Left.ru __________________________________________________________________________

 

Патрик Мартин

Венесуэльская "забастовка" : анатомия провокации, поддержанной США

20 января 2003 года.

Руководители правых организаций, желающие свергнуть президента Венесуэлы Уго Чавеса, отказались от требования его немедленной отставки как условия прекращения локаута, которые продолжается уже больше шести недель.

Представители Демократического Координационного центра также предложили, чтобы врачи, владельцы ресторанов и другие мелкие бизнесмены могли перестать участвовать в так называемой всеобщей забастовке, начатой 2 декабря. Рафаэль Альфонцо, глава Федекамарас, венесуэлькой торговой палаты (объединения капиталистов -пер)., сказал, что многие предприятия могут обанкротиться, если не откроются снова. "Меры, которые уничтожает частный сектор, для нас неприемлемы", -сказал он. Решение, возобновить бизнесс или нет "теперь в значительной мере - личное дело".

Временные локауты, организованные предпринимателями, поддерживающими кампанию против Чавеса, не оказали серьезного воздействия на экономику Венесуэлы. Гораздо более значительным оказалось закрытие нефтяных предприятий управляющими ПДВСА, государственной компании, которая произодит большую часть венесуэльского экспорта и половину всех доходов государства.

Директора ПДВСА, по большей части назначенные предыдущими правыми правительствами и враждебные Чавесу, пользовались поддержкой профсоюзов служащих и младших управленцев. Многие рабочие продолжали работать и высказывались против остановки производства.

Правительству Чавеса удалось частично восстановить производство нефтепродуктов, несмотря на саботаж сверху, когда рядовые рабочие начали занимать места своих начальников на двух из трех главных нефтеперерабатыва-ющих заводов. Производство достигло уровня 400 000 баррелей в день, достаточного для удовлетворения внутренних потребностей, хотя о возобновлении экспорта говорить пока не приходится. Бразилия, Россия и другие страны, противостоящие организованному США заговору против Чавеса, также помогли срочными поставками нефтепродуктов.

Подлинный классовый характер нефтяной "забастовки" ясно показан в статье, опубликованной в Нью-Йорк Таймс 29 декабря, одной из немногих в американской прессе, честно сообщающих о том, что происходит в Венесуэле.  Джинджер Томас пишет после посещения нефтепереарабатывающего завода в Пуэрто Ла Круз :

"Почти месяц спустя с начала катастрофической общенациональной забастовки, завод, снабжающий бензином восточную часть страны, снова работает почти в обычном режиме на этой неделе.

Феликс Делизо, проработавший в Петролеос де Венесуэла 12 лет, стоит возле контрольного пункта с таким количеством кнопок и экранов, что он напоминает рубку космического корабля. Мистер Делизо следит за работой 3000 механизмов, превращающих сырую нефть в бензин. Хотя у него только среднее образование, он получил специальную подготовку и считает свою работу не менее ответственной, чем у сапера.

Рабочие трудятся сверхурочно, чтобы бензин для Чавеса продолжал течь в венесуэльские заправочные станции. Руководство сообщило, что с начала прошлой неджели этот завод производит 60 000 баррелей бензина в день, почти 70% нормальной продуктивности и почти четверть 225 000, потребляющихся в стране в обычное время...

Этот завод стал образцом того, как правительство побеждает. Почти все начальство присоединилось к забастовке. Но по официальным данным, менее 20% рабочих, механиков и техников прекратили работу. "Мы горды как никогда", сказал Вилфредо Бастардо, рабочий с семнадцатилетним стажем. "Мы показали начальникам, что можем управлять заводом и без них"."

Чавес уволил около 1000 сотрудников ПДВСА, большинство - управленцев среднего и высшего звена. Он предложил разделить компанию надвое, чтобы перетряхнуть руководство, которое привыкло использовать государственную капанию как свою собственность, выделяя правящим классам миллиарды в форме полюбовных сделок.

Возобновление производства и провал "всеобщей забастовки", которая ограничилась богатыми районами восточного Каракаса, позволили Чавесу выехать из страны, не опасаясь немедленного переворота. Он отправился в Бразилию на инаугурацию нового президента, Луиса "Лула" да Сильва, где назвал кампанию правых "попыткой государственного переворота, замаскированного под стачку", организованной "террористами, которые препятствуют доставке продовольствия и нефти и саботируют нефтепроизводство."

Оппозиция несколько раз пыталась возобновить свои действия. 3 января два человека были застрелены во время столкновения между стронниками и противниками Чавеса. СМИ Венесуэлы, полностью в руках у правых, заявили, что эти убийства - репрессии правительства. Однако стало известно, что обе жертвы были сторонниками Чавеса - один - сторож из министерства образования, а другой - бедный уличный торговец, отец двух детей.

