Left.ru
Ив Энглер
Капиталистическое городское планирование и здоровье населения

12 декабря 2003 года

Главная проблема здравоохранения в развитых капиталистических странах - быстрое увеличение ожирения. Если охват талии будет и дальше удлиняться, ожидаемая продолжительность жизни ныне живущих может начать сокращаться, нечто неслыханное за более чем столетие прогресса в здравоохранении.

Основные причины ожирения в последнее время привлекают внимание публики. Однако слишком часто статьи и книги на эту тему сосредотачиваются исключительно на питании. Некоторые из лучших указывают на непрерывную рекламу «быстрой еды», в том числе и увеличение порций. Однако крайне редко затрагиваются вопросы городского планирования, области, тесно связанной с накоплением капитала.

Возможность ходить пешком и ездить на велосипеде - важный фактор в здоровье человека. В сентябре было опубликовано исследование, показывающее, что в 25 округах с наибольшим числом беспорядочно растущих населенных пунктов, жители весили в среднем на 2,7 кг больше, чем в 25 с наименьшим соