Лефт.ру __________________________________________________________________________


Татьяна Апарина, Денис Ткаченко

Бунт продолжается. Пока на коленях.
 

2 августа в Анжеро-Судженске состоялся митинг, который с напряжением и тревогой ожидали левые, правые, рабочие, профсоюзники, менты и чинуши. Запланированный первоначально на 26 июля по ряду причин он был перенесён. 

Волноваться было из-за чего. И чиновники, и рабочие готовились очень тщательно. Городские власти, как и полагается хорошим властям, всячески пытались предупредить болезнь активного недовольства, чтобы потом людям в серых шинелях не пришлось лечить от неё не в меру активных граждан. Мэрские юристы придумывали «законные» предлоги для запрета митинга. Милицейские чины (Старокоров П.С. Горин О.В., Ефременко В.И.) открыто угрожали организаторам «последствиями», придумывали мнимые уголовные дела, проводили «профилактические» беседы с активистами Воробьёвым и Тырышкиным. Пример наглого идиотизма - официальное предупреждение, сделанное перечисленными милицейскими чинами с нарушением закона: «…проведение шествий от химзавода до здания администрации также создает помехи для транспорта и пешеходов…». В подтверждение этих слов, 26-го, когда митинг не состоялся, власти пригнали к мэрии рабочих с отбойными молотками, и те долбили асфальт под дождем, как раз во время работы ЗАГСА, которой якобы мешал бы митинг. Воробьев ходил к этим рабочим и говорил им, чтобы они поняли, что их используют, как штрейкбрехеров. В город были завезены спецсредства - полицейские щиты и дубинки. По некоторым сведениям были введены дополнительные части «силовиков». 
Поводом проведения акции протеста стало закрытие одного из последних работающих предприятий Анжеро-Судженска -  Химфармзавода. Требования митинга мало отличались от требований множества подобных митингов, проходящих по всей стране – обеспечение властями нормальных условий для труда и жизни, защита конституционных прав трудящихся.  Судя по затраченным силам и средствам, вниманию, уделяемому, казалось бы, заурядному митингу мэром и милицейским руководством Анжеро-Судженска, власти города крайне боятся рабочих выступлений. Автобусы с ОМОНом, стоявшие 2-го августа во время митинга рядом с Транссибом, говорят о том, что наибольшую угрозу власти видят в повторении рельсовой войны 1998г. Перекрой манифестанты железную дорогу, акция приобрела бы государственный масштаб, и местным чиновникам не удалось бы отмолчаться. 

Рабочие активисты, естественно, тоже не сидели, сложа руки. Преодолевая препятствия, чинимые командой народного избранника-мэра А.П. Готфрида, они также готовились к акции. Несмотря ни на что митинг состоялся. О том, как он прошёл можно судить только по фотографиям, резолюции и отрывочным сведениям, полученным от анжерских товарищей. Впечатление двоякое – с одной стороны, замечательно, что, люди даже в такой обстановке не побоялись прийти. С другой – лозунги, запечатлённые на фотографиях и резолюция митинга удручают. Например, «ВОВА! нам плохо…» - само собой напрашивается продолжение – «А Вове по фиг!» или «А то Вова не знает!». Вова, летая на своём самолёте встречаться с народом, проводит в воздухе больше времени, чем российские военные лётчики. Вова - бывший кэгэбешник, Вова - президент, в конце концов. И если он не знает, или не хочет знать, как живут граждане его страны, уместнее был бы плакат «Вова – лох». И не он один, а все мы, кто доверчиво подставляет уши под лапшу, а шеи под ярмо.

 «Хотим свежего губернатора» - в России более 100 регионов, и ни в одном из них нет «свежего» губернатора. Почти во всех регионах большинство людей живёт в недостойных условиях. Маловероятно, что вам повезёт и через полгода, после очередных выборов вы не выйдете на улицы с точно такими же лозунгами. Суть буржуазной демократии цинично, но точно выразил Борис Березовский, который прекрасно знает, о чём идёт речь: «Капитал нанимает власть. Форма найма - выборы».  Естественно, что нанятый чиновник, хоть президент, хоть районный депутат, работает на того, кто его нанял, и разворачивать курс на преодоление коррупции он не будет – наймут другого. Благо, очереди кандидатов в «слуги народа» не видно конца. За кого бы из этих кандидатов вы не проголосовали, он будет представлять не ваши интересы, а интересы той денежной группировки, которая  его выдвинула, оплатила избирательную компанию, экономически заинтересовала. У честного, но бедного кандидата просто не будет денег рассказать о себе и смыть с себя грязь, которой его обильно обольют нанятые «независимые» журналисты.

