Left.ru __________________________________________________________________________

 

От редакции.  Открывая новую рубрику о современном мещанстве, мы надеемся на активное участие читателей в изучении этого общественнного зла.  Ждем ваших высказываний по поводу поднятых в этой статье вопросов.  Что вы думаете о мещанстве? Какие формы оно принимает в нашей жизни? 

Ирина Маленко

Святые мощи под пивко, или O кретинизмe профессионализма
 
 

… Все началось с письменных (и частично телефонных) приставaний ко мне дублинской русской общины, которая растет размером не по дням, а по часам. 
Приставаний преимущественно на религиозную тему: то мне звонили какие-то доброжелательные женщины (бежавшие с приютившей их когда-то “ужасной коммунистической Кубы”, откуда они бежали только тогда, когда этим весьма габаритным дамам стало грозить легкое похудение и затягивание пояса на их могучей талии), то приходили электронные послания с приглашением на открытие русской православной церкви в Дублине (почему-то соотечественники за рубежом непременно считают, что “русский” в обязательном порядке должен быть синонимом “православного”!)…

Я старалась быть вежливой. Вежливо отвечала вкрадчивому голосу, знавшему о тяжелой болезни близкого мне человека и приглашавшему меня посетить чудoтворную икону, которую привозит в Дублин какой-нибудь очередной поп в торчащих из-под рясы джинсах, в надежде на то, что с горя человек способен на любую глупость, что занята, что не живу в Дублине, не реагировала на электронную почту, но в конце концов, получив очередное послание в тоне “Боже, царя храни!”, не выдержала. Вежливо же написала – на английском, ибо серьезного патриотизма, такого, когда хочешь и пытаешься что-то сделать для своей страны, я в большинстве этих людей не заметила, - что прошу исключить меня из их рассыльного списка, ибо я – атеист и нахожусь далеко от Дублина. 

В ответ последовала глупенькая ухмылка на транслите – “хе-хе предлагаю заложить петропавловскую крепость в устье лиффи, а чернышевского найдем потом!”(орфография сохранена). Хотя я не говорила в своих двух строчках ни о революции, ни о коммунизме, не призывала хотя бы попытаться организовать профсоюзы и выступить за свои права, (ибо те же самые люди постоянно жалуются друг другу в своем узком кругу на то, как работодатели их дискриминируют по сравнению с ирландскими работниками, но не пошевелят и пальцем для того, чтобы хоть что-то предпринять.) 

Знала я и имя написавшего. Антон из Питера, один из многих работающих ныне в Дублине по контракту российских компьютерщиков, - тex самых, про которых у нас сейчас пишут, что это “мозг нации”, которого она лишается в результате того, что они ищут себе счастья за рубежом. Но речь сейчас не о том, где они ищут себе счастья. Мы все знаем, что жизнь сложнее лозунгов и не всегда складывается так, как бы нам того хотелось. Речь о другом. Что же это за нация такая, если это действительно её мозги? И только ли о нашей нации в данном случае можно говорить? 

С Антоном и его друзьями я познакомилась через интернет, когда искала кандидатов для радиоинтервью во время подготовки серии моих репортажей для ирландского RTE о жизни иммигрантов в Ирландии. Казалось бы, очень интеpесная идея: молодые российские профессионалы (это вам не сборщики грибов и уборщицы-официантки в МакДональдc!) собрались вместе, создали свой сайт (www.russiandublin.com), делятся на нем друг с другом своим опытом проживания в этой стране, помогают юридическими советами... Да, политика их не интересует, но не всех же она должна интересовать! Меня, например, она тоже “интересует” не от хорошей жизни: мне глубоко противно от того, что я вижу вокруг себя, но я осознаю, что если в неё “не лезть” , то полезут другие – такие, как моя бывшая одноклассница Леночка, которая не могла как следует ни учиться, ни работать, ничего делать в жизни, кроме как болтать языком. Такие, из которых получаются все современные “крупные” политики. И что потом именно эти люди будут вершить нашими жизнями так, как того их левая нога захочет. 

