Left.ru
Эндрю Новики
Почему все идет не так в «новой» ЮАР?

В 1994 году Нельсон Манделла был избран первым черным руководителем «новой многорасовой, многокультурной и демократичной ЮАР». Нынче в 2003 году в Соуэто, где шли когда-то решающие бои с апартеидом, у жителей отключают электричество и водопровод тоже становится былой роскошью. Частные охранные фирмы выбрасывают жителей из убогих домов. В 1999-2000 годы начался рост протестов против безработицы и приватизации коммунального хозяйства. Ответом правящего Африканский Национального Конгресса (АНК) стало усиление репрессий .

В 2002 году частные охранники стреляли боевыми пулями, чтобы разогнать сотню демонстрантов против отсоединения электричества, собравшихся у дома мэра Иоханнесбурга Амоса Масондо в шикарном пригороде Кенсингтон. АНК, дабы преподать наглядный урок, арестовал демонстрантов, отказал им в освобождении под залог и посадил их в Сан Сити - печально известную тюрьму строгого режима рядом с Иоханнесбургом, где раньше держали борцов с апартеидом. Эта «новая» ЮАР все больше скатывается к хорошо знакомой «старой».

Однако в «новой» репрессии не призваны поддерживать расистское государство. Нынче АНК подавляет оппозицию своей политике, которая привела к ярко выраженному застою в экономике. Рост ВНП колеблется между 1 и 3 % с начала 1990-х. Безработица в большинстве провинций поднялась до 50% с конца 90-х. И финансирование здравоохранения было урезано, несмотря на эпидемию СПИДа.

Кто в этом виноват? Как обычно - МВФ и ВБ

Обещания свободной, демократической, процветающей и мирной ЮАР, которые казались такими выполнимыми после конца апартеида, быстро сошли на нет. На смену надежде пришли боль и слезы. Неомеркантилизм, ответственный за продолжающийся экономический и социальный беспорядок в ЮАР, пустил глубокие корни задолго до падения апартеида. В самом деле, когда правительство апартеида было уже обречено, в условиях международного протеста и санкций в разгар холодной войны в 1989 году, международные финансовые организации (МФО) вступили в игру. Они намеревались повлиять на силы, выступающие за социальные и экономические перемены, в интересах мирового бизнеса. В начале 1990-х ВБ послал советников в ЮАР для введения неолиберализма с обещанием экономического роста. В 1993 году МВФ выдал ЮАР заем в 750 миллионов долларов на условии проведения неолиберальной политики.

Хотя сейчас и модно именовать идеологию МВФ «неолиберальной», на деле это чистый неомеркантилизм. Она олицетворяет централизованный контроль корпораций над развивающимися экономиками путем соглашений о «свободной» торговле, позволяя либерализацию только в отраслях, где экономика развитых стран и их корпораций уже полностью господствует, как, например, в международном движении капитала.

Глобализация, которая нынче вводится через ВТО, региональные торговые соглашения и структурно-приспособительные программы (СПП) МВФ, на деле отбрасывает развивающиеся страны в эпоху колониализма позапрошлого века. Теперь, как и тогда, сырье имперских владений на периферии направляется в метрополии - в наши дни это Европа, Северная Америка и Япония.

Свобода торговли - мечты и реальность

На самом деле либерализованная мировая экономика - не более чем теоретическая галлюцинация либеральных экономистов девятнадцатого века, вроде Адама Смита или Давида Рикардо. «Свобода торговли» - теоретическая модель, не имеющая никакого реального основания. К сожалению, Нельсон Манделла и новое руководство АНК в ЮАР с энтузиастом приняли неомеркантилисткие рецепты для своей первой послеапартаидской программы, именуемой «Программа реконструкции и развития» (ПРР). В ПРР содержались некоторые элементы перераспределения, но они были быстро забыты ради чисто неолиберальной программы, под названием Рост, Занятость и Перераспределение (РЗИП) принятой в 1996 году под растущим влиянием неолибералов в АНК.

РЗИП была составлена почти целиком пятнадцатью «неолиберальными» экономистами, отобранными МБ, неолиберальными институтами и различными Африканскими Банками Развития. РЗИП делал упор на коммерциализации с последующей приватизацией всей госсобственности ЮАР. Резко сокращались государственные расходы и налоги на прибыль корпораций. Значительно и навсегда снижались тарифы, призванные оградить зарождающуюся промышленность ЮАР, особенно текстильную и сельскохозйственную- перерабатывающую.

