Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ирина Маленко

"Левой, левой? Правой, правой…"

( штрихи к портрету ирландских левых, которые предпочитают борьбу победе)

Нам истерические порывы не нужны. 
Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата.  

Ленин(т. 6, с.112)

… Их можно увидеть на каждой демонстрации. По любому поводу. У них всегда
будут готовы соответствующие плакаты, они всегда будут громче всех шуметь.
Они - профессиональные скандирователи: с "запевалой", разученным текстом и
хором. Это вообще единственное, что они делают профессионально и с
удовольствием: шумные манифестации - их специальность. Их методы вербовки в
свои ряды чем-то неуловимо напоминают методы "свидетелей Иеговы"- и к этому
сводится, собственно, любая демонстрация для них, к призыву "Вступайте в
наши ряды!" 

Сегодня они поддерживают народ Югославии, Ирака или Палестины,
а завтра - бастующих медсестер, водителей автобусов или депортируемых
беженцев. Плакаты будут готовы в срок - стандартные, такие же, как у их
собратьев в других странах. На какие деньги? Не берусь утверждать, но один
источник, которому я доверяю, говорит, что за кулисами они не
гнушались и изданием порнографических журналов, на деньги от продажи которых 
финансировали свое официальное издание. Впрочем, может быть, это все-таки
слухи? Не могут же они бытьтакими циниками.. Хотя что-то никто их не бьет
на улицах и не арестовывает, а из их среды не выходят революционеры,
которыми может гордиться ирландская земля. 

Они гораздо охотнее, чем.что-либо ещё критикуют других левых - за недостаточный, по их мнению, радикализм. То есть, за что, что для тех главным являются не героические
крики на улицах, а мелкие, повседневные, скучные, "нереволюционне" дела по
повседневной помощи местным жителям, по их огранизации и воспитанию в них
веры в свои собственные силы решать свои собственные проблемы. Создается
такое впечатление, что их главный враг - вовсе не мировой капитализм, ибо он, если
их послушать, дышит на ладан и вот-вот все равно отбросит копыта (очевидно,
от их революционных криков!), ибо не за горами всемирная революция, Грозная
и Прекрасная, которая в один светлый день просто вот так возьмет себе и
произойдет, как Судный День по глубокой вере христиан. .. 

Борьба - это замечательно; особенно, как говаривал поручик Ржевский, "сам процесс". А
главное оружие - шум, ибо победить мировой капитал можно только как следует
надавив на его барабанные перепонки. Кроме того, создается такое
впечатление, что для них другие левые являются врагами не менее серьезными,
чем. мировой капитал, а, пожалуй, даже более. Ибо многие мероприятия
организовываются ими исключительно "в пику" другим левым партиям,
используются ими даже не столько для главной официальной цели этих самых
мероприятий, а для того, чтобы как можно суровее осудить "ближнего своего"
за недостаточную радикальность. При этом про мировой капитализм как-то
забывается, он как-то ненавязчиво отходит на второй план. Действительно,
чего о нем беспокоиться? Ведь он вот-вот сыграет в ящик. Сам. Если эти другие
левые не будут мешать.

Грейс Лалли, с которой ( и с её товарищами) я познакомилась во время
протестов против войны в Югославии, - классический пример такого
революционера, который громко кричит в ожидании Светлого Будущего. Нельзя
сказать, что она совершенно ничего больше не делает: однажды громкие крики
Грейс и её товарищей, например, помогли спасти одну семью от выселения из
дома хозяином. Грейс также абсолютно честная, глубоко убежденная в правоте
своих идей и идеалистичная молодая девушка, с короткой, как у пацана,
стрижкой. Грейс - настоящий представитель своей организации, ирландских
троцкистов, Социалистической Рабочей Партии.
 

Сначала она ухватилась за меня двумя руками: не только из-за страстного
желания пополнит ьсвои ряды, но я из-за того, откуда я родом: Грейс никогда
ещё не видела живых русских. А узнав, что мой близкий родственник, брат моей
бабушки, тесно был связан с С.М. Кировым, с которым он вместе работал, Яибыл
репрессирован после убийства последнего, Грейс чуть ли не закричала "ура!"
вслух: значит, я ни в коем случае не сталинист. ("Ее родственники в
революции участвовали!"- с круглыми от восторга глазами представляла меня
Грейс другим партийцам. Хотя дедушке Васе было только 17 лет в момент
революции, и он только-только ещё начинал тогда свою политическую жизнь) А
раз я не сталинист, значит…. Она тут же обильно посыпала цитатами из Троцкого
и попыталась заверить меня, что главная ошибка нашей страны была в том, что
мы не дождались мировой революции. Этой закутанной в палестинский платок 
 светлоглазой молодой девушке в солдатских ботинках, не испытавшей на
себе ничего из того, черезо что прошли наши отцы и деды ради того, чтобы мое
поколение могло бесплатно учиться, лечиться, не должно было с детства
бродить по помойкам и мыть машины богатеев, не было никакого дела до реальных
достижений нашего далеко, конечно, не безупречного социализма: для нее он
просто-напросто вовсе не существовал никогда, была только "бюрократическая
диктатура", хотя большинство из тех вопросов, за которые её товарищи здесь
борются с помощью собственного горла, у нас в стране были уже решены. Может,
это-то им и кажется таким негативным? Как посмели мы разрешить эти социальные
вопросы своим трудом, а не дождавшись их громких криков?