8 января, когда многие предприятия возобновили работу, Демократический Координационный центр объявил в двухсуточной забастовке банковских служащих, для подкрепления действий против Чавеса. Однако только один союз, представляющий 30% банковских служащих, поддержал эту забастовку. Остальные организации высказались против действий, навязанных управляющими банков, включая американские, например, Ситибэнк.

Банковский локаут скорее подорвал, чем усилил влияние правых, поскольку помешал мелким бизнесменам и части среднего класса получать их деньги, но не оказал почти никакого воздействия на барриос - кварталы бедноты , не имеющей счетов в банков.

                                       Роль Соединенных Штатов.

И в успехах, и в очевидном провале анти-Чавесовских действий, правительство США играло решающую роль. Демократический Координационный центр сообщил о сворачивании "всеобщей забастовки" почти сразу после того, как власти США высказали озабоченность длительным приостановлением работы венесуэльской нефтепромышленности - которая поставляет 1.3 миллиона баррелей в день в США.

Буш дважды за прошедший год поддерживал кампании против Чавеса. Во время апрельского военного переворота правительство США, единственное во всем Западном полушарии, поддержало свержение законно избранного президента и власть хунты. Новый глава государства Педро Кармона, президент венсуэльской торговой палаты, немедленно объявил о роспуске Национальной Ассамблеи (парламента -пер.) и начал издавать указы, противоречащие конституции. Чавес вернулся к власти с помощью военных через двое суток, при поддержке масс, выступивших против путча.

Его правые противники, тем не менее, сумели снова организоваться и начать локаут 2 декабря. СМИ Венесуэлы и Северной Америки объявили это забастовкой, под прикрытием правого профсоюзного объединения CTV, руководители которого находятся на содержании у Госдепартамента США и АФТ-КПП.

13 декабря правительство Буша очередной раз поддержало антиконституционные действия в Венесуэле, когда пресс-секретарь Ари Флейшер заявил, что Белый Дом - за проведение дострочных выборов, хотя Чавес выбран до 2006 года. Три дня спустя Белый Дом слегка подал назад, призвав к неопределенному "избирательному решению" венесуэльского кризиса, но отказавшись от требования к Чавесу подать в отставку, чего тербует правая оппозиция. 

Эту осторожность можно объяснить  несколькими причинами. США были готовы поддержать закрытие нефтяной промышленности, если бы это привело к быстрому свержению Чавеса. Но как только венесуэльское правительство смогло смягчить дефицит нефтепродуктов, возобновив производство и получив поддержку из-за рубежа, самые крупные неприятности произошли в США, где цены на нефтяном рынке начали резко расти с ограничением поставок. Потеря венесуэльской нефти могла бы сильно усугубить ожидающийся ущерб нефтяному рынку в результате планирующегося нападения США на Ирак.

Как и в случае с Северной Кореей, Буш старается избежать немедленого военного вмешательтсва в Венесуэле, которое может отвлечь усилия от войны против Ирака. Кроме того, с поддержкой Чавеса Бразилией, Эквадором и другими латноамериканскими производителями нефти, борьба с Чавесом угрожает стать проблемой для отношений США со всей Южной Америкой.

Вашингтон Пост сообщила 10 января, что правителсьво США пытается разрядить напряжение в Венесуэле, чтобы "сдержать нарождающееся движение бразильского левого правительства в поддержку Венесуэлы". Газета сообщила, что Госдепартамент "озабочен возможными последствиями беспорядков, которые беспокоят его сейчас больше, чем политика Чавеса. Один чиновник сказал без экивоков : "Мы получали полтора миллиона баррелей нефти в день, а сейчас не получаем ничего".

                                             Чавес и вооруженные силы

Это отступление ни в коей мере не означает, что Буш больше не желает правого переворота в Венесуэле. Но видя явную неспособность оппозиции получить широкую поддержку против власти Чавеса, Белый Дом и Госдепартамент вернулись к прежней тактике : закулисным интригам с некоторыми военными.

Все это время шла скрытая борьба за поддержку армии и полиции. Более ста высших офицеров были сняты с должности и вынуждены уйти в отставку после провала поддержанного США апрельского путча, и ни одна воинская часть не взбунтовалсь во время нынешнего кризиса, несмотря на открытые призывы  Демократического Координационного центра к новому перевороту.

Однако мэр Каракаса Альфонсо Пена, один из руководителей  Демократического Координационного центра, сумел использовать столичную полицию против демонстрантов-сторонников Чавеса. После стрельбы 3 января, которую полиция либо совершила, либо позволила, верные Чавесу солдату явились в штаб-квартиру полиции и конфисковали тяжелое оружие, включая пулеметы и автоматы, оставив полицейским только табельные пистолеты.

