Left.ru __________________________________________________________________________


От редактора. 
В конце апреля в разных городах России состоялась очередная общероссийская паровыпускательная "акция протеста" против социальной политики правительства, организованная ФНПР и "народно-патриотическими силами" во главе с КП РФ. Митинги, собравшие, в основном, бюджетников и пенсионеров, кончились ничем. Как и раньше, лидеры шмаковских профсоюзов и "народные патриоты" успешно делают вид, что защищают трудящихся, оглашая площади привычными призывами: "Даешь новый курс развития страны!", "Правительство - в отставку!" (Последнее требование выставили сейчас даже "Яблоко" и "Единая Россия" – президент разрешил и им немножко помахать этим лозунгом – выборы на носу как никак). Правительство же по-прежнему, как Васька, слушает да ест. Ест – почти в буквальном смысле – живую плоть трудящиеся, сидящих без зарплаты и всё туже затягивающих пояса. А они либо глядят в рот Шмакову, который сдал их с потрохами в 2000 году, когда помог протащить вожделенный для буржуев Трудовой Кодекс, либо… голодают. Попробуем разобраться в этом поразительном явлении, посмотрев повнимательнее на недавние действия учителей, по форме несколько отличавшиеся от ритуального профсоюзного стояния у губернаторских дверей.
Т.Апарина
________________________

Л.Викторов

Первые шаги экономической борьбы – бунт на коленях
 

…Показался швейцар. "Допусти", - говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы…

(Н.Некрасов. Размышления у парадного подъезда, 1858 г.)


В последних  числах февраля – начале марта по стране прошли акции протеста бюджетников против задержек зарплаты и намеченного правительством нового способа её урезывания. Наибольший размах приобрел протест учителей в Иркутской области. В течение февраля бастовали учителя г. Тайшета; в начале марта “по просьбе родителей учащихся” приступили к работе, так и не дождавшись погашения задолженности.  Прекращали работу более тысячи учителей Нижнеилимского района. Их поддержали педагоги Катангского и Чунского районов, Усть-Кута и Саянска. Профсоюзы Саянска, Шелехова, Слюдянки и Качуга организовали митинги и шествия. В Куйтунском районе в знак солидарности на один час приостановили работу все 28 школ. Около сотни педагогов Усть-Кута  двое суток пикетировали здание администрации города. 

Вот характерное сообщение тех дней: 
Педагоги Ново-Илимска объявили голодовку 
Семь учителей Ново-Илимской средней школы объявили сегодня голодовку. Соответствующие телеграммы они направили президенту Владимиру Путину и губернатору Борису Говорину. Заработную плату преподаватели не получают уже три месяца. Две недели назад они начали забастовку, но власти Нижне-Илимского района на нее не отреагировали... Учителя намерены продолжать голодовку до тех пор, пока не будут выплачены все долги по зарплате. 27.02.2003.

И через три дня: 
В области продолжаются акции протеста учителей. В них принимают участие почти две тысячи работников образования. Из них 12 человек голодают.... Накануне педагоги Ново-Иилимской школы обратились к местным властям с требованием погасить задолженность по заработной плате. Им ответили, что денег нет и в ближайшее время не будет. Состояние здоровья некоторых учителей после трехдневного голодания ухудшилось. Однако прекращать акцию они не намерены. Завтра Ново-Илимская школа приступит к работе. Все педагоги, участвующие в голодовке, будут вести уроки в полном объеме. 
 (01.03.2003 “Вести-Иркутск”)

А что же власти?

Областная администрация  сообщает, что деньги в территории были направлены. Муниципалитеты настаивают: денег не получали.  Мэр  Усть-Кута Владимир Сенин сам  подписался под требованиями учителей, заявив, что в бюджете города нет средств на выплату долгов, но региональные власти ведут переговоры с правительством о ссуде в 40 млн.  руб., из которых городу неизвестно что достанется.

Долг учителям Иркутской области составляет 75 млн. рублей - и это только по окладам. С учетом всех надбавок и отчислений во внебюджетные фонды   переваливает за 400 миллионов.

