Отрывки из книги “Кюрасао: 30 мая 1969. Рассказы
о восстании” (воспоминания участников событий)
Адриаан Мун:
"Я - единственный из группы Камбио, кто остался верен
своим тогдашним левым идеалам"
Адриаан Мун родился на Кюрасао в 1938 году. Провел всю свою юность
на Кюрасао. Во время восстания изучал социологию в Нидерландах, считался
одним из важнейших молодых радикалов маленькой антильской общины там. Вернулся
на Кюрасао в 1970 году, сохранил свои радикальные взгляды и имидж. Преподавал
обществоведение, работал на государственной службе, выступал в защиту прав
нелегалов. В настоящее время - пенсионер.
"Мой отец приехал на Кюрасао в 1936 году на работу. Здесь он встретил
мою маму. В то время был расцвет колониализма и расизма, и было крайне
неприемлемым в обществе, чтобы он, белый голландец, блондин с голубыми
глазами, женился на шоколадной женщине, хотя она и была из местной зажиточной
семьи. Мой отец никогда полностью не подключился к местной голландской
общине, но, с другой стороны, слишком чувствовал себя голландцем, чтобы
интегрироваться в семью моей матери. Это имело большое социальное и культурное
влияние на нас, детей. Нас мотало туда и сюда меж двумя мирами, но в конце
концов мы все же больше принадлежали к местной общине. Как старший из пяти
детей, я с детства уже был уверен в цветовых и классовых различиях в нашем
обществе.
В 1942 году мой отец был отправлен работать на Гаити. Он хотел, чтобы
я посещал нидерландскую школу, так что я остался на Кюрасао с родственниками.
Но я проводил на Гаити все каникулы, а позднее жил там полтора года. Различия
между богатыми и бедными там были невероятными. Именно на Гаити я по-настоящему
узнал, что такое нищета и социальное неравноправие. То, что я видел
там, как мальчик 6-7 лет, глубоко шокировало меня. Мы сами жили хорошо,
среди белых и мулатов, в красивых домах, со, слугами, садовниками и шоферами,
и колониальный груз дискриминации стал для нас совершенно естественным.
В то время как моя темнокожая мать совершенно нормально общалась со всеми
людьми. Именно от нее я научился тому, что можно вести себя и жить по-другому.
После войны мои родители разошлись. Моя мать вернулась с двумя
детьми на Кюрасао, мой отец с 3 - в Нидерланды. Я уехал с отцом. Мы здорово
опустились по социальной лестнице. С тех пор мы больше никогда не были
богатыми. Мы поселились у бабушки в Амстердаме, там я прожил пять лет.
Когда мне исполнилось 14 лет, я вернулся на Кюрасао. Я не узнал родной
остров и с трудом узнал свою маму по форографиям. Мне пришлось снова интегрироваться
в антильское общество. Мне пришлось заново учить папиаменто.
В 1958 году я опять вернулся в Нидерланды - для учебы, изучать социлогию
незападных обществ. Мой отец не велел мне жить в Амстердаме. Он был
родом из сдержанной семьи и считал этот город слишком левым. Так я попал
в Утрехт. Красивый старый город, но его консервативно-либеральный стиль
был мне вовсе не по душе. В начале 60х я вернулся в Амстердам. Там я встретился
с суринамскими товарищами, знакомыми с марксизмом. Это было мое первое
знакомство с левой идеологией. Я начал изучать марксизм.
Через пару лет мы, антильская молодежь, начали свой кружок: группу
Камбио ("перемена" - прим перев.). Мы выпускали свою газету, хотя и нерегулярно.
У нас не было общей политической линии. Вообще-то Камбио было гнездом для
птиц с самым различным оперением. Я сидел в левом углу. Мы хотели пробудить
сознание антильцев в Нидерландах и на самих Антилах. Но на самом деле у
нас не было никакого чувства о том, что происходит с антильскими рабочими
в Нидерландах.
30 мая мы узнали из СМИ, что начлось восстание. Мы узнали, что в Нидерландах
мы воообще-то были гораздо лучше информированы о происходящем, чем люди
на самих Антилах. Мы знали о том, что имелся рабочий конфликт между рабочими
«Вескара», «Шелл» и этими корпорациями, но мы были совершенно поражены
тем, что этот конфликт вылился в восстание и мародерство тысяч рабочих
в городе.
Когда мы увидели картину горящего Виллемстада, мы сразу поняли, что
должны в Нидерландах выразить свою солидарность с рабочими на Кюрасао.
Поэтому мы организовали марш протеста…
Группа антильцев хотела вручить петицию представителю антильской администрации.
Я не знаю, что именно было написано в той петиции, но он сначала отказался
принять её. Все это так долго длилось, что когда её наконец-то можно было
отдать, она влетела в окно здания, привязанная к камню… Я сам это видел.
Полиция более или менее стояла, не зная, что делать. После этого агенты
вышли на нас в шлемах, со щитами и с дубинками. Ими руководил комендант,
известный тем, что он только ждал повода, чтобы начать погром. У
него было такое отношение: "Мы покажем этим мерзким неграм!" И на
нас напали… Я видел, как беременную женщину били по голове. Совершенно
без какой бы то ни было к тому нужды. Мне тоже угрожали. Один полицейский
налетел на меня и собирался меня избить. Я остался совершенно спокоен,
я даже сам после этого на себя удивился. Я только сказал ему: " Какого...
тебе нужно? " Он повернулся и ушел.
Мы как студенты в Нидерландах имели мало влияния на то, что происходило
на Антилах. Можно было писать все, что угодно, но силы, способные
произвести перемены, находились только на самом острове. Я сам пробовал
повлиять на движение Френте, как и многие другие. Когда я вернулся домой
в конце 70-х годов, я посетил ряд собраний руководства Френте. Я быстро
заметил, что у них вообще не было никакой идеологии.