Вспомните, ведь все начинается в средней школе. Заниматься общественной работой у нас считалось чем- то постыдным. Те, кто мог что-то серьезное делать в жизни – хорошо учился, имел какие-то таланты, в музыке, спорте, в любых других областях, - никогда не думал о том, чтобы стать профессиональным ”балаболкой”. Зачем мне это нужно, если у меня голова на плечах? Произносить речи – к чему большая часть такой работы, увы, сводилась;, - казалось нам ужасным лицемерием, даже если мы искренне верили в наш строй, наш образ жизни и идеи социальной справедливости. Для меня до сих пор есть что-то ужасно лицемерное в произнесении публичных красивых речей. 

Начинаются выборы – в совет отряда, в совет дружины, в комитет комсомола. Кого выбрать? Мы сразу все практически прятались под парты: кого угодно, только не меня! Вот и пожинаем сегодня плоды того, что выбрали “кого угодно”. Ведь наверняка именно так начинал свою “грандиозную карьеру” и Горбачев. Типичный пример человека, который, кроме болтовни, ни на что хорошее не способен. 

Теперь, когда я понимаю все это, мне не остается ничего другого, кроме как “лезть” в эту грязную, омерзительную (без кавычек) политику. Как бы прoтивно это ни было. Чтобы хотя бы моих детей и внуков постигла участь лучшaя, чем. моё поколение. “Бой идет святой и правый, ради жизни на Земле”. Но если сказать об этом Антону, он даже не поймет, о чем. это я. И вот тут-то и началась моя головоломка: как же это понимать, что люди с университетским образованием, да причем не формальным (они же прекрасно разбираются в комьюперах- значит, мозги-то есть?) могут быть такими равнoдушными дуболомами во всем, что не касается их узкопрофессиональной деятельности? 

Первые тревожные звонки раздались для меня, когда я подписалась на форум сайта наших молодых профессионалов и увидела, о чем. они разговаривают целый день друг с другом. Вы думаете, о науке, об искусстве, о погоде, о спорте или о смысле жизни? Ничего подобного, в течение целого рабочего дня они перекидываются друг с другом (и невольно – со мной, ибо все эти сообщения засоряли и мой почтовый ящик) репликами на единствeнную интересующую их тему : куда пойти выпить пива после работы; идти вообще пить пиво или не идти; какое пиво лучше; почем оно в каком пабе; сколько кружек кто может выпит за раз, и т.п.... И это-все. 

Дело не в том, что я ханжа и призываю не пить пиво. Я его сама пью. Просто для меня это не предмет, занимающий всецельно моё воображение в течение полного рабочего дня. Для меня есть в жизни много вещей важнее и интереснее. Опять-таки это личное дело каждого, чем. он интересуется. Но как раз этого-то и “не позволяется” мне и таким, как я такими вот моими соотечественниками – поколением, выбравшим пиво! - которые не могут смириться с тем, что есть люди, чей круг интересов пивом, обедом и зарплатой не ограничивается. Отсюда – и все писульки о Чернышевском в ответ на простую, вежливую просьбу оставить меня со своим пивом и святыми мощами в покое. 

Отдельно – о равнодушии. Это удручает больше всего. Нет, никто не требует и даже не ожидает, что наприехавшие сюда “за деньгами” ( ибо по мнению наших умников, “за туманом едут только дураки”) будут волноваться по поводу судьбы ирландского народа (если это не касается их собственного экономического и иммиграционного статуса). Но если ты абсолютно равнодушен к чему-то, то зачем об этом писать, да ещё с видом знатока, который пришёл и сразу во всем разобрался, и для которого все в этом мире элементарно (если бы так как для Холмса!), по той элементарной причине, что ему на все, кроме самого себя, любимого, глубоко наплевать? Однако пишут. Именно такими стали 99% наших российских профессиональных журналистов. Свои “Курилки” есть и среди любителей, вроде дублинских русских компьютерщиков. Вот, почитайте, например, опус одного из них о Северной Ирландии (правописание оригинала сохранена). 

