Left.ru
Юные техники и старый добрый капитализм

После исчезновения СССР в России многое изменилось, и это ни для кого не секрет.

Изменился подход к образованию и воспитанию. Местами в лучшую сторону, местами не очень.

На сегодняшний день детские и подростковые клубы, в которых дети могли бы заниматься бесплатно, можно пересчитать по пальцам. А ведь многие семьи не могут позволить себе платить за дополнительное образование и досуг своих детей. А самим воспитывать и учить некогда - днем на работе, вечером постирать, погладить, ужин приготовить. Хорошо, если старшие братья-сестры есть.

Мне повезло. Еще в пятом классе мама привела меня в Тюменский областной центр развития творчества детей и юношества «Юный техник» - заниматься шитьем и вышиванием. Помню, как маме это было удобно - ребенок после школы нигде не болтается (ключи мне не доверяли, поэтому домой я могла попасть только после окончания рабочего дня), ничего не ломает и не отвинчивает (энергии - то у ребенка много, девать некуда), а сидит себе и рукодельничает под присмотром педагогов. Я ходила в кружок около двух лет, и, спасибо преподавателям, сейчас я относительно неплохо шью, и руки у меня «растут» примерно оттуда, откуда надо. Чуть позже, в десятом классе, я пришла в этот же «Юный техник» только уже в лабораторию под названием «фотолюбители»...

Придя в этом году на ставшую уже родной станцию, что бы узнать условия записи в кружки для своих сестренок я была удивлена.

Дело в том, что с этого года многие организации в Тюмени собираются переводить с областного бюджета на городской. Это, естественно, очень сильно отразится на финансировании организаций досуга. Теперь записывая ребенка, например, в тот же «Юный техник», вы получаете листочек с текстом следующего содержания: «Уважаемые родители! На основании Закона об образовании и науки администрации Тюменской области штатного расписания и решения совета трудового коллектива с 1 октября 2003 года вводится частичная оплата обучения».

Ага - подумала я - знаем мы эти трюки. Сначала «частичная», потом чуть более «частичная», а потом «ах извините, но в стране закончились деньги - учите ребятишек за свой счет».

Читаю дальше: «На основании приказа № 54-х от 01.09.2003 г. льготами пользуются учащиеся:1. из многодетных семей; 2. из малообеспеченных семей; 3.из неполных семей». Далее описываются справки, которые необходимо представить для установления льготы и «размер» установленной оплаты - на данный момент это около двухсот рублей. Так получилось, что наша семья к вышеперечисленным категориям не относится. Придется платить.

В этот момент у меня появилась, на первый взгляд, резонная мысль, что, мол, о своем бюджете подумала, а о том, что педагоги и учителя тоже иногда хотят есть, забыла.

Чуть позже я разговорилась с любимой своей преподавательницей и «случайно» спросила, не подняли ли им зарплату. Представьте, ее и не собирались поднимать, а напротив, обещают «чуть-чуть понизить». То есть мы никогда не платили за возможность наших детей посещать кружки, а теперь платим. Но при этом если зарплата преподавателей была чуть выше прожиточного минимума, то теперь она будет чуть ниже.

Добавьте к этому еще и такой момент: на станции регулярно проводились конкурсы и соревнования областного масштаба. Теперь, когда станция переведена на уровень города, она может работать только с тюменскими ребятами. Это, естественно, не способствует общению с коллективами из других городов, что в свою очередь лишает обмена опытом столь необходимого для постоянного развития.

Но самое смешное - это то, что было придумано руководством в качестве выхода из этой ситуации. Все сотрудники «Юного техника» в обязательном порядке должны были пройти курсы повышения квалификации. Цель курсов - научить педагогов общаться с детьми и освоить азы психологии (думается мне, если педагог с 10-летним стажем так и не научился обращаться с детьми, недельные курсы ему не помогут). Однажды, сидя в коридоре возле аудитории я стала невольным слушателем одной из лекций.

Основной акцент делался на роли педагогики и педагога. Своеобразная пропаганда в духе «работай много и бесплатно» вуалировалась таким образом: «Вы, преподаватели, несете огромную ответственность. В ваших руках образование и воспитание каждого ребенка, а значит судьба нашей страны.» (У наших чиновников тоже в руках судьба страны, но их зарплата, по-моему, немного выше). «Если вы педагог от природы, если у вас есть знания, вы должны думать не о такой мелочи, как деньги, а о своем долге». (Зарплата учителей и правда больше похожа на мелочь, но зачем использовать это как аргумент?) «К тому же у вас такая прекрасная работа. Вас всегда окружают дети - чистые и прекрасные». (Кажется, такими бывают только отмытые младенцы; психологи что, никогда с подростками не общались?). «Все эти деньги и различные блага - это слишком низкое, зачем уделять этому внимание, когда перед вами стоит более глобальная задача?» Прекрасная идея - давить на гипертрофированное чувство долга и ответственности бескорыстных наставников старой советской закалки.

Мне с грустью подумалось о моих, предполагаемых в будущем, детях и нынешних братиках и сестренках. Первыми в голову лезут мысли о том, как ребенок будет проводить свое свободное время. Дворовая жизнь, дурная компания, вредные привычки. Или наоборот: сидит себе, как мышь, никуда из дома не выходит - не слышно, не видно и вроде бы удобно. Но ведь давно известно, как важны навыки общения. Логично предположить, что если нет общения - нет навыков. Это одна сторона медали.

Потом я предположила, что если ситуация никак не измениться в благоприятную сторону, умные люди начнут уходить из образования и искать возможность прокормить и обогреть себя и свои семьи. Понимаете, что получится? Наших детей будут учить оставшиеся чудаки, которым мне почему -то не хочется доверять. Это другая сторона.

У этой медали должно быть еще и ребро, но его или скрывают, или просто не замечает никто. Я не вижу, как чиновники могут логично и рационально объяснить происходящие изменения. Может быть, конечно, наша область и сэкономит за счет урезания бюджета подростковых организаций и снижения заработной платы. Но ведь следующая громкая акция, в духе «Тюмень против наркотиков» и «Скажи водке «нет!», не заставит долго ждать. Будет много прекрасных гостей, подключатся радио и телевидение, найдутся щедрые спонсоры. И кому-то, наверное, так удобнее: подумаешь, подростковый клуб, подумаешь досуг и образование детей, это рутина, кто вспомнит про это! А вот если концерт какой ни будь, да с громкими лозунгами, да самому там блеснуть! Так все поймут - о наших детях помнят, о них заботятся, их учат и информируют. А потом - вот какие мы молодцы, вот сколько мы для всех сделали, проголосуйте за нас (дайте нам денег). Пиар. Зачем кричать «караул, пожар!» стоя рядом с рухнувшим домом, если можно просто его не рушить, и вовремя проводить текущий ремонт. Хотя, без трагедий и драм мы не сможем увидеть «своих героев», у них просто не будет возможности проявить себя.

Возможно, выводы несколько утрированы и похожи на карикатуру. Но не зря ведь говорят: «у страха глаза велики». А мне, честно говоря, иногда становится жутко. Не хочу жить в обществе пивных страусов и телепузиков. Я, конечно, молода и легкомысленна, но мне уже сейчас хочется, чтобы лет через десять все еще встречались умные, приятные и мыслящие люди с неплохим багажом знаний и умений. С уравновешенной психикой и адекватным отношением ко всему окружающему. А что думает администрация Тюменской области - стоит таких воспитывать и растить?

Сания, г. Тюмень





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service