Лефт.ру __________________________________________________________________________



Сатия Сагар

Индия = корова+Камасутра

2 декабря 2003 года.

Индия =корова+Камасутра. Это уравнение до сих в целом определяет обширную, древнюю и густонаселенную страну в Южной Азии для многих на Западе.

Я уже слышу бурные протесты. Конечно, некоторые бывшие хиппи могут добавить кое-что к этой картинке, и некоторые серьезные ученые имеют глубокие познания об этом месте, но в среднем, образ Индии в большинстве западных стран глубоко пропитан стереотипами ориентализма.

И как иначе может это быть, учитывая соотношение сил между Индией и Запдом в последние несколько веков, явно перекошенные в пользу последнего. Честно говоря, меня не очень волнуют встречи с западными стереотипами, поскольку зло четырех веков колониализма нельзя исправить за какие-нибудь полвека.

Но недавно я был разочарован, когда во время путешествия в Латинскую Америку я обнаружил, что средний местный житель находится на том же уровне невежества относительно моей родины. Как же так? Брат по ориенталистскому рабству!

Я имею в виду мои ожидания, что люди развивающихся стран, сталкивающиеся с весьма сходными проблемами, на самом низу мировой общественной пирамиды, могли бы проявить немного больше интереса и желания изучить друг друга. Если мы страдаем вместе, мы должны бы делиться тем малым, что имеем.

Благородные чувства? как же, лучше послушайте, что я слышал на каждом перекрестке этого маленького милого латино-американского городка, где я побывал: «Porque de la India no come baccho ? Почему в Индии не едят коров? И правда ли, что многие индийцы хорошо знакомы со всеми подробностями Камасутры?»

Ребята, если вам нужен пример, каково на самом деле это так называемое глобальное информационное супершоссе, вот вам полное отсутствие связи между Азией и Латинской Америкой.

Заданные на испанском и отвеченные на английском, эти вопросы обычно разрастались в многочасовые беседы. Мой ответ на коровий вопрос:

А) Многие индийцы настолько бедны, что не могут есть даже траву, не говоря уж о целой корове.

В) Только ничтожное меньшинство индуистов высшей касты не ест коров по религиозным/культурным соображениям и имеет на это право. Однако эти ребята также имеют власть и желают навязать свои личные верования остальным жителям страны, так что они давят на политику в этом направлении, против того, чтобы все прочие получили возможность есть приличного качества говядину.

С) Остальные индийцы, принадлежащие к различным кастам, общинам и религиозным группам, с удовольствием ели бы коров, будь они доступны, хорошо приготовлены с подходящими приправами и не импортированы из Англии (многие индийцы бедны, но они не тупы).

Теперь о Камасутре

Даже если бы многие индийцы читали эту старинную инструкцию по сексу – что бы они смогли, черт побери, сделать с полученной информацией? Сексуальные обычаи и практика (или ее отсутствие) у большинства индийцев (и жителей Южной Азии в целом) были сформированы исторически тремя самыми патриархальными и сексуально сверхконсервативными группами в истории человечества – фальшиво аскетичными браминами, дискриминирующими моголами и викторианскими англичанами. Такая культурная окрошка, позвольте вам сообщить, достаточна, чтобы любая мысль о любви тут же испарилась!

И т.д. и т.п. Но в конце концов я устал придерживаться фактов и попытался избежать зловещих вопросов «корова-камасутра». Я придумал такой упрощенный ответ : «индийские коровы бегают так быстро, что поймать их очень трудно»! И одной аргентинской знакомой, которая настаивала на решении коровьего вопроса, я сказал: «в Индии коровы живут под водой и их очень трудно выудить».

И она почти поверила мне, потому, что я скоро обнаружил (к своему ужасу), что многие на этом континенте имеют такое экзотическое представление об Индии/Азии, что готовы поверить в любую басню. Даже типа «индийских подводных коров»!

