От редакции. Открывая
новую рубрику о современном мещанстве, мы надеемся на активное участие
читателей в изучении этого общественнного зла. Ждем ваших высказываний
по поводу поднятых в этой статье вопросов. Что вы думаете о мещанстве?
Какие формы оно принимает в нашей жизни?
Ирина Маленко Святые мощи под пивко, или O кретинизмe профессионализма
… Все началось с письменных (и частично телефонных) приставaний ко мне
дублинской русской общины, которая растет размером не по дням, а по часам.
Я старалась быть вежливой. Вежливо отвечала вкрадчивому голосу, знавшему о тяжелой болезни близкого мне человека и приглашавшему меня посетить чудoтворную икону, которую привозит в Дублин какой-нибудь очередной поп в торчащих из-под рясы джинсах, в надежде на то, что с горя человек способен на любую глупость, что занята, что не живу в Дублине, не реагировала на электронную почту, но в конце концов, получив очередное послание в тоне “Боже, царя храни!”, не выдержала. Вежливо же написала – на английском, ибо серьезного патриотизма, такого, когда хочешь и пытаешься что-то сделать для своей страны, я в большинстве этих людей не заметила, - что прошу исключить меня из их рассыльного списка, ибо я – атеист и нахожусь далеко от Дублина. В ответ последовала глупенькая ухмылка на транслите – “хе-хе предлагаю заложить петропавловскую крепость в устье лиффи, а чернышевского найдем потом!”(орфография сохранена). Хотя я не говорила в своих двух строчках ни о революции, ни о коммунизме, не призывала хотя бы попытаться организовать профсоюзы и выступить за свои права, (ибо те же самые люди постоянно жалуются друг другу в своем узком кругу на то, как работодатели их дискриминируют по сравнению с ирландскими работниками, но не пошевелят и пальцем для того, чтобы хоть что-то предпринять.) Знала я и имя написавшего. Антон из Питера, один из многих работающих ныне в Дублине по контракту российских компьютерщиков, - тex самых, про которых у нас сейчас пишут, что это “мозг нации”, которого она лишается в результате того, что они ищут себе счастья за рубежом. Но речь сейчас не о том, где они ищут себе счастья. Мы все знаем, что жизнь сложнее лозунгов и не всегда складывается так, как бы нам того хотелось. Речь о другом. Что же это за нация такая, если это действительно её мозги? И только ли о нашей нации в данном случае можно говорить? С Антоном и его друзьями я познакомилась через интернет, когда искала кандидатов для радиоинтервью во время подготовки серии моих репортажей для ирландского RTE о жизни иммигрантов в Ирландии. Казалось бы, очень интеpесная идея: молодые российские профессионалы (это вам не сборщики грибов и уборщицы-официантки в МакДональдc!) собрались вместе, создали свой сайт (www.russiandublin.com), делятся на нем друг с другом своим опытом проживания в этой стране, помогают юридическими советами... Да, политика их не интересует, но не всех же она должна интересовать! Меня, например, она тоже “интересует” не от хорошей жизни: мне глубоко противно от того, что я вижу вокруг себя, но я осознаю, что если в неё “не лезть” , то полезут другие – такие, как моя бывшая одноклассница Леночка, которая не могла как следует ни учиться, ни работать, ничего делать в жизни, кроме как болтать языком. Такие, из которых получаются все современные “крупные” политики. И что потом именно эти люди будут вершить нашими жизнями так, как того их левая нога захочет. Вспомните, ведь все начинается в средней школе. Заниматься общественной работой у нас считалось чем- то постыдным. Те, кто мог что-то серьезное делать в жизни – хорошо учился, имел какие-то таланты, в музыке, спорте, в любых других областях, - никогда не думал о том, чтобы стать профессиональным ”балаболкой”. Зачем мне это нужно, если у меня голова на плечах? Произносить речи – к чему большая часть такой