Left.ru __________________________________________________________________________


Энн Тэлбот

Правительство США замешанно в запланированной краже 
художественных сокровищ Ирака

19 апреля 2003 года.

Когда вышли на свет масштабы разграбления иракского Национального музея в Багдаде, стало ясно, что это событие произошло отнюдь не случайно. Скорее, это было результатом заранее спланированного воровства культурных и исторических сокровищ музеев Ирака.

Если бы Национальный музей был разграблен бедняками из трущоб, уже это было бы серьезным преступлением, ответственность за которое лежит на оккупационной армии, которая отказалась, несмотря на постоянные предупреждения, организовать защиту иракского культурного наследия.

Однако, когда сотрудники музея смогли сообщить подробности, выяснилось, что грабеж был отнюдь не беспорядочным. Это была работа людей, которые знали, за чем пришли, и принесли с собой необходимые инструменты.

Доктор Дони Джордж, глава Багдадского музея, сказал : "Я уверен, что эти люди знали, чего они хотят. Они не тронули гипсовую копию Черного Обелиска (памятник ассирийской эпохи 9 в.до н.э., оригинал находится в Британском Музее -пер.) Это значит, что они были подготовлены. Они не тронули копии."

Выступая в новостях 4-го английского канала, он сказал доктору Джону Кертису из Британского музея, что среди украденного - священный золотой сосуд из Варки (библейский Ур Халдейский -пер.) пятитысячелетнего  возраста,  аккадское подножие статуи и ассирийская скульптура. Доктор Кертис ответил : "Это все равно, что украсть Мону Лизу".

Только спустя неедлю после грабежа др. Джордж смог сообщить археологам всего мира, что именно пропало. Американское командование не предприрняло никаких усилий, чтобы помешать ворам вывезти добычу из Багдада или начать международные розыски. (Грабители уничтожили картотеки и описи музея, чтобы помешать провести проверку, что именно похищенно -пер.)

Американское нежелание вмешаться нельзя объяснить недостатком предупреждений. Археологи и историки искусства заранее сообщили Петагону об опасности грабежа (об этом предуперждении широко сообщалось, том числе в новостях на русском языке за несколько месяцев до начала агрессии -пер.) Доктор Ирвинг Финкель из Британского Музея сообщил четвертому каналу, что грабеж был "вполне предсказуем и легко предотвратим".

Музей стал жертвой тщательно спланированного налета. Воры, забравшие самые ценные экспонаты, явились с оборудованием для поднятия тяжелых обьектов, которые сотрудники не смогли вынести из залов, и с ключами от укрепленных хранилищ, куда поместили самые уникальные предметы. Со времен нацистского запланированного ограбления музеев Европы, мир не видел подобного преступления.

Интернет-публикация журнала "Бизнес Уик" так озаглавила статью от 17 апреля:  "Были ли Багдадские Воры древностей наготове?"    Подзаголовок : "Они могли знать, что искать, потому, что торговцы антиквариатом заранее сделали свои заказы."

Статья сообщает : "Можно подумать,что преступники только и ждали падения Багдада, чтобы начать действовать. Джил Дж.Стейн, профессор археологии Чикагского университета, десятилетиями проводивший раскопки в Ираке, считает, что самое важное было заказано антикварами заранее. "Они искали вполне определенные артефакты,"- сказал он. "И они знали, где искать.""

Со времен войны 1991 года иракские древности из ограбленных музеев и раскопок заполонили рынки. Статуи распиливали на части, чтобы вывезти из старны, раскопки производились бульдозерами.

Но этот первый грабеж только разжег апетит коллеционеров, уже ограбивших Дальний Восток, Латинскую Америку и итальянские раскопки. Когда лопнул мыльный пузырь мирового фондового рынка, произведения искусства и древности стали еще более надежным вложением денег, и подпольный рынок отреагировал соответсвенно.

Незаконная торговля антиквариатом считается не менее прибыльной, чем наркоторговля, и обе часто связаны. Согласно отчету институту археологических исследований Макдональда "Противозаконная торговля древностями:разрушение мирового археологического наследия", опубликованного в 2001 году, Лондон и Нью-Йорк - главные рынки. Швейцария, чьи законы позволяют считать произведения искусства законной собственностью после пятилетнего пребывания в стране - главный перевалочный пункт.

Профессор лорд Ренфру, глава института археологических исследований Макдональда в Кембридже, сообщил на пресс-конференции, что эта торговля продолжается потому, "что правительство в кармане у торговцев искусством и их клиентов, которые не желают препятствий притоку товара". Он добавил : "Это позор".

После сообщений о грабеже, правительство Блэра спешно созвало пресс-конференцию в Британском музее, и министр культуры Тесса Джуэлл пообещала официальную поддержку для защиты иракских древностей.

Пока она говорила, грабители опустошали Национальную библиотеку Ирака. Хранилище редчайших, многовековой давности иллюстрированных экземпляров Корана и других образцов исламской калиграфии, невосстановимых исторических документов времен Оттоманской империи, было подожжено, при чем погибло неизвестное число текстов.

Репортер Роберт Фиск, увидев пламя, бросился к американским морским пехотинцам, пытаясь спасти хотя бы часть коллекции, но они отказались помочь. Фиск пишет в "Индепендент" : "Я показал им место на карте, точное название на арабском и английском. Я сказал, что дым виден за три мили (около 5 км.-пер.) и добраться туда можно за пять минут. Полчаса спустя их не было и в помине, а пламя поднялось метров на 60 вверх" (В другой статье Фиск предположил, что поджог библиотеки был организван - поджигатели приехали из-за города на автобусах, и когда один из них заметил Фиска, который узнал его по предыдущему поджогу, то погрозил ему оружием. -пер.)

