Left.ru
Тимоти Патрик Куган
ИРА. «Зеленая книга»

(нaчaлo: http://www.left.ru/2003/18/pytki94.html)

Унижение

Мы видели, что этот тип техники допросов неизменно заключается в раздевании заключенного догола и ремарках, отпускаемых в адрес его половых органов. Добровольцам должно быть известно, что вполне доказанный факт: одежда является важной составной частью личности человека. Срывая с него одежду, допрашивающие надеются убрать таким образом с дороги его личность, его характер; в психологическом плане это символично, и совершая это, полиция стремится унизить добрoвольца и таким образом разрушить его защитные психологические барьеры, ибо именно эти барьеры не дают им добиться от него признания. Одежда человека становится символом этих барьеров, и срывая её, они надеются уничтожить таким образом естественный защитный механизм добровольца. Вторая часть унижения состоит в высказанных ими оскорбительных замечаниях в адрес половых органов добровольца. Это вполне распространенное явление в полицейских участках, как на севере Ирландии, так и на её юге, так и в Англии. Добровольцы должны попытаться понять менталитет, лежащий в основе таких поступков, и таким образом быть более подготовленным к подобным актам, если и когда это случится с ними. Так же, как они срывают одежду с добровольца, символизирующую его защитный механизм или естественный барьер, так же и высказыванием оскорбительных замечаний в адрес половых органов добровольца они пытаются унизить его и таким образом ослабить его волю к сопротивлению. Сам акт этого имеет под собой более глубокие предпосылки, чем кажется на первый взгляд. Добровольцы должны понимать, что с психологической точки зрения подобное поведение называется "комплексом пениса". Этот комплекс свойственен гомосексуалистам, и хотя сами допрашивающие могут быть женатыми мужчинами, имеющими детей, это указывает на подавляемые ими внутренние гомосексуальные тенденции. Когда доброволeц поймет и осознает этот доказанный факт, ему не должно составить большого труда восторжествовать над своими мучителями. Он должен смотреть на них как на гомосексуалистов с иммунитетотм, полученным из рук государства, как на людей, которые становятся садистами из-за того, что в обыденной жизни они вынуждены притворяться и подавлять в себе гомосексуальные порывы, которые лежат в основе такого поведения. "

Взятки и шантаж также обсуждаются, с грозным предупреждением в адрес того, кто поддастся на подобные приемы.

" Иногда полиция пытается использовать шантаж и взятки в последней отчаянной попытке добиться признания. Все добровольцы должны игнорировать подобное вывешивание морковки у них перед носом. Шантаж редко бывает эффективным и зачастую может нанести вред самой полиции, если на неё подадут в суд и сделают его достоянием гласности. Взятки никогда не срабатывают, несмотря на тот факт, что добровольцу могут быть предложены деньги и защита в обмен на информацию. Он должен помнить, что когда он перестанет быть полезным полиции, она его бросит на произвол судьбы, а её защита на практике ничего не означает. Хороший тому пример - судьба Кеннета Леннона". (Леннон был найден застреленным в канаве в Англии, после того, как ИРА разыскала его там.)

Для того, чтобы не закончить свои дни, как злосчастный Леннон, добровольцы, наконец, получают совет, как добиться триумфа РАЗУМА над обращением с ними.

"Когда тебя жестоким образом пытают физически, для добровольца важно консолидировать свою позицию, важно помнить, что это - 7 дней, если он будет молчать, и, возможно, 17 лет, если он заговорит. Нелегко отмахнуться рукой от физических пыток как чего-то малозначащего. Для того, кто им подвергается, это вовсе не мелочь, и вовсе не малозначащая. С незапамятных времен, с того времени, как нaчала записываться человеческая история, со времен Вавилонской империи, имперского Рима, испанской инквизиции и до нацистских концентрационных лагерей, ирландского Свободного Государства (имеется в виду Ирландская Республика) и до британских полицейских участков до нас доходят рассказы о том, как люди справлялись с пытками и побеждали полицию, пытавшуюся выбить из них информацию.

