Left.ru __________________________________________________________________________

 

Незабываемая картина американского терроризма во Вьетнаме  пятидесятых годов

Тихий американец, режиссер Филлип Нойс, по роману Грэма Грина

Ричард Филлипс, 17 декабря 2002 года.


«Тихий американец» режиссера Филлипа Нойса, который сейчас вышел в прокат в США и Англии – запоминающееся и глубокое изображение кровавой роли американских спецслужб и их местных агентов в годы упадка французского  колониального господства во Вьетнаме. Снятый по прославленному роману Грэма Грина (1955 год), это – очень своевременное напоминание о том, как организованный США терроризм готовил почву для вторжения американских войск во Вьетнам.

Действие происходит в Сайгоне в 1952 году, когда вьетнамские силы национального освобождения наносят сокрушительные удары колониальным французским властям. Фильм совмещает сложную любовную историю и расследование убийства. Он начинается с обнаружения в реке трупа молодого американца – сотрудника агенства гуманитарной помощи. Американец – Олден Пайл (Брендан Фрейзер) - был убит. Французская колониальная полиция вызывает Томаса Фаулера (Майкл Кейн) для опознания тела. Фаулера – потрепанный жизнью журналист, курильщик опиума – был приятелем и, позднее, соперником Пайла.

После этого начинается длинная ретроспекция – Фаулер вспоминает свою первую встречу с Пайлом несколькими месяцами раньше, и все личные и политические события, которые свели их и сделали их врагами.

Молодой и неопытный на вид Пайл, только что прибывший в Сайгон, дружески относится к Фаулеру и просит у всезнающего, хотя и циничного, журналиста  информации и совета о Вьтнаме.

Фаулер объясняет, что у него «нет мнения» о войне против французского господства, что он – сторонний наблюдатель. Пайл заявляет, что Америка – не колониальная держава, как Франция или Англия, что она желает принести демократию во Вьетнам.

Вскоре после этого Фаулер знакомит Пайла с Фуонг (До Тхи Хай Ен), его сожиетльницей-вьетнамкой. Пайл очарован прелестной девушкой. В то же время Фаулер получает телеграмму от Таймс, в которой ему сообщают о переводе на работу в Лондон. Он не хочет оставить Фуонг и вернуться к распавшемуся браку в Англии, поэтому решает поехать на север в зону боевых действий, чтобы посылать корреспонденции и продлить свое пребывание во Вьетнаме.

Приехав вместе с французскими военными в Пхат Дьем, Фаулер натыкается на Пайла. Странность этой встречи забывается после того, как они узнают о кровавой бойне местных крестьян. Французский офицер и Пайл утверждают, что руководимый коммунистами Вьетмин (предшественник Вьетконга) совершил это злодеяние, но Фаулер не убежден.

Той же ночью Пайл признается, что влюбился в Фуонг и отправился на север для того, чтобы лично сообщить о своем решении предложить ей выйти за него замуж. Фуонг отвергает предложение, но через несколько недель, под давлением своей честолюбивой сестры, которая считает американца куда более удачной партией, решает жить с Пайлом.

Ожесточенный журналист, который как будто надеялся спастись от надвигающейся старости через отношения с Фуонг, начинает узнавать больше о Пайле и о сомнительных личностях, связанных с гуманитарной помощью. Молодой американец – сотрудник недавно организованного Центрального Разведывательного Управления, которое предоставляет политическую и экономическую помощь генералу Тхе, местному главе вооруженных бандитов, и другим правым политическим силам. Эта «третья сила», которая воюет и с французами и с Вьетмином, создается США, чтобы взять под свой контроль Вьетнам и обеспечить интересы США в Индокитае.

Фаулер, который осознает, что больше не может отсаваться безроазличным к этим махинациям, выясняет, что химикалии, поставляемые из США в рамках медицинской помощи, могут использоваться как взрывчатка. Его подозрения трагически подтверждаются, когда два заминированных автомобиля взрываются в центре Сайгона. В этом теракте, убившем десятки невинных жителей ложно обвиняют коммунистов. Фаулер, который был свидетем теракта, и которому его помощник  Хин (Цзи Ма), сочувствующий коммунистам, объясняет, что «рано или поздно надо выбрать, на чьей ты стороне, если хочешь остаться человеком», решает остановить Пайла.

