Лефт.ру __________________________________________________________________________


Сергей Ермолин

Третий путь – куда он ведет?

Помнится лет 14 назад появились и замелькали на экранах телевизоров экзотические персонажи, ранее невиданные, будто бы сошедшие со страниц романов М.Горького «Жизнь Клима Самгина» и А.Толстого «Хождение по мукам» или из историко-революционных фильмов вроде «Трилогии о Максиме», своим внешним обликом точно соответствуя установившимся под воздействием кино, театра и литературы стереотипам деятелей буржуазно-помещичьих партий начала 20 века. Только возраст и одеяние этих диковинных персонажей указывали на то, что это не мистика, не телекинез, и это явление народу чудесным образом воскресших персонажей нашей политической истории обошлось без уэллсовской машины времени, хотя сначала было полное ощущение чудесного воскрешения после 90-летнего пребывания или в спячке, или в замороженном виде в какой-то таинственной кунсткамере, недоступной для простых смертных. Называли они себя конституционными демократами, или кадетами. Возглавлял всю эту отмороженную компанию Михаил Астафьев, человек средних лет, приятной наружности и вообще приятный во всех отношениях, таких в народе называют «дамскими угодниками», с непременной бородкой, как потом оказалось, служившей опознавательным знаком истинных либералов, демократов и православных патриотов для отличия на первых порах свободной политической деятельности от безбожных коммунистов в зале заседаний Съезда народных депутатов СССР, на всевозможных собраниях и заседаниях общественности. Обращали они на себя внимание бурной антисоветской и антикоммунистической риторикой. Сейчас за давностью лет уже трудно вспомнить, что конкретно они хотели еще, кроме отмены статьи 6-ой Конституции СССР о руководящей роли КПСС, но запомнились они тем, что регулярно в пику президиуму Cъезда и коммунистам выставляли перед собой в зале заседаний Съезда власовские флажки, демонстрируя таким образом свою приверженность тысячелетней России, романовской монархии и отрицание Октябрьской революции и Советского Союза.

Попытки уяснить с помощью исторического материализма и классовых позиций появление столь экзотических личностей в нашей почти бесклассовой стране встретили определенные затруднения. Тем более, что эти люди во главе с М. Астафьевым, приятным во всех отношениях, назвались конституционными демократами, или в политическом просторечии кадетами, и декларировали себя наследниками и продолжателями Конституционно-демократической партии Российской империи. Пришлось срочно погружаться в политическую историю России начала 20 века, чтобы добраться до истоков восставшей из политического небытия партии кадетов и до тех сил, которые она олицетворяла и которые за ней когда-то стояли. Выяснилось, что кадеты – Конституционно-демократическая партия, или партия «Народной свободы» ( какое символическое название в условиях советского «тоталитаризма») ведущая партия либерально-монархической буржуазии, состоявшая из представителей крупной и средней буржуазии, земских деятелей из помещиков и буржуазных интеллигентов. 

Но кто же они, современные кадеты, кадеты 89 года? В 1989 году считалось, что во все еще социалистическом советском государстве буржуазии нет, тем более исповедующей конституционно-монархические взгляды. Конечно, можно было бы отнести к буржуазии расплодившееся к тому времени определенное количество жулья – теневиков, но они предпочитали не засвечиваться в появившихся партиях, оказывая им финансовую помощь негласно, да  и Жириновский был для них более подходящим. Не имелось в Советском Союзе и земских деятелей из помещиков. Как не было ни земств, ни помещиков. Оставалось последнее – буржуазная интеллигенция. Но спрашивается откуда у нас буржуазная интеллигенция, если нет буржуазии и наше советское общество состоит из двух дружественных классов – рабочего класса и колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, плоть от плоти этих дружественных классов? Да, так оно и было формально, если исходить только из исторического материализма, но противоречащий историческому материализму факт налицо – вот они живые буржуазные интеллигенты в нашем тогда еще социалистическом обществе. Что же делать, как объяснить возникшую реальность? Отойдем от грубого материализма происхождения современных кадетов и перейдем в область духовного, признаем очевидный факт того, что буржуазность современной кадетской интеллигенции определяется не происхождением, не службой буржуазии, а образом мышления, самоощущением себя частицей буржуазного общества, готовностью служить и выражать интересы буржуазии, которая только появится. 