Поездка в Белфаст 

Расскажу немного – может будет любопытно – тем более что в прессе немало болтовни по этому поводу. Оговорюсь что позволю себе высказывания с многоточиями, вместо которых можно вставить мои мысли. 

Оформил я UK тур.визу и решили мы с корефаном (работает в Дублине, разгильдяй типа меня) съездить в Белфаст (Сев.Ирландия, принадлежит UK). Перед этим выслушали немало плохих историй, предупреждений итп. 

Для начала (вечер до) зашли мы в кабачок на окраине Дублина в районе под названием Lohundra (произносится Лохундра, как корефан сказал – "нормальные пацаны, наверное обитают в других районах") – это просто п@ц – типа сельского клуба – возраст посетителей от 18 до 81го, большая часть посетителей мужского пола представляют из себя "тюленей" (рост 165, вес тоже около 165) – женская половина, в принципе, была "под стать" мужской. Пела там на сцене "а-ля попзвезда" девушка размеров выше среднего, что вполне соответствовало духу этого заведения. Вобщем веселья нам хватило на весь вечер. Да, в течении данной поездки мы использовали прозвище "Тюлень" по отношению к друг другу как самое наиобиднейшее. 

Следующим утром встали пораньше (в 9-30), погрузились и поехали. Границы нет никакой – только есть плакаты у дороги "money changed", GSM оператор меняется (prepaid отключается) и дороги получше. Да, в UK расстояния и скорость в милях, а в Ирландии – скорость в милях, а расстояния в км. Напимер на обратном пути видим указатели "Dublin 100", "Dublin 90", "Dublin 80", "Dublin 70", потом (после границы) опять "Dublin 80", "Dublin 70" итд, что в первое время сбивает с толку. 

Доехали, отыскали наш Guest House (юг Белфаста), побросали там багаж и колеса и потопали на экскурсии. Забавно, есть 3 известных мне типа UK фунтов – основной (и всем известный), шотландский, и североирландский. Курс одинаков – просто в каждой отдельной области предпочитают именно местные деньги. Водила в автобусе отказался брать шотландскую купюру и после некоторых пререканий повез нас даром. В обменниках спрашивают – тебе местных денег или других - что вполне резонно, но звучит довольно забавно. Да, шотландскую купюру мы вдюндили потом таксисту "индусу" и получили сдачу. 

Центр города абсолютно не похож на ирландские города – чем-то немного напоминает Копенгаген, но только немного. По-моему, вышеназванный Копенгаген можно посещать много раз, а Белфаст city, пожалуй, нет. Но стоит отдать должное – симпатичных девушек в Белфасте побольше чем в ирландских городах. 

Бросалось в глаза обилие видеокамер на улицах, часть из них с инфракрасной подсветкой для ночного наблюдения Также большинство заборов высотой с 3 меня и "колючкой" наверху. В центре много дедушек в форме типа отставных военных – ходят только с рациями – чуть что полиция будет через минуту. 

Кто то рассказывал нам про экскурсии на кэбах – решили покататься после всего. Поймали кэб (новое авто – даже не знаю как описать – ни на что не похож – качество изготовления – швах – чего-то побрякивает, постукивает итп). Сели и поехали. По центру города не возит вообще, а везет сразу показывать местные достопримечательности – проблемные кварталы. Вначале спрашивает – "а вы кто ?" – отвечаем, а сами думаем "а какая ему @ разница ? Вези давай !" - потом поняли. 

Да, кэбы и такси поделены на 2 части – дальше поймете – водила (протестант) платит своим – показал другие авто – которые платят другим и соответственно есть ограничения где он может работать, а где нет. 