Пайл пытается оправдать теракт, заявляя, что французы неспособны победить коммунистов и что на войне «приходиться использовать любые возможные средства». Этот взрыв, продолжает он, вызовет поддержку американского Конгресса  «войне против коммунизма». Ужаснувшись такому отношению, Фаулер решает помочь тем, кто планирует убийство Пайла.

Тихий американец кончается возобновлением отношений между Фуонг и Фаулером. Его репортажи, написанные для Таймс и наложенные на действие фильма прослеживают окончательное поражение французов в битве Дьен Бьен Фу в 1954 году и американское вмешательство вплоть до полномасштабной войны при президенте Джоне Ф. Кеннеди в середине 60-х.

Фильм заслуживает похвалы. Актерский состав очень силен, Кейн и Фрейзер играют очень удачно. Хотя шестидесятидевятилетнему Кейну иногда нелегко преодолеть пятидесятилетнюю разницу в возрасте с До Тхи Хай Ен, это не создает серьезных препятствий. В целом Кейн, который как будто создан для роли пресыщенного, слегка меланхоличного корреспондента Таймс, создает один из самых убедительных образов за весь долгий период своего творчества.

Девятнадцатилетняя До Тхи Хай Ен великолепна в роли Фуонг, как и остальные вьетнамские актеры. Фуонг явно символизирует колониальную эксплуатацию Вьетнама. Ее неторопливый рассказ Фаулеру о судьбе вьетнамок, которым иностранцы обещают жениться, а потом бросают, и они не в состоянии ни вернуться домой к прежней жизни, ни начать новую жизнь в другой стране – особенно впечатляет.

Слава богу, на этот раз Нойс сумел, как видно, удержать своего кинооператора, часто претенциозного Кристофера Дойла, под контролем. В результате образы сдержаны, но потрясающе действенны. Они прекрасно сочетаются с великолепным звуком.

Тихого американца нельзя назвать выдающимся событием кинематографа, но выверенный подход Нойса и его верность духу выдающегося своим предвидением  романа придает фильму эмоциональную и политическую силу, способную воздействовать на мыслящего зрителя. Что осбенно важно, фильм побуждает нынешнее поколение перемотреть историю американского вмешательства в Индокитае и начать сравнивать поддержанные американцами терракты во Вьетнаме и тайные операции, проведенные США и их союзниками за последние 40 лет с Латинской Америке, на Ближнем Востоке и по всему миру.

Когда взрыв в Сайгоне разносится эхом по кинозалу и Пайл объясняет, что «третья сила» нужна, чтобы «спасти Вьетнам», невольно вспоминаешь, что не так уж давно Реган предоставлял техническую и финансовую помощь таким типам, как Осама Бин Ладен, прославляя их как «борцов за свободу» в войне против СССР в Афганистане.

                    Политическая цензура и американская слежка за Грином

Хотя сейчас «Тихий американец» идет в Англии и в некоторых кинотеатрах Нью-Йорка и Лос Анжелеса, чтобы его можно было выставить на премию Американской Кинокадемии (Оскар –пер.), фильм мог бы до сих пор лежать «на полке», если бы это зависело только от генерального продюссера Мирамакс. Законченный более года назад (в середине 2001 года) фильм руководители  Мирамакса решили не выпускать в прокат после 11 сентября 2001 года.

Ссылаясь на отрицательную реакцию «пробных зрителей» после взрыва Центра Всемирной Торговли, сопредседатель Мирамакс Харви Вейнштейн заявил, что фильм Нойса не может быть показан потому, что сотрудники и друзья назвали его «непатриотичным» и что «Америка должна сплотиться и держаться заодно». Нойсу сказали в частном порядке, что его фильм «дохлый номер» и никогда не выйдет на экраны.

После нескольких месяцев закулисной борьбы Кейна и Нойса, с поддержкой некоторых американских кинокритиков, требовавших выпуска фильма, Мирамакс согласился показать его на кинофестивале в Торонто. Тольок после того, как он заслужил похвалы критики на фестивале, америкаский продюссер согласился на ограниченный прокат в США. 

Хотя Нойс и Кейн смогли в конце концов преодолеть этот безобразный политический цензурный запрет, их проблемы весьма напоминают те, с которыми столкнулся сам Грин, когда его книга впервые вышла в свет в пятидесятые годы.