Одна примечательная техника основывается на способности заключенного рисовать образы в своем воображении или на окружающих его стенах. Люди, которых мучали, обнаруживали, что направляя свою силу концентрации прочь от допрашивающих и обращая её на создание воображаемых картинок в своем мозгу, они на практике оказались способными преодолеть физическую боль. Некоторые люди рисовали такие картинки в собственном воображении, например, светящуюся свечку, лист или цветок, и концентрируясь на них, выстраивая их в своих мыслях, стабилизируя такую картинку, они добивались такой сильной концентрации на ней, что на практие физические пытки таких людей становились бессмысленными. Это умственное упражнение называется некоторыми психологами "превосходство разума над телом" и, как уверяется, является крайне успешной и невидимой техникой для борьбы с допросами.

Мало что известно о законах, на которых эта техника построена, но все, кто занимался её исследованием , подчеркивают, что люди, находящиеся под огромным физическим и психологическим давлением, оказываются в состоянии приспособиться к нему. Те, у кого нет предварительного опыта или знания этого предмета, но кто во время допроса попробовали применить эту технику на практике, подтверждают, что она срабатывает, хотя и не могли объяснить, почему.

Другие находят, что, выбрав какое-то определенное место на стене и сконцентрировавшись на нем, они тоже испытывали подобные ощущения. Возможно, что это что-то близкое к древнеиндийской практике йоги, но совершенно очевидно одно: когда концентрация заключенного направлена прочь от допрашивающих его, он оказывается способным восторжествовать над ними, и, возможно, пытка - это метод, при помощи которого полиция старается сконцентрировать его внимание на них самих. Этот совет должен по крайней мере учитываться добровольцами.

В заключении, при аресте, НИЧЕГО НЕ ГОВОРИ, НИЧЕГО НЕ ПОДПИСЫВАЙ, НИЧЕГО НЕ ВИДЬ, НИЧЕГО НЕ СЛЫШЬ. "

Но для иллюстрации того, к чему должен быть готовым доброволец, самое шокирующее описание психологических пыток прибережено напоследок.

" Одна из современных техник, применяемых британцами и полицией, направлена на вызывание психологического шока. Это включает в себя показывание сильно увеличенных фотографий, обычно - жертв взрывов бомб, убитых солдат и полицейских, и очень часто - убитых товарищей добровольца. Цель такой тактики- вызвать эмоции истерики в подозреваемом и таким образом временно его дезориентировать. Все добровольцы должны понимать это и сознавать то, какой шок, ужас и истерику это может вызвать в незащищенном человеке.

Понимая эту технику и рассматривая её с логической точки зрения, а также учитывая тактику, скрывающуюся за ней, добровольцы должны быть готовыми к подобной ситуации, будучи уверенными в том, что её целью является шокировать добровольца до такой степени, чтобы вырвать у него признание. Другая подобная тактика состоит в бросании оторванных конечностей трупа в камеру заключенного...

Лучшяя защита во время допроса - ВЕРНОСТь нашему движению. Это означает ВЕРНОСТь своим товарищам и ЗАЩИТУ всех участников движения.

Опять-таки, преданность целям и задачам движения, глубокая и непоколебимая ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕДАННОСТь идеям социалистической республики, ПОСТОЯННАЯ УВЕРЕННОСТь в том, что ты- РЕВОЛЮЦИОНЕР, с солдиной ПОЛИТИЧЕСКОЙ базой, БЛАГОРОДНЫМ И СПРАВЕДЛИВЫМ ДЕЛОМ, и глубокой и непоколебимой верой в то, что те, кто арестовал и дoпрашивает тебя, МОРАЛьНО НЕПРАВЫ, что ты ПРЕВОСХОДИШь их во всех отношениях, потому что твоё дело - ПРАВОЕ И НЕПОБЕДИМОЕ."

(перевод Ирины Маленко)

ИРА. "Зеленая книга": часть I

Как мы видели [из предыдущих глав - прим. перев.], ИРА подготовила особый план реорганизации, центральное место в котором отводилось системе ячеек; этот документ был обнародован в 1977-м году, после ареста Шеймаса Туми. Основная проблема ИРА, отмечает Туми, состоит в том, что: "Трехдневное и семидневное задержание пагубно сказывается на добровольцах (т.е. бойцах ИРА - прим. перев.); отсутствие же у них должной психологической подготовки к допросам - вина ИРА".