«Подайте работу, Христа ради!» Этот лозунг можно смело заменить на  «Господа буржуи! Подайте на корочку хлеба! Иначе мы сдохнем с голода, и не сможем на вас работать!» - смысл не изменится. Христа ради политики подают только по праздникам, перед телекамерами, что бы вы за них голосовали. Просить подаяние уместно смиренным и убогим на паперти, а не рабочим на митинге. Рабочие царской России, в начале века, тоже верили в доброго царя-батюшку, от которого лукавые чиновники правду о бедствиях народа скрывают. Понадобилось Кровавое Воскресение - расстрелянный крестный ход с тысячей погибших, чтобы открыть глаза,  отказаться от христарадничания и начать борьбу. Почти век спустя рабочие снова наступают на грабли имени отца Гапона,  пытаясь рассказать доброму президенту-батюшке о своих бедах, наивно веря, что его это волнует.

В резолюции присутствует мысль, что наши реформаторы по глупости, или злому умыслу строят «трансформированный», «неправильный», дикий воровской капитализм. Что стоит выбрать правильных депутатов губернаторов президентов, немного потерпеть и будет построено общество всеобщего благоденствия – с заботливыми чиновниками и сытыми рабочими, счастливо работающими на честных щедрых олигархов (современный капитализм без олигархов невозможен). Это самообман. Капитализм у нас самый настоящий. Суть его, хоть у нас, хоть на западе, хоть на востоке как раз и состоит в том, что горстка кровососов олигархов присваивает себе национальные богатства и наш труд. Нам постоянно показывают и рассказывают про сытую благополучную Европу и США. В новостях, фильмах, сериалах, журналах и газетах мы видим зажиточный «средний класс» и аристократию. Создаётся впечатление, что так там живут все. Но это не совсем правда, это полуправда, рождающая ложь. Замалчивается изнанка этой счастливой жизни - бедные, нищие, работяги, пашущие точно так же, как их российские собратья. Не рассказывают совсем, или искажают информацию о крупномасштабных митингах, демонстрациях и забастовках, проходящих в странах западной Европы. Замалчивается жестокое подавление недовольства в США. Капитализм можно показать красиво, но он в принципе не может быть «правильным». Это общество, где большинство работает, а меньшинство тратит. Требования прислушиваться к интересам человека труда, уважать его, невыполнимы в капиталистическом государстве – у него совершенно другие ценности. Теперь за всё – за еду, права, свободу надо бороться. Бороться постоянно, как это делают рабочие в странах, на которые нас призывают равняться. 

Борьбе, как и любому другому делу, в котором мы хотим добиться успеха, надо учиться, извлекать опыт из своих и чужих ошибок. Закономерно, что требования митингующих – жителей вымирающего города носили чисто экономический характер. Но, думается, люди скорее добились бы экономических целей, если бы к жёстким, строго сформулированным экономическим требованиям добавили не менее жёсткие политические требования. Власти как огня боятся, что простые люди начнут интересоваться политикой не только перед выборами, начнут задумываться над государственным устройством, требовать не куска хлеба, а прав и свобод. Властям проще успокоить людей, выполнив самую безопасную часть требований – экономическую. Жителям Анжеро-Судженска, победившим в рельсовой войне 1998 года это хорошо известно. Люди, управляющие сегодня страной, называют себя демократами, а Россию -   демократической страной. Одним из лозунгов, под которыми они захватили власть, было требование гласности. Вот и надо потребовать от них выполнения их же лозунгов. Сильным местом резолюции митинга является решение о создании комитета солидарности трудящихся с требованием предоставить ему право контролировать расход уже выделенных и выделяемых на экономическое оздоровление средств. Сюда же следовало бы добавить требование безоговорочного права комитета публиковать свои отчёты в государственных СМИ. Ясно, что комитет, состоящий из рабочих, добросовестней справится с этой работой, чем прокуратура, связанная пуповиной и с теми, кто деньги выделяет и с теми, кто их тратит. С тем же успехом можно требовать от воров бороться с воровством (вы видели, на чём ездят и как живут милицейские и прокурорские чиновники?). От выполнения или невыполнения (не на словах, а на деле) этих требований должны зависеть дальнейшие цели и средства борьбы. В любом случае, рассчитывать на скорую легкую победу не стоит. 