Соскучившись по марксистской терминологии ( нечасто здесь услышишь от простых
смертных слова о диктатуре пролетариата и об интернационализме!), я провела
в их компании достаточное время. Пока меня не добили морально две вещи:
первая - полная безрезультатностьи бессмысленность одних только громких
криков (мне мало было только "спустить пар" в адрес Билла Клинтона и НАТО!)
и религиозное ожидание революции, которая придет и всех спасет, без
малейшего желания пошевелить хоть пальцем, чтобы эту революцию подготовить.
Вторая - нежелание этих молодых людей знать о том, какой была в
действительности жизнь в моей стране, СССР. Ибо это не вписывается в
заложенные ими в собственные головы схемы. Для них СССР - такое же, если не
большее зло, чем мировой капитализм, и они готовы были заткнуть уши,
услышав, что дедушка Вася Никифоров, проведший долгые годы на лесоповале на
Урале и в конце концов там и осевший, потерявший свою семью (жена бросила
его, когда он стал "врагом народа"), никогда ни словом дурным не обмолвился
о нашей стране, о революции или о других коммунистах. "За что боролись, на то
и напоролись, " был его краткий комментарий к вопросам о Сталине. Не было в
дедушке Васе ни грамма антисоветизма, ни капли горечи, ненависти к
"системе" и жалости к самому себе, и он, будучи уже реабилитированным,
продолжал оставаться таким же убежденным большевиком-ленинцем, каким и был
всю жизнь. Ибо это было не то, что они хотели услышать…

… Год спустя Грейс и я снова встретились - во время первомайской
демонстрации в Дублине. Я шла под знаменем "недостаточно радикальных
националистов" - вместе с товарищами из Шинн Фейн, помогая им нести
транспарант. Увидев этом, Грейс открыто состроила гримасу: "Как ты могла?
Ты - и они? Фу... " Ибо по её мнению ежедневно решающие насущные проблемы
людей на местах, защищающие свою общину "националисты" - вовсе не такие
пламенные революционеры, как она сама.

Да, Шинн Фейн - не безупречная марксистско-ленинская партия, а
национально-освободительная прогрессивная организация, эклектично
соединяющая в своих рядах буржуазных националистов с подлинными марксистами,
какие редко встрачались мне даже у нас в стране в моем детстве и юности, не
питающими ни малейших иллюзий насчёт того, что это единство связано только с
данным этапом в развитии национально-освободительного движения, и что в
будущем неминуемо наступит "момент истины"- водораздел, за которым, после
полного достижения национального суверенитета, только начнется борьба за
подлинную социалистическую республику, а значит и партийный раскол. Разница
между ними и религиозным обожанием мифической Революции Грейс - в том, что
они такую революцию не ждут, как манны с неба. Они ежедневно готовятся к ней
и подготавливают её, будучи в самой гуще народа, помогая простым людям
бороться за свои права самым повседневным образом, без псевдореволюционного шика и
блеска.. Разница между "националистами-"шиннерами (помните одно из положений
марксизма-ленинизма - о том, что национализм угнетенной нации является
прогрессивным?) и "интернационалистами" типа Грейс - в том, что первые ДЕЛАЮТ
конкретные дела, а не только ШУМЯТ да МЕЧТАЮТ. И на деле их интернационализм
гораздо глубже и гораздо действеннее, чем. вся словесно-манифестационная
поддержка борьбы других народов троцкистами. Но это уже совсем другая
история.

