От редактора.
Несмотря на то что автор подходит к проблеме "статистики" с точки зрения буржуазного ограниченных представлений о "гражданском обществе", статья представляет практический интерес. Б.А. Макаров Анатомия “лукавых” цифр
В последнее время активно обсуждаются проблемы, связанные с реформой политической системы нашего общества и разработкой оптимальной структуры государственного аппарата. Эти проблемы являются весьма многогранными, сложными и противоречивыми. При обсуждении комплекса этих проблем нельзя пройти мимо, может быть не самой главной, но принципиально важной проблемы: организации государственной статистики в Российской Федерации. Действительно, с известной периодичностью после окончания месяца, квартала, полугодия, года и т.д. в центральной и местной печати, в электронных средствах массовой информации публикуются статистические данные об экономических, социальных, культурных и иных достижениях страны, региона, отрасли, корпорации и т. п. Эти цифры иногда радуют, иногда огорчают, и вроде бы нет оснований им не доверять, но в душу закрадываются сомнения, вызванные следующим. Эти статистические данные собирает, обрабатывает и публикует Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ) и его территориальные органы на местах. Всего в системе Госкомстата РФ трудится в общей сложности около 30 тысяч сотрудников. Госкомстат - орган правительственный, непосредственно подчиняющийся правительству России. Государственный комитет Российской Федерации по статистике возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. И этот же орган (Госкомстат) периодически информирует страну и народ об успехах во внутренней и внешней политике этого же правительства. Такая ситуация является совершенно ненормальной, так как получается, что деятельность правительства РФ в настоящее время фактически никто не контролирует. Ведомственная подчиненность Госкомстата РФ правительству противоречит принципам разделения власти в гражданском обществе. Тем более, что представляемая федеральным, региональным и муниципальным законодательным органам власти статистическая информация собирается, обрабатывается и интерпретируется в соответствии с методиками, ежегодно утверждаемыми правительством РФ (Смотри пункт 5 и пункт 9.3 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике. Утверждено постановлением Правительства РФ № 85 от 2 февраля 2001 года). И это позволяет допустить гипотетическую возможность того, что, во-первых, вся эта информация может доводиться до сведения общественности страны и депутатов законодательных органов власти в препарированном, сглаженном виде, а во-вторых, под нажимом Правительства РФ Госкомстат, манипулируя статистическими данными, может осуществлять обман общества, информируя его о мнимых достижениях правительства. И как показывает исторический опыт, такие действия широко практиковались во многих странах мира, во все времена. И нет никаких гарантий, что таких “статистических фокусов” в России нет сейчас, и не может быть в будущем. Особенно высокие показатели социально-экономического развития стран почему-то наблюдаются накануне очередных выборов. С последствиями применения таких с позволения сказать “методик статистического
анализа”, ежегодно утверждаемых на заседании правительства, периодически
сталкивается каждый гражданин России. Сталкивается, когда, узнав из средств
массовой информации, что уровень инфляции в стране за прошедший месяц,
квартал, полугодие, год составил соответственно 0,6%, 2%, 6%, 10%
потребитель с удивлением обнаруживает, что цены на товары массового спроса
и услуги за тот же период увеличились на 20, 30, 50, а то и более чем на
100%. Публикуя эти цифры, Госкомстат не лжет, он просто немного лукавит.
Складывает цену на хлеб с ценой на металл, а цены на мясные и молочные
продукты с ценой на строительный песок и щебень и т.д.
Для того, чтобы исключить всякого рода “статистические чудеса
и фокусы”, необходимо подчинить Госкомстат РФ непосредственно федеральным
законодательным органам РФ и избирать его руководителя и его заместителей
на заседании Государственной Думы и Совета Федерации. Это позволит хотя
бы в какой-то мере поставить заслон на пути появления “лукавых цифр”.
И последнее. Давно пора внести изменение в законодательство Российской Федерации и ужесточить ответственность за преднамеренный обман органов государственной статистики и несвоевременное представление статистической отчетности. Сейчас мы имеем парадоксальную ситуацию. Если человек украл у государства тысячу рублей, то это наказывается и наказывается достаточно сурово, а нанесение в результате искажения статотчетности государству ущерба на миллиарды рублей стало считаться чем-то вроде невинной детской забавы. А ведь ложь в статистической отчетности кроме морально-политического вреда порождает неразбериху в экономических планах и является одной из причин дезорганизации экономики страны. Существование такой “придворной, ведомственной” статистики нарушает права граждан России на получение правдивой и достоверной информации о реальном положении дел в стране, регионе, городе. В условиях отсутствия независимого органа Госстатистики руководство страны, регионов, муниципальных образований, депутаты законодательных органов и т.д. не могут принимать оптимальные управленческие решения. Необходимо разработать и в сжатые сроки принять закон “О государственной
статистике в Российской Федерации”. В законе должны быть отражены следующие
вопросы:
Какие органы и с какой периодичностью уполномочены собирать эту статистическую
информацию?
|
|