работы, увы, сводилась;, - казалось нам ужасным лицемерием, даже если мы искренне верили в наш строй, наш образ жизни и идеи социальной справедливости. Для меня до сих пор есть что-то ужасно лицемерное в произнесении публичных красивых речей. Начинаются выборы – в совет отряда, в совет дружины, в комитет комсомола. Кого выбрать? Мы сразу все практически прятались под парты: кого угодно, только не меня! Вот и пожинаем сегодня плоды того, что выбрали “кого угодно”. Ведь наверняка именно так начинал свою “грандиозную карьеру” и Горбачев. Типичный пример человека, который, кроме болтовни, ни на что хорошее не способен. Теперь, когда я понимаю все это, мне не остается ничего другого, кроме как “лезть” в эту грязную, омерзительную (без кавычек) политику. Как бы прoтивно это ни было. Чтобы хотя бы моих детей и внуков постигла участь лучшaя, чем. моё поколение. “Бой идет святой и правый, ради жизни на Земле”. Но если сказать об этом Антону, он даже не поймет, о чем. это я. И вот тут-то и началась моя головоломка: как же это понимать, что люди с университетским образованием, да причем не формальным (они же прекрасно разбираются в комьюперах- значит, мозги-то есть?) могут быть такими равнoдушными дуболомами во всем, что не касается их узкопрофессиональной деятельности? Первые тревожные звонки раздались для меня, когда я подписалась на форум сайта наших молодых профессионалов и увидела, о чем. они разговаривают целый день друг с другом. Вы думаете, о науке, об искусстве, о погоде, о спорте или о смысле жизни? Ничего подобного, в течение целого рабочего дня они перекидываются друг с другом (и невольно – со мной, ибо все эти сообщения засоряли и мой почтовый ящик) репликами на единствeнную интересующую их тему : куда пойти выпить пива после работы; идти вообще пить пиво или не идти; какое пиво лучше; почем оно в каком пабе; сколько кружек кто может выпит за раз, и т.п.... И это-все. Дело не в том, что я ханжа и призываю не пить пиво. Я его сама пью. Просто для меня это не предмет, занимающий всецельно моё воображение в течение полного рабочего дня. Для меня есть в жизни много вещей важнее и интереснее. Опять-таки это личное дело каждого, чем. он интересуется. Но как раз этого-то и “не позволяется” мне и таким, как я такими вот моими соотечественниками – поколением, выбравшим пиво! - которые не могут смириться с тем, что есть люди, чей круг интересов пивом, обедом и зарплатой не ограничивается. Отсюда – и все писульки о Чернышевском в ответ на простую, вежливую просьбу оставить меня со своим пивом и святыми мощами в покое. Отдельно – о равнодушии. Это удручает больше всего. Нет, никто не требует и даже не ожидает, что наприехавшие сюда “за деньгами” ( ибо по мнению наших умников, “за туманом едут только дураки”) будут волноваться по поводу судьбы ирландского народа (если это не касается их собственного экономического и иммиграционного статуса). Но если ты абсолютно равнодушен к чему-то, то зачем об этом писать, да ещё с видом знатока, который пришёл и сразу во всем разобрался, и для которого все в этом мире элементарно (если бы так как для Холмса!), по той элементарной причине, что ему на все, кроме самого себя, любимого, глубоко наплевать? Однако пишут. Именно такими стали 99% наших российских профессиональных журналистов. Свои “Курилки” есть и среди любителей, вроде дублинских русских компьютерщиков. Вот, почитайте, например, опус одного из них о Северной Ирландии (правописание оригинала сохранена). Поездка в Белфаст Расскажу немного – может будет любопытно – тем более что в прессе немало болтовни по этому поводу. Оговорюсь что позволю себе высказывания с многоточиями, вместо которых можно вставить мои мысли. Оформил я UK тур.визу и решили мы с корефаном (работает в Дублине, разгильдяй типа меня) съездить в Белфаст (Сев.