Left.ru __________________________________________________________________________

 

От редактора. В дискуссиях левых активистов часто встречается вульгарное, механистическое понимание марксового подхода к развитию и борьбе классов, а точнее - его непонимание. Так, одни из них, «пролетаристы», полагают, будто рабочие в силу самого их пролетарского социального статуса обладают развитым классовым сознанием и иммунитетом от мелкобуржуазного индивидуализма. Другие, сторонники так называемого «рабочизма», вторя первым, утверждают, что чем выше квалификация рабочих, тем более они революционны. И что только рабочий класс промышленно развитых стран, может стать мотором социалистической революции. Однако факты истории и современности, говорящие о состоянии рабочего класса в разных странах, не желают укладываться в прокрустово ложе этой якобы марксистской теории. Чтобы осмыслить эту реальность с действительно материалистических позиций, нужно, прежде всего, хотя бы знать её, к чему, увы, далеко не всегда стремятся участники таких дискуссий. Но лишь оттолкнувшись от этих фактов, можно увидеть в повседневной жизни и борьбе рабочих шаги в коммунизм.
Один из наших читателей прислал в редакцию адресованное ему и товарищу с его завода интересное письмо с размышлениями на эту тему, которое мы сегодня публикуем, с согласия нашего читателя и его корреспондента.
Т.Апарина
___________

Сергей Поликарпов

Несколько слов о рабочем журнализме

Здравствуйте,  Алексей и Александр!

Жду  продолжения статьи о забастовке (как я понимаю, она сейчас идет, хотя год не указан). Больше всего мне понравилось начало. “У рабочих ОАО “Техглавэлектрострой” кончились деньги на жизнь”. Именно так!

Это уже не спутаешь с буржуазным журнализмом. Если современная Илиада вообще возможна, то она начнется подобной строкой. Рабочий стиль, т.е. органическая цельность рабочего движения, его радикальная инакость “обществу”, “публике” это сейчас всё. Не размениваетесь ли вы по мелочам с этими бесконечными судебными исками и т.п.? И это нужно, конечно. А каждый отдельный рабочий, которому вы так помогаете, возможно, даже скажет, что ничего важнее этого и нет. Но по отношению к классу, думаю, это не так. Ему нужно Слово. Именно с большой буквы. Первая строка новой Илиады, а не инструкция, как сидеть в кабинете у начальника. Если нет сил на то и другое, надо выбирать самое главное. Уверен, что как бы ни мучила наших рабочих нищета, даже недоедание, куда мучительнее духовная беспросветность. В сущности, задача коммунистов и сводится к тому, чтобы класс поверил в себя и стал мечтать по большому счету. Тогда всё будет возможно...

Ваши мысли о связи классового сознания с концентрацией и уровнем производства мне уже встречались. Я категорически не согласен с этим взглядом. Кстати, в той или иной форме он всегда присутствовал в реформизме. А ваша группа, кажется, и относится к нему, вы мне напоминаете экономистов “Рабочего дела”. Ну, дело не в этом. Прежде всего, весь исторический опыт рабочего движения свидетельствует об обратном. Именно в России и Испании, где численность высококвалифицированных рабочих не превышала 10%, произошли наиболее убедительные прорывы к социализму. Эти десять процентов, кстати, составляли опору меньшевизма в рабочем классе. 

Наибольшие концентрации высокотехнологического производства в современном капитализме отличаются низким уровнем организации и сознания их рабочих. В “Силиконовой долине” Калифорнии практически нет профсоюзов, это база наиболее консервативных политических сил. 

Есть и ряд других, не менее серьезных аргументов против подобных взглядов. Например, в отличие от распространенного сейчас в России взгляда о якобы усложнении современного труда, все существующие данные указывают на то, что при позднем капитализме происходит массовая дисквалификация рабочей силы. Труд, а значит, и жизнь подавляющего большинства рабочих становится все более монотонным, лишенным какого-либо творческого элемента. Средний русский крестьянин прошлого века был Леонардо по сравнению со средним рабочим нашего времени. Для того, чтобы стать крестьянином, нужны были годы овладения многообразными трудовыми навыками, большой суммой практических знаний от почвоведения и метеорологии до ветеринарного дела. 

Известно, что в США на рабочего, проучившегося полгода, чтобы получить сертификат по обслуживанию кондиционеров, в рабочей среде уже смотрят как на человека незаурядных дарований и силы воли. Но отсутствие какой-либо прямой связи между уровнем образования и характером труда с политическим, а значит, и духовным развитием личности становится особенно очевидным, если мы посмотрим на работников образованного класса. 

Культурный горизонт среднего специалиста с высшим образованием так же узок, а его политическое сознание так же отстало, как и у сборщика компьютерных плат на соседнем заводе Ай Би Эм. Ядерный физик и астроном, изучающий тайны происхождения вселенной, остается невеждой, причем реакционным невеждой во всем, что касается происхождения и природы его собственного общества. По сравнению с этим ученым, сельскохозяйственный рабочий из Мексики с четырьмя классами приходской школы, который пытается организовать таких же рабочих, как он сам, для защиты от расиста-плантатора, а по ночам читает Маркса и Че Гевару, этот рабочий, конечно же, куда более просвещен и готов к социализму… 

 При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service