Left.ru __________________________________________________________________________

 

ТАШКЕНТСКИЕ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

ЦентрАн от 9 января: Узбекистан обратился к Индии за помощью в развитии образовательной отрасли республики. Узбекская сторона рассчитывает, что Индия предоставит, в первую очередь, техническую помощь – в виде компьютеров и программного обеспечения. В настоящее время Узбекистан, который вводит в республике систему дистанционного обучения, очень нуждается в таком оборудовании, и недостаток средств на его приобретение вынуждает обращаться за помощью в более развитые дружественные страны. 

ЦентрАн от 11 января: Эксперты Всемирного банка назвали проживающих в Киргизии этнических узбеков основой антиправительственного движения в республике. В своем отчете «Всемирное развитие 2003: предотвращение гражданских конфликтов» аналитики банка указывает, что киргизские узбеки занимают очень активную политическую позицию и являются главным противником официального Бишкека. Стоит напомнить, что в последнее время киргизские официальные лица сами провоцировали проживающих в республике этнических узбеков. В частности, в конце прошлого года на заседании парламента страны – Жогорку Кенеша – отдельные депутаты обвинили узбеков в предательстве и потребовали их депортации в Узбекистан.

Д.Л.: умеем же, оказывается, бороться, когда захотим! Так почему бы нам не достать свой собственный режим, который еще хуже кыргызского?

НА ЧТО ХВАТАЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ТАШКЕНТЕ?..

«Время и Мы», 17 января

Полгода назад «ВМ» в одной из своих публикаций пыталась своими силами подсчитать прожиточный минимум средней узбекистанской семьи. Результаты были не очень радужными. По самым скромным подсчетам, нашей реальной заработной платы практически ни на что не хватает.

Закончился год. «ВМ» решила еще раз вернуться к этой теме, благо, что к ней обратился один из известных журналистов Узбекистана Сергей Ежков.

На днях в соседнем подъезде хоронили одинокого старика, Алексея Ивановича Дорожина. Согласно заключению патологоанатома, он умер от физического истощения. Не от болезни, заметим, и не от старости. Пенсии едва хватало на оплату квартиры и коммунальных услуг. По старой советской привычке он нес последнее родному государству, панически боясь оказаться у того в должниках. Он прожил жизнь честно... Сколько же нам надо зарабатывать, чтобы свести концы с концами, не говоря уже о маленьких радостях и скромных удовольствиях?

Этот вопрос я задал себе, глядя на медленно удаляющийся грузовик с телом покойного.
Считая, что собственные расчеты могут быть признаны излишне субъективными, попросил провести аналогичные знакомых. После чего усреднил результаты, о которых и пойдет речь ниже.

Итак, примерная таблица ежемесячных затрат семьи из трех человек. Мать, отец, ребенок школьного возраста. Единица измерения расходов - тысяча сумов.

Хлеб - 3,0, транспорт - 18, квартплата - 10, картофель - 2,5, яйца - 4,8, масло - 4,5, мясо - 15, макароны - 1,6, рис - 2,4, крупы разные - 3,6, масло сливочное - 4,5, морковь - 0,3, лук - 0,75, капуста - 0,5, фрукты - 3,0, молоко - 2,0, сметана, творог - 3,4, сахар - 2,4, чай - 2,1, кофе - 2,5, минимум овощей - 2,5, соль, специи - 0,3, мука - 3,5, маргарин - 1,2, рыба - 1,5, курица - 4,5, уксус - 0,5, спички - 0,25.

После подведения итогов оказалось, что только на питание, квартплату и транспорт семье ежемесячно требуется девяносто девять тысяч сто сумов.

Но это без расходов на предметы туалета и гигиены, товары первой необходимости и скромную одежду, без которой, как говорится, ни шагу.

А теперь предлагаем вспомнить заработную плату каждого из нас. Коммерческие структуры - не в счет, возьмем заработок так называемых работников бюджетной сферы.

В среднем это немногим более двадцати тысяч сумов в месяц, согласно существующей тарифной сетке. То есть наша официальная заработная плата не покрывает и четвертой части наших расходов.

Откуда деньги? Каждый крутится, как может, и каждый, как может, и зарабатывает деньги.

Возникает вопрос, как и кто рассчитывал нашу заработную плату и из каких критериев при этом исходил?

Хотя, наверное, это не самое главное и не самое печальное. Самое печальное, в частности, то, что государство как бы предполагает, что деньги мы найдем сами и без его помощи.

Большинство сограждан действительно их находит. Но подумаем, какими средствами и методами могут поднять уровень своего материального благосостояния, допустим, судья, прокурор, милиционер, таможенник или налоговый инспектор? Уверен, что каждый из читающих этот материал совершенно правильно определил основные источники доходов представителей вышеперечисленных профессий. Да, это безусловная их вина, но и беда одновременно.