В отличие от плана реорганизации, "Зеленая книга" - также документ чрезвычайной важности, содержащий инструкции для добровольцев о том, как противостоять внешнему давлению, и в то же время не упускать из виду политические цели - не была опубликована. Помимо общих вопросов военной подготовки и задач республиканского движения, большое внимание в "Зеленой книге" уделяется самому понятию "доброволец": это человек, на котором лежит ответственность и за то, чем он владеет, и за организацию, которую представляет; однако самое главное - это то, чем он живет, то, что хранится в его душе и памяти. Одним из документов первоочередной важности для новобранцев ИРА - помимо Прокламации Республики 1916-го года - является "Демократическая программа" Первого Дайла (ирландский парламент - прим. перев.), созванного после победы Шинн Фейн на "выборах цвета хаки" в 1918-м.

В первой лекции "Зеленой книги" сказано:

"Верность республиканскому движению есть твердое убеждение, что борьба - и в милитаристическом, и в политическом аспектах - морально оправдана, и что военные действия также морально оправданы; что [Ирландская Республиканская] Армия - прямой представитель Дайла 1918-г., и что она есть законное и полномочное правительство Ирландской Республики, обладающее моральным правом издавать законы и предъявлять права на территорию, воздушное пространство, полезные ископаемые, средства производства, распределение и перераспределение человеческих ресурсов вне зависимости от их [религиозных] взглядов и [политической] принадлежности."

Затем новобранца предупреждают:

"НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ: НЕ ГОВОРИТЕ НИ СВОЕЙ СЕМЬЕ, НИ СВОИМ ДРУЗЬЯМ, НИ ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ, НИ КОЛЛЕГАМ ПО РАБОТЕ, ЧТО ВЫ - ЧЛЕН ИРА. НЕ РАСПРОСТРАНЯЙТЕСЬ ПО ВОПРОСАМ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ - ДРУГИМИ СЛОВАМИ, НИЧЕГО НИКОМУ НЕ ГОВОРИТЕ. Не принимайте участие в маршах, демонстрациях и иных массовых акциях протеста. Не появляйтесь в обществе известных республиканцев и не бывайте частым гостем в их домах. Ваша основная задача - оставаться неизвестным вражеским силам и общественности в целом."

Вопрос спиртного для ирландского революционера вообще не должен существовать:

"Добровольцу важно также понять, что распитие спиртных напитков и чрезмерное употребление алкоголя таит в себе реальную опасность. Значительный объем информации вражеские силы и местные шпионы получили от тех добровольцев, которые употребляли спиртное. Доброволец должен знать, что пьяные разговоры - это НАИБОЛЬШАЯ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ, грозящая любой организации. Для организации военной - это САМОУБИЙСТВО."

Из раздела "День Первый" новобранец узнает, что:

"Ирландская Республиканская Армия, как законный представитель [интересов] ирландского народа, обладает моральным правом на проведение кампании сопротивления иностранным оккупационным силам и тем, кто с ними сотрудничает на местном уровне. Всем добровольцам следует осознать свое моральное право действовать в качестве законного правительства, поскольку они, будучи в рядах Армии, являются солдатами Ирландской Республики, низведенной до положения подпольной превосходящими силами врага."

Новобранца ставят в известность о том, что "британская армия является оккупационной силой", а [британская] полиция RUC, ирландская [полиция] Gardai, [лоялисты] UDR и вооруженные силы Свободного Государства (указание на статус британского доминиона, полученный Ирландией в 1921-м году, после разделения на Юг и Север, и сохраняемый ей до 1949-го г.; в 1921-м году 26 графств Юга Ирландии именовались Irish Free State, а в 1949-м стали называться Ирландской Республикой - прим. перев.) - "незаконные формирования, чьи основные задачи имеют много общество с предательством, и, как таковые, неверны с позиций морали, неприемлемы политически и не имеют этического оправдания". Однако "Распоряжение № 8" запрещает добровольцам рассматривать вооруженные силы Юга в качестве целей (т.е. мишеней - прим. перев.). Это, очевидно, свидетельство того, что в Республике произошли существенные изменения, и что поэтому всякий иной подход станет неприемлемым в глазах общественности. Новобранца знакомят и с еще одним жизненно важным для ИРА фактором: абсолютной преданностью общему делу. ИРА, пережившая многочисленные расколы и испытавшая на себе деятельность шпионов (в первую очередь, из-за "слепого" приема новобранцев, и лишь во вторую - из-за интернирования) предупреждает:

"Армия - организация, требующая от вас полной, без остатка, самоотдачи. Вы принадлежите Армии целиком. Она входит в вашу личную жизнь, определяет выбор друзей, разделяет вашу семью - и, другими словами, требует абсолютной преданности. Все потенциальные добровольцы должны уяснить себе, что угроза ареста и долгого тюремного заключения реальна и тенью следует за всеми добровольцами.

В прошлом многие вступили в ряды Армии в поисках романтики, или приключений; однако, оказавшись в тюрьме, они стали иначе смотреть на свои обязательства перед Армией. С большим опозданием они осознали, что на самом деле не имеют настоящего желания быть добровольцами. Результатом этого является раскол среди самих заключенных, разлад в их семьях и распри среди их друзей на свободе.

Следующим важным моментом следует считать искреннюю готовность добровольца подчиняться приказам старшего по званию. Всем добровольцам вменяется в обязанность подчиняться старшему по званию независимо от их личного к нему отношения."

Преданность, тем не менее, не рассматривается как средство, облегчающее добровольцу прохождение таких испытаний, как арест, допрос и заключение; однако предполагается, что это качество помогает ему проникнуться важнейшей политической целью движения - созданием социалистической Республики. Его убеждают в том, что военные действия, по сути, есть продолжение политических, и, следовательно, военная кампания ИРА - продолжение политической борьбы. Новобранцу напрямую заявляют, что "людям, не имеющим никаких политических взглядов, нет места в Армии". Более того, эти политические взгляды должны быть строго определенными: "Все потенциальные добровольцы - социалисты."

Новобранцу не оставляют никаких сомнений:

"Перед своим вступлением в Ирландскую Республиканскую Армию будущий доброволец должен четко сознавать, что это на самом деле означает. Он не должен вступать в армию под влиянием своих эмоций, или тяги к романтическим приключениям. Ему следует всесторонне оценить свои устремления, осознать факт существования реальных опасностей - как и то, что внутри самого движения он не найдет никакой романтики. Соответствующим же образом доброволец должен пересмотреть и свои политические убеждения, имея в виду, что Армия стремится к созданию Социалистической Республики."

Лучше всего факты просматриваются в разделе, посвященном связи между политическими целями и средствами их достижения:

"Добровольцы ведут вооруженную борьбу за освобождение [страны -прим. перев.] с превосходящими силами врага. Это, в свою очередь, предполагает применение оружия и взрывчатки. Обратимся сначала к вопросам оружия. Пройдя курс военной подготовки, добровольцы должны сознавать, что оружие опасно само по себе, что оно является средством лишения людей жизни - другими словами, оно служит для того, чтобы убивать, и добровольцев обучают убивать.

Практически невозможно взять в руки оружие и убить человека безо всякой цели, не имея ни твердых убеждений, ни веских на то причин. Армия действует, исходя из тех принципов, которые, в свою очередь, обеспечивают ей существование как военной организации; перед тем, как потенциальный доброволец становится ее частью, он должен воспитать в себе эти принципы - чтобы в дальнейшем иметь возможность, опираясь на них, убивать без промедления и сожаления. То же справедливо и в отношении организации взрывов.

Желающие вступить в Армию должны понимать, что, когда дело касается лишения человека жизни (в целом - прим. перев.), на месте этого человека могут оказаться и они сами. Если вы стреляете в полицейских и солдат, то вам должно быть совершенно ясно, что и они будут отвечать вам тем же.