Для объяснения подобного феномена может быть стоит на время отойти от исторического материализма и обратиться к другим инструментам познания человека – к столь любимому интеллигенцией учению доктора Фрейда и психиатрии. С помощью этих двух универсальных учений, как уверяют современные противники исторического материализма, можно объяснить все, а уж объяснить превращение советских интеллигентов в буржуазных совсем труда не составит. Тем более, что как свидетельствует медицинская статистика, многие из  советских интеллигентов – демократов и патриотов в свое время имели непосредственное отношение к психиатрии или, вернее, психиатрия и психиатры имели отношение к ним. Но не будем, не будучи специалистами в области фрейдизма и психиатрии, углубляться в тонкую сферу сознания и подсознания интеллигенции и, оставаясь все же материалистами и последователями исторического материализма, не отбрасывая заключения фрейдизма и психиатрии, вернемся в мир материального и обратим свой взгляд в корень, как советовал Козьма Прутков, и вслед за поэтом спросим новоявленных господ кадетов: «А ваши кто родители? Чем занимались до 17 года?», а от себя добавим: и после 17 года, в годы коллективизации и индустриализации, годы войны и послевоенные годы? Не там ли скрыты корни новоявленных кадетов? Не поэтому ли кадеты на дух не переносят исторического материализма? 
Ответ на вопрос о происхождении современных кадетов, наверное, не однозначен и включает в себя выводы всех трех источников познания общества и человека – исторического материализма, фрейдизма и психиатрии.

Вся их кадетская эпопея, как бы она не приукрашивалась сейчас по прошествии времени «просвещенным патриотизмом» и напоминанием, что до коммунизма была тысячелетняя Россия, была шустрой попыткой застолбить свое место в общем антисоветском лагере, продемонстрировать свой просвещенный антикоммунизм группой экзальтированной интеллигенции, для солидности объявившей себя наследниками и правопреемниками дореволюционных кадетов, не имея на то абсолютно никаких оснований.  Несмотря на свою ученость, новоявленные кадеты, так и не усвоившие исторического материализма в институтах и университетах, не поняли, что партия это не кружок по интересам, а выразитель определенных общественных сил, но так как никаких общественных сил за ними не стояло, кроме кучки не знающих чем занять себя интеллигентов, наконец-то получивших возможность показать себя не на кухнях, а в общественных местах, то вся их политическая деятельность свелась только к демонстрации власовских флажков на Съезде народных депутатов СССР. Места среди старых партноменклатурщиков и молодых хищников, решивших приватизировать и хапануть страну, идеалистам кадетам не нашлось. После чего они тихо почили. Правда, не все. Периодически публикуется и появляется на экранах телевизоров Наталья Нарочницкая, как я понимаю, неформальный кадетский идеолог. Однако, после величайшей трагедии, произошедшей со страной, кадеты ничего не осознали, не почувствовали угрызения совести, ведь часть вины за все случившееся лежит и на них – долго будут аукаться стране власовские флажки, впервые открыто поднятые новоявленными кадетами. Ничего и нового предложить не могут – 100 лет и все одно и то же: антисоветские штампы, разбавленные православной риторикой. Но помня, что себя они заявили просвещенными патриотами, стараются дистанцироваться от таких же антисоветчиков-либералов, по мнению доктора наук Н.Нарочницкой,  «наследников исторического материализма, вобравших все космополитические и антирусские аспекты учения», рассуждениями о мифическом третьем пути России и опоре на православие.

Вот и Проханов в беседе с Натальей Нарочницкой (газета «Завтра» №26 – 2003 г.), сам не чуждый помечтать о национальном единении белых и красных, пытается добраться до сущности третьего пути в представлении кадетов, но долго не может добиться ясного и четкого ответа. Это и неудивительно, ведь третий путь это миф, который оказывается банальной поддержкой режима.

А пока главный редактор в попытке добиться ответа о третьем пути предлагает варианты. Что это? Реставрация предбольшевистской России, великая святая православная монархическая Россия? Ученая дама теоретически за православную монархию, но как разумный человек понимает, что сейчас это невозможно - народ не тот. Испортил народ марксизм своим историческим материализмом. Все беды от него в России. Коммунизм и либерализм - два детища Просвещения соперничают за свой способ достижения в конечном итоге безнационального и безрелигиозного глобального униформного общества, - заклеймила плоды просвещения доктор наук. Кроме того, что в коммунизме отсутствует национальное и нет места религиозному, коммунизм не подойдет еще по одной причине - в марксовой теории много социальной и экономической архаики. Вот это уже яснее - не нужны православным патриотам социалистические пережитки, их вполне устраивает буржуазно-помещичий строй, ведь они же кадеты. Современный российский либерализм тоже не подходит, инородцев много, которые возродили «ленинскую большевистскую нигилистическую интерпретацию всей русской истории». Шагу не могут ступить «русские патриоты», чтобы не столкнуться с коварными планами большевиков и Ленина, до сих пор отравляющими жизнь и творчество кадетских радетелей о возрождении православной России. Ведь оказывается Россия уже сама шла по третьему пути и к 1930 году должна была оторваться от остального мира так, как сейчас оторвалась Америка. Да проклятые большевики со своим марксизмом помешали. Создается впечатление, что если Россия только могла оторваться, то ученая дама уже оторвалась от реальности и находится в далеком 1913 году на сходке прекраснодушных кадетов, мечтающих догнать и перегнать Америку под мудрым руководством православного монарха. И не ведает доктор наук, хоть и не экономических, но все же наук, что впереди была война, приведшая к экономической разрухе, несмотря на бурные темпы роста экономики и количества студентов и радужные прогнозы кадетов, как следствие -  Февральская революция (сразу предупредим всех «патриотов», чтобы не свалили ее на коварных большевиков - большевики отношения к ней не имели). Далее - экономический кризис и хаос, крестьянские бунты, захват помещичьих усадеб, прибавим к этому сепаратистские движения по всем окраинам России с объявлением независимости от России. Гражданская война и фактический развал Российской империи начался не в 1918 году, а в 1917 году и большевики здесь не причем. «Грозящая катастрофа» - вот что ждало Россию. Отбросим большевиков – предположим, что не было Октябрьской Революции. Что ждало бы в этом случае Россию? Несколько вариантов, но в любом случае Гражданская война. Война за передел земли или война за сохранение страны, или война за то и за другое. Либо полная капитуляция перед крестьянами, что мало вероятно, либо отказ от «единой и неделимой» и превращение в аналог Российской Федерации, что тоже маловероятно. И о каком росте и взлете экономики можно говорить в таких условиях, когда благополучные страны Европы - победители в войне, находились в состоянии обострения классовой борьбы и стагнации. А далее черная пятница 1929 года и всемирный экономический кризис. О каком отрыве России можно говорить в таких условиях? Если только об отрыве от здравого смысла кадетских теоретиков. И что бы нас ждало в 1941 году, если бы не большевики?