Концепция реформирования оплаты труда бюджетников, подготовленная Минтруда и социального развития, предусматривает с 1 октября 2003 года отказ от единой тарифной сетки (ЕТС) и переход к отраслевому принципу.   Доныне зарплата бюджетников складывалась из оклада по ЕТС и всевозможных надбавок.  Согласно новой концепции, государство гарантирует только минимальный размер оплаты труда в 420 рублей, а выплата всех компенсаций ложится на местные бюджеты. Решения о размерах зарплаты и сроках ее индексации  становятся делом местных властей.  Это вызвало “бурное возмущение профсоюзных организаций”. По словам Юрия Бакштановского, председателя Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ,  сложится такая ситуация, что за одну и ту же работу учитель в Чуне будет получать тысячу рублей, а учитель в Москве - в 10 раз больше.  Если сейчас зарплату не платят, то, согласно  новой концепции, платить, возможно, и будут, но размер ее станет смехотворным. (По материалам“АиФ” в Восточной Сибири, № 60(303), 26.02.2003).

В  общем, федеральные власти сваливают ответственность на чиновников на местах.  Таких, как тот же мэр Усть-Кута, подписавшийся под требованиями учителей. Ему останется развести руками: денег по-прежнему нет, и  нельзя предъявить претензий к федеральной власти, которая с полным сознанием своей правоты покажет и ему, и учителям внушительную фигу.  Так  отчего бы  ему  не подписаться под профсоюзными требованиями,  тем более что они не менее смехотворны,  чем зарплата учителей. Судите сами, в чем выразилось “бурное возмущение” профсоюзного руководства.

Уважаемые коллеги! Иркутяне! 
Образование, здравоохранение, культура по-прежнему не дают покоя нашим российским "реформаторам"!
Не умея наладить производство и собирать налоги, страшась разобраться с неправедно нажитым капиталом, не желая прислушиваться к мнению профсоюзов, правительство продолжает решать свои проблемы за счет своих граждан. На этот раз предлагается срочно реформировать систему оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, но так, чтобы ликвидировать государственные гарантии по оплате труда и сохранить и без того низкий уровень жизни работников и студентов. 
Профессиональные союзы работников непроизводственных отраслей против этого! Мы требуем:
 1. Не допустить поспешного и не обеспеченного финансированием реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы!
 2. Провести индексацию окладов ЕТС с 1 апреля 2003 года не менее чем в 1,5 раза, а с 1 января 2004 года -- в 2 раза.
 3. Повысить минимальный размер стипендий студентам с 1 апреля 2003 года не менее чем до 500 рублей в месяц.
4.Обеспечить бюджетное финансирование студенческих санаториев-профилакториев! 
Призываем вас поддержать эти требования и принять активное участие во Всероссийской акции протеста 26-28 февраля 2003 года!
 Общеобластной митинг в г. Иркутске состоится 27 февраля 2003 года в 15 час. на площади у Дворца спорта.

Под документом три подписи – председателей областных организаций профсоюзов работников народного образования и науки,  работников здравоохранения и работников культуры Ю.Бакштановского, С.Никифоровой и Л.Хижаевой. 

Высказывая ужасно смелый упрек правительству, что оно “страшится” разобраться с “несправедливо нажитым капиталом”, проф. руководители на деле сеют иллюзии, что нынешнее  или, положим, следующее   правительство капиталистов в принципе может покуситься на прибыли капиталистов и перестать “решать свои проблемы за счет своих граждан”. “Мы – ваши обиженные дети” – вот что по существу выражено в этих “требованиях”.   Да и финансовые претензии к властям столь скромны, что, будь они удовлетворены даже в полном объеме, – существование учителя и студента  отнюдь не станет хотя бы минимально обеспеченным. Что такое стипендия в 500 рублей?! Или зарплата учителя, хотя бы и увеличенная в полтора-два раза?  Нет, это не требование людей, борющихся за свои права, – это выпрашивание милостыни. Профсоюзы  бюджетников, так сказать,  входят в положение властей и готовы разделить их трудности! Ведь “бедненькое” государство  многие миллиарды потратило  на войну в Чечне,  и опять планирует 20 миллиардов  на компенсацию. А потом всё снова будет разворовано и взорвано – где  ему  набраться денег ещё и на  учителей?  Да на укрепление спецназа после Норд-Оста  отстегнуло 3 миллиарда... Как же, взращивая   террористов и экстремистов, должны же власти позаботиться о защите... самих себя. (О способности “защищать” население свидетельствуют 120 отравленных в том же Норд-Осте).   Ну как  не  посочувствовать государству родненькому?! В надежде на   ответную заботу.