Проблемные кварталы находятся на северо-западе города и представляют собой дома для люмпенов, довольно грязно, много росписей на стенах итп. Часть домов побогаче, но их немного. Все поделено на 2 части – католическая и протестантская – историю страны читайте сами, будет понятнее. Между кварталами проходит здоровенная стена – "стена мира" - чем-то смахивает на Берлинскую стену (до 1990 гг). В кварталы входы – выходы только по нескольким дорогам, многие из которых автоматически закрываются в 18-00. Почему автоматически – с обеих сторон раньше постреливали "не своих" закрывателей этих ворот, минировали их итп. Пабов практически нет. Короче там обитают в основном рабочий люд, они работают, похоже, с раннего утра до 17-00, и домой. 
Эти районы контролируются IRA и RIRA (Real IRA) с ирландской стороны и UVF (какие то стрелки - волонтеры), UDA (чего-то тоже аналогичное), и кем-то еще с другой, с протестантской стороны. 

Забавно то IRA на слуху у всех, а группировки с другой стороны малоизвестны (стоит отдать должное хитрости английских политиков), но как вы, надеюсь, понимаете, они мало чем по-сути друг от друга отличаются. Плюс ко всему они немало воюют и внутри своих же кварталов между собой за первенство, право контроля над чем-либо (рэкет, наркотики итп). 

Роспись на стенах представляет собой гербы и символы (графити) этих группировок с изображением "носорогов" и "горилл" с оружием в руках. Самым забавным (для нас) было то что у англичан (на рисунках) в руках автоматы Калашникова, как и у противопложной стороны. Насколько помню наши лет 30 назад поставляли через Ливию за копейки AK-74 для IRA дабы ослабить железную лэди Маргрэт (хитрость/не хитрость – судите сами), но и, видимо, приторговывали тем же и другой стороне в частном порядке. Может я тут не совсем прав – кто его сейчас разберет. 

Короче - мы сидели в этом кэбе – смотрели на мир изнутри как на зоопарк – а местные носороги в обоих кварталах смотрели на нас примерно так же - типа, а это что еще, @ля, за симпотяги. 

В Дублине в субботу вечером в центре в пабах не протиснуться. В Белфасте – почти тишина. На некоторых пабах мелкие надписи кем контролируется. Когда тормозишь такси – тебя сначала спрашивают куда ехать и только потом открывают двери. Встретили вечером наших друзей, моего коллегу и его подругу из Италии, и они нас привели в паб недалеко от Университета – абсолютно другой, почти :) как в Дублине. 
Выходим в двенадцатом часу из паба, ловим такси. Первый проехал мимо без остановки, второй, третий. Я сгоряча не выдержал - табличка TAXI у них горит, идет пустой без пассажиров, но не тормозит - что за беда ?! Выскакиваю прямо на дорогу и вслед этому удаляющемуся зеленоглазому такси объясняю (жестикуляцией) все что о нем и его коллегах думаю. Сзади шум мотора, о думаю - такси, сейчас то его и тормозну. Оборачиваюсь, а там полицейский броневик (типа облегченного БТРа) и прет прямо на меня ... Треть секунды соображал что лучше сделать - "бросок под танк" или все таки лучше в сторону. Последнее таки оказалось предпочтительнее :) 

Следующим утром поехали по побережью на северо-восток ирл. Острова – классно – красиво, тихо, скалы, море, туристы. Некоторые дороги напоминают "Военно - Грузинскую" наличием крутых склонов и подьемов (еле тянешься на 1й передаче) и проблематичностью разойтись со встречным. Хочу рвануть туда еще раз когда будет потеплее. 
© П.Камушкин, январь 2001. 
http://russiandublin.org/default.asp?text=dmbelfast
 

Весьма “глубокий” анализ, не правда ли? 

