Left.ru
Мартина Андерсон
Великий эксперимент

Воссоединение Ирландии через плановую интеграцию

Ниже приводится текст вступления к Основному Документу Стратегии Шинн Фейн, "Воссоединение через плановую интеграцию: повестка дня Единой Ирландии, Шинн Фейн".

Социальное, экономическое и территориальное неравенство - проблема Прав Человека.

«...мы заявляем, что суверенитет нации распространяется не только на всех мужчин и женщин нации, но также на все ее материальные владения, землю и все ее ресурсы, все богатства и все производящие богатства процессы внутри нации, и мы торжественно заявляем, что все право на частную собственность должно быть подчинено публичному праву и благосостоянию.»

(Демократическая Программа Первого Дoйла 1919 год.)

Данное заявление все еще не реализовано.

Материальные владения нации подверглись не только усечению и сдерживанию в развитии из-за разделения страны, но также и нечестному распределению, при котором право на частную собственность и предпринимательство вытеснили публичное право и благосостояние.

Данный факт нигде так не заметен как в рабочих законопроектах стратегий регионального и территориального развития Юга и Севера.

Ключевым пунктом данных стратегий является рынок распределения ресурсов. Те же силы, что делают богатство, рождают бедность и неравенство. Создание богатства на этом острове сконцентрировано в больших городах, конкретно - в Дублине и Белфасте. Развитие и рост по этой модели основан на радиальном расширении (часто бесконтрольном) столицы и всегда будет сопровождаться обнищанием периферии - что не сложно заметить по историческому пренебрежению и застою Пограничного Коридора.

Дискриминация, поддерживаемая региональным развитием в Ирландии, стимулируется также существованием границы. Социальные, экономические и территориальные потери, вызванные разделяющим влиянием границы, ударяют, прежде всего, по судьбам людей, живущих рядом с ней. Говоря языком личностных и общественных критериев, это можно называть отрицанием прав человека. Поэтому стратегии, направленные на исправление социального, экономического и территориального неравенства в областях Пограничного Коридора, должны учитывать данные связи и идти дальше от этой посылки. Планы по созданию Объединенной области в пограничных районах, которые содействуют интеграции и участию на основе равенства, ставят нужды людей перед частным капиталом.

Я рассматриваю продолжающуюся революцию в Ирландии как чудесный и необычный процесс, имеющий огромное значение на фоне мировой борьбы за справедливость. Однако, я не уверена, что все рассматривают его так же. Данная статья предназначена для объяснения и общего рассмотрения событий последних 30 лет, чтобы мы могли охватить взглядом весь процесс, а не его отдельные события.

Выдуманная дискуссия

Некоторые стонут: «Естественно GFA (Соглашение Страстной Пятницы) - это совсем не то соглашение, которое может быть результатом долгой и тяжелой войны, столько жертв, столько погибших. Неужели это и есть все то, из-за чего гибли люди? Если так, я не думаю, что оно того стоило!» Возможно они также добавят: «И смотрите, даже это соглашение не выполняется до сих пор. Мы так и не получили обратно Ассамблею, правительственные институты не функционируют - а может и не будут вовсе, на самом деле мы все еще привязаны к Британскому Содружеству и его политике насаждения разделений и сектантства, которая позволяла британцам править нашей страной все эти годы. Что изменилось?»

А некоторые люди добавят следующие вопросы: «Что изменилось в жизни людей к лучшему - стало ли больше рабочих мест, домов? Стало ли лучше здравоохранение, образование, качество жизни у тех, кто страдал так долго? Стоило ли это того - если это все что мы получили?».

А на другой стороне стоят те, кто говорят, «Эй, ну подождите немного. Теперь мы наконец-то занялись политикой» (а чем, по их мнению, они занимались все эти годы?) «Шинн Фейн участвует в выборах и избирается. Давайте придержим нашу политику на середине дороги, не будем налегать чересчур на «социализм», тогда мы придем к власти, и вот после этого мы построим Республику!» Критика на эту позицию слышится сразу: «Ага! Это именно что сделала Фианна Фойл ((правящая партия Ирландской республики). Ну и чем отличается Шинн Фейн сегодня от Фианна Фойл 30-х, 40-х годов и сегодняшних дней?»