После участи, постигшей багдадский музей, можно сделать логичный вывод, что поджог библиотеки был заметанием следов организованного грабежа заранее отобранных рукописей для богатых коллекционеров. Они сожгли книги - опять как нацисты.

Роль Американского Совета по Культурной Политике (АСКП)

И тут внимание естественно обратилось к АСКП. Даже английские СМИ, которым приходится учитывать одни из самых строгих в мире законов против клеветы, были готовы предположить, что АСКП мог повлиять на политику американского правительства относительно иракского культурного наследия.

АСКП был организован в 2001 году группой богатых коллекционеров искусства, чтобы добиваться отмены закона "О культурной собственности", который пытался регулировать торговлю произведениями искусства ("свобода рынка" - знакомо звучит? -пер.) и препятствовать потоку краденного, льющегося  в США из-за границы. АСКП защищало торговца антиквариатом из Нью-Йорка Фредерика Шульца, осужденного по закону об Украденной национальной собственности; и протестовал против использования решения суда 1977 года США против МакКлейна как прецедента в делах о краденных произведениях искусства (согласно английскому - и американскому - праву, решения суда могут служить основой для дальнейших судов по аналогичным делам - так называемое прецедентное право -пер.)

По делу МакКлейна американский судья постановил, что произведения искусства и украшения доколумбовой эпохи, ввезенные в США без ясно выраженного согласия мексиканского правительства - краденная собственность. По мексиканским законам все археологические находки - государственная собственность, их экспорт запрещен. И Мексика - не единственная страна с подобным законодательством.

Эштон Хокинс, ведущий юрист по вопросам  торговли произведниями искусства и основатель АСКП, считает такие законы "слишком охранительными". Он заклеймил страны с богатыми археологическими "ресурсами" за попытки защитить археологические раскопки и музеи с помощью таких мер, и заявил, что при Клинтоне такая "охранительность" стала основой государственной политики.

Хокинс не сводит глаз с ближневосточных музеев. Он призвал к рассредоточению египетских древностей, хранящихся в Каирском музее. (Такое предложение противоречит основам музейной науки - предметы, связанные с историей цивилизации, должны по возможности оставаться на месте их обнаружения и все вместе, поскольку они - части единого целого, понять и изучить которое невозможно, если целостность нарушена. Выставки и туризм предоставляют возможность массовым посетителям ознакомится с сокровищами чужой культуры, а ученые могут работать в музее-хранилище на месте. Но для богатых коллекционеров все это не имеет значения -пер.).

Оргaнизационное собрание АСКП произошло на Пятой Авеню (традиционный богатый квартал Нью-Йорка) в квартире Гвидо Гольдмана, коллекционера узбекских тканей. Присутствовал Артур Хотон, бывший куратор музея Гетти (еще один богатый коллекционер-грабитель и по совместительству нефтяной миллиардер -пер.) в Малибу в Калифорнии, печально известного выставлением экспонатов сомнительного происхождения. Хокинс ушел на пенсию в 2000 году с поста вице-президента совета попечителей музея Метрополитен в Нью-Йорке, в котором, по словам его бывшего директора Томаса Ховинга, собраны многие предметы искусства, украденные из египетских гробниц.

Еще до нападения на Ирак АСКП встертился с чиновниками Пентагона, выразив озабоченность вопросом иракских древностей. В чем состоит эта озабоченность, видно из слов его казначея Уильяма Перлштейна, который считает соответствующие иракские законы "слишком охранительными". АСКП отрицает, что желает изменения этих законов, но грабеж музеев и библиотек решит эту проблему, если изменятся американские законы о краденных объектах искусства и древности.

Профессор Джон Мерримен из школы права Стэнфордского университета и член АСКП призвал американские суды "избирательно применять международные законы о контроле над экспортом". Другими словами, ввоз украденного в Багадае станет совершенно легальным, если суды США решат не признавать иракских законов.

Мерримен фактически заложил юридическую основу АСКП в 1998 году в статье о том, что факт кражи произведения искусства сам по себе не мешает его законному ввозу в США (власть закона - основа американской демократии, это вам не варварский Ирак -пер.).

Он заявил буквально следующее : "Существование рынка сохраняет обьекты культуры, которые в ином случае могли бы быть разрушены или заброшены, придавая им рыночную цену. В открытой законной торговле обьекты культуры могут попасть к людям, которые выше всего ценят их и поэтому наверняка позаботятся о них" ("Международное право и политика", том 31:1.)

От такого самоoпрaвдания разит лицемерием. Богатые коллекционеры могут сейчас указать на хаос, царящий на улицах Багдада, грабеж музея и поджог библиотеки как на доказательство того, что иракцы не способны или не желают - по бедности или невежеству - позаботиться о своих сокровищах, которые были бы в лучшей сохранности в американских музеях или частных коллекциях.

АСКП представляет интересы самой алчной группы американских правящих классов, которые действуют под девизом : все - даже бесценное с точки зрения науки или искусства - имеет только "рыночную цену".

Они имеют в виду только денежную стоимость, поскольку ценность украденного из музея и библиотеки невозможно подсчитать. Эти люди буквально знают цену всему и не ценят ничего.

Требование рыночного определения владения и доступа к произведениям искусства и археологическим находкам отдаст их в руки богатого меньшинства, и доступ к ним - на  волю владельцев. Несмотря на то, что многие члены АСКП связаны с общественными учреждениями, их цель - прямая противоположность доступности искусства и археологических знаний для широких масс. Они не только пытаются изменить законы других стран, но и выступают против самых прогрессивных традиций американского общества, всегда гордившегося общедоступными музеями.

Перевод с сокращениями Аллы Никоновой.

http://www.wsws.org/articles/2003/apr2003/loot-a19.shtml
 
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service