Left.ru __________________________________________________________________________


УЗАКОНЕННАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ 

16.3.2003 

Итак, в начале апреля, как ожидается, Тони Блэр и Берти Ахерн должны представить
результаты своих переговоров. 

Предполагается, что главным итогом их встреч станет некий план, в основание которого
будут положены поправки к 28-ми страничному документу, представленному партиям на
прошлой неделе в Хилсборо. 

Премьер-министры обеих стран поддержали идею о переносе выборов в региональный
парламент на месяц (до 29-го мая) по причине общей несостоятельности переговоров,
нацеленных на восстановление Ассамблеи и исполнительного органа по совместному
управлению. 

Единым движением наши ведущие политики связывают проведение выборов (важный вопрос, требующий отдельного внимания) и новую договоренность, позволяющую партии Дэвида Тримбла повысить свои шансы. 

Если бы выборы проводились 1-го мая и в отсутствие фактора договоренности (или же
наоборот, наряду с ним), партия Ольстерских юнионистов, по прогнозам, намного отставала
бы от Демократической партии Ольстера (во главе с Ианом Пейсли – прим. перев.)
вследствие общего разочарования юнионистов в белфастском соглашении. 

Ирония создавшейся политической ситуации заключается в том, что именно Ольстерские
юнионисты во главе со своим эксцентричным руководителем Дэвидом Тримблом показали
пример остальным, одарив ИРА особым вниманием. 

От самой ИРА требуется "широкий жест" ("акты о завершении") в подтверждение ранее
принятого решения о полном отказе от силовых мер. 

О реакции ИРА остается только гадать. Однако обязательным остается принятие такого
закона, который, с одной стороны, мог бы служить противовесом налагаемым на
республиканцев требованиям (не становясь, в то же время, образцом конформизма), а с другой
– быть выходом из тупика, выстроенного юнионистами на пути мирного процесса в связи с
предполагаемой или реальной активностью ИРА. 

В 1969-м году силами юнионистской полиции RUC (в то время в Стормонте заседало
юнионистское правительство – прим. перев.) производились аресты в районах, населенных
националистами; в огне погибли сотни домов. 

Именно поэтому националисты – особенно проживающие в наиболее уязвимых районах –
ожидают поддержки от ИРА, пусть даже психологической, находясь в таких условиях, где
невозможно доверять ни местной полиции, ни надеться на помощь ирландского
правительства. 

Вот почему в любом соглашении должны предусматриваться состав и роль полицейских сил –
"из народа и для народа" – если, конечно, ожидается, что полицию примут и будут уважать. 

Сопротивление юнионистов таком подходу выражается в их неприятии рекомендаций
Паттена, в их противлении тому необходимому, что носит название "равенство" и
"правосудие". 

Все перечисленное только усиливает недоверие националистов. 

Утверждая, что вопрос о полицейских силах прояснился, Социал-демократическая
лейбористская партия занимает свое место в комиссии по делам полиции. Шинн Фейн
изначально придерживалась совершенно иных взглядов, что теперь приносит свои плоды: на
рассмотрение передано новое распоряжение о внесении конструктивных изменений. 

Однако главным препятствием на пути переговоров стоит еще одно требование юнионистов:
исключить Шинн Фейн из мирного процесса на случай возможных будущих нарушений ИРА
объявленного прекращения огня. 

Если бы на месте политиков был я, и действовал, руководствуясь исключительно
собственными эмоциями, то мог бы найти массу причин не удовлетворять ни одну из
юнионистских жалоб. 

Это можно было бы объяснить, например, самой природой и причинами конфликта, и тем,
что партия Ольстерских юнионистов всячески унижала ту социально-этническую группу, к
которой я принадлежу, и так и не нашла времени принести свои извинения; или, например,
тем, что юнионисты, питая нежность к террористической деятельности лоялистов, вели
себя лицемерно и несправедливо по отношению к католикам, чьи жизни не представляли для
них особой ценности – в отличие от отстаиваемого союза с Британией. 

Можно было бы упомянуть также и об их скаредности и злобе, когда в Белфаст Сити Холл с
просьбой о пожертвовании обращается националистическая организация. 

