Left.ru __________________________________________________________________________

 

От переводчика:

Как человек, много лет проживший в Нидерландах, в многонациональном районе Роттердама, я не перестаю удивляться такому очевидному противоречию между словом и делом её коренного населения: между провозглашаемой на словах как чуть ли не главное природное качество голландского народа и один из основных предметов его гордости и цивилизованности по сравнению с другими народами “толерантностью” (терпимостью) - и неизменно бурной реакцией в стиле “как у быка на красную тряпку” на такую никому не мешающую, казалось бы, вещь, как традиционная мусульманская одежда женщин-иммигранток, носить которую их в большинстве слуачев вовсе никто не принуждает. Кроме уважнения к своим культурным традициям - многократно усилившегося из-за насильственно навязывамых ими норм и ценностей другой культуры…

Как человек абсолютно нерелигиозный и никогда не носивший дома, в CCСР, ни сарафанов, ни даже головных платков зимой, через пару лет жизни в Нидерландах я была удивлена, когда поймала себя на мысли, что мне тоже начинает этого хотеться. Я приехала в Нидерланды с полной готовностью уважать местные традиции и обычаи – но, естественно, ожидала от такой терпимой, такой цивилизованной нации того же и по отношению к себе. Но слишком уж бесцеремонным оказалось навязывание нам “нидерландских норм” – без малейшего уважения к каким бы то ни было другим традициям и вообще без готовности принять тот факт, что в мире существуют различные культуры, ни одна из которых не является более “примитивной” по сравнению с другими (кроме, может быть, культуры массовой!), и что носитель ни одной из этих культур НЕ МОЖЕТ просто вот так, под угрозой кнута и пряника, изменить свою сущность, ибо культура, в которой он был воспитан, составляeт часть его личности.

За примером далеко ходить не надо – раз уж у нас зашлa речь об одежде.
Меня, например, глубоко оскорблял тот факт, что я должна повсюду на пляже летом наблюдать обнаженные молочные железы местных жительниц. В моей культуре – в той, в которой я была воспитана, - женщина, обнажающаяся публично, равнозначна женщине легкого поведения, а её поступок провоцирует мужчин относиться ко всем нам, как к куску мяса для удовлетворения своей похоти. В моей культуре такая женщина не уважает саму себя и позорит всех женщин вообще. Я согласна принять тот факт, что многие нидерландцы смотрят на это по-другому. Но тем не менее, я сталкиваюсь с этим отвратительным для меня – и для многих людей – зрелищем повсюду, и никто и не задумается над тем, что можно бы было ограничить это явление отдельными, специально созданными для этого пляжами, уважая чувства таких, как я. Из-за этого, кстати (слишком противно, будто сидишь в публичном доме!) , я вообще не хожу в Европе на пляжи – что ограничвает мои права! Однако я не считаю себя вправе навязывать голландским женщинам своё мнение и требовать, чтобы они оделись так, как это представляется нормой в моей культуре.

Так почему же нидерландцы отказываются терпеть женщин в чадре? Какую такую угрозу их культуре представляют собой они? Угрозу эмансипации? О какой эмансипации можно вести речь, когда голландские женщины продолжают сохранять один из самых высоких в мире уровней разрывов с местными мужчинами по оплате одинакового труда? Голландская эманcипация заключается, очевидно, в “толерировании” рекламы по радио, типа :” И – барменши “топлесс” – это означает будем доить коровок!” ( дословная цитата из роттердамского радио в 1996 году).

Я лично охотнее надену чадру, чем. смолчу в ответ на такие “современные” выскaзывания, оскорбляющие, на мой “несовременный” взгляд, женское достоинство. Или чем. появлюсь на пляже в таком виде, в каком лежат там они - страдающие ожирением, целлюлитом, возрастной обвислостью мышц и
и просто отсутствием “фатсуна” (приличия- голл.)… . 

Впрочем, сомневаюсь, что голландцы способны это понять. Видимо, для них хватание барменш за обнаженную грудь -это не унижение женского достоинства, а свидетeльство женской свободы…   Дело вкуса!