Уверен, состоявшаяся акция протеста не последняя, власти и капиталисты дадут ещё немало поводов. После развала СССР мы попали в новые, неизвестные условия. Нашим противникам - капиталистам и обслуживающим их чиновникам помогали их старшие «товарищи» c запада - выделяли гранты, возили учиться за границу, обеспечивали информационную (дезинформационную) поддержку. У рабочих нет покровителей. Но нам есть, у кого учиться, всё это мы уже проходили. У нас в стране накоплен огромный опыт борьбы с антинародными режимами. Не поленитесь, сходите в любую библиотеку, из которой ещё не выброшены старые книги. Особенно полезным будет прочесть рассказы о борьбе наших дедов начала века, про революцию 1905г., работы Ленина, в частности «Что делать». Ситуация в России начала прошлого века очень схожа с тем, что мы имеем сегодня. Знания об ошибках и удачных способах борьбы, поражениях и победах рабочего движения необходимы. Тем, у кого есть деньги и власть выгодно, что бы народ был глупым, безропотно пашущим стадом. Заботясь о своём будущем, власть предержащие сознательно не дают нашим детям получить нормальное образование, заставляют их думать не о физике и математике, а о куске хлеба и водке. Не зачем своей безграмотностью помогать врагам. 
 

P.S. В России самая протяжённая система железных дорог в мире. Транссиб, например, тянется почти через всю страну, проходя через множество населённых пунктов, в которых люди живут не лучше, чем в Анжеро-Судженске.

************************************************************************
 

************************************************************************
Примечания А. Баумгартена

Несколько крамольных мыслей вызвала у меня эта статья.   Помог бы жителям Анжерки выход на митинг с "правильными", т.е. политически радикальными лозунгами, как думают авторы статьи?  Боюсь, что нет, не помог бы. И именно поэтому они с такими лозунгами не вышли.  Что если  не в неправильном, не в "отсталом сознании" рабочих здесь дело?   Да и какое может быть отсталое сознание в наше время, после того как поколения зубрили азы марксизма, а те, кто не зубрили, получили его с родным языком, которым он весь был пропитан.  Это лет сто назад надо было объяснять, как когда-то что земля круглая, а молния это электричество.  А теперь не надо, теперь это просто все знают как таблицу умножения.  Уверен, что наши рабочие марксизм очень даже знают.  Конечно, они его знают по-другому, чем профессиональные марксисты.  Причем те рабочие (единицы, но в каждом городе такие попадаются), которые заразились профессиональным марксизмом, как правило кончают  плохо, ни рыбой ни мясом, потеряв то, в чем правда рабочего марксизма, не приобретя некоторые положительные аспекты интеллигентского.   Что если нам, профессиональным или образованным марксистам, есть чему поучиться у марксизма рабочих?  Что если они знают что-то такое, чего не знаем или не хотим знать мы?  Что же это может быть? 

Как практические или конкретные мыслители рабочие должны очень хорошо чувствовать ложь всякого абстрактного подхода к действительности.  Не удивительно.  Ведь всякое несоответствие между этой действительностью и абстракцией они испытают на своих боках, особенно если начнут действовать по абстракции.  Например, им говорят, что надо выходить с правильными политическими лозунгами, тогда будет лучше, потому что так выходит по теории. Но рабочие Анжерки знают своим особым практическим умом, что на деле выйдет не так, выйдет хуже.  Этот ум говорит им, что они слабы, и этот же ум подсказывает им ту тактику, которая только и подходит их слабому положению. В этом практическом уме, который подсказывает им верную линию поведения, и заключается сейчас их сила, сила слабого.  Крестьянин, достойно оцененный в марксизме только Лениным,  не глуп, а умен, когда он "тупо чешет в затылке".  Он знает, что пугачевщина уже прошла, а время черного передела еще не наступило.  Значит не время наступать и быть "умным", а время защищаться и "строить дурака".  В чем сила слабого?  В хитрости, в прикидывании.  Это инстинктивное знание и лежит в основе классовой борьбы, т.е. борьбы за зримые, материальные вещи, лежащие в основе существования.    «ВОВА! нам плохо…» - жалуются в Анжерке вместо того, чтобы требовать и идти стенкой на стенку, по-правильному, по теории.   А что значит сделать сейчас в Анжерке по теории образованных марксистов?  Это значит слабому сказать громиле: "мы с тобой враги насмерть, делай как я тебе говорю, а то плохо будет!"  Пусть образованные марксисты вспомнят свое дворовое, домарксистское  детство.  Так они себя вели по отношению к великовозрастным хулиганам?  Как бы они назвали малявку, который, подойдя с заточенным карандашом к "дяде Вове" с беломориной в зубах, щелкнул его по носу и потребовал дать ему гривенник на пирожок с повидлом?  Если такие мальцы и бывают в природе, то до интересного для нас возраста они не доживают.  А доживают те, которые подольстятся к "дяде Вове", назовут его известным другом детей, поплачутся на горькое детство, вспомнят "общечеловеческие ценности" и т.п.  Так и угнетенные классы безошибочно выбирают язык господствующих, плачутся им в жилетку, строят дурака... пока не почувствуют себя достаточно сильными, чтобы свернуть им шею.  И то, только в том случае, когда верят, что не меняют шило на мыло. 