Ирландия, принадлежит UK). Перед этим выслушали немало плохих историй, предупреждений итп. Для начала (вечер до) зашли мы в кабачок на окраине Дублина в районе под названием Lohundra (произносится Лохундра, как корефан сказал – "нормальные пацаны, наверное обитают в других районах") – это просто п@ц – типа сельского клуба – возраст посетителей от 18 до 81го, большая часть посетителей мужского пола представляют из себя "тюленей" (рост 165, вес тоже около 165) – женская половина, в принципе, была "под стать" мужской. Пела там на сцене "а-ля попзвезда" девушка размеров выше среднего, что вполне соответствовало духу этого заведения. Вобщем веселья нам хватило на весь вечер. Да, в течении данной поездки мы использовали прозвище "Тюлень" по отношению к друг другу как самое наиобиднейшее. Следующим утром встали пораньше (в 9-30), погрузились и поехали. Границы нет никакой – только есть плакаты у дороги "money changed", GSM оператор меняется (prepaid отключается) и дороги получше. Да, в UK расстояния и скорость в милях, а в Ирландии – скорость в милях, а расстояния в км. Напимер на обратном пути видим указатели "Dublin 100", "Dublin 90", "Dublin 80", "Dublin 70", потом (после границы) опять "Dublin 80", "Dublin 70" итд, что в первое время сбивает с толку. Доехали, отыскали наш Guest House (юг Белфаста), побросали там багаж и колеса и потопали на экскурсии. Забавно, есть 3 известных мне типа UK фунтов – основной (и всем известный), шотландский, и североирландский. Курс одинаков – просто в каждой отдельной области предпочитают именно местные деньги. Водила в автобусе отказался брать шотландскую купюру и после некоторых пререканий повез нас даром. В обменниках спрашивают – тебе местных денег или других - что вполне резонно, но звучит довольно забавно. Да, шотландскую купюру мы вдюндили потом таксисту "индусу" и получили сдачу. Центр города абсолютно не похож на ирландские города – чем-то немного напоминает Копенгаген, но только немного. По-моему, вышеназванный Копенгаген можно посещать много раз, а Белфаст city, пожалуй, нет. Но стоит отдать должное – симпатичных девушек в Белфасте побольше чем в ирландских городах. Бросалось в глаза обилие видеокамер на улицах, часть из них с инфракрасной подсветкой для ночного наблюдения Также большинство заборов высотой с 3 меня и "колючкой" наверху. В центре много дедушек в форме типа отставных военных – ходят только с рациями – чуть что полиция будет через минуту. Кто то рассказывал нам про экскурсии на кэбах – решили покататься после всего. Поймали кэб (новое авто – даже не знаю как описать – ни на что не похож – качество изготовления – швах – чего-то побрякивает, постукивает итп). Сели и поехали. По центру города не возит вообще, а везет сразу показывать местные достопримечательности – проблемные кварталы. Вначале спрашивает – "а вы кто ?" – отвечаем, а сами думаем "а какая ему @ разница ? Вези давай !" - потом поняли. Да, кэбы и такси поделены на 2 части – дальше поймете – водила (протестант) платит своим – показал другие авто – которые платят другим и соответственно есть ограничения где он может работать, а где нет. Проблемные кварталы находятся на северо-западе города и представляют
собой дома для люмпенов, довольно грязно, много росписей на стенах итп.
Часть домов побогаче, но их немного. Все поделено на 2 части – католическая
и протестантская – историю страны читайте сами, будет понятнее. Между кварталами
проходит здоровенная стена – "стена мира" - чем-то смахивает на Берлинскую
стену (до 1990 гг). В кварталы входы – выходы только по нескольким дорогам,
многие из которых автоматически закрываются в 18-00. Почему автоматически
– с обеих сторон раньше постреливали "не своих" закрывателей этих ворот,
минировали их итп. Пабов практически нет. Короче там обитают в основном
рабочий люд, они работают, похоже, с раннего утра до 17-00, и домой.