Ирина Маленкo
__________________________

“Я лучше чувствую себя в чадре”

(интервью Маргрит Фермелен,” Фолкскрант”, 03/01/03)

Пророк Мохаммед тоже был окружен женщинами в чардах, говорит студентка-мусульманка в Нидерландах, посещающая занятия в чадре. Она хочет чувствовать то, что чувствовали эти женщины. 

Она не хочет, чтобы в газете её называли по имени. Фото? Без проблем! Но до того, как фотограф приходит в действие, она достает черную вуаль и закрывает последнее неприкрытое место на своем лице – глаза. Перед нами – одна из трех девушек, которые посещают занятия здесь в экстремистской одежде. Почему?

“Я не могу объяснить это только словами. Это – чувство. Я лучше себя чувствую в чадре. Я хочу быть хорошей мусульманкой. Пророк Мохаммед тоже был окружен женщинами в чадpах. Я не хочу сказать, что я – такая, как эти женщины. Но это – способ почувствовать хоть что-то из того, что должны были чувствовать они.”

Она родилась в Нидерландах. Её родители – из Марокко. Вся семья (3 сестры и брат) – мусульмане, но не в коем случае не фанатичные. Мама носит только платок. Отец ходит в мечеть, но далеко не каждый день. “Меня никто не угнетает, как думают окружающие. Родители вовсе не заставляют меня этого делать. Они разрешают – если я сама хочу. Они оставляют выбор за мной. Я – единственная дома, кто закрывает лицо покрывалом.”

Эта одежда не имеет ничего общего с её марокканскими корнями. “В Марокко так не одеваются. Марокко – не исламская страна. Конечно, многие марокканцы – мусульмане, так же как мусульмане – многие турки и многие жители Нидерландов. Но далеко не все марокканцы исповедают ислам.”

Это – не причуда подростка, подчеркивает она. “Это слишком серьезный шаг. Человек три раза подумает прежде, чем. надеть такое. Этого никто не делает только потому, что это делают твои подруги.”

До того, как она 2 месяца назад появилась в этой одежде на занятиях, она спросила разрешения у ректора. ”Я хочу соблюдать правила. Поэтому я основательно подготовилась. Но мой ректор начал лишь высказывать своё личное мнение. Я к нему пришла не за этим – я хотела знать, какие правила на этот счёт у нашего учебного заведения. Могут ли меня исключить за то, что я появлюсь на занятиях в чадре. Но нет, таких правил нету.”

Во время занятий она снимает вуаль с лица – и также в детских яслях, где она работает 2 дня в неделю. “Конечно. Там работают одни женщины, там это нормально. А воспитательница яслей не может закрывать своё лицо – его выражение слишком важно для работы. С этим я согласна. И на занятиях тоже. Но вдруг неожиданно они стали заставлять меня снимать вуаль и вне класса. Якобы учителя не знали, как на меня смотреть. Какое это имеет значение, если я ношу её в коридоре или в столовой?”

В этом месяце руководство учебного заведения будет решать, можно ли запретить ношение чадры в его стенах полностью. Руководство – в лице Анки Ферлаан – за такой запрет, заявилo онo газете. “Могут ли они просто так ввести такое правило? Я специально попросила разрешения заранее и получила его. Если из-за нового правила я не смогу посещать занятия, тем самым они отнимут у меня будущее. Я не позволю этому случиться. Если надо, я обращусь в суд.”

 - Но Коран не заставляет носить чадру?

-Интересное заявление! Ислам – это не только Коран. Высказывания Пророка также важная его часть. Не говоря уже о традициях.

- В мусульманских кругах часто можно услышать, что для того, чтобы быть хорошим мусульманином, надо быть в центре общества….

- Речь идет о связи с группой. Она или есть, или её нет. Если кто-то выглядит немного не так, как большинство, это не должно иметь никакого значения.

 - Ты не чувствуешь себя изолированной в такой одежде?

 - Я – человек общительный. Я часто беру инициативу на себя - и продолжаю это делать. Так что от изоляции я не страдаю.

- Как реагириют окружающие на твою одежду?

- Иногда они меня высмеивают. Большинство думает, что меня кто-то угнетает. Не хочу назвaть такие реакции надоедливыми- это же для них что-то новое, людям нужно время, чтобы привыкнуть.

 - А ношение перчаток – обязательная часть такого наряда?

 - Нет, я это выбрала сама.”

  Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 
TopListRambler's Top100 Service