В то время Грина объявляли «антиамериканским» мнгогие ведущие американские критики, которые сознательно искажали или опускали недвусмысленное обличение в этой книге секретных операций ЦРУ во Вьетнаме. Статья в Нью-Йорк Таймс в 1956 году утверждала, что роман полон «надуманных персонажей» и сожалела об отсутствии «опытного и умного антикоммуниста» среди героев.

Два года спустя Джозеф. Л. Маникевич снял голливудский фильм с участием Майкла редгрейва и бывшего американского героя воейны Эдди Мерфи. Маникевич вывернул историю наизнанку и изобразил Пайла невинным и отважным борцом за демократию, и посвятил свой фильм марионеточному про-американскому режиму Нго Дин Дьема в Южном Вьетнаме.

Консультантом по сценарию Маникевич взял печально известного специалиста по антипартизанской борьбе Эдварда Г. Ландсдейла и заявил журналистам , что «антиамериканизм» и «прокоммунизм» «вырвались на свободу во всем мире». Ландсдейл, помогавший организовывать «третьи силы» на Филиппинах и во Вьетнаме в сороковые и пятидесятые годы и старшим американским  советником Дьема, послужил Грину одним из прототипов Пайла.

Грин заклеймил фильм Маникевича как «пропагандистский фильм для США» и отстаивал свою книгу, объяснив, что его персонажи – отнюдь не надуманные или «сделанные на заказ» - «в Тихом Американце больше от газетного репортажа чем в любом другом моем романе». Он назвал искажения  Маникевича «предательскими» и заметил, что фильм как будто «специально направлен против книги и ее автора».

Один из самых известных английских писателей 20 века – романист, рассказчик, драматург, кинокритик и журналист – Грин продолжал разоблачать вмешательство США во Вьетнаме в пятидесятые и шестидесятые годы. Он также поддерживал разлимчные антиимпериалистические движения, постоянно клеймил организованные при американской поддержке эскадроны смерти в Латинской Америке и поддерживал дружеские отношения с рядом латиноамериканских лидеров, включая Фиделя Кастро, Даниэля Ортега, Сальвадора Альенде и панамского военного популиста генерала Омара Торрихоса.

В ноябре 1964 года в письме в лондонскую Дейли Телеграф о пытках  военнопленных вьетконговцев южновьетнамскими солдатами, Грин писал :

«Странно в фоторгафиях, появившихся в английской и амерканской прессе то, что они сделаны с одобрения палачей и подписи не содержат даже намека на осуждение. Они могли бы иллюстрировать книгу из жизни насекомых: «Белые муравьи принимают определенные меры против красных после удачного набега.»

Но ведь это не муравьи, а люди! Медленное сползание западного мира в варварство, похоже, ускоряется. Потому, что эти фотографии палачей, солдат армии, которая не могла бы существовать без американской помощи и советников. Значит ли это, что американские власти признают пытки как метод допроса?».

Спецслужбы США считали Грина «опасным». Его определили как «сочувствующего коммунистам» и запретили вьезд в США, несмотря на то, что он запретил публикацию своих романов и рассказов в СССР на долгие годы в знак протеста против политических репрессий в Восточной Европе и СССР.

Согласно документам, полученным на прошлой неделе газетой Гардиан по закону о свободе информации, за Грином постоянно шпионили американские спецслужбы с 50-х годов до его смерти в 1991 году. Американские чиновники, как пишет газета, «не жалели никаких усилий» в своей слежке за Грином, читали его почту, собирали отчеты о нем американских дипломатов и из других темных источников о его путешествиях, особенно по Латинской Америке, и появлениях на международных встречах.

Хотя Филлип Нойс и Майкл Кейн, очевидно, не подозревали что им придется столкнуться  с Мирамаксом, очень важно, что они добились выхода фильма на экраны. Надеемя, что их усилия и сам фильм воодушевит деятелей культуры на создание произведений на другие темы, которые правящие классы не желают допустить на свет. Это было бы подходящим знаком уважения духу романа и часто забываемого замечания Грина о том, что «писатель должен ыть песчинкой в колесах государственной машины».

Перевод Аллы Никоновой. Оригинал опубликован на http://www.wsws.org/articles/2002/dec2002/tqam-d17.shtml
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service