Грустно, девушки… А все дело в том, что думая о людях образованных, я помнила знаменитое “в человеке все должно быть прекрасно”, теорию и практику воспитания всесторонне развитой личности в нашей стране при социализме (которая и до сих пор остается в действии на Кубе, и благодаря успешному применению которой молодые кубинцы до сих пор приводят в изумление своим необычайно широким кругозором и проникновeнием в суть вещей иностранцев с Запада, здесь оказавшихся). Помнила таких людей, как мой отец – отличник, спортсмен, чемпион области по легкой атлетике и доцент, кандидат наук по механике. Таких, как преподаватель из московской Бауманки, который мне случайно встретился в уже постперестроечные годы: он был не только знатоком своей специальности, но и по моей – истории и лингвистике – мог кого угодно заткнуть за пояс. И при этом оставался чрезвычайно простым, скромным и милым человеком, вовсе не считавшим, что он всегда прав. 

Это, кстати, - одно из коренных отличий наших сегодняшних “профессионалов” oт всесторонне развитых личностей – без кавычек! -- старой, социалистической школы.  Чванливый максимализм, полная уверенность в том, что они всегда правы- даже если они понятия не имеют о предмете дискуссии, - смешанные с полным равнодушием к предмету такой дискуссии или разговора, да и вообще ко всему, кроме своего кармана и желудка (ну, может быть, и ещё каких-то частей тела) – вот то характерное, что отличает “новых русских”, не анекдотичных, а действительных. 

Мне было очень нелегко открыть для себя это. Я приучила себя думать, что вышеперечисленное характерно для людей необразованных, о которых можно сказать :”Ну, что с них взять, бедняжек?” Но если такими являются сегодняшние “мозги России”, то бедная наша страна… 

Именно на почве этого и завязалась моя дискуссия о “кретинизме профессионализма” с одним моим хорошим другом, российским профессором-гуманитарием. И вот что он мне написал…. 

Письмо от Александра

"А что, собственно говоря, ещё ожидать от большинства наших славных сограждан,
выехавших за рубеж ? Уезжали-то, в основном, не простые труженики села и города. Отсюда и всё остальное. Скажу честно. Меня больше удивил вопрос о том,  "как можно совмещать в себе знание информатики с такой потрясающей тупостью и невежеством во всех других областях?" 

Ира-а-а-а !!! Так это же идеал нашего времени, т.е. эпохи капитализма, и суть его ! Когда мы с тобой рисуем образ современного нашего россиянина (впрочем, и западного тоже) в образе  нового русского это, конечно же, упрощение картины. И сами  новые русские  и те, кто поумнее их, с удовольствием слушают анекдоты о  новых русских  и готовы вместе с нами посмеяться над ними. Но вот когда ты заведёшь речь о ПРОФЕССИОНАЛАХ, о том, что профессионализм =кретинизм, и, более того, нет человека более страшного, чем профессионал, вот здесь тебя не поймут. А ведь первобытным человеком можно быть не только с дубиной в руках, но и с компьютером, что совершенно замечательно, демонстрирует этот компьютерщик. Да, в своей области, он царь и бог, за её пределами   дальше пива он уже и не может мыслить и это есть следствие его образования и
воспитания. Если он занял некую нишу, которая даёт ему возможность жить, т.е зарабатывать, то зачем знать больше этого ? А если, не дай Бог, он берётся решать какие-то общественные проблемы, то он пребывает в полной уверенности в том, что, если у него получается что-то с компьютерами, то и в этом он разберётся. 

