Left.ru
Алла Никонова
Мародеры и наследники нашей культуры

Я знаю силу слов...
(В. Маяковский)

Они не читали и не слышали Ленина,
Но это были ленинцы...
(В. Маяковский)

После реставрации капитализма в России, новым (?) господствующим классам срочно понадобились новые идеи для внушения всем остальным в качестве господствующих. Сперва в ход пошел самый модный неолиберализм - тот самый, какому фридмановцы учили Пиночета. Когда господствующие классы обнаружили, что у широких масс выработалась стойкая аллергия не только на неолиберализм, но и на его носителей - гайдарочубайсов, из-под лавки вытащили покрытое плесенью "самодержавие, православие, народность". Однако, похоже, и этот рецепт все больше вызывает сомнения у больного. Иначе с чего бы это вдруг такой реприманд неожиданный: "В творчестве Чернышевского ищут программу действий", да не какие-нибудь отпетые левые экстремисты , а самые что ни на есть солидные господа "на научно-практической конференции "Русский немарксистский социализм", "организованной социал-демократическим Фондом Плеханова". (http://www.izvestia.ru/politic/article38898). И Известия об этой самой "научной практике" сообщают не со скрежетом зубовным или насмешкой, а вполне сочувственно. Что же случилось с Николаем Гавриловичем?

"Социалистический Лессинг" (высочайшая похвала в устах немецкого революционера), которым восхищался Маркс, Человек, которого Ленин яростно защищал от клеветы как любимого учителя. Писатель, на сочинениях которого воспитывались поколения российских революционеров. Всего этого более чем достаточно для того, чтобы на Чернышевского при жизни и после смерти непрерывно лили потоки грязи все защитники прошлого. И с концом СССР эта достохвальная деятельность возобновилась с новой силой в России. Чернышевский, вызывающий ненависть и страх такого накала, был явно опасен. И поэтому его вскоре решили просто замолчать. Иссяк бурный поток ругательно-лживых статей ( и даже книг, в одной из которых автор сумел так ловко истолковать Чернышевского, что для этого пришлось признать Флориду гористой пустыней, ту Флориду, чье имя значит "цветущая"!). Воцарилась тишина. В школьной программе политически враждебного Чернышевского сменил идеологически близкий Лесков ( и только для учеников "профильного уровня" предусмотрено "Обзорное изучение ("Что делать") с анализом отдельных фрагментов". Да, а то еще начитаются и захотят это самое сделать! Хотелось бы только знать, какие именно "фрагменты" будут анализировать особо продвинутые юные граждане свободной России - не те ли, где речь идет о проницательном читателе? Например такой : «с бессмысленною аффектациею самодовольно толкует о литературных или ученых вещах, в которых ни бельмеса не смыслит, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять ...своими возвышенными стремлениями (которых в нем столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своею образованностью (которой в нем столько же, как в попугае).»

Но после того, как полная умственная (как и прочая) импотентность российских буржуазных идеологов явила себя в полной красе, они решили с горя обратиться "влево" (тут стоит припомнить Голицинский свальный грех - это из той же оперетки). И тут пригодились всякие " социал-демократические Фонды Плеханова". (Я должна решительно вступиться за Георгия Валентиновича. Каковы бы ни были его грехи, особенно на старости лет, его имя тут используется явно с тем же основанием, с каким сахариновую подкрашенную воду именуют "фруктовым напитком". Типичный образец фальсификации продукта).Каким же они видят наследие певца "новых людей"?

Вот образцы: "Сон Веры Павловны вошел в мифологическое сознание народа. Когда читаешь этот роман, видишь утопию с элементами графомании, но вместе с тем мы видим и образ человека, заглянувшего в будущее, где отношения строятся не на основе зла, а на основе гармонии, и эта попытка вызывает уважение, - сказало романе Чернышевского доктор исторических наук Борис Орлов."

Прежде всего, об "элементах графомании". Как это мило со стороны такого корифея литературы как "доктор исторических наук Борис Орлов" проявить столько снисхождения к незадачливому графоману! А вот представительница тартусской семиотической школы ( к сожалению, не смогла вспомнить ее имени), взявшаяся лет двадцать назад разбирать "Что делать", с изумлением обнаружила, что роман этот, такой незатейливый на первый взгляд, имеет сложную, даже изощренную структуру. Понятно, что тогдашние умеренные фрондеры против советской власти не могли и не собирались оценить глубину содержания этой потрясающей книги, но даже они не могли не признать хотя бы ее формальных качеств. Что поделаешь, им еще мешал пережиток, именуемый профессионализмом. А вот д.и.н. (когда и за что он стал доктором, кстати? В одной из публикаций он именуется "автором ряда исследований по тоталитаризму" - неужели за это?) от этого пережитка успешно избавился. И если для оценки его собственных высоких достоинств приведенной цитаты недостаточно, вот еще одна (из "Альтернатив", промежду прочим, рецензия на книгу Дзарасова) : "трудящемуся человеку он ("коммунизм")дал такие социальные блага, которые тот ни с какой другой стороны не мог получить" (с. 305)" пишет автор. На что доктор исторических наук (не графоман) с достоинством возражает: "но прюнелевые ботинки Ковалева так же прекрасны!" (ой, это ошибка, он возражает совсем по-другому): "А насчет социальных благ трудящимся, то стоит взглянуть на часть российской империи, ставшей после 1917 года свободной страной Финляндией, чтобы убедиться, что такие блага можно было обрести более высокого качества и иной ценой."