Есть ли у России сегодня третий путь, третий вариант? - не унимается главный редактор. И вот, наконец, МОМЕНТ ИСТИНЫ. Единение труда и капитала, угнетенных и угнетателей, бедных и богатых – третий путь по-кадетски. «...сейчас выжить нации поможет лишь идея национальной солидарности, осознанного общенационального сверхусилия, а не идеология революций и противопоставления богатых и бедных». Вот она квинтэссенция, ключ идеи «просвещенного патриотизма» - не трогать, не менять, оставить все как есть. В общем, давайте жить дружно. Деградация, нищета и вымирание, криминализация экономики, все эти проблемы, - считает ученая дама, - разрешить инструментами правового государства невозможно. А раз так, то не будем об этом честно говорить, будоражить общество, пускай общество пребывает в иллюзии благополучия. Видите ли, идеология раскола и горькая правда и призыв к ответу тех, кто довел страну до такого состояния «истощат до предела духовный, нравственный и энергетический потенциал». 

Доброхоты всех мастей постоянно запугивают наш народ. То пугали войной и так парализовали волю народа к сопротивлению пацифистским лозунгом «Лишь бы не было войны», что без боя сдали страну, однако, войны не избежали, она сама пришла в наши дома погромами и межнациональными конфликтами, разгулом бандитизма и преступности. То революциями, лимит на которые исчерпан. То гражданской войной, если будем сопротивляться разворовыванию народной собственности. А теперь просвещенная православная патриотка пугает нас истощением духовного, нравственного и энергетического потенциалов, если будем брыкаться. Главное - не сопротивляйтесь и не трепыхайтесь. Но не это удивительно. Уже давно стало ясно, что так называемых русских патриотов устраивает современный общественно-политический строй, вот и призывают они народ к смирению и единению с новыми хозяевами, только несколько смущает засилье либералов-космополитов во власти и в капитале. Надеются они, что со временем все образуется и здоровые национальные силы под покровительством и благословением церкви восторжествуют. Весь патриотизм таких ученых дам заключается в замене нынешней космополитической и инородческой власти и капитала суконным и кондовым русским купцом и промышленником с псевдорусской атрибутикой а ля Александр III. 

Удивительно то, что редактор вроде бы оппозиционной газеты не находит ничего капитулянтского в таком третьем пути, в котором нет места красным. Но в этом третьем пути нет места не только красным. К удивлению и, наверное, к огорчению редактора ученая просвещенная патриотка не видит места даже для некоммунистической патриотической организации. Слишком радикальной может стать патриотическая организация для нынешнего государства, а выступать против него нельзя, ведь всякая власть от бога. Поэтому будущее народа России не в борьбе, а в обретении веры, по мнению нашей православной патриотки: «Я искренне связываю будущее России с восстановлением Веры». Позволим себе не согласиться с этим утверждением и присоединиться к мнению другого ученого человека и патриота Александра Зиновьева: «...Православие не является не только единственной, но и, вообще, никакой ценностной базой для духовного возрождения России. Это духовное падение России, это деградация... Россия отбрасывается на 100 лет. Православие процветает при условии, если нищим становится население, если оно становится безграмотным, если оно становится больным, а российское население сейчас в массе своей является психологически и идейно больным, просто больным... так, что я утверждаю и настаиваю на том, что усиление православия означает деградацию России и является одним из факторов падения России и гибели». 

Вот он третий путь «просвещенных православных патриотов».

Министр образования Филиппов объявил 27 августа о введении преподавания Закона божьего в школе в новом учебном году. Погружение во тьму продолжается.
 

Комментарий А. Баумгартена

Два момента в полезной и, как всегда, искренней статье С. Ермолина заставили меня прокомментировать ее.   

Ваше мнение

 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service