"Идейный вождь ирландских троцкистов - журналист из Дерри Имон МакКенн,
весьма незаурядная личность, заслуживающая отдельного очерка, пламенный
оратор, которого можно заслушаться. Впервые я услышала его на демонстрации
около американского посольства в Дублине во время бомбардировок Югославии,
и он мне сразу запомнился. Только уже позднее, слушая Имона вновь и вновь,
начала я замечать, что он практически повторяет одно и то же; что он
использует митинг на любую тему (например, поддержки палестинцев) для того,
чтобы атаковать "недостаточно левую" Шинн Фейн; и - главное - что ему
нравится просто сам процесс "борьбы" (извините, не удержалась от кавычек, ибо
такие, как Имон, никогда и ничего не добиваются в реальности - для народа.
Что не мешает им самим всю жизнь вольготно жить на вполне приличную зарплату
и гонорары от собственных книг. Легко при этом осуждать всяких там неразумных
"люмпенов"...), без достижения цели, ибо тогда будет не за что бороться.
Такие, как Имон и Грейс, не меняют положения  вещей в мире, - именно поэтому
им и дозволен весь их острый словесный критицизм, без арестов и избиений. Такие "верующие революционеры" капитализму не страшны. Страшны ему как раз решительные, тихие, упорные и незаметные с виду шиннеры. И именно
поэтому так удобны, так нужны ему Имоны и Грейс: под лозунгом "враг моего
врага - мой друг".
Вот только один пример того, что является главной задачей наших
горе-революционеров: кампания солидарности с народом Палестины. В Северной
Ирландии её возглавляет бывший политзаключенный - республиканец Филим
О'Хамилл. Из Шинн Фейн. Что сразу же послужило поводом для троцкистов
создать свою, отдельную группу, занимающуюся той же тематикой. Но и этого им
показалось мало: они заслали двоих "лазутчиков" в организацию, возглавляемую
Филимом. Те были приняты там гостеприимно: в отличие от того портрета
"сектанских националистов", какими пытаются нарисовать шиннфейновцев Имон со
товарищи, республиканцы стремятся как раз обьединить как можно более широкие
массы левых сил в этой кампании, включая юнионистов-протестантов и
представителей профсоюзов, прессы и тому подобное.... "Ведь речь идет не о
нас, а о том, чтобы мы как можно больше смогли сделать для палестинцев!"-
обьясняет мне Филим, бывший университетский преподаватель в Англии. "Мы не
устраиваем наши мероприятия для рекрутирования новых членов в ряды Шинн
Фейн, как это делают другие партии, - для нас в данном случае важно обьединение как можно более широкого фронта левых сил."  Группа Филима
организует не только акции протеста, но, например, и визит палестинских
детей в ирландские семьи. И сбор средств в помощь палестисксой общине
Севера. И различные культурные мероприятия. И само имя Шинн Фейн даже нигде
не присутствует.

Возвращаясь к "лазутчикам": на одной из организационных встреч те услышали,
что такого-то числа группа собирается пригласить с лекцией в Белфаст
небезызвестную нашим читателям Мэри Келли, только что депортированную
израильскими властями домой в Ирландию после её ареста . Срочно было
предпринято все возможное, чтобы "перехватить"Мэри в собственные руки до
этого, и Имон МакКенн лично возил её на своей машине по всему Северу. И
громко осуждал в своем введении к каждой лекции Мэри "сектантов из Шинн
Фейн", - как будто бы лекции специально для этого и организовывались. Вот
какого рода "революционная борьба" всецело занимает умы и сердца бравых
последователей Льва Давидовича!

"Борьба с настоящими прогрессивными силами, которые являются , при всем
своем несовершенстве, действительной угрозой существующему порядку вещей, -
главная задача подобных партий, "- считает ирландский республиканец со
стажем Джерард, хорошо знающий Имона. "А пребывание в рядах левых
"бунтарей" для большинства их членов является всего лишь ступенькой,
политической школой для вхождения позднее в ряды "респектабельных"
буржуазных партий и превращение в политиков того типа, которые правят
обществом сегодня. Наглядные примеры этого, - например, бывшие коммунистами
в молодости Питер Мандельсон и Джон Рид из британской лейбористской партии,
которые стали потом колониальными чиновниками - губернторами в Северной
Ирландии. Питер Манделсьон известен не только многочисленными коррупционными
скандалами вокруг его персоны, но и тем, что он стал одним из архитекторов
британского неолиберализма - "нового лейборизма" Тони Блэра. Примечательная
черта британских левых - их антиамериканизм, при полном замалчивании роли
британского империализма в мире. Они готовы поддержать национально-освободительную борьбу любого народа в мире - от палестницев до восточных тиморцев, - только не ирландцев! Когда речь заходит об Ирландии, они молчат в тряпочку. Или бросаются выдвигать любимый тезис британского империализма - о "равной вине" этих "невозможных религиозных сектантов "Севера..
"Конечно, у нас в Ирландии есть и свои такие левые,"- продолжает Джерард.
"Взять, к примеру, тех же республиканских диссидентов: они настолько
зациклены на том, как бы "навредить Шинн Фейн", что, вместо товарищеского
диалога о наших несогласиях, готовы погубить мирный процесс ради этой своей цели. Им
нравится "борьба ради борьбы". У них нет никакой стратегии, никакого видения
будущего. Их путь на продолжление вооруженной кампании на сегодняшнем этапе
борьбы за нашу национальную независимость, в данных конкретных условиях и
такими методами - на пользу только врагу-угнетателю. И их главным врагом, если судить по их словам и действиям является больше не британский империализм, а мы,
сторонники мирного процесса. В то же самое время, когда они кричат, что мы
"продались "британцам, их члены в суде признают себя виновными - что
противоречит всему духу республиканского движения, ибо тот, кто борется за
национальное и социальное освобождение, не может быть виновным перед лицом
своего угнетателя."