Все эти наблюдения и выводы, вместе с подозрениями относительно реальных намерений
юнионистов, влияют на отношение республиканцев к переговорам с ними. 

С другой стороны, республиканцам не следует забывать и о том, что, несмотря на все
"демонстрации протеста" и задержки, юнионисты в конце концов, разделили управление с
Шинн Фейн. 

В чем проблема: в восприятии ли политической ситуации, в тяге к власти, в чем-либо еще? 

Юнионисты разделили управление с республиканцами, твердо стоящими на позициях силовогорешения, направленного на уничтожение их государства, с теми, кто уничтожал их
сторонников. В результате, что бы мы ни говорили, юнионистам пришлось столкнуться с
массой проблем. Конечно, при таких обстоятельствах, им остается обвинять в этом
республиканцев, говоря, что те "взяли в свои руки управление Британией". 

Однако в этом обвинении нет прежней уверенности. Оно звучит слишком высокопарно (хотя
и не так, как обвинения республиканцев-диссидентов, полагающих, что игра словами есть
лучшая стратегия в политике). 

По условиям белфастского соглашения, партия, обвиняемая в нарушении принципов Митчеллав отношении насилия, может быть отозвана из правительства только в том случае, если большинство депутатов – как с юнионистской, так и с республиканской стороны –
обратится с решением об исключении к британскому министру. 

Это условие было введено специально для того, чтобы нарушить устоявшуюся традицию
приоритета юнионистской стороны. 

Юнионисты в настоящее время выступают с инициативой предоставить 40% членам
Ассамблеи право применения санкций против партии, которая, как предполагается, не
выполняет своих обетов, данных при вступлении в правительство. 

Самая жесткая версия требований гласит, что юнионистам следует предоставить право
налагать санкции на Шинн Фейн, если речь идет о реальных, или предполагаемых действиях,
или сообщениях об этих реальных или предполагаемых действиях республиканского движения
вообще где-либо в мире. 

Мы помним, как в прошлом году юнионисты вытащили на свет божий подложные сведения с
Ближнего Востока о неких самодельных бомбах, обнаруженных в палестинском лагере и
напоминающих такие, какими пользовалась ИРА (хотя ИРА не занимается производством
таких самодельных бомб). По словам юнионистов, выступающих против мирного соглашения,
ИРА, стало быть, нарушает прекращение огня, а потому Шинн Фейн следует выгнать из
правительства! 

Подобные заявления представляют собой все тот же "договор о сносе", против которого
выступает Шинн Фейн. Сейчас оговаривается введение так называемых "страховок",
предотвращающих вероломное вмешательство юнионистов в механизм мирного процесса;
так, например, вопрос о введении санкций следует передать независимому органу
наблюдателей, который сообщит свое мнение британскому министру, за которым останется
принятие решений. 

Как и ожидалось, ирландское правительство и Социал-демократическая лейбористская
партия поддерживают эту мысль, не задумываясь о том, какой урон нанесет мирному
процессу исключение Шинн Фейн из состава правительства по сомнительным обвинениям, и к чему приведет последующий захват юнионистами главных политических постов
республиканцев в этой узаконенной фальсификации. 

Берти Ахерну следует еще раз пересмотреть свою позицию. 

Приверженность ИРА мирному процессу бесспорна; однако несомненно и то, что
предоставление юнионистам права на исключение ведущей республиканской партии породит волну гнева и разочарования среди националистов. 

Дэнни МОРРИСОН 

Перевод Елены ДОРОШЕНКО 
 

Майк Ритчи, директор Coiste na n-Iarchimi1

Равноправие для всех

Процесс разрешения североирландского конфликта пока что развивается далеко не по всем направлениям; подтверждение тому – вопрос о равноправии для бывших заключенных, которому не было уделено должного внимания в недавнем голосовании.

Речь идет прежде всего о реабилитации бывших политзаключенных. 
Эта проблема упорно игнорируется и британским, и ирландским правительством, хотя и постоянно поднимается Шинн Фейн.
Фактически, британское правительство склонно скорее приостановить рассмотрение вопроса о статусе находящихся "в бегах", чем обратиться к политическим причинам конфликта. 
Все, по-нашему мнению, гораздо проще: дело во всеобщем равенстве.