Надо отдать должное моим латиноамериканским друзьям – корова продолжает занимать видное место в современной индийской жизни. Индийский Национальный Конгресс, который управлял (и прескверно) свыше четырех десятилетий после получения независимости от дурного английского управления, например, хитро использовал корову как избирательный символ. Членов наиболее угнетенной «низшей» касты далитов до сих пор линчуют толпы представителей высшей касты по малейшему подозрению в убийстве коровы для шкуры или мяса. И в последние годы индусы-фундаменталисты сделали запрет на убой коров своим лозунгом на выборах. Другими словами, даже дохлая корова – до сих пор животрепещущий вопрос в Индии.

Но все это сюда не относится. Очевидно, что и корова, и Камасутра вызывают любопытство в Латинской Америке потому, что так мало чего они еще могут узнать о стране, где живет шестая часть населения мира. Недостаток информации и знания, однако, взаимный. Большинство индийцев/азиатов совершенно не имеют представления о латиноамериканской истории, культуре и обществе, за исключением стереотипных «футбола», «карнавала» и «текилы».

Так что же на самом деле не дает среднему латиноамериканцу или азиату раскрыть книгу или посмотреть документальный фильм и узнать друг о друге? Почему они не беседуют друг с другом чаще, не навещают чужие города и деревни? Почему такие значительные части человечества до сих пор так вопиюще невежественны в этих вопросах в наш век непрерывной мгновенной информации?

На первый взгляд этот информационный разрыв следует списать на языковые барьеры. Латинская Америка говорит на испанском, португальском, кечуа и т.д., а Азия – на английском, хинди, китайском, тайском, малайском и т.п.

Расстояние тоже явная преграда, поскольку Азия и Латинская Америка находятся буквально на противоположных сторонах земного шара. Путешествие от Таиланда до Эквадора, например, длится целых 38 часов, из них 25 часов в самолете.

Маршруты авиалиний дают нам ключ к некоторым реальным причинам недостатка общения между нашими континентами. Взгляните на карту, это настоящая паутина авиалиний, сходящихся всего к нескольким точкам – Лондон, Праиж, Токио, Лос-Анжелес.

Чтобы попасть в Латинскую Амеркиу из большей части Азии, необходимо лететь через один из этих бывших или нынешних центров корпоративной глобализации, многие их которых также – столицы старого колониализма. Авиамаршруты наших дней – часто отражения старых морских путей колониального грабежа и разбоя.

К сожалению, информация тоже имеет скверную привычуц проходить от одной части третьего мира до другой по тем же самым наезженным колеям. Так что в наши дни у азиатов нет никакого способа узнать о Латинской Америке (и наоборот), кроме как избитыми путями, предлагающими перевод и толкование других обществ, политик и культур. Другими словами, если мой латиноамериканский друг задает типично ориенталистские вопросы, вроде «корово-камасутры», это потому, что у него нет другого выбоа – вся информация исходит из типичных ориенталистских источников.

Не только Азия и Латинская Амерка полностью отрезаны друг от друга. Еще больше это относится к Африке, которая остается «темным континентом» для многих из нас просто потому, что свет, исходящий из нее, приглушается и искажается колониальными путями, через которые он идет.

В конце концов, забудем дальние континенты, от взаимного недостатка информации и понимания между азиатскими странами волосы встают дыбом! Большинство образованных индийцев знают больше о том, что ест на обед принц Чарльз, чем основных фактов о целых странах в нескольких часах лета.

Один мой дядя в Индии, инженер по профессии, однажды попросил меня объяснить ему разницу между Бангкоком и Таиландом – я не шучу! Его братья по духу в Таиланде знают об Индии, в свою очередь, только две вещи – что Будда родился там около 2500 лет назад, и что атомная бомба была испытана там в 1998 году. Века в промежутке между Буддой и бомбой – черная дыра в их сознании, которое наполненно близким знакомством с очередным младенцем Черри Блэр и сексуальной жизнью Терминатора (нет, я ни на кого не собираюсь клеветать).

Более глубокие причины этого недостатка общения между развивающимися странами неразрывно связаны с историей европейского колониализма. Колонизаторы разделили Землю на жестко контролируемые поместья и тем препятствовали любой возможности угнетенных народов свободно общаться между собой.

Для колониальных держав взаимное невежество колонизированных было способом предотвратить возникновение объединенного сопротивления своей власти над обществами, культурами и континентами. И не только это. Одних колонизированных часто использовали против других, типичная черта колониализма.