Не потому ли и начавшие голодовку учителя шлют  телеграммы губернатору и президенту, продолжая вести уроки? 

А вот что пишет один из авторов Лефт.ру по поводу голодовки как формы социального протеста. Речь, правда, не об учителях, а о традиционно более обеспеченной социальной группе, об авиадиспетчерах: 

“Так и хочется этих авиадиспетчеров послать подальше с их президентом! ...Сам факт голодовки - это не борьба - они ведь не арестанты, это - протест жены любящему мужу или ребёнка - любящему родителю...    Разве до революции русские рабочие на воле, даже малосознательные, использовали такую форму "протеста" против капиталистического произвола (например, против неоправданных штрафов), как голодовка?! Нет, они, наоборот, старались хорошо есть, чтобы были силы для борьбы, а другие рабочие им помогали продуктами и деньгами, чтобы они могли выдержать забастовку, во время которой им ничего не платят.”

Жесткая оценка, но она заставляет задуматься. Пишет это бывший политзаключенный, поэт и публицист Константин Ковалев, в своё время державший голодовку в тюрьме.

Когда же мы, наконец, изживём эту рабскую надежду на доброго барина, на то, что власти усовестятся и  снизойдут к нашим бедам? А уж ежели в чём снизошли –  нет предела в униженных благодарностях. Вот как  рассыпаются   перед “родным” губернатором те же нищие учителя той же Иркутской области:

“Уважаемый Борис Александрович!
Коллектив учителей и учащихся средней школы с. Алехино Черемховского района выражает Вам искреннюю признательность за оказанную материальную помощь в приобретении нового школьного автобуса. Сегодня дети из ближайших деревень имеют возможность добираться в школу в комфортных условиях.А также благодаря Вашей поддержке в нашем селе начала работать новая котельная. Теперь в домах и учреждениях села тепло. Еще раз спасибо, так держать! Здоровья вам, творческих успехов и побед!”(Агентство “Телеинформ”).

Вот ведь как. Творческих успехов и побед! А, главное, здоровья – и это в то время, когда пишущие и их дети едва ли не падают в голодные обмороки.

К чему голодовка – она и так длится не первый год. А  если вы ещё и напрочь отказываетесь  от пищи  и  покорно идёте на урок – так это, с точки зрения хоть губернатора, хоть президента, ваше сугубо личное дело! Им это аппетита не испортит.

Вспоминается анекдот про “нового русского”, встретившего голодного одноклассника и на его жалобу, что несколько дней не ел, ответившего: “Надо себя заставить!” 

Почему бы вместо петиций и голодовок не обратиться за поддержкой прежде всего к родителям учеников?   Почему  те  “просят” голодных учителей вернуться в классы, а не объединяются с ними в борьбе?

Вот как действовали  аргентинские учителя, превращавшие школы в центры самоорганизации трудящихся и всех обездоленных, о чем говорилось в статье "Аргентинская революция продолжается":

“Профсоюз учителей способствует собранию в школе родителей, среди которых рабочие разных заводов, разных отраслей. Вокруг школ объединяются вкладчики, требующие вернуть их вклады, безработные, требующие работы, жители микрорайона, в котором расположены приватизированные предприятия, поставляющие воду, газ, электроэнергию, требующие снижения тарифов и освобождения безработных от платы за услуги, инвалиды, требующие государственного пособия.  И здесь же  формируются бригады электриков, сантехников, которые подключают абонентов, отключенных за неуплату... Это несанкционированное   подключение длится месяц и приобретает массовый характер .”