В результате получается А.Д. Сахаров, который искренне полагал, что уж если он атомную борьбу изобрёл, то уж реформировать Советский Союз особого труда не составит. Почему ? Потому что они   представители точных наук, потому что 2 + 2 = 4 во все времена, у всех народов и независимо ни от какой идеологии, вот где, между прочим, заложена основа  общечеловеческих ценностей.  Но если бы их единственно профессионально развитая извилина могла задаться вопросом: а, действительно, почему всегда и везде 2 + 2 = 4, то выяснилось, что это возможно благодаря тому, что математика и связанные с ней науки СУГУБО АБСТРАКТНЫ И ИМЕННО ЭТА АБСТРАКТНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ ИМ БЫТЬ ТОЧНЫМИ. Нигде в мире нет некоего конкретного объекта, имя которому 2, который при соединении с таким же конкретным объектом 2 давал бы в сумме 4 совершенно одинаковых объекта. Это всё абстракция с самого начала, которая из всего многообразия свойств предмета отражает только одну его характеристику  количество, и не больше. И потому
их математическая гармония, которую они пытались перенести в общественную сферу
оказалась ещё большей утопией, чем Кампанелла, Мор и т.п. вместе взятые. Но, кроме того, само существование профессионала наполнено парадоксами и сам он, по большому счёту, парадокс. 

Профессионализм есть следствие разделения труда, а потому профессионал может существовать только в обществе производителей профессионалов, между которыми нет никакого взаимного интереса, кроме двух: 1) каждый стремится продать произведённый им товар подороже, а произведённый другим -  подешевле, и 2) всех профессионалов, как человеческих существ, объединяет их животное начало (все едят, спят, ходят в туалет и т.п.).
И поскольку нет иных объединяющих начал, то вся культура капитализма, вся его пропаганда стоится сейчас не на неких стройных и логических теориях, которые требуют некоего напряжения при восприятии, а на инстинктах, потому что проще и эффективнее. А потому и сайт наших славных сограждан в Ирландии не может быть иным, иначе как их можно собрать вместе ? Это всё прекрасно понимали в Советском Союзе, и потому у нас была концепция  всесторонне развитой гармоничной личности, которая и сейчас позволяет русскому профессору-гуманитарию смело лезть с отвёрткой в руке в видеокассету, а русской
журналистке - легко сдавать на права."

Однако, вернёмся к основной теме, т.е. к теме профессионализма.

Итак, рождение профессионализма можно отнести к тем древним временам, когда
произошли сначала первое, а затем второе общественное разделение труда. Появление земледельцев и скотоводов, а затем ремесленников   это и есть начала становления общества профессионалов. И это был огромный шаг в развитии экономики и человеческого общества в целом. Собственно говоря, само понятие  прогресс подразумевает две составные части: 1) совершенствование орудий труда (техника) и 2) совершенствование технических, технологических навыков, развитие научных знаний. Это второе и развивалось именно по пути разделения труда, специализации и профессионализма. Иначе и быть не могло, ибо увеличивавшийся объём знаний (в данном случае, даже точнее, производственных знаний и навыков требовал такой специализации, как для увеличения количества продукции, так и для улучшения её качества). Это, повторюсь, был огромный шаг вперёд, поскольку со времён
древнего мира мы встречаем такие периоды (и довольно длительные) периоды в
истории человечества, когда развитие экономики и повышение уровня благосостояния общества происходили ЦЕЛИКОМ за счёт совершенствования навыков, практически без изменения орудий труда.

Однако подлинный расцвет профессионализма и профессионалов наступает, безусловно, в эпоху капитализма. Машинная техника и её обслуживание (тем более, современная компьютерная техника) требует профессионала. Именно глубокое разделение труда и специализация позволила многие приборы, которые прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Но так стало далеко не сразу. Когда англичане стали потихоньку осваивать Индию, а значит определять куда им можно  воткнуться со своим товаром и где, они обратились к изучению индийского ремесла. И выяснилась любопытная картина. Индийский ремесленник, который мог создавать поистине великие шедевры (ткачество, изделия из драгоценных металлов и т.п.) АБСОЛЮТНО НЕ ЗНАЛ КАКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯТ ПО ХОДУ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА. И это отнюдь не мешало ему быть профессионалом высокого класса. Но разница между английским инженером и индийским ремесленником заключалась в том, что первый понимал, что и как он дела, а второй действовал ПО ТРАДИЦИИ. 

