Left.ru
Усман Маджид
Оружие массовой ассимиляции

Самое мощное оружие угнетателя - мышление угнетенного.
Стив Бико

США, как раньше Англия, демонстрирует самые гнусные черты колонизаторов: ложное мнение, что их собственная культура, ценности и верования превосходят все прочие. Затем они пытаются навязать эти «высшие» верования колонизованным, с целью перекроить их на свой вкус и «цивилизовать».

Агентство Международного Развития (USAID) США предоставило американским компаниям вроде "Криэйтив Ассосиэйтс Интернэшнл" и "Рисеч Триангл Инкорпорэйтид" контракты на 63 миллиона долларов на «оживление иракских школ и стабилизацию образования». Сюда входят учебные материалы и оборудование, подготовка учителей, «разработка нового содержания обучения» и, возможно, новые учебники.

Согласно публикации 23 апреля в американском издании «Эдьюкейшн уик» замредактора Мэри Энн Зер, эксперты-ближневосточники сошлись на том, что из переписанных учебников должны быть «исключены ссылки на идеологию партии Баас». И чем же колонизаторы собираются их заменить? Позволит ли госдепартамент и USAID изучать в иракских школах эпохальные антиколониальные труды вроде «Ориентализма» Эдварда Саида, «Проклятьем заклейменных» Франса Фанона или «Открытых вен Латинской Америки» Эдуардо Галеано? Означает ли чистка идеологии баасизма полный запрет на любую критику «свободного рынка» и американского империализма?

Другая цель USAID - пропаганда «сосредоточенных на запросах ребенка, основанных на исследовании и участии педагогических методах, закладывающих фундамент демократческого поведения и отношений среди детей и учителей». Хотя такая модель может и работать на Западе (ну, больше на словах - пер.), есть все основания сомневаться, что она будет совместима с ближневосточной культурой и традициями. Андрея Рух - американский этнограф и независимый педагогический консультант - провела немало времени на Ближнем Востоке. Ее замечания о некоторых возможных неувязках приведены в статье Зер от 16 апреля. Рух говорит, например, что дети Ближнего Востока больше привычны к запоминанию и к понятию ответственности, чем прав. Она замечает, что предложенная американская модель «совершенно не реалистична», что это «мешанина предположений, которые могут оказаться ошибочными», и что такая система «не отражает иракскую действительность и может оказаться рецептом провала».

Возьмем вопрос религии. В еще одной статье Зер, от 11 июня, указывается, что, согласно решению федерального апелляционного суда в Нью-Йорке от 1991 года, деньги американских налогоплательщиков не могут использоваться для религиозного обучения за рубежом». Однако, изучение ислама - важный предмет в государственных школах, не только в Ираке, но во всех исламских странах от Марокко до Малайзии..

Учитывая плачевное состояние образовательной системы самих США, то, что именно эта страна собирается перекраивать иракское образование, должно бы вызывает серьезное беспокойство у иракцев. В книге «Тупой белый» Майкл Мур объясняет, что «45 миллионов американцев не умеют читать и писать выше уровня 4 класса - то есть, практически неграмотны».

Опрос 2002 года (журнала "Нэшионал Джиогрэфик") исследовал географические знания американцев 18-24 лет и обнаружил, что 1 из 10 не может найти на карте мирта свою страну. Почти 30% не смогли найти Тихий Океан, 30% считали, что население США составляет от одного до двух миллирадов, и хотя менее 15 % могли показать на карте Израиль, Ирак или Афганистан, больше трети знали, что последние серии «Выживающего» сняты в южной части Тихого океана. Именно подобные цифры вдохновили Мура назвать США «Самой тупой страной мира».

А вот для сравнение результаты отчета ЮНЕСКО в марте 2003 года о том, что до войны 1991 года (т.е. до санкций -пер.) образовательная система Ирака «была одной из лучших в регионе, со 100% посещением начальной школы и высоким уровнем грамотности, среди как мужчин, так и женщин.» Отчет описывает высшее образование, особенно естественнонаучное и технологическое, как «соотвтетствующее мировым стандартам, с высококвалифицированными преподавателями».

Опять таки, если уж США так пекутся об образовании, почему бы им не защитить научные и учебные учреждения вроде национального Археологического музея, Национальной библиотеки архивов или Коранической библиотеки от грабежей и поджогов? Как указал Роберт Фиск, тот факт, что американские солдаты охраняли только министерства Нефти и Внутренних дел, ясно показывает, каковы приоритеты колонизаторов.

Педагогические нужды угнетенных третьего мира явно противоречат обелению колониализма, которое пытается навязать им США. Иракские дети должны учить свою историю, включая ислам, и участвовать в создании общества, более подходящего для них. А пока у США есть свои приоритеты - колонизация. На сайте USAID одним из его главных целей названо «продвижение интересов США за рубежом». Профессор этнографии и географии университета Иллинойса Дж.М. Блаут объясняет в «Модель мира с точки зрения колонизатора», что «модернизация» для колонизатора означает «распространение современной экономики (крупными корпорациями страны-колонизатора), современную государственную власть (колониальную политическую систему), современную техническую инфраструктуру (мосты, плотины и т.д., построенные колонизатором) и т.д.»

У США хватает своих собственным проблем. Учитывая, что больше чернокожих сидит в тюрьме, чем в колледже, то, что средства на международную программу «основного образования» USAID увеличились вдвое с 2001 года - до 217 миллионов долларов - пожалуй, уже чересчур! Все это вовсе не от бескорыстия и доброжелательности. Это - попытка эксплуатации и подавления третьего мира, и промывания мозгов его гражданам, чтобы они верили, что путь США - лучший и неизбежный.

Иракские школы собираются не обновить, а колонизировать.

Примечание переводчика: для тех, кому кажется, что все это не актуально для России, рекомендую статьи Тарасова на сходную тему http://screen.ru/Tarasov/Zinovij.htm и http://screen.ru/Tarasov/Lu-gun.htm

Оригинал http://www.straight.com/?defaultarticle=&defaultnode=30905&layout=227

Перевод Лидии Волгиной





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service