Лефт.ру __________________________________________________________________________


Энди Макинерни

Перу: Миллионы людей присоединились к всеобщим забастовкам и акциям протеста.

Во второй половине мая около 2 миллионов перуанских рабочих и крестьян вышли на улицы, чтобы заблокировать действия президента Алехандро Толедо, направленные на введение жестких экономических мер. В стране проводятся забастовки, блокируются дороги в сельской местности, студенты и рабочие в уличных битвах противостоят армии.
Это самые большие демонстрации за время правления Толедо. Они показывают, что волна протеста против марионеточных режимов, управляемых Международным Валютным Фондом, захлестнувшая Латинскую Америку, продолжает шириться.

Основной силой стал 280-тысячный профсоюз учителей СУТЕП, начавший забастовку 12 мая. Учителя требуют прибавки 60 долларов к их месячной зарплате в 200 долларов. Правительство заявило, что не может выполнить их требования из-за режима экономии, установленного МВФ. Во время избирательной кампании в 2001 г. Толедо обещал учителям в два раза повысить их зарплаты.

«Если правительство не прекратит стоять на коленях перед МВФ, оно должно будет уйти», - заявил преподаватель высшей школы Хорхе Варгас агентству «Рейтер» 28 мая.
В конце мая к учителям присоединились работники здравоохранения и юриспруденции. Они выдвигают различные требования, но их объединяет решимость противостоять неолиберальной политике сокращений расходов, экономии и приватизации, проводимой правительством Толедо.

27 мая для борьбы с протестующими Толедо ввел в стране чрезвычайное положение. Когда бастующие отказались прекратить акции, в нескольких городах страны войска открыли по ним огонь, ранив 95 и убив по крайней мере одного студента. Уличные бои начались в Лиме, Уанакайо, Пуно, Барранке, Чиклайо, Арекипе и других городах Перу.
Введение чрезвычайного положения вызвало всеобщее возмущение. Марио Уаман, вождь самого большой профсоюзной федерации страны, ВКТП, сказал 1 июня в интервью ежедневной газете «Ла Република», что федерация начнет 3 июня национальную акцию протеста под требованием отмены чрезвычайного положения. Студенты также призвали к проведению акций 4 июня.

Толедо был избран в 2001 году после десяти лет диктатуры Альберто Фухимори. Избирательная кампания Толедо была отмечена классической предвыборной демагогией: рабочим он демонстрировал свое индейское происхождение – немалый фактор для страны, в которой 82 процента коренного и смешанного населения исторически подвергаются чудовищной эксплуатации – и обещал создание миллиона рабочих мест. Перед Вашингтоном и правящим классом Перу он делал акцент на том, что учился в США и работал экономистом во Всемирном Банке. 

После выборов он был лоялен только к правящему классу.

Может быть на Уолл-стрит Толедо и ходит в любимчиках, но на улицах и в лачугах Лимы и других мест, где живет рабочий класс, доверие к нему еще никогда не было таким низким. Опросы показывают, что его политику одобряет менее 15 процентов населения. Половина из 27-миллионного населения Перу получает меньше 1,25 доллара в день. Официальная безработица по-прежнему пребывает на отметке в 10 процентов, ничуть не уменьшившись после прихода Толедо к власти.

Перед рабочими и фермерами Перу стоит сложная задача. Смогут ли их сознательные вожди от оборонительных экономических боев перейти в наступление на проамериканскую элиту страны? Пока что бывший президент Алан Гарсия, бывший в 2001 году оппонентом Толедо на выборах, приложил немало усилий, чтобы направить протест в другую сторону – в пользу своей политической партии АНРА. Силы Коммунистической партии Перу (КПП) и Революционного движения имени Тупака Амару (РДТА) до сих пор не оправились от организованного ЦРУ контрреволюционного наступления девяностых, хотя КПП в последние годы организовывала некоторые акции.

Рабочие и крестьяне Перу, впрочем, сражаются не в пустоте. В соседней Колумбии мощные революционно настроенные повстанцы бросают вызов проамериканскому режиму. В Венесуэле рабочие воспользовались политическими возможностями, созданными президентом Уго Чавесом, и организовали органы народной власти. Рабочий класс Аргентины и Эквадора сбросил правительства; такое же мощное движение набирает силу в Боливии. Куба остается маяком революции для всей Латинской Америки и Карибов.
Сражения, идущие по всему континенту, увеличивают силу перуанских рабочих, крестьян и студентов, которая противопоставлена режиму Толедо, и усиливают накал грядущих битв.
 

Перевел Юрий Жиловец
 
 
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service