Вот каковы нынче у нас ценители Чернышевского! Но это еще не все. Слово "председателю Фонда Плеханова" Гавриилу Попову (да, тому самому): "Попов, как и большинство собравшихся, попытался вырвать публициста Чернышевского из лап советского наследия, говоря о нем чуть ли не как об идеологе "малого бизнеса". Интересно, каково было мнение "меньшинства" ? От себя журналист Александр БРАТЕРСКИЙ добавляет " В какой-то степени это действительно так, ведь героиня романа "Что делать?" Вера Павловна владела модным магазином на Невском." Теперь понятно, каковы требования к российским демократическими журналистам - им даже не надо специально прилагать усилия, чтобы врать, ложь пополам с невежеством так и течет сама с языка. И вот уже самоуправляющаяся артель, принадлежащая работницам на коммунистическим началах (именно на коммунистических, прибыль они делят не по труду, а поровну, потому, что цель "всевозможная одинаковость пользы от работы для всех, участвующих в работе, каковы бы ни были личные особенности") превращается в "малый бизнес". Впрочем, это неудивительно - каждый мерит на свой аршин, а аршины у Попова и Братерского очень похожи - аршины нынешнего ублюдочного российского капитализма. Впрочем, это гнусное сборище, именуемое не иначе как " научно-практической конференцией" нельзя не признать отражением поистине глобальной тенденции - живем-то в 21 веке, не так ли! Не лаптем щи хлебаем.

Ведь для оправдания колониального захвата Ирака Дональд Рамсфельд потревожил дух самих отцов-основателей, сравнив антиколониальную америанскую революцию со своими постыдными деяниями. А Кондолиза Райс зашла в своем бесстыдстве еще дальше (тоже немалое достижение), уподобив оккупацию Ирака - борьбе за гражданские права чернокожих в США в 60-е гг.

Конечно, явление это также не ново. Замечательный революционер и журналист Вацлав Воровский, описывая состояние русской литературы после поражения революции 1905 года, заклеймил его как "мародерство". Вчерашние "воины", разбитой армии, прятавшиеся во время решающей битвы в овраге, ночью вылезают и начинают обирать павших, снимая с их трупов " ценности" и попутно совершая с ними акты "морального труположества". И как ни ужасно, мы должны признать, что похоже, Чернышевский и Мартин Лютер Кинг действительно мертвы - иначе наглые мародеры не посмели бы публично хвастаться награбленным, как своим. Нет законных наследников, некому за них вступиться.

И однако, права старая истина - дух веет, где хочет. Пока в США национально-освободительный антиколониальный дух Джефферсона и Пэйна давно забыт, иракский феллах, выходящий в засаду на американскую автоколонну со своим старым АК, воплощает этот самый дух с таким совершенством, что сам Гегель остался бы доволен. "Они не знают этого, но они это делают"... Как "минитмен" - ополченец американской революции двести с лишним лет назад на другом континенте, он борется против войск, тоже посланных заморским неизбранным правителем Джорджем, и их купленных оптом "союзников". Антирасистский и бунтарский дух Кинга живет в демонстрациях иракцев, на которых прямые наследники его палачей дают привычный ответ - пули.

Если в нынешней России Чернышевский мертв и некому поставить на место зарвавшихся мародеров, не живет ли он в аргентинских рабочих, захватывающих фабрики, в движении бразильских безземельных крестьян?

Призраки бродят по Земле...

Не пора ли нам, живым, еще помнящим, кто такой на самом деле Чернышевский, малость помочь его законным наследникам - например, озадачиться переводом на испанский (и другие языки) "Что делать"? Или если перевод уже есть, сообщить им об этом? Нет ли возможности как-нибудь поспособствовать переходу иракских партизан от состояния "сопротивления в себе" к "сопротивлению для себя"? Дел непочатый край, что уже вдохновляет. Оставим мертвым погребать ИХ мертвецов... Нас ждет живой Чернышевский. Здравствуйте, Николай Гаврилович!

Постскриптум. Поэму Маяковского "Во весь голос" собираются также исключить из школьной программы. Зато включить "произведения нобелевских лауреатов Владимира Набокова, Ивана Бунина, Александра Солженицына, Иосифа Бродского и Бориса Пастернака." Наконец-то Набоков (другой Владимир Владимирович) удостоился Нобелевской премии, хотя бы и от первого заместителя министра образования России Виктора Болотова (http://lenta.ru/russia/2003/09/26/programm).





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service