Так что английские колонизаторы, например, посылали индийские войска против арабов, индийских купцов продавать опиум в Китай, индийских чиновников править Бирмой, и даже сейчас используют непальских гуркхов (за пониженную плату) против того, кого им угодно. (Тот информационный разрыв, о котором я говорю, так велик, что, к сожалению, я не могу привести соответствующих примеров о французских или голандских колонизаторах – но я уверен, что такие примеры есть!).

Все это, хотя непростительно, все-таки понятно в свете природы колониализма. Конечно, они делали это для сохранения своей власти, правильно? Но почему такое положение терпят в нашем мире в начале двадцать первого века в разгар так называемого Информационной эры?

(Разумеется, едиственная сверхдержава пытается утащить всех нас, как мы не брыкаемся, обратно в колониализм посредством своей войны с террором. Но, черт побери, тот гусь, что привез индейку своим солдатам в Багдад неделю назад, не понимает, что гусятина старомодного колониализма давно поджарена! Очень мало шансов, чтобы эта птичка снова взлетела!)

Почему должно быть больше обмена информацией между Латинской Америкой и Азией? Причин бесчисленное множество, но вот самые важные для меня: а) Латинская Америка дает ужасные примеры того, что колониализм может натворить с целым континентом, в) она также дает вдохновляющие примеры сопротивления подобному угнетению, и с) возможность сил разных континентов, совместно противостоящих своим общим угнетателям в мировом масштабе остается самой воодушевляющей идеей нашего времени.

(С более личной точки зрения я вижу историю 500-летнего господства белых европейских поселенцев в Латинской Америке как основу для понимания 3000-летней истории Индийского субконтинета. Особенно кастовой системы в Индии – конечного продукта сходного процесса, в более долгий период, вторжения-передвижения-поселения более светлокожих извне, захватывающих землю/ресурсы коренных жителей и навязывающих им свою собственную культуру).

А почему Азия и Африка должны больше общаться? Потому, что: а) Африка – мать всей цивилизации, и если вы не желаете знать свою мать, вам остается только немедленно сигануть в самую кишащую акулами часть Индийского океана! б) многовековое изнасилование Африки так называемым «цивилизованным» миром – позор всего человечества, включая тех, кто помогал или молча наблюдал за этим и ничего не делал, с) это позорная история, из которой Азия может многому научится, чтобы объединиться с африканцами, борющимися за восстановление потерянного мира, процветания и достоинства своего континента.

Попросту говоря, поскольку нынешняя эксплуатация глобальна, тропы сопротивления также должны быть всемирны. И поскольку источник наших бед тоже общий – а именно колониализм/капитализм – нет лучшего пути, чем единство угнетенных всего мира, единство сквозь культуры и континенты в нашей общей борьбе.

Тут нужно предостережение. Объединить угнетенных никогда не было легкой задачей. Как показывает история рабства и колониализма во всем мире и во многие века, угнетение само по себе может вызвать бунты в избытке, но не настоящие революции. Тому есть множество причин:

а ) Не все угнетены в одинаковой степени и уровень желания изменить мир, естественно, также отличен.

б ) Некоторые группы угнетенных искренне верят, что могут протолкаться в ряды угнетателей и поэтому не смущаются, что идут для этого по головам своих братьев-рабов.

в ) Не существует способа или сознательной попытки создать единство угентенных на всемирном уровне.

г ) Угнетенным нужно ясное представление о лучшем мире, который нравственно, политически, экономически и экологически выше того, который допускает существование рабства,колониализма/эксплуатации в люой форме.

И пока мы обмозгуем все это, я предлагаю срочно принять меры для закрытия информационного разрыва между общественными движениями и движениями сопротивления в Африке, Азии и Америке (3 «А»). Это был бы небольшой, но необходимый шаг на пути создания долгосрочного единства непривилегированных мира сего.

Que crees, hermano ? Kya khayaal hei, bhaijaan ? (Что ты об этом думаешь, братец?)

Перевод Аллы Никоновой.

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=21&ItemID=4590

Ваше мнение

 

TopList Rambler's Top100 Service