Жизнь солдата подпольной армии чрезвычайно трудна и тяжела, подчас жестока и полна разочарований. Поэтому, перед тем, как принять окончательное решение о вступлении в Армию, нужно обо всем этом серьезно задуматься."

Совершенно правильно.

"Анализ" - это одно из первых слов, которые усваивает новобранец; оно постоянно фигурирует в наставлениях ИРА. Рассказав будущему партизану о том, чему он будет противостоять и за что бороться, ИРА затем обращается к истокам и корням борьбы:

"Ирландцы выделились как нация 1.500 лет назад, и это факт, признанный как внутри страны, так и за рубежом. По свидетельствам профессора Эдмунда Кертиса, описывающего Ирландию 800-го года н. э., "ирландцы были первым народом к северу от Альп, создавшим такое огромное количество литературных источников на своем родном языке". По данным профессора, даны (викинги - прим. перев.) были частично изгнаны, частично ассимилированы народом, "чья культура светочем сияла по всей Европе" до Норманнского завоевания в 1169-м (распространившимся сначала в Англию в 1166-м - прим. перев.), и принесшим "более чем восьмисотлетнюю БЕЗЖАЛОСТНУЮ и НЕУГАСАЮЩУЮ ВОЙНУ, которая продолжается и по сей день."

Цель этой восьмисотлетней оккупации - "экономическая эксплуатация незаконно отделенных шести графств Севера, находящихся под прямым колониальным давлением Британии" и ирландского Юга, "испытывающего на себе культурное и экономическое давление со стороны Лондона". Последнее проявляется в том, что ирландцы, "из соображений получения большей прибыли", инвестируют английскую экономику; в результате многим тысячам ирландских юношей и девушек приходится затем иммигрировать в Англию в поисках рабочих мест, в свою очередь, создаваемых этими самыми инвестициями.

Другим немаловажным проявлением экономического империализма в действии можно считать вывоз сырья, необработанных материалов: живого скота, полезных ископаемых, рыбы, выловленной иностранными траулерами, и т.д. Кроме того, с 1958-го г. Свободное Государство прекратило всякие попытки сделать свою экономику независимой и привлекло на свою территорию многонациональные иностранные компании для создания новых рабочих мест - вместо того, чтобы выкупить их технологии и затем постепенно выслать обратно.

Порабощение (africanisation в оригинале - прим. перев.) - так иначе называют этот процесс. Сейчас ирландцы имеют еще меньше прав распоряжаться своими внутренними делами, чем в 1921-м г. Логичным продолжением этой ситуации стало вступление Ирландии в 70-х годах в ЕЭС. Республиканское движение сопротивлялось этому - как на Севере, так и на Юге - в 1972-м и 1975-м и до сих пор не изменило своего мнения.

Республиканцы против экономических блоков Востока и Запада и таких военных союзов, как НАТО и Варшавский договор. Республиканское движение стоит на стороне родственных ирландцам кельтских и других порабощенных народов Европы, а также нейтральных стран Третьего Мира, не являющихся членами какого-либо альянса; республиканцы, в соответствии с национальными традициями - приверженцы иной альтернативы: социализма, превосходящего и западный частный капитализм, и восточный государственный."

Нетрудно себе представить, каким мощным было (да и остается) это учение для безработной молодежи Андерсонтауна, Баллимерфи и Богсайда, где улицы патрулирует британская армия. Муки участников голодовки за предоставление политического статуса и собственные жизненные обстоятельства тем более способствовали тому, что молодые люди легко соглашались со следущим утверждением:

"Позиция, занимаемая Ирландской Республиканской Армией с момента основания в 1916-м году, есть сопротивление и борьба против любых проявлений империализма, пребывание в авангарде революционной мысли плюс самая совершенная в мире партизанская военная тактика."

Они так же легко верят в правильность увязывания "Восстания 1916-го г., войны с Черно-Пегими (начавшаяся вскоре после подавления Восстания 1916-го г.; иначе называется Англо-Ирландская война. "Черно-Пегие" - британские солдаты, называемые по цвету формы - прим. перев.), войны между Свободным Государством и Шестью графствами (из-за вопросов разделения Ирландии - иначе: гражданская война в Ирландии - прим. перев.), кампании взрывов в Англии 1939-го - 40-х гг., кампании Сопротивления 1956-62 г., и, наконец, текущей и самой героической, кампании, ведущей к окончательной победе..."