Кстати, о диссидентах: есть информация, что они, эти самые "пламенные и приципиальные революционеры" ведут переговоры о полной сдаче оружия и о собственном расформировании с британцами, - в обмен на амнистию и
освобождение своего лидера. Вот так-то.

... Дэви Аллистер - бывший член Рабочей Партии Ирландии, когда-то занимавшей
здесь сильные позиции, а потом практически развалившейся. По словам, Дэви, в
этом виновато подкупившее верхушку партии ЦРУ. Сам он утешает себя сегодня
тем, что происходит на Кубе. Его руки и ноги украшают татуировки с
портретами лидеров кубинской революции. К своему народу он повернулся
спиной. "Кубинская революция - вот это моя революция! Социализмо о муэрте!"
то и дело восклицает этот вовсе не собирающийся умирать за социализм человек.
"Я давно махнул рукой на все здешнее. С нашими людьми, погрязшими в
сектанстве, ничего не сделаешь. Горбатого могила исправит".

Дэви работает в "логове капитализма" - холле с игральными автоматами, чей
хозяин зарабатывает миллионы на наркотическом пристрастии бедных людей, в
основном молодежи и даже детей, к азартным играм. Она и не думает
создавать здесь профсоюз - выкинут на улицу сразу. Хотя постоянно словесно
осуждает своего хозяина и радуется, что на "его" Кубе казино запрещены.Два
раза в год Дэви ездит на Кубу с материальной помощью местной больнице. Его
самого тоже лечат кубинские доктора. Более года назад Дэви "оторвался" от
Группы Солидарности с Кубой в Белфасте и основал свою - "Амигос де Куба".
Никто в Белфасте до сих пор не подозревает, почему, ибо Дэви не сказал им.
Он поведал об этом мне, как "человеку нейтральному".

"Они слишком прореспубликански настроены в Белфасте. Они подарили кубинцам
портрет Бобби Сэндса, сравнивая его с Че Геварой. Как их можно сравнивать?
Че был инернационалистом, а Бобби - ирландским националистом".

Думаю, не надо говорить нашим читателям, что так осуждающий "безнадежное
североирландское сектантство" Дэви - протестант. А Бобби Сэндс - герой
республиканцев-католиков.

"Че Гевара гордился тем, что в его жилах течет ирландская кровь, "-
комментирует слова Деви Джерард. "Его отец был ярым сторонником ирландской
независимости. И если бы Че не был убит агентами ЦРУ в Боливии, то в начале
70-х годов он практически наверняка оказался бы в Ирландии, где присоединился бы к нашей борьбе. А назвать Бобби Сэндса только националистом...
Знаете, ваш знакомый совершенно не читал книги ни Че, ни Бобби. Возьмите
хотя бы его знаменитую поэму " Ритм времени". В ней прекрасно видны
сочувствие и горячая солидарность Бобби с борьбой многих народов мира -
вьетнамцев, североамериканских индейцев… Легче всего сидеть и мечтать о
революции на другом конце планеты, ничего не делая для того, чтобы
изменить положение вещей дома!"

"Позиция таких людей - хорошая иллюстрация того, о чем. я только что
говорил. В Англии была группа, выступавшая в поддержку ирландской
независимости -да, была, но её члены постоянно осуждали нас за то, что мы
"продались". Знаете, кем работает сегодня женщина, которая возглавляла эту
группу, - некая дама по фамилии Фостер? Сегодня она - с зарплатой в 50.000
фунтов в год , - занимается пиаром для американского концерна Монсанто,
производящего генетически манипулированные растения.Комментарии, я думаю, не нужны."

Когда я дописывала эти строки, пришло известие о том,  что в Южном Белфасте расисты угрозами выгнали из дома лидера североирландской мусульманской общины, палестинца  Джемаля Ивейду. Соратники Имона наверняка пройдут на следущей неделе по улицам Белфаста с требованием положить конец расистским атакам - в то время, как совсем другие,  никому не известные люди помогут ему и его семье найти крышу над головой и примут меры к тому,  чтобы это больше не повторилось…
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service