Что мы получили? Мы имеем признанное международным сообществом соглашение, GFA. Данное соглашение вовсе не план утопии, даже на этапе его составление оно не планировалось как окончательное. Но это базис для создания правительства Единой Ирландии, который имеет в своей основе очень важные идеи.

С одной стороны, существует Билль о Правах, составленный Комиссией по Правам Человека, который поддерживает идею о том, что управление Единой Ирландией будет осуществляться при условии существования прав, охраняемых законом. Каких например?

Устав ООН по Правам Человека провозглашает право на жизнь, работу, дом, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение для всех и каждого. Есть ли у нас все эти вещи? Нет. Можно с уверенностью сказать что нет, для обеих частей этого острова.

Фактически, сегодня можно сказать, что правительство старается только умилостивить тех, у кого нет этих основных прав, а также оставить власть за теми, кто имеет эти права, то есть дома, здоровье, образование, работы и качество жизни.

Законно исполняемый Билль о Правах, вероятно, наметит путь к юридическому разрешению этой классовой борьбы между теми, кто имеет права и теми, у кого их нет.

Соглашение Страстной Пятницы также подготавливает почву для Консультативного Гражданского Форума Единой Ирландии, через него те, кто был исключен, те кто не имеют прав, могут повлиять на правительство. Имеющий силу Консультативный Гражданский Форум Единой Ирландии, предусмотренный правительственными институтами, гарантирует, что голоса людей будут услышаны, а это поможет наблюдать и консультировать, а также вероятно использовать функции Билля о Правах для того чтобы утвердить необходимую законодательную базу чтобы обеспечить гарантию этих прав.

Хартии равенства

Это поразительное достижение. Оно вовсе не в том, что британцы захотели признать подобную вещь - они вовсе не являются эталоном парламентаризма. Поразительно другое - институты, которые обговаривались и были согласованы в рамках создания основы для правительства Единой Ирландии в Соглашении Страстной Пятницы.

Существуют и другие вещи, о которых часто забывают, такие как, например, обеспечение заботы о социальных нуждах, или анти-дискриминационные хартии, которые должны проводиться и обеспечиваться правительством и представителями закона, чтобы появилась уверенность в том, что не будет никакой дискриминации по отношению к католикам, инвалидам, геям или чернокожим или к любой другой категории людей.

GFA создает предпосылку для создания Оценки равного воздействия - суть ее в том, что все законы должны пройти проверку на равное воздействие на все слои населения. Небывалая вещь - если вы рассматриваете ее в контексте того, что мы имеем сегодня в обеих частях нашей разделенной Ирландии, то сразу поймете, в чем ее революционность.

И эти анти-дискриминационные меры отражаются в деятельности Органа поРавноправию, созданного на Юге, выступающего за расширение определения"дискриминация" в отношении бывших политзаключенных, за членство впрофсоюзах, и в адрес политически и экономически маргинализированных слоевнаселения. Это тоже - начало.

Параллели в Южной Африке

Это впечатляющая вещь. Вспоминаются события, происходящие в Южной Африке, где даже один министр может использовать Билль о Правах, который вышел из Хартии Свободы, созданной народом в 1957 году в качестве основы для борьбы с Апартеидом, чтобы заставить других министров правительства считаться с Правами человека.

Анти-дискриминационные хартии, вероятно можно сравнить с законом о Полномочиях черной экономики, который был проведен в качестве меры для устранения продолжающегося апартеида в деловом секторе. Равенство между черными и белыми не может быть достигнуто декретом, так же как между националистами и юнионистами, или католиками и протестантами. Дискриминация - это историческая реальность, которую можно преодолеть только в борьбе за равенство и права человека, при имеющейся законодательной основе, которая охраняет права человека и равенство.

Сейчас тот факт, что права чернокожих, или права на равенство, охраняются законом, вовсе не означает, что они реализованы или действуют. Но это новый подход к непрекращающейся борьбе - которая может обойтись без кровопролития и сломанных судеб, и привести людей к равенству, которого они заслуживают.