Забавно то IRA на слуху у всех, а группировки с другой стороны малоизвестны (стоит отдать должное хитрости английских политиков), но как вы, надеюсь, понимаете, они мало чем по-сути друг от друга отличаются. Плюс ко всему они немало воюют и внутри своих же кварталов между собой за первенство, право контроля над чем-либо (рэкет, наркотики итп). Роспись на стенах представляет собой гербы и символы (графити) этих группировок с изображением "носорогов" и "горилл" с оружием в руках. Самым забавным (для нас) было то что у англичан (на рисунках) в руках автоматы Калашникова, как и у противопложной стороны. Насколько помню наши лет 30 назад поставляли через Ливию за копейки AK-74 для IRA дабы ослабить железную лэди Маргрэт (хитрость/не хитрость – судите сами), но и, видимо, приторговывали тем же и другой стороне в частном порядке. Может я тут не совсем прав – кто его сейчас разберет. Короче - мы сидели в этом кэбе – смотрели на мир изнутри как на зоопарк – а местные носороги в обоих кварталах смотрели на нас примерно так же - типа, а это что еще, @ля, за симпотяги. В Дублине в субботу вечером в центре в пабах не протиснуться. В Белфасте
– почти тишина. На некоторых пабах мелкие надписи кем контролируется. Когда
тормозишь такси – тебя сначала спрашивают куда ехать и только потом открывают
двери. Встретили вечером наших друзей, моего коллегу и его подругу из Италии,
и они нас привели в паб недалеко от Университета – абсолютно другой, почти
:) как в Дублине.
Следующим утром поехали по побережью на северо-восток ирл. Острова
– классно – красиво, тихо, скалы, море, туристы. Некоторые дороги напоминают
"Военно - Грузинскую" наличием крутых склонов и подьемов (еле тянешься
на 1й передаче) и проблематичностью разойтись со встречным. Хочу рвануть
туда еще раз когда будет потеплее.
Весьма “глубокий” анализ, не правда ли? Грустно, девушки… А все дело в том, что думая о людях образованных, я помнила знаменитое “в человеке все должно быть прекрасно”, теорию и практику воспитания всесторонне развитой личности в нашей стране при социализме (которая и до сих пор остается в действии на Кубе, и благодаря успешному применению которой молодые кубинцы до сих пор приводят в изумление своим необычайно широким кругозором и проникновeнием в суть вещей иностранцев с Запада, здесь оказавшихся). Помнила таких людей, как мой отец – отличник, спортсмен, чемпион области по легкой атлетике и доцент, кандидат наук по механике. Таких, как преподаватель из московской Бауманки, который мне случайно встретился в уже постперестроечные годы: он был не только знатоком своей специальности, но и по моей – истории и лингвистике – мог кого угодно заткнуть за пояс. И при этом оставался чрезвычайно простым, скромным и милым человеком, вовсе не считавшим, что он всегда прав. Это, кстати, - одно из коренных отличий наших сегодняшних “профессионалов” oт всесторонне развитых личностей – без кавычек! -- старой, социалистической школы. Чванливый максимализм, полная уверенность в том, что они всегда правы- даже если они понятия не имеют о предмете дискуссии, - смешанные с полным равнодушием к предмету такой дискуссии или разговора, да и вообще ко всему, кроме своего кармана и желудка (ну, может быть, и ещё каких-то частей тела) – вот то характерное, что отличает “новых русских”, не анекдотичных, а действительных. Мне было очень нелегко открыть для себя это. Я приучила себя думать, что вышеперечисленное характерно для людей необразованных, о которых можно сказать :”Ну, что с них взять, бедняжек?” Но если такими являются сегодняшние “мозги России”, то бедная наша страна… Именно на почве этого и завязалась моя дискуссия о “кретинизме профессионализма” с одним моим хорошим другом, российским профессором-гуманитарием. И вот что он мне написал…. Письмо от Александра "А что, собственно говоря, ещё ожидать от большинства наших славных
сограждан,
Ира-а-а-а !!! Так это же идеал нашего времени, т.е. эпохи капитализма,
и суть его ! Когда мы с тобой рисуем образ современного нашего россиянина
(впрочем, и западного тоже) в образе нового русского это, конечно
же, упрощение картины. И сами новые русские и те, кто поумнее