Воображение молодых людей поразит описание современных им событий - пусть в несколько преувеличенном виде:

"Вехами нашего пути были тяготы и победы в битвах, кровь и огромные жертвы, тюремное заключение, голодовки, казни; и все же нам удалось нанести удар по врагу, и зачастую в самое сердце британского империализма, и приобрести уважение и открытое восхищение свободолюбивых народов во всем мире."

Теперь остается лишь окончательно изгнать любые сомнения:

"ПРИМЕЧАНИЕ: Мораль Ирландской Республиканской Армии, ее право вести войну, складываются из а) права сопротивляться иностранной агрессии; b) права восставать против тирании и угнетения; c) преемственности и соблюдения принципов, отмеченных Правительством 1916-го г., Первым Дайлом 1919-го и Вторым Дайлом 1921-го гг. созыва."

Поясним последний пункт: депутаты Дайла 1919-го г. созыва провозгласили себя преемниками лидеров Восстания 1916-го г., следующими предписаниям Прокламации (Республики - прим. перев.). Затем, в марте 1921-го, было объявлено, что, если в результате действий вражеских сил Дайл сократится до недопустимого минимума, то его членам следует передать все свои полномочия Республиканской Армии, которая с этого момента и будет считаться временным правительством. В 1922-м г., когда большинство депутатов Дайла одобрило подписание соглашения с Англией (по которому Ирландия получала статус доминиона ценой шести северных графств - прим. перев.), предав, таким образом, республиканское дело, ИРА вышла из подчинения Дайла. В том же году ИРА признала меньшинство Дайла "последними хранителями Республики".

"В 1938-м семеро оставшихся в живых депутатов-республиканцев передали полномочия командованию ИРА, следуя предписаниям принятой в 1921-м г. резолюции. В 1969-м последний депутат (республиканского Дайла - прим. перев.), Джозеф Кларк, вновь открыто подтвердил, что действующее командование ИРА и все, следующие за ним, являются преемниками Первого и Второго Дайла в качестве временного правительства."

Прочитав это, новобранец окончательно соглашается с тем, что ИРА, по ее собственным утверждениям, "ведет борьбу за освобождение" на основании трех вышеуказанных причин. Затем ему объясняют, что общество, в котором он живет, есть продукт экономического и культурного империализма; это проявляется "в условиях жизни, ее качестве и в том, что политическая власть находится в руках меньшинства":

"Знаки экономического империализма в Ирландии повсюду: в банковском деле, страховании, торговле, машиностроении, добыче полезных ископаемых, рыбном хозяйстве, производстве в целом; это такие компании, как ICI, Courtaulds, Pye, Philips, Grundig, Shell-BP, Wimpey и т.д.

Культурный империализм, развивающийся со времен подписания предательского соглашения с Англией, ирландское правительство навязывает и пропагандирует через СМИ, РТИ (Государственная телерадиовещательная компания Ирландии- прим. перев.), печать и образование."

Новобранца учат, что республиканец должен противостоять всем этим и любым другим формам империализма и неоколониализма, чтобы в конце концов ликвидировать несправедливые режимы, действующие как на территории Свободного Государства, так и Шести графств:

"Наше политическое бесправие, безработица, нищета, недостаток жилья, социальная незащищенность, эксплуатация нашего труда и интеллекта, природных богатств, варварское разрушение нашей культуры, истребление языка, музыки, живописи, театра, наших обычаев и традиций, внутриполитическое давление - (все это - прим. перев.) необходимо для поддержания существующего режима в целом."

Отсюда следует, что, пока будет существовать разделение (Ирландии на Север и Юг - прим. перев.), решение этих проблем в национальном масштабе не представляется возможным: "Поэтому мы и должны порвать с Британией".

(перевод Eлeны Дopoшенко)

(окончание следует)





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service