Все дело в изменении общества, от низов к верхам, и от правительства к низам. Это двусторонний процесс.

Общеирландские органы управления

Ясно, что мирное соглашение, получив международное одобрение, не изменило положения в обществе.

Вряд ли такое было возможно изначально - и тем не менее, соглашение дает хороший шанс органам управления, в особенности общеирландским. Оно четко определяет те области, где министры-представители Севера и Юга могли бы тесно сотрудничать, а также предусматривает создание исполнительных органов, наделенных такими функциями, как проведение общеирландской политики в отношении языка, торговли, водных ресурсов Ирландии и т.п.

Конечно, это еще не ответ на все вопросы и не универсальное решение всех наших проблем. Здравоохранение и образование должного уровня, жилье и работа не появятся по мановению волшебной палочки.

Несмотря даже на то, что предполагаемые полномочия этих органов в процессе переговоров сократились до минимума, сама идея их создания - это уже первый шаг на пути воссоединения Ирландии, со всеми вытекающими последствиями.

Так, например, мы можем и не задумываться обо всех водных ресурсах страны, однако это не означает, что не существует тех, для кого они играют решающую роль; это, прежде всего, рыбаки и другие люди, чей доход напрямую зависит от воды.

Начало положено: у нас появился шанс увидеть, каким станет общеирландское управление, понять, как развиваются события в масштабе всей Ирландии и воспользоваться возможностями, которые перед нами открываются.

Не исключено, что в дальнейшем общеирландские органы управления станут олицетворением общегосударственного правления; судопроизводство, полиция, экономика, права человека, экология, сельское хозяйство, здравоохранение, образование - и все это общее для всех ирландцев.Вопрос, однако, стоит шире: дело не в объединении Ирландии как таковом, а в создании принципиально нового правового государства.

Что же нам дал процесс объединения? Безусловно, пока мы продвинулись недалеко. Но ведь никто и не ожидал, что британцы испарятся, оставив за собой идеальное общество; нам, однако, оставлена возможность переговоров, создание плацдарма для дальнейших действий. Это пока еще только проект, который необходимо развивать - другими словами, это пространство для дальнейшей борьбы.

Что делать дальше?

Проект и его осуществление

Число сторонников Шинн Фейн неуклонно растет, что само по себе уже значительное достижение. Теперь мы можем голосовать за Шинн Фейн не один раз в несколько лет, как это было раньше, а несколько раз в год, что, конечно, важно в плане обеспечения партии должной поддержки, однако для создания необходимого политического потенциала этого явно недостаточно.

Республиканцы всегда руководствовались принципом предоставления населению больших полномочий.

Представители Шинн Фейн, одержавшие победу на выборах, безусловно, займутся осуществлением программ по защите прав человека и выполнением мер, призванных положить конец бесправию и дискриминации.

Но и этого мало.

Если мы действительно хотим раз и навсегда избавиться от многолетней дискриминации, требование равенства должно быть воспринято каждым членом общества, поскольку это требование невозможно навязать людям в административном порядке.

Большинство рабочих в стране склонны отдать свои голоса за Шинн Фейн, но разве этот отдельно взятый факт уже есть установление демократии на местах, или внутри общин?

Разве рабочие, благодаря одному этому факту, получают право самостоятельно решать свои дела?

Нет.

Новое южноафриканское правительство, например, по определению было призвано покончить с апартеидом, но разве это означает, что дискриминация против черного населения вдруг прекратится сама собой, а у него - откуда ни возьмись - появятся рабочие места и право принимать участие в экономической жизни страны?

Требование равенства должно исходить не от правительства, а от самих людей.

Революция здесь соответствует процессу активного вовлечения общества в самостоятельное управление собственной жизнью - социальной, культурной и экономической. Но революция - это не просто панацея от всех бед, некое событие 1917-го или 2003-го года и ответ на все вопросы; люди никогда не получат прав просто так - за них нужно бороться.

Выборы

Выборы необходимы: правительство обязано предоставить обществу возможность принять решение, заложить фундамент для борьбы за собственные права, однако этим его роль и ограничивается.