их, с удовольствием слушают анекдоты о новых русских и готовы
вместе с нами посмеяться над ними. Но вот когда ты заведёшь речь о ПРОФЕССИОНАЛАХ,
о том, что профессионализм =кретинизм, и, более того, нет человека более
страшного, чем профессионал, вот здесь тебя не поймут. А ведь первобытным
человеком можно быть не только с дубиной в руках, но и с компьютером, что
совершенно замечательно, демонстрирует этот компьютерщик. Да, в своей области,
он царь и бог, за её пределами дальше пива он уже и не может
мыслить и это есть следствие его образования и
В результате получается А.Д. Сахаров, который искренне полагал, что
уж если он атомную борьбу изобрёл, то уж реформировать Советский Союз особого
труда не составит. Почему ? Потому что они представители точных
наук, потому что 2 + 2 = 4 во все времена, у всех народов и независимо
ни от какой идеологии, вот где, между прочим, заложена основа общечеловеческих
ценностей. Но если бы их единственно профессионально развитая извилина
могла задаться вопросом: а, действительно, почему всегда и везде 2 + 2
= 4, то выяснилось, что это возможно благодаря тому, что математика и связанные
с ней науки СУГУБО АБСТРАКТНЫ И ИМЕННО ЭТА АБСТРАКТНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ ИМ БЫТЬ
ТОЧНЫМИ. Нигде в мире нет некоего конкретного объекта, имя которому 2,
который при соединении с таким же конкретным объектом 2 давал бы в сумме
4 совершенно одинаковых объекта. Это всё абстракция с самого начала, которая
из всего многообразия свойств предмета отражает только одну его характеристику
количество, и не больше. И потому
Профессионализм есть следствие разделения труда, а потому профессионал
может существовать только в обществе производителей профессионалов, между
которыми нет никакого взаимного интереса, кроме двух: 1) каждый стремится
продать произведённый им товар подороже, а произведённый другим -
подешевле, и 2) всех профессионалов, как человеческих существ, объединяет
их животное начало (все едят, спят, ходят в туалет и т.п.).
Однако, вернёмся к основной теме, т.е. к теме профессионализма. Итак, рождение профессионализма можно отнести к тем древним временам,
когда
Однако подлинный расцвет профессионализма и профессионалов наступает, безусловно, в эпоху капитализма. Машинная техника и её обслуживание (тем более, современная компьютерная техника) требует профессионала. Именно глубокое разделение труда и специализация позволила многие приборы, которые прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Но так стало далеко не сразу. Когда англичане стали потихоньку осваивать Индию, а значит определять куда им можно воткнуться со своим товаром и где, они обратились к изучению индийского ремесла. И выяснилась любопытная картина. Индийский ремесленник, который мог создавать поистине великие шедевры (ткачество, изделия из драгоценных металлов и т.п.) АБСОЛЮТНО НЕ ЗНАЛ КАКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯТ ПО ХОДУ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА. И это отнюдь не мешало ему быть профессионалом высокого класса. Но разница между английским инженером и индийским ремесленником заключалась в том, что первый понимал, что и как он дела, а второй действовал ПО ТРАДИЦИИ. Но, ладно, с Индией. Вспомним английских рабочих-детей у ткацких станков.
Обслуживание первых машин было столь просто, что в целях экономии расходов
на
На первый взгляд, это кажется парадоксом. Как же так ? Вот вам свободное
общение с иностранцами, вот вам доступ к иностранным текстам, вот приезжают
иностранные преподаватели и т.п. И ведь любопытно то, что нельзя сказать,
что у нас абсолютно нет людей, знающих иностранные языки, наоборот. Профессионалы
есть, вот только кроме своей коммуникативной функции они ничего и не знают.
Зачем им история, философия, религия и т.п. изучаемой страны ? Спросите
любого современного студента, что главное в нынче при изучении языка ?
Коммуникация ! Я говорю с иностранцем, он меня понимает. И
Разумеется, речь не идёт о том, чтобы снова стать на четвереньки и залезть
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |
ч |