РЗИП также либерализировала контроль капитала и валюты, что сделало ранд и экпорт-импорт ЮАР легкой добычей постоянно меняющегося положения на международных рынках капитала. Так ЮАР, новая полуразвитая экономика, была принуждена принять экономические стандарты либерализации, которые ни одна развитая экономика, включая США, не смогла применить с успехом.

РЗИП закручивает гайки

Следующий президент Табо Мбеки, избранный в 1999 году, был даже еще более рьяным сторонником неолиберальной политики, чем Нельсон Манделла, и именно он был одним из тех, кто стоял за принятием РЗИП. РЗИП привела как раз к противоположным результатам по сравнению с обещанным. Хотя МВФ восхваляет результат ее принятия - 3% экономический рост в 2003 году, Конгресс Профсоюзов Южной Африки (КОСАТУ) и сам АНК признают, что ЮАР необходим рост как минимум в 6-8% чтобы хотя бы минимально снизить безработицу.

Хотя РЗИП обещала создание 120 000 постоянных рабочих мест в первый год ее принятия, ЮАР потеряла в тот год более 100 000 рабочих мест. Из оставшихся одиннадцати миллионов работающих в ЮАР в 2003 году не менее 4 миллионов были заняты в неустойчивом, низкооплачиваемом неформальном секторе на временной работе, занимаясь чем угодно от проституции до мелкой уличной торговли. Под властью АНК произошло колоссальное имущественное расслоение. ЮАР заслужила сомнительную честь в 2003 году - бОльший разрыв между доходами бедных и богатых, чем во всем остальном мире, за исключением Гватемалы.

Самое удивительное в послеапартеидных экономических программах - их горячее принятие АНК. ЮАР, с ее относительно небольшим внешним долгом (около 5% всего бюджетного дефицита в 1990-х), не была так уж зависима от давления МВФ. В то время как глубоко увязшие в долгах страны Африки были вынуждены под давлением принять СПП, ЮАР согласилась на нее добровольно.

Вода, вода везде - за хорошие деньги

Патрик Бонд, профессор университета Витвастерсранд в Иоганнесбурге назвал эту политику АНК «доморощенным структурным приспособлением». Самая грустная и тошнотворная сторона всего этого в том, что последствий этих программ можно было бы практически полностью избежать. Сейчас южноафриканцы вынуждены иметь дело с добровольно принятой корпоративно контролируемой глобализацией. Им приходится прибегать ко все более отчаянным мерам, на что им отвечают ужесточением репрессий. Хотя согласно конституции всем южноафриканским гражданам гарантированны «достаточное количество пищи и воды» в Южноафриканском Билле о Правах, АНК, с подачи советников ВБ, начала по всей стране приватизацию государственного водоснабжения. АНК дал контракты на управление водопроводом крупным ТНК, вроде французской Суэц, чьим единственным интересом, разумеется, является прибыль.

АНК совершенно не заинтересовалась более реальными, надежными и законными способами обеспечить доступность воды для всех южноафриканцев. Гораздо проще было бы организовать небольшие местные компании по водоснабжению и контролировать систему по всей стране, чтобы малообеспеченные слои имели доступ к воде, который они не могут получить при новых «приватизированных» ценах. Результаты этой пожарной приватизации в стране, где большинство трудоспособных - безработные, оказались прямо катастрофическими.

Здоровье граждан в опасности

В 2001 году началась эпидемия холеры, распространившаяся из сельских районов провинции Ква-Зулу Наталь до пригородов Иоганнесбурга. Сотни тысячи больных и не менее трехсот умерших, в результате питья грязной воды, потому, что им нечем было платить за приватизированную водопроводную воду. Эта эпидемия обошлась правительству ЮАР в миллионы долларов, на сдерживание ее распространение, лечение и очистку воды.

В провинции Восточный Мыс цены на воду выросли на 300% в городе Форт-Бофорт и то же самое произошло во всех городах ЮАР. Сейчас в 2003 году по всей стране муниципальные советы пытаются отменить контракты с водными ТНК. Они обязаны по закону платить долги ТНК, чего бедные и безработные явно не могут позволить. Несмотря на это, АНК продолжает незаконно лишать людей воды, невзирая на их конституционные права.

Подавление протеста и сопротивления

Государство продолжает аресты граждан и членов общинных организаций. Среди последних - Антиприватизационный Форум (АПФ) и Кризисный Комитет Соуэто по Электроэнергии (ККСЭ). Активисты против выселения неплательщиков также рискуют быть арестованными и посаженными, если они пытаются снова подключить электричество, предотвратить насильственное выселение и уничтожить водяные счетчики, установленные так, что воду получают только заплатившие вперед.

