Left.ru __________________________________________________________________________


Михаил Магид

МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ: ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАКЕ 

Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только селы грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют,
А русские... да что и говорить...
Перед тобой не стану я лукавить;
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.
А.С.Пушкин

Заместителя главы базирующегося в Иране Высшего совета исламской революции в Ираке
Абдель Азиза аль-Хакима встречали в юго-восточном городе Эль-Кут тысячи
мусульман-шиитов. Его приветствовали старейшины арабских племен, шиитские
богословы и многотысячные толпы. Он стал первым высокопоставленным шиитским
религиозным деятелем, вернувшимся в Ирак после падения режима Саддама Хусейна. Тем
временем глава совета аятолла Мухаммед Бакр аль-Хаким обратился ко всем иракским
мусульманам-шиитам, которые составляют до 60 процентов 26-миллионного населения
страны, с призывом собраться 23 апреля в священном городе Кербела, чтобы отметить
дату смерти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда, убитого в 680 году.
Одновременно из Ирана в Ирак перешли девять тысяч боевиков совета.
Американо-британские войска, которые фактически не контролируют ситуацию на юге
Ирака и на всем протяжении 800-километровой ирано-иракской границы. 

... Из интервью с бывшими солдатами иракской армии открылись некоторые
подробности, проливающие свет на причиные распада и исчезновения этой армии.
Конечно сыграл роль и страх перед американцами, и плохие условия в армии, и
ненависть к Саддаму. Но вот один из главных факторов - солдаты говорят, что
накануне штурма их духовники велели им не сопротивляться американцам. Речь о
шиитском духовенстве.

После оккупации Ирака все государственные и общественные структуры саддамитов
развалились как карточный домик. Единственная функционирующая в масштабах страны
централизованная организация (помимо американской армии) это шиитское
духовенство. Именно оно становится центром притяжения, общественно-государственной
кристализации.Вся огромная энергия самоорганизации, высвободившаяся после падения
режима Хуссейна, в отсутствии нового правительства умело направляется духовенством.

События в Ираке развиваются по алжирскому образцу начала 90х, но гораздо быстрее.
В мечетях собираются толпы верующих. По призыву духовенства создаются центры
социальной помощи, куда приносят воду, консервы, медикаменты. Приносят немного, и
вряд ли так можно решить социальные проблемы населения. Но в условиях всеобщего
хаоса и страха перед голодом эта помощь вполне действенна, потому что зрима. Важно
и то обстоятельство, что духовенство интегрирует мощное стремление людей к
взаимопомощи и ставит себе на службу.

Одновременно при мечетях формируются отряды самообороны, цель которых навести
порядок на улицах. Большинство людей хоть и принимало участие в захвате
продовольствия и одежды в магазинах, устало от хаоса и нуждается в поддержании
порядка. Но и это, вполне естественное стремление людей к порядку и самообороне
интегрируется духовенством. Дворы мечетей заполняют вооруженные люди, в мечетях
складируются автоматы и пулеметы. На руках у населения не меньше миллиона единиц
огнестрельного оружия. Все, что было выдано армии и отрядам ополченцев,
сформированных при Саддаме. 

Саддам запрещал религиозные шествия шиитов. Теперь они разрешены, стали возможны.
И вот по призыву духовенства сотни тысяч шиитов совершают паломничество для сбора
в священных городах Неджефе и Кербеле. Мощное пробуждение религиозного импульса на
руку духовенству. Оно постарается использовать этот импульс в своих целях. В
Неджефе уже действует едва ли не единственная сейчас в Ираке радиостанция. Она
называется "Радио Муджахеддин" и полностью контролируется духовенством.

Шииты составляют большинство населения Ирака, но их представители никогда не были
у власти. Шииты всегда были угнетенным большинством. Сейчас их духовники мечтают
об установлении контроля над Ираком. И готовы устранять все препядствия на своем
пути: прикормленного американцами религиозного деятеля Абдельмаджида Аль-Хоуи,
убили сразу же по приезде в Неджеф, на пороге мечети. Высший совет исламской
революции бойкотировал проведенную во вторник в Насирии встречу политических и
религиозных деятелей Ирака с представителями США и Великобритании. По мнению
лидеров шиитов, иракцам необходимо добиваться создания правительства национального
согласия, которое будет строить новую жизнь по исламским законам.

Жители огромных нищих пролетарских кварталов Багдада и Басры, мелкие торговцы
Неджефа и Кербелы, безработные в Эль-Куте, Насерии и Савфане - вряд ли все и
сразу пойдут за духовенствам. Но оно сейчас стало единственной силой, действующей
изнутри самого Ирака, а не привнесенной извне оккупантами. Единственной силой,
сосредоточившей и замкнувшей на себя великие силы взаимопомощи, самоорганизации и
религиозной веры.

Все эти силы сегодня поставлены на службу священникам, обеспокоенным тем же самым,
чем обеспокоены во все времена их коллеги - укреплением и расширением собственной
власти и захватом богатства (в данном случае нефтяных скважин). Эта новая
зарождающаяся власть готовится вступить в схватку с оккупантами. Она накапливает
силы и выжидает (впрочем, радио муджахеддин уже призывает к вооруженной борьбе с
оккупантами). Многомиллионное обездоленное иракское население скоро снова окажется
меж двух огней, между двумя деспотическими силами, борющимися за власть над ним.

Стремление к само-действию, само-организации выходит на поверхность в критической
ситуации. Люди сами начинают наводить порядок на улицах, приносить еду и одежду в
социальные центры.. Однако, сила эта хотя и огромная, но смутная, плохо
осознанная. Она в нынешней ситуации не кристаллзуется в подлинные институты
самоуправления, основанные на воле суверенных народных собраний. И ей, этой силой
начинают управлять, манипулировать авторитарные партии, духовенство, вожди.. И
разыгрывается всякий раз та же трагедия, что и в русской и в большинстве других
революций. Когда победа революции становится фундаментом страшного поражения
трудового народа, скованного новой авторитарной или тоталитарной властью.
 
 
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service