Но, ладно, с Индией. Вспомним английских рабочих-детей у ткацких станков. Обслуживание первых машин было столь просто, что в целях экономии расходов на
зарплату капиталисту было выгоднее использовать неграмотного ребёнка, чем взрослого рабочего. Можем ли мы считать этого бедного ребёнка профессионалом? А почему нет ? Одним словом, с самого своего начала капиталистический профессионализм несёт в себе семена, как это ни парадоксально, ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕГРАМОТНОСТИ И ДАЖЕ ПРОСТО БЕЗГРАМОТНОСТИ. И это вполне закономерно. При капитализме, где все человеческие отношения рассматриваются и оцениваются через призму денег, уважаемым работником будет считаться не обязательно самый умный и самый образованный, а тот, кто получает больше всех денег. Получать больше всех будет тот, кто лучше всех исполняет свою ФУНКЦИЮ. И потому, в принципе, работнику НИЧЕГО КРОМЕ СВОЕЙ ФУНКЦИИ И ТОГО, ЧТО С НЕЙ СВЯЗАНО ЗНАТЬ, И НЕ НАДО. И никогда (за редким исключением, конечно) сам работник не поменяет свою работу на более творческую, но менее оплачиваемую, по соображениям идеального характера. (Конечно, если существуют государственные программы переобучения и переподготовки, когда есть, более или менее, приличное пособие по безработице, то рискнуть можно, однако нельзя сказать, что даже на богатом Западе это принимает характер массового явления). Более того, зашедшая столь чудовищно далеко специализация и профессионализация начинает негативно влиять на
работу профессионала в его профессиональной области. Примеры: сейчас в России,
фактически. общепризнан тот факт, что искусство литературного, художественного
перевода благополучно скончалось. 

На первый взгляд, это кажется парадоксом. Как же так ? Вот вам свободное общение с иностранцами, вот вам доступ к иностранным текстам, вот приезжают иностранные преподаватели и т.п. И ведь любопытно то, что нельзя сказать, что у нас абсолютно нет людей, знающих иностранные языки, наоборот. Профессионалы есть, вот только кроме своей коммуникативной функции они ничего и не знают. Зачем им история, философия, религия и т.п. изучаемой страны ? Спросите любого современного студента, что главное в нынче при изучении языка ? Коммуникация ! Я говорю с иностранцем, он меня понимает. И
этого вполне достаточно. В результате мы имеем удивительных специалистов в этой
области: язык знаем, сказать нечего. Второй пример:  он буквально лезет к нам с экранов телевизоров каждый день. Телеведущие. Я уже не говорю об увеличившемся темпе речи, при котором нормальное осмысление услышанного становится просто невозможным. Я о другом. О многочисленных ошибках в именах и, особенно, в  географических названиях уже устали говорить. А зачем профессионалу знать географию ? И таких примеров очень много.

Разумеется, речь не идёт о том, чтобы снова стать на четвереньки и залезть
на дерево. Просто: 1) с ситуацией, когда профессионал профессионалу   волк, надо
покончить, 2) именно советская система образования, в принципе, оказывается
наиболее эффективной, а это означает, что идея гармонически развитой
личности вновь становится актуальной. Чем отличается советский профессионал от
капиталистического ? 1) нестандартностью мышления, а эта нестандартность не
есть некий дар божий, а следствие школьного воспитания и обучения, когда
даются ОСНОВЫ ВСЕХ НАУК, а не ранняя специализация. 2) свободный творческий труд,
не связанный с наживой. Безусловно, нельзя сказать, что в Советском союзе это
было реализовано полностью, но то, что Советский Союз стоял к этому идеалу
ближе, чем Запад и, тем более, современная Россия это так. Нынешний же
российский профессионализм  это профессионализм колониального типа (как и
экономика России есть экономика колониального типа), где основные типы
развития профессиональной и научной деятельности прямо или косвенно осуществляется
западными правительственными и неправительственными структурами. Ждать здесь
прорывов сложно.
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 ч
 
TopListRambler's Top100 Service