегических ядерных сил. Так и получается, что своим положением великой
ядерной державы Россия сегодня обязана исключительно успешной работе скромных жителей Воткинска и «Воткинского завода».

Казалось бы, стабильная и успешная забота такого замечательного предприятия должна очень и очень заботить самых больших руководителей в нашей стране. Возможно, даже больше, чем судьба НТВ или ТВ-6. Однако если в Нижегородском Кремле, где располагается аппарат Полпреда Президента в Приволжском федеральном округе, за ситуацией в Воткинске следят внимательно и заинтересованно, то уже в более «высоких» сферах отношение к главному производителю отечественных МБР нельзя назвать особо
внимательным. Так, даже с основным своим заказчиком, Министерством обороны, «Воткинский завод» работает не напрямую, а через посредника-разработчика – Московский институт теплотехники (МИТ).

Нельзя сказать, что положение ключевого завода отрасли, регулярно не вписывающегося в параметры Государственного оборонного заказа, никого не волнует в Министерстве обороны. Пришедший с новым Министром Сергеем Ивановым из Совета безопасности на должность заместителя Министра – начальника вооружений генерал-полковник Алексей Московский попытался исправить ситуацию. Дело в том, что у Московского, далеко не вчера пришедшего в оборонную отрасль, давно и стабильно плохие отношения с
руководителем МИТа Юрием Соломоновым и его братом, возглавляющим финансовую службу Львом Соломоновым, прославившимися не только нежными родственными чувствами, но и склонностью к нетрадиционным финансово-хозяйственным решениям.

Вот и программа производства МБР «Тополь-М» финансируется МИТом в последнюю очередь, в результате чего деньги на «Воткинский завод» приходят с крупным опозданием. Производственный же цикл МБР составляет 8-9 месяцев, и, чтобы сдать изделие к концу года, авансовые платежи должны поступать не позже, чем в феврале-марте, а реально в 2001 году, например, пришли деньги лишь в мае-июне. Естественно, современное оборонное предприятие не имеет «лишних» денег – следовательно, нет аванса, нет и сданной в
срок работы.

Чтобы исправить ситуацию, Алексей Московский предложил генеральному директору завода Виктору Толмачеву было предложено заключить с Министерством обороны прямой договор, минуя братьев Соломоновых. Но Толмачев неожиданно отказался, более того, вместе с Соломоновыми даже, как говорят, устроил форменный скандал. И порядок финансирования остался прежним.

А ларчик открывался просто. Фактически Генеральный директор давно не контролирует финансы возглавляемого им предприятия. Завод, производящий баллистические ракеты, словно какая-то мелкая лавочка, давно находится «под крышей» одного из местных авторитетов. И Генеральному директору проще иметь дело с немного жуликоватыми, но вполне интеллигентными братьями, чем с местной «братвой». Хотя к интересам национальной обороны данные интересы руководителя завода отношения не имеют.

В Воткинске же живет и здравствует бизнесмен Владислав Кочетков, тридцати с небольшим лет, владелец бензоколонок, водочной торговли и городского хлебокомбината. Депутат Государственного Совета Удмуртской Республики. В специфических же кругах, а также в сводках «органов» проходит как обладатель погоняла «Коча», непогашенной еще судимости за вымогательство и неформальный лидер группы лиц, занятых таким почтенным делом, как рэкет.

Первым же заместителем Генерального директора «Воткинского завода» по экономике трудится Сергей Проскурин, до того занимавший ключевой для отечественной оборонной промышленности пост главного бухгалтера известного в Воткинске ресторана «Каменный цветок». Контролировал ресторан один местный авторитет, но с усилением бригады Кочи бизнес перешел под его крыло, а прежняя «крыша» съехала в столицу нашей родины, город-герой Москву. А Сергей Проскурин стал контролировать финансы «Воткинского завода».

Естественно, что Толмачев просто боится получать средства напрямую, прекрасно понимая, во что лично для него может вылиться их расходование. Подобное слияние государственных и частных интересов, причем без нудной бюрократической процедуры
приватизации, а так, «чисто-конкретно», приводит даже к международным скандалам. В 1997 году Воткинский район был определен как место локализации цеха по утилизации твердотопливных ракетных двигателей.

Несмотря на протесты жителей, которых возглавил мэр Воткинска Валерий Фридрих, начаты, и что более важно, из бюджета США профинансированы подготовительные работы. Естественно, среди исполнителей заказа оказались структуры, контролируемые Проскуриным, а следовательно и Кочей. И характер «освоения» этими структурами средств американских налогоплательщиков просто не мог не вызвать вопросов у Государственного департамента США к МИД РФ и лично Министру Игорю Иванову. Все это грозит вылиться
в международный скандал не только в связи с протестами экологического характера, но и в связи с использованием средств США нецелевым, мягко говоря, образом.

Однако главное здесь все же – внутренние интересы, интересы национальной безопасности, которые оказались переплетены с теневым бизнесом и откровенным криминалом. И ни Полпред Президента, ни заместитель Министра обороны тут уже не в силах самостоятельно навести порядок. Решение должно быть принято на самом высоком государственном уровне, и надеемся, оно будет принято.

Интернет-сервер "Форум"
http://www.forum.msk.ru/
http://www.forum.msk.ru/files/020305095644.html)
 
 


При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service