Left.ru __________________________________________________________________________

 

АНАТОМИЯ РАСИЗМА "ЦИВИЛИЗОВАННЫХ" НАРОДОВ

Ирина Маленко
(по материалам западной прессы)

"Памятник жертвам рабства не вызывает у белых никаких эмоций."

Сандер ван Валсум, "Фолкскрант". 01/07/02

Вообще-то памятник этот надо было открывать ещё в 1963 году - к столетию со
дня отмены рабства в Нидерландском королевстве (Нидерланды были последней
страной в Европе, отменившей рабство! - И.М.). Но, очевидно, никому тогда
не пришла в голову такая идея.

Возможно, внимание от этой даты слишком отвлекли празднования 150-летия
монархии. Или же голландцы спустя такой короткий промежуток времени после
фашистской оккупации все ещё не могли себе позволить великодушно отнестись к
жертвам своего собственного народа, своих собственных предков.

Но скорее всего, эта тема просто никого не интересовала, считает директор
Королевского Института Языкознания, Страноведения я Этнографии в Лейдене
Герт Оостиндие. Во всяком случае, авторы школьных учебников практические не
уделяли ей внимания.

Вообще-то это продолжается и до сих пор, отмечает Оостиндие. "В учебнике
истории моего сына я нашел всего одну страничку о таком явлении, как рабство
и работорговля. И то - исключительно в отношении плантационной экономики
Соединенных Штатов. О роли Нидерландов в работорговле не говорится
совершенно!"

Стыд здесь ни при чем, считает Оостиндие. Куда уж там до сдирижированных
попыток очистить национальную совесть! Голландские историки считают своим
профессиональным долгом не иметь критического самоанализа. Свидетельство
тому - та жадность, с которой они рассчитались с героическим военным
прошлым.

Их интересы, критические или нет, совпадают с интересами преобладающе белого
населения. А оно, честно говоря, в значительной мере совершенно равнодушно к
грехам из далекого прошлого.

Этому противостоит вовлеченность в тему потомков рабов. Когда они заняли
видимое место в нидерландском обществе, их прошлое вступило в конфликт с
прошлым страны-хозяйки.

Оостиндие относит этот переворот к 90 годам прошлого века, то есть, к весьма
недавнему прошлому. И у него нет иллюзий, будто бы белые и черные
нидерландцы теперь вдруг имеют общее прошлое.

"Для первых до сих пор вершиной истории является Вторая Мировая война.
Нидерландцам антильского и суринамского происхождения она, как правило, ни о
чем. не говорит. И с какой стати она должна бы была говорить? Вершина их
истории - рабство и все, что с ним связано, - однако, выпадают из нашего поля
зрения. Мы дошли наконец до того, что хотя бы признаем, что был такой
ужасный эпизод. Но никаких эмоций мы при этом не чувствуем."

Это и не будет важнейшим признаком открываемого сегодня в Амстердаме
памятника рабам, по слован Берил Бикман, председательницы Платформы
Рабское Прошлое. Она не чувствует необходимости вызывать чувство вины у
белых нидерландцев и не считает памятник шагом на пути к выплате компенсаций
потомкам рабов.

Бикман хочет, чтобт рабство стало видимой частью нашего общего прошлого,- 
такой же, как немецкая оккупация.

С некоторым трудом она признает, что монумент не у всех вызовет одинаковые
эмоции. У самой у нее выступают слезы на глазах при виде группы людей,
закованных в цепи. Но многих прохожих это совершенно не трогает. Поэтому
она придает такое значение тому, что памятник будет открывать королева
Беатрикс: она как бы легитимирует рабство в качестве исторической и
обществоведческой темы.

Лейденский историк Пит Эммер, который изучает рабство вот уже более 30 лет,
не разделяет её надежд. "До сих пор этот памятник функционировал только в
качестве призыва к совести. Антильцы ругались из-за него с суринамцами,
которые его якобы монополизировали. А госпожа Бикман вызвала много гнева,
назвав рабство "300 годами холокста". Не у каждого можно вызвать понимание
такими сравнениями".

.. Тот факт, что за памятник заплатило голландское правительство, а он не
был инициативой местного населения, по мнению Эммера, лишает его
"общенационального характера". Для потомков рабов этот памятник может
стать даже источников фрустраций, если он не внесет вклада в проявление
чувствительности белых к их истории. "Особенно если какой-нибудь псих
нападет на него с молотком,- тогда опять начнутся крики о голландском
расизме".

Информация к размышлению:

"Газет ван Антверпен", 05/07/02.
Еврейская община получит ещё 55.5 миллиона от бельгийких банков.

Союз Бельгийских Банков истратит ещё 55,5 миллионов евро на выплаты
еврейской общине Бельгии за собственность, утраченную евреями в годы войны.
45 миллионов из этой суммы будет выплачено бельгийским правительством. В
общей сложности сумма, выплачиваемая еврейской общине, составит теперь 110
миллионов евро.

…. В голландском паспорте все его странички сопровождаются фактами я
иллюстрациями из отечественной истории. Рабство, роль голландцев в
работорговле и роль доходов от этого позорного занятия в создании
сегодняшнего голландского благосостояния не упоминаются ни на одной из них,
ни одним- единственным словом..
 

Есть люди, а есть и человеки?
 
 


При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service