Правительство не имеет никакого отношения к революции - условия для нее назревают внутри общества. Правительство располагает возможностью начать революционный процесс, расширить его, сделать плодотворным, поддержать на самом высоком уровне и создать потенциал для борьбы. Не исключено также, что нам придется последовать южноафриканской модели по наделению общества экономическими правами.

Все перечисленные функции правительства напрямую связаны с тем, как мы в дальнейшем будем использовать победу на выборах, имеющуюся политическую поддержку - или, если угодно, власть, которой мы располагаем на сегодняшний день.

Очевидный пример - обсуждение в Ассамблее необходимости экзамена 11+ (этот экзамен направлен на то, чтобы выделить детей "сливок общества" для получения элитарного образования и "отсеять " "ненужных" - и это уже в 11-летнем возрасте!): министр не просто объявил, что экзамен отменен, а призвал принять участие в обсуждении этого вопроса всю страну и - с позиций политического деятеля - обратился к общинам.

На деле это означает, что все мы - родители, учителя, члены различных общин - должны вместе рассмотреть вопрос о справедливости и равенстве в системе образования.

Одержавшим победу на выборах - вне зависимости от компетенции и объема полномочий - следует проводить собрания на местах, задавая населению вопрос о том, какова первоочередная необходимость в условиях равноправия: право на бесплатное образование для всех детей, бесплатное медицинское обслуживание, право на жилье и рабочее место.

Поиск ответа и соответствующие действия - создание условий для дальнейшей передачи власти обществу.

Требование прав - признак того, что люди осознают свою свободу действий, что они готовы отстаивать то, что им принадлежит. Они становятся более сплоченными, понимая, что всех их лишили чего-то очень важного.

Результат деятельности политических органов - пусть даже с самыми ограниченными полномочиями - не только поддержка Шинн Фейн, но и продвижение на пути к объединенной Ирландии, где все обладают равными правами.

Использование власти

Победа на выборах не означает, что вы можете неограниченно действовать в интересах населения; она помогает вам создавать условия для установления равноправия внутри широких слоев и наделяет вас властью (измеряемой количеством голосов в вашу пользу) помогать становлению политической компетентности общества.

Именно в этом заключается смысл понятия "Ирландия как равноправное государство" и именно в этом наша позиция расходится с позициями таких партий, как Фианна Фойл и Фина Гейл.

Они распоряжаются властью на благо только своих членов и сторонников, и это проявляется во всем - от трогательной заботы о живых изгородях в канун Рождества до полномасштабной кампании по вербовке новых "друзей".

О демократии и правах человека - ни слова.

Международный уровень

В прошлом веке, как показал опыт, в наиболее перспективной позиции оказывалась та партия, программа которой была наиболее верной с точки зрения идеологии, и которая, как правило, вела рабочих к победоносной борьбе против ненавистных хозяев.

Вспомним "контрас", события в Гватемале, Чили, Палестине, заливе Гуантанамо; вспомним нелегкий путь, пролегающий через комнаты пыток, на котором были и карательные отряды особого назначения, и геноцид, и преступления против человечества - приметная черта так называемого мирового капитализма, не пощадившего и самые крохотные деревеньки на планете.

Новый мир нового столетия, где основой всего станет равноправие, не может быть установлен, если мы проигнорируем опыт революционных боливарийских кружковЛатинской Америки, касающийся демократизации, ведения диалога с народом и других немаловажных аспектов.

Проект республиканцев - это не гонка за голосами, так мы никогда не достигнем своей цели, - новой, объединенной, равноправной Ирландии.

Нам необходимо, прежде всего, создать такое общество, которое требует прав и справедливости в государстве - общество, готовое к воссоединению. Даже если верховная власть завтра окажется в наших руках, мы не сможем навязать стране закон о "равноправной Ирландии".

Нам следует создавать политический потенциал, одновременно с этим увеличивая число избирателей, готовых голосовать за нас; все наши действия должны укладываться в демократические рамки предусмотренного мирным соглашением - только так мы сможем начать революционный процесс и прийти к Ирландии равноправной, конечной цели для каждого из нас.

Имеющий глаза да увидит...

(перевод Евгения Синютина и Елены Дорошенко)





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service