Почему наши учителя не действуют подобным образом? Объяснение одно: привыкли раболепствовать перед властями и чувствовать себя недорослями, о которых заботится “партия и правительство”. Надеются на дядю, на профсоюзное начальство;  вслушиваются в  посулы увертливого Починка:

«Если раньше втискивали в прокрустово ложе очень небольшое количество разрядов (на первых и на последних почти никого не было), то теперь мы можем устанавливать для каждой должности, для каждой специальности свои оклады. Более того, если вы посмотрите, они очень сильно зависят от стажа работы, они сильно зависят от образования, от квалификации. И человек знает свою перспективу». (28.02.2003 Вести.ру).

Починок знает, что делает. Увеличить дифференциацию даже среди нищих –  значит усилить  конкуренцию, зависть и грызню. Пусть они побольше собачатся между собой за каждый кусок хлеба. Пусть выслуживаются перед начальством за каждую особую должность с особой оплатой, которую “теперь мы можем устанавливать”. Пусть “знают свою перспективу” – за счет коллег и товарищей. 

Почему профсоюзы не высказались против этой политики разделяй и властвуй? Дифференциация в оплате между Москвой и Чуней их заботит, а целая лестница общественных положений  в среде бюджетников той же Чуни – само собою разумеется? Требовать равной платы за равный труд (измеряемый только рабочим временем и интенсивностью)   для начала для всех без исключения государственных служащих –  вот путь к сплочению трудящихся-бюджетников против высокооплачиваемых государственных чинуш. Но – сильна в среде “интеллигенции” мелкобуржуазная закваска, и починки ещё долго смогут пугать  её “уравниловкой”. При том, что  все трудящиеся страны  давно уравнены в  нищете.

Гора родила мышь...

Акция протеста профсоюзов учителей, врачей и работников культуры прошла сегодня во многих городах России. В Иркутске на митинг возле Дворца спорта собралось более тысячи человек... 
"Мы не бузотеры, нас правительство толкает на конфликт". С этих слов началась акция протеста профсоюзов работников образования, здравоохранения, культуры. Лозунги не новы: "Учителям - достойную зарплату", "Коммунальные реформы за счет олигархов". Митингующие говорят, что, хотя надписи на транспарантах не и выходят за рамки приличий, люди на грани отчаяния.
Бастуют учителя и на Урале. В Екатеринбурге школьные и вузовские преподаватели, студенты и медики собрались на митинг перед зданием представительства президента, после чего тысячи манифестантов прошли по главному городскому проспекту... 
В Москве столичные власти проведение шествия запретили. Однако митинги протеста всё-таки прошли перед зданием Российской государственной библиотеки и на Горбатом мосту. (28.02.2003. “Вести-Иркутск”:)

  Руководимые трусливыми профсоюзами бюджетники побоялись выйти за пределы дозволенного.  “Мы не бузотеры, нас правительство толкает на конфликт”!  Ах, какие мы примерные, какие послушные граждане государства! Протестуем в рамках закона и “приличий”!

А многомесячная невыплата зарплаты – это законно? А её смехотворные размеры – это не террор, осуществляющийся не столько по произволу властей, сколько в силу   экономических   законов буржуазного общества?

И вот результат: 5 марта Центральное телевидение сообщило о выделении Иркутской области подачки в 40 миллионов на погашение  долга по зарплате учителей, составляющего “более 200 миллионов рублей”. Из этих 40 Нижнеилимскому району  обещано 12  при  задолженности в  44 млн.  И всего 10 млн. руб.  выделено  для Екатеринбурга и области.

Жалкие гроши. Но,  надо надеяться, трудящиеся извлекут уроки и  найдут более   действенные  и бескомпромиссные  формы борьбы. 
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service