Председатель АПФ Тревор Нгване - бывший член АНК, исключенный из партии за оппозицию приватизации. Его арестовали и держал, не выпуская под залог в 2002 году за участие в протесте у дома мэра Иоганнесбурга. Нгване сказал : «Корпорациям нужна прибыль от природных ресурсов, поэтому они никогда не сделают ничего ради обездоленных».

ЮАР в смирительной рубашке «свободной торговли»

Вместо того, чтобы принять во внимание низкий уровень доходов в ЮАР и нужды ее нищего большинства, правительство АНК решило полностью приватизировать основные коммунальные услуги. Такой централизованный корпоративно-меркантилистский захват южноафриканских богатств еще более упрочился согласно соглашениям о «свободе торговли», уже подписанных или готовых для подписания, с США и Евросоюзом. ВТО признает, что полуразвитые страны вроде ЮАР нуждаются в «специальных» и «отличающихся» условиях, позволяющих сохранить пошлины и другие защитные механизмы для развивающейся экономики. Но нынешние двусторонние соглашения не принимают во внимание эти предписания ВТО, как и состояние промышленности, сельского хозяйства и рабочей силы в ЮАР.

Например, соглашение о «свободной торговле» с Евросоюзом заставляет ЮАР открыть 90% ее торговли для Евросоюза. В ответ Евросоюз дает ЮАР доступ к 50% своего рынка. Вдобавок Евросоюз вводит дополнительные протекционистские меры в торговле с ЮАР, например, нормативы здоровья и безопасности, которые преграждают путь многим южноафриканским товарам в Европу.

Соглашение с Евросоюзом поощряет ЮАР экспортировать дешевое сырье вместо готовой продукции, что еще больше закрепляет положение ЮАР как зависимой, периферийной экономики. ЮАР также начала переговоры о «свободной торговле» с США наряду с другими полуразвитыми южноафриканскими странами, входящими в Южно-Африканский Таможенный Союз (ЮАТС), как Намибия и Свазиленд. Завершение переговоров намечено на конец 2004 года.

Торговое соглашение с США также усиливает корпоративный контроль над южноафриканской экономикой, сырьем и рабочей силой. Для того, чтобы удостоится чести вести «свободную» торговлю с США, все южноафриканские страны должны либерализировать всю свою экономику, включая социальные службы. Налоги на корпорации должны быть урезаны или отменены. Корпорациям должно быть позволено покупать коммунальные службы, землю и сырье оптом у правительства. В то же время налоги и пошлины на товары из США должны быть резко снижены.

Концентрация богатства разрушает национальное развитие

США, Евросоюз и ТНК намерены выжать как можно больше уступок из ЮАР путем этих торговых соглашений, при этом стараясь не дать взамен практически никакого доступа на свои рынки. ЮАР не может даже начать конкурировать с развитыми экономиками. Так что экономическое развитие ЮАР потерпело крах. Хотя экономический рост наблюдается в области ценных бумаг и недвижимости, они имеют значение только для меньшинства богатых.

К несчастью, правительство АНК продолжает пренебрегать политикой, направленной на избавление черного большинства от бедности. Согласно Движению Безземельного Народа (ДБН), хотя правительство по конституции обязано это сделать, оно не начало даже ограниченной земельной реформы в пользу черных бедняков. В 2003 году 86% земли в ЮАР остается во владении 120 000 белых фермеров или правительства.

Экономическая политика правительства предпочитает стратегии роста, нацеленные на повышение корпоративной прибыли и сокращения роли государства. Это значит, что зарождающаяся промышленность ЮАР не может расти и черное большинство выбрасывается на обочину. Крайняя степень концентрации богатства, разрушение социальных служб, бурный рост проституции, преступности, городского терроризма и войн между бандами, эпидемия СПИДа - все это означает конец надеждам на лучшее будущее. Мечты миллионов южноафриканцев после конца апартеида обернулись общенациональным кошмаром без видимого конца.

Автор - активист движения социальной справедливости из Вашингтона, США.

Примечание переводчика: Почему, пока я переводила эту статью о южноафриканских делах, я все время вспоминала российские дела - только не с 1994 года, а года этак с 1989?

Оригинал опубликован на http://www.scoop.co.nz/mason/stories/HL0310/S00197.htm

Перевод Аллы Никоновой





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service