Мирный процесс, во всей его сложности отражаемый в средствах массовой информации, кажется полной противоположностью отношению британского правительства к своим агентам, нарушившим закон в ходе конфликта.

Вот несколько примеров.

* Омбудсмен полиции, рассматривая дело Сэмюэля Дэвенни, обнаружила, что, хотя вина за смерть Дэвенни целиком и полностью лежит на полицейском RUC, дать делу дальнейший ход невозможно, поскольку всем офицерам RUC в первые же годы конфликта была объявлена амнистия;

* Из по меньшей мере 360 расследований обстоятельств смерти в результате действий RUC и британской армии за все время конфликта лишь четыре окончились вынесением приговора обвиняемым и только два – заключением виновных под стражу;

* Европейский Суд по Правам Человека в случаях Джордан, МакКерр, Келли против британского правительства постановил, что нарушения, допущенные в ходе следствия, были настолько грубыми, что затрагивали даже право на жизнь;

* Наконец, двое солдат, виновных в убийстве, были просто отпущены в свою часть.

То, что начальник полиции Хью Орд недавно назначил обсуждения по вопросу об оставшихся после конфликта нераскрытых делах, для всех явилось неожиданностью. 
По его словам, не раскрыто 2.700 убийств. Ронни Фланаган, его предшественник, утверждал, что "все дела остаются открытыми".
Похоже, Орд чувствует нерациональность сложившегося положения.
Вот несколько возможных вариантов прочтения его заявлений:

Во-первых, своим вмешательством Орд, возможно, демонстрирует готовность защищать тех своих подчиненных, которые были вовлечены в преступления, касающиеся прав человека;

Во-вторых, не исключено, что главным соображением стали резервы. Если многие из подчиненных Орда уже долгое время участвуют в подобных преступлениях, и если сейчас начнутся повальные увольнения, то полицейские силы испытают элементарную нехватку персонала;

В-третьих – и это самое невероятное предположение – ведущий секурократ впервые признал существование альтернативных путей решения проблемы (т.е. не через суды), а также и то, что обвинения, судимости и последующая дискриминация, возможно, не лучший способ достижения мира и равноправия.

Отметим также, что международное право (по протоколу II Женевской Конвенции) призывает к амнистии и реабилитации как можно большего числа заключенных по окончании любого конфликта.
Сейчас, спустя 9 лет после объявления о прекращении огня, бывшие заключенные, безусловно, этого заслуживают.

Почему это требует внимания?
В прошлом месяце Coiste na n-Iarchimi получили сообщения о четырех случаях дискриминации, проявленной по отношению к бывшим политзаключенным на основании их прежней судимости.

В первом случае служащий, проработавший два года, и при поступлении на должность объявивший о своей судимости, теперь находится под угрозой увольнения, поскольку его личное дело было вновь извлечено и перечитано с пристрастием;

Во втором – человек, имеющий юридическое образование, не был даже рекомендован для работы в местном органе самоуправления. Пострадавший совершенно уверен, что причиной тому – его судимость;

В третьем случае бывший медицинский работник смог получить лишь место маляра – и снова по причине своей судимости;

Наконец, бывший заключенный, освободившийся 16 лет назад, лишился лицензии по решению Департамента окружающей среды. 
По закону самого Департамента, это право может применяться только в отношении лиц, чей срок освобождения составляет не более трех лет.

На самом деле таких примеров тысячи; как показывает опыт, для бывших политзаключенных шанс надолго остаться без работы составляет в городе Нью-Лодж 65%, в графстве Монахан - 82%, а в западном Белфасте – 87%.
Задача нашей организации в данном случае состоит в том, чтобы судимость политзаключенных не рассматривалась законодательством Ирландии как повод для дискриминации. 
Однако это долгий процесс.
По нашему мнению, установление равноправия в ирландском обществе подразумевает также и включение бывших заключенных во все сферы деятельности, и конец дискриминации, основанной на как таковом участии в конфликте.
Реабилитация могла бы стать возможным способом достижения успеха. Так что, мистер Блэр, вы, позаботившись о своих, должны предоставить нам возможность позаботиться о наших.
 
 
 
 
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service