В Конституции Узбекистана черным по белому написано, что «минимальная заработная плата, пенсии, стипендии и пособия не могут быть ниже прожиточного минимума». Законов о «прожиточном минимуме» и «потребительской корзине» в нашей стране пока нет. Получается, что каждый гражданин живет сам по себе.

В любой нормальной стране, равно как и в любом учебнике макроэкономики, есть «печка», от которой «пляшут», разрабатывая варианты экономического развития государства. Это - семья, ее реальные доходы. Именно она одновременно и производитель, и потребитель товаров и услуг. У нас доходы семьи где-то на обочине расчетов. Мы, судя по публичным реляциям, по-прежнему оперируем миллионами тонн хлопка и миллиардами кубометров газа. Напрочь забыв о человеке, ради которого, в конечном счете, эти тонны и кубометры производят. И который их производит, заметим.

Примеры можно продолжить, но радости и оптимизма от их количества не прибавится. Люди, не желая отдавать почти половину своего скромного заработка в доход государства, ловчат, как могут, и мерами репрессивного характера с этим не покончишь. Они бы рады жить в ладах с законом, но тогда, образно выражаясь, надо положить «зубы на полку».

Что делать? Наверное, менять законодательную базу налогообложения. А еще изменить подход к нуждам человека. Необходимо априори, изначально принять его право на достойную жизнь.

Д.Л.: Молодец Ежков! Опубликовать такое в легальной газете мало кто из узбекистанцев способен. Правда, мало кто из них является корреспондентом «Немецкой волны» с вытекающими отсюда последствиями. Ну да ладно, речь не о том. Речь о том, что то ли в силу легальности статьи, то ли в силу либеральной наивности автора у читателя может сложиться впечатление, что достаточный уровень зарплаты должен у них быть согласно «нормальным» учебникам макроэкономики. Ни один учебник не повышает зарплату. Ее величина зависит только от нашей политической активности. Будем за нее бороться, - значит власть вспомнит о «нормальных» учебниках и о конституции. Не будем, - значит только из «нормальных» учебников будем знать о «нормальной» зарплате. Есть очень хороший учебник, в котором это очень хорошо показано. Этот учебник написал К. Маркс а называется он «Капитал».

РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ КОРРУПЦИЯ И НЕЭФФЕКТИВНОЕ РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ

EurasiaNet, 18 января

Многие родители, преподаватели и студенты приходят к заключению, что узбекские школы и лицеи не способны подготовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. В последнее время Узбекистан подвергают критике за отсутствие открытости – в частности, после закрытия ряда пограничных пунктов, – однако слабость системы образования может вообще лишить страну экономического будущего.

Система образования в Узбекистане была подвергнута реформе после того, как в августе 1997 г. парламент принял закон «О Национальной программе по подготовке кадров». В новом законе предлагалось заменить советскую одиннадцатилетку девятью годами обучения в общеобразовательной школе и тремя годами в колледже или лицее. В колледжах и лицеях, которые предполагалось передать на попечение общества, учащиеся должны были готовиться к поступлению в университет или институт. Президент Ислам Каримов после переизбрания в августе 1999 г. издал постановление, согласно которому новое штатное расписание и порядок финансирования вступали в силу начиная уже со следующего месяца. 

Однако сеть новых школ так и не была создана. По словам начальника управления среднего специального образования Каракалпакстана Тавакала Абдулхаликова, на новую систему перешли 20 городов и районов в стране, что позволило охватить 40 процентов детей. «Таких заведений в количественном отношении недостаточно», – говорит Абдулхаликов.

Но даже при новой системе условия обучения в школе остаются на низком уровне. Учащиеся часто отказываются продолжать обучение в колледжах или лицеях. Некоторые считают такое обучение слишком дорогостоящим. Получение грантов и стипендий на обучение часто оборачивается бюрократической волокитой, школы не предоставляют возможности получать бесплатное образование, стоимость одних программ профессионального обучения выше, чем стоимость других. 

Больше всего денег, говорят учащиеся, уходит на «неофициальные» расходы. Учащиеся и преподаватели колледжей и высших учебных заведений уже разработали целую систему подношений и взяток за возможность воспользоваться шпаргалкой или особое отношение на экзаменах. «Декабрь для нас самый хороший месяц: начинаются экзамены, и мы неплохо зарабатываем», – говорит Нагима Жапакова, преподаватель лицея в столице Каракалпакии Нукусе. По словам Жапаковой, низкооплачиваемые преподаватели ввели систему взяток за четверки и пятерки. Работающие на полной ставке преподаватели колледжей едва способны оплачивать коммунальные услуги, поэтому немногие посвящают себя студентам. «Мы подрабатываем уроками, получая 150-200 долларов в год за занятия с одним ребенком», – говорит Жапакова. «Поэтому у нас нет ни возможности, ни желания отдавать себя тяжелой работе в лицее».

Кроме того, по словам Шауката Исхакова, профессора института в Бухаре, вновь созданные колледжи не укомплектованы опытным преподавательским составом, у них нет учебников и программ, по которым дети могли бы подготовиться к поступлению в вузы или к тому, чтобы занять достойное место в обществе.

Некоторые родители считают, что старая советская система была лучше. Ольга Наумова, проживающая в Самарканде, не единственная мама, которая перевела дочь из новой школы, в которой обучение ведется по системе «девятилетка плюс колледж», в школу с прежним 11-летним обучением. «Дети должны учиться в школе одиннадцать лет, как было раньше», – говорит Наумова. Она обосновывает свое решение, ссылаясь на опыт соседей, отдавших своих детей в школу нового типа. «Дисциплина в таких заведениях оставляет желать лучшего», – говорит Наумова, – а учителям все равно». Наумова пожаловалась также, что учеба в колледже не дает его выпускникам «никакой гарантии», что они получат хорошую работу.

По словам некоторых студентов, учителей не интересуют ни вопросы дисциплины, ни распорядок занятий. «В сентябре, когда начался новый учебный год, нас разбили на группы», – говорит Мунира, учащаяся медицинского колледжа. «Наша группа должна была учиться в соседнем детском саду, другие были пристроены в техникуме и других местах, кто-то даже расположился на открытом воздухе. Многие так и не появились на уроках. Учителям же не было до этого никакого дела».

Проблема с помещениями – еще один недостаток новой системы образования. После указа Каримова от 1999 г., правительство Узбекистана направило значительные средства на строительство и ремонт колледжей и лицеев. По оценкам, правительство выделило на каждый колледж или лицей по 500 млн узбекских сумов (450-600 тыс. долларов). Однако даже подрядчики выражают свое недовольство неэффективностью новой системы. Не получив денег за свой труд, подрядчики часто уходят со строительных площадок.

«Мы выиграли тендер на строительство медицинского колледжа в Джизаке», – говорит Дмитрий Хамин, директор частной строительной фирмы «Дарбат». «За работу нам должны были заплатить 610 млн сумов, однако значительная часть этих денег так и не была выплачена. Нам нечем было платить людям, и рабочие уволились. Поэтому мы не смогли закончить строительство к новому учебному году».

Несмотря на все недовольство, правительство все же планирует перевести до 2009 г. все средние школы на систему «девятилетка плюс колледж». Власти утверждают, что все колледжи и лицеи будут обеспечены современными учебниками, оборудованием и, самое главное, квалифицированными преподавателями. Каримов обещал также решить проблемы, связанные с задержками в выплате студенческих стипендий.

Но даже если власти решат административные проблемы, преподаватели сомневаются, что подготовленные ими профессионалы будут востребованы на узбекском и международном рынке труда. Многие выпускники учебных заведений республики, квалифицированные повара, электрики, швеи и даже бухгалтера и менеджеры, вливаются в многомиллионную армию безработных. Сегодня активно обсуждается степень открытости Узбекистана, однако под вопросом остается и то, в состоянии ли страна обеспечить достаточное количество рабочих мест для студентов своих учебных заведений.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ «НЕТ ВОЙНЕ! НЕТ ГОТОВЯЩЕЙСЯ РЕЗНЕ!»

Ташкентский коммунистический союз, 14.01.03.

Дорогие товарищи! Коммунисты Узбекистана с вами!
Готовящаяся война в Ираке - это очередная ступенька к всевластию американского империализма на нашей планете. Это - очередная ступенька к строю «железной пяты», который хотят навязать человечеству финансовые олигархи. Это - пробный кумулятивный снаряд (уже не камень), который запускается в человечество, чтобы проверить: смирится ли оно с наглым произволом или даст отпор?
Если мы допустим эту войну, то получим сотни тысяч погибших и умерших, получим миллионы обездоленных. Но это будет только началом. За Ираком последуют новые, еще более разрушительные войны. Империалисты вообще перестанут считаться с чьим бы то ни было мнением. Противостоять им станет много труднее.
Поэтому сплотимся сейчас! Отступать нам некуда! За нашими спинами не только Ирак. 
За нами - наши собственные народы, наше собственное будущее.
Нет готовящейся резне!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 
TopListRambler's Top100 Service