Вот в чем я вижу коренной недостаток современного образованного марксизма.  В нем притупились классовые инстинкты, которые как все инстинкты имеют своей целью выживание, продолжение рода. А без них казалось бы правильные лозунги повисают в воздухе и даже хуже того, вносят очень много путаницы и взаимного раздражения между этими марксистами и рабочими. 

Правильные лозунги и требования хороши и правильны только тогда, когда за ними стоит соразмерная этим лозунгам и требованиям сила.  Это должно стать аксиомой марксистской политики.  Только тогда перестанем терять время и перейдем к делу, к накоплению силы. 

Или возьмем международный аспект классовой борьбы, затронутый авторами статьи.  Казалось бы здесь преимущество образованного марксизма должно показать себя во весь рост.  Но мешает все та же застарелая болезнь - требование воспринятой догмы, правильно или неправильно понятой, заставляет подгонять под нее "неправильную" действительность.

По теории, которая серым по серому пишет,  вроде действительно получается, что капитализм везде один и тот же.  И на известном уровне абстракции, как в Капитале I, это так и есть.  Ведь там речь идет об идеальной схеме капиталистического способа производства, которая так или иначе присутствует, если не в рамках одной экономики, то во всяком случае в международной экономической системе.  Но тот марксист, который из самых лучших побуждений спешит покрасить все многообразные исторически конкретные случаи капиталистического развития в один цвет, оказывает плохую услугу марксизму, дискредитирует его в глазах рабочих.  Ведь в той же Анжерке наверняка есть рабочие семьи, которые знают о рабочих, уехавших, скажем, в Польшу на заработки, или бывавшие в Китае.  Наслышаны об украинцах, которых польские пограничники, натасканные индейцами-следопытами из США, ловят, чтобы защитить от них своих рабочих, которые хоть и не жируют, но по сравнению с украинскими живут очень даже неплохо. И не только о Польше и Китае наслышаны наши рабочие.  Немало их уже побывало и на Западе.  Например, тысячи простых украинских семей уже чистят по ночам американские супермаркеты, немало из них уже имеют и свои дома и нахваливают Америку своим близким и друзьям в бывшем СССР.  Недавно у меня состоялась переписка с одним профсоюзным работником, негром-марксистом из Детройта, в прошлом рабочим на автозаводе.  Мне было интересно, не наврал ли я, когда в одной из своих статей утверждал, что пенсионный фонд квалифицированного автостроителя в США достигает полумиллиона долларов.  Оказалось наврал.  Правильнее было сказать - одного миллиона и выше.  Заработная плата неквалифицированного рабочего-негра в его профсоюзе около 70 тысяч долларов в год.  Мой же корреспондент, занимающий пост в руководстве своего профсоюза получает жалованье в 150 тысяч долларов.  Это, может быть, и пресловутые "крохи" по сравнению с прибылями директоров и капиталистов, но по сравнению с доходами рабочих Анжерки это больше похоже на увесистый кусок пирога.   Но разве нет в Америке и на Западе бедных?  Да, есть, но ведь и бедность разная бывает.  Маркс недаром говорит об исторически сложившихся нормах того или иного общества.  Бедность английская и бедность украинская вещи очень разные, хотя и называются одним словом.  И какой украинский бедняк не позавидует английскому?  А вот наоборот - вряд ли.  И рабочие сравнивают.  Как стихийные марксисты, они хорошо знают, то, что нередко из самых лучших побуждений забывают в своей пропаганде сознательные марксисты, а именно, что капитализм означает неравномерное развитие.  Так вот я утверждаю, что все это наши рабочие нутром знают как очевидный факт.  И когда марксисты пытаются как-то затушевать этот факт (в пропагандистских целях) они тем самым только вредят самим себе. 
 

Ваше мнение

 

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service