Френте начиналась как политическое движение протеста. Конформистские
лидеры профсоюзов, ориентировавшиеся на Америку, хотели, чтобы рабочий
конфликт оставался в экономичесмих рамках. Такие лидеры, как Онг-А-Кви,
хотели сохранения системы, только улучшения зарплаты и рабочих условий.
Вилсон «Папа» Годетт - тот, кто сумел придать политическое направление
конфликту, против белых групп, в чьих руках была власть. Надо отдать ему
должое. Папа был человеком с именем и с храбростью и с телом, ибо это был
очень большой человек, бывший боксер, который ничего и никого не боялся.
Он везде и всегда шел впереди. Он боролся за бедных людей. Так же делает
сегодня и его сын в политике, Энтони Годетт.
В 70-е годы Френте прошла через кризис, и таковым положение оставалось
в 90-х годах. Её возглавляли рабочие популисты, их идеологическая глубина
была 0.0. За исключением Стэнли Брауна. Браун был самым радикальным и самым
обученным из идеологических фигур в движении.
Но возьмем, например, Амадора Ниту. Я не очень хорошее впечатление
от него получил. Я познакомился с ним один раз, в Амстердаме в 1970 году.
Мы пригласили его на наше собрание. Он опоздал и явно хотел произвести
впечатление на людей в полном зале. Он прошел очень медленно, важно, в
кепке, в большом пальто и с тросточкой в руке. Он только успел сесть за
стол, как на него напали левые студенты: "Что за рабочее движение ваше
Френте? Вы ведете себя ни капли не лучше, чем белые жители Кюрасао!
Вы бросаетесь деньгами направо и налево! Вы едете в Гамбург за белой проституткой,
а в качестве министра труда Вы едете в Буэнос-Айрес на ветеринарный конгресс!"
Нита спокойно и мило ответил: " А что это вы меня критикуете? Когда этим
занимались белые парни из Демократической партии, вы что-то молчали. А
теперь, когда я, как черная комета, пролетаю мимо вас, настала моя очередь
наслаждаться хорошими вещами в жизни". Потом он сказал дословно:
"Та авор та ми темпу па ми джоджо" . Вот каким я узнал господина Ниту.
Годетт был интеллектуалом, как Браун. Он окружил себя людьми, которым
он доверял, и которые слепо шли за ним. Среди них находился самый чудовищный
оппортунист, которого я когда-либо видел, я не хочу называть его по имени.
В открытую коррумпированный человек. Годетт и Нита, кстати, сами не обогатились.
Нита путешествовал за государственный счёт, но на этом все и закончилось.
У него не было большого дома, а Годетт остался жить в том же рабочем квартале,
в каком жил и до этого. Но как только они сели в плюшевые кресла, они начали
играть в Дедушку Мороза с государственными средствами и финансировать этими
деньгами свою партию. Это уже не имело ничего общего с революционным движением.
Френте превратилась в обычную популистскую партию, без широкого видения,
без идеологической глубины. Вот почему Браун обломал зубы о Френте, ибо
он не мог в одиночку изменить её, а рабочие поддерживали Годетта.
С мая 1969 года у афро-кюросаоской культуры появилось больше пространства,
для языка, музыки, и так далее. Но в плане классовой структуры мало что
изменилось с того времени. Можно с трудом сказать, что обточились острые
концы. Небелые могут теперь немного легче подняться по лестнице вверх,
особенно в политической и социальной сфере, которые до этого были для них
недосягаемы. Сегодня цвет играет меньшую роль в общественном признании
престаций небелых. Расовый подтекст, который в прошлом звучал во всем,
сейчас заглушен. Из-за этого все яснее начинает вырисовываться средний
класс цветных - с таким же образом жизни и жадностью, как у белой элиты.
Это не значит, что белые и небелые теперь социально общаются как равные,
или что смешанные браки стали само собой разумеющимися. Они до сих пор
остаются исключением. И большинство смешанных браков - по-прежнему
браки чернокожего мужчины с белой женщиной из Голландии, ну в крайнем случае,
из испаноязычного окружения: Санто Доминго, Колумбии или Венесуэлы.
Стэнли Браун, ещё пара других людей и я - единственные "бунтари", оставшиеся
на нашем острове. Что примечательно: как Стэнли, так и я только частично
являемся кюрасаоцами, мы оба смешанных кровей и оба принадлежим к меньшинству.
Я думаю, что дело не в цвете, а в социальном сознании, которое заставляет
меня бороться с существующей системой. Это социальное самосознание, в свою
очередь, дано мне моим происхождением: моей юностью и моими студенческими
годами. Каждая птичка поет так, какай у нее глотка. Это касается и каждого
из нас.
Большинство людей из нашего движения, в том числе и те студенты в Голландии,
которые не были конформистами, в конце концов выбрали самих себя. Объективно
можно назвать их оппортунистами. Общепризнанно, что я - один из немногих
на этом острове, кто остался верным тогдашним идеалам и принципам. Политики
и журналисты называют меня "последним из могикан", потому что я до сих
пор последовательно, изо дня в день критикую систему и выступаю в
защиту нижних слоев общества.
И все-таки вы не услышите от меня, что я разочарован в антильцах, которые
до 1970 года критиковали систему вместе со мной. Я делаю вывод, что объективные
условия необходимые для структурных перемен общества на Кюрасао и других
островах Нидерландких Антил в антикапиталистическом направлении существовали
в недостаточной степени и не были созданы. Сегодня такие условия по-прежнему
не кажутся имеющимися в наличии. Но время покажет".
Ваше
мнение
При использовании этого материала просим ссылаться на
Лефт.ру
|