Left.ru __________________________________________________________________________


Дэнни Моррисон

Высокопоставленные двоечники

Всего несколько недель назад я пытался объяснить члену ирландского правительства всю опасность положения республиканцев и их разочарование тем, как прямолинейно на встрече в Хиллсборо Берти Ахерн одобрил предложение Дэвида Тримбла исключить Шинн Фейн из переговоров в связи с любым нарушением ИРА ее же собственного моратория на военные действия.

Чтобы дать вам возможность понять, что такое юнионистская мелочность, приведу один пример.

Итак, по мнению юнионистов, Шинн Фейн можно исключить из переговоров, если ИРА нарушит свое прекращение огня, каковым будет считаться даже беспорядки в католических районах: ИРА ведь вездесуща и всемогуща. Страшное дело!

Санкции против Шинн Фейн уже упоминались в белфастском соглашении, столь неохотно подписанном юнионистами в обмен на ограничение полномочий Ассамблеи. 
Тримбл, однако, идет дальше: критерии должны быть изменены таким образом, чтобы впоследствии юнионисты простым правом большинства могли бы самостоятельно применять санкции против Шинн Фейн.

По его мнению, главным является не сохранение межпартийного баланса, не равноправие юнионистских и республиканских депутатов в вопросах принятия решений, а абсолютное преимущество юнионистов.

Националисты же небеспричинно считают, что для юнионистов проблема применения санкций – не вопрос морали или этики, а хорошее основание для исключения Шинн Фейн из состава правительства.

Никому и в голову не приходит лишить полномочий депутатов партии Ольстерских юнионистов (фактически представляющих интересы лоялистских террористических группировок в правительстве), если те вдруг решат вернуться в Лохинайленд или же Грейстил и перестрелять десяток-другой католиков.

Дэвид Тримбл был на суде признан виновным в нарушении клятвы, данной им при поступлении на пост министра, поскольку он отказался признать своих коллег, Мартина МакГиннесса и Байрбре де Брун, в праве исполнять их прямые обязанности и посещать заседания общеирландских политических органов. Тем не менее, даже двери правительственной столовой были перед ним открыты.

Официальный представитель, с которым я общался, выслушал меня и заверил, что беспокоиться не о чем, что будут присутствовать независимые арбитры, советники и т.п.

Разговор, однако, был совершенно о другом.
Излишняя власть предполагает излишнее злоупотребление ею. 
К тому же любая уступка юнионистам вызовет лишь еще большее сопротивление с их стороны, подогреет их желание выдвигать еще более немыслимые требования – куда абсурднее, например, чем ограничение полномочий Шинн Фейн, самой крупной националистической партии.

Представители юнионистских партий изображают цели своего направления как благородные и справедливые, а все свои деяния – как результат самообороны, и никогда не признают, что именно их предшественники положили начало конфликту.
То, как юнионисты распорядились властью, привело к возникновению целого потока насилия, захлестнувшего нас в последние 34 года.

Хотите узнать, почему националисты неохотно идут на контакт с государством? Обратите внимание на отношение к ним юнионистов, и на условия прямого правления из Лондона, в которых им приходится действовать.

Вам интересно, почему ИРА так осторожна? Взгляните на махинации британских секурократов на протяжении всего периода моратория и на непрекращающиеся попытки юнионистов подорвать и без того хрупкое равновесие, их лицемерие, когда речь заходит о лоялистском терроризме.

Почему Шинн Фейн подвергается таким нападкам? В основном, потому, что своими выступлениями за конструктивную реформу и создание настоящих полицейских сил пытается навести порядок в том, что сотворил из рекомендаций комиссии Паттена Тони Блэр, своими уступками и земными поклонами юнионистам.

На прошлой неделе исполнилось 5 лет со дня подписания белфастского соглашения. Что же мы видим? Британское правительство откладывает опубликование своего плана, а Блэр и Ахерн вынуждены отменить встречу с членами партий в Хиллсборо.
Ни у того, ни у другого просто не хватило времени сделать уроки. 
В свое оправдание высокопоставленные двоечники говорят, что искали лучший способ решения задач и по десять раз перечитывали условия.

На самом же деле ирландское правительство просто не стало вчитываться в и без того абсолютно ясные условия задачи, сформулированной республиканцами: предоставление дополнительных полномочий юнионистам неприемлемо.

Блэр же, увлекшись процессом насильственного осчастливливания Ирака при помощи бомбардировок, решил, что сможет аналогичным образом загнать ИРА в угол и отделаться от Шинн Фейн очередным проектом якобы действенных мер по до сих пор игнорировавшимся британской стороной аспектам соглашения.

ИРА, в свою очередь, выразила в заявлении свое мнение по поводу другого проекта, признанного и ирландским, и – в особенности -британским правительством неприемлемым, так что встреча в верхах не состоялась "из-за ИРА".
Что угрожающего было в этом заявлении? Взрывы в Лондоне? Объявление о прекращении моратория на военные действия? Перевооружение? Новый набор? Создание тренировочных лагерей?

Нам неизвестно, о чем конкретно в нем говорилось, но уж точно ни о чем подобном.
ИРА всего-навсего своими – не блэровскими, не тримбловскими – словами выражает поддержку мирного процесса и результата переговоров.

Республиканцам, с честью вступившим в процесс, теперь остается лишь наблюдать, как британские секурократы всеми доступными средствами губят его.

Некоторые (хотя и не все) юнионисты, возможно, осознали необдуманность своих действий, то, что они ставят под угрозу работу Ассамблеи, на самом деле не желая этого.
Тем не менее, за ними тянется полоса многовековой, ставшей традиционной лжи; верить им практически невозможно, несмотря на все заверения о миролюбивом отношении к республиканцам. 
Юнионисты, оказывается, "просто" требуют "конкретных действий" от ИРА.
Первоначально они (видимо, для отвода глаз) признали международную комиссию по разоружению, возглавляемую Джоном де Шастелленом, ту самую, с которой дважды вступала в контакт ИРА; теперь же они настаивают на обязательном ведении съемки во время уничтожения оружия ИРА.

Однако самым главным остается то, что под "конкретными действиями" юнионисты подразумевают полную капитуляцию. 
Для ИРА же пересмотр заявления равнозначен зависимости от британского правительства, от того, когда оно, наконец, в последний раз перечитает условия задачи и придет к единственно верному решению выполнить наиболее важные условия мирного соглашения – в частности, проведение действенной реформы полиции.

Прогноз: чем бы это ни кончилось – это на самом деле не имеет никакого значения – Дэвид Тримбл будет недоволен.
 
 
 
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service