Чавес, бывший десантник, который сам возглавлял неудавшийся переворот против правого правительства в 1992 году, пытается проводить политику, балансируя между массовой поддержкой бедных и угнетенных и его последователями в армии. Избранный значительным большинством в 1998 году и переизбранный в 2000, он построил свою избирательную кампанию на популистских лозунгах, одновременно изображая армию как орудие народа при проведении социальных реформ, включая социально-экономическое развитие.

Чавес - не социалист, а венесуэльский националист и сторонник капитализма, чья реформистская политика привела его к столкновению с экономической и социальной элитой. 

Ненависть этих групп к Чавесу хорошо описана американцем, знакомым с венесуэльской политикой, который пишет: "по большая части ненависть к Чавесу - утробная классовая вражда. Учительский сын из маленького городка, Чавес - крепко сбитый метис, широколицый, с крупными ладонями. Он из тех людей, которых правящие классы желают видеть подносчиками мешков с цементом на стройке или водителями автобусов, а не руководителями государства. Многие отказываются даже находиться с ним в одной комнате, не говоря уж об обсуждении экономической политики или принципов распределения государственных средств" (Барри С. Линн, бывший корреспондент агентства Франс-Пресс в Вененсуэле, в статье из нового номера журнала "Мамаша Джонс" (прогрессивное американское издание -пер.)).

                                    Продажные американские СМИ

Американские СМИ ведут себя особенно гнусно и преступно во всем, что касается Вененсуэлы. Вашингтон Пост, Нью-Йорк Таймс и Ассошиэйтед Пресс имеют в Каракасе корреспондентов, которые своими глазами могут наблюдать классовое расслоение в основе кампании правых против Чавеса. Но все они сообщают о "всеобщей забастовке", как будто это - массовое движение против властей снизу, а не организованное правящими классами.

Как и в США, венесуэльские СМИ монополизированы кучкой богатых семей. Густаво Сиснеос, которого считают богатейшим человеком в Вененсуэле с состоянием в 5.3 миллиарда долларов, медиамагнат - и видный враг Чавеса.

А Нью-Йорк Таймс попросту наняла представителя оппозиции - экономического аналитика Франсиско Торо - в качестве корреспондента. Торо уволился на прошлой неделе после отказа закрыть свой античавесовский сайт. Его письмо к издателю газеты Патрику Дж. Лайонсу признает, что его "деятельность в качестве члена оппозиции" "вступает в противоречие" с его работой.

Крайне правая пресса США продолжает призывать к свержению власти Чавеса. Нэшионал Ревью, их  влиятельный орган, утверждал на своем сайте 8 января, что Чавес передавал средства талибам после 11 сентября 2001 года, для помощи Аль-Каиде. Это перекликается с лживым сообщением Чикаго Трибьюн во время апрельского путча, позднее опровергнутого газетой, что Чавсес говорил с одобрением об Осаме бин Ладене.

Опасность фашистского переворота в Венесуэле далеко не уменьшилась. Нефтяная промышленность может страдать от последствий саботажа еще несколько месяцев, и последствия для национальной экономики уже крайне серьезны. Один прогноз прдупреждает на этой неделе, что экономика Вененсуэлы может испытать спад на 40% в первом квартале и 9% - за весь год.

Сочетание попоулистских лозунгов и умеренных социальных реформ не может ни улучшить значительно положение масс вененсуэльских рабочих и крестьян, ни продолжаться значительное время, несмотря на саботаж и насилие, поддержанное США. Неустанное противодействие венесуэльских правящих классов и американского империализма можно победить только мобилизацией рабочего класса - в Вененсуэле, Латинской Америке в целом и в самих США  на  основе общей социалистической программы.

Оригинал статьи опубликован на 
http://www.wsws.org/articles/2003/jan2003/vene-j20.shtml

В пятницу несколько дней назад в  Чавес послал войска под руководством генерала Луиса Акоста Карлеса конфисковать запасы напитков на заводе Кока-Кола Панамко, потому, что эта фирма, как и другие пищевые предприятия, придерживала продукцию, создавая нехватку продовольствия. На массовом митинге 23 января Чавес похвалил генерала и заметил, что фирма выразила желании возобновить продажу своей продукции. Хотя, как заметил Чавес, сам он предпочитает местные напитки.3 января Чавес отдал приказ армии захватывать любую пищевую компанию, если она придерживает запасы продовольствия. (по сообщениям агенства Франс Пресс).
 

Перевод Аллы Никоновой
 
 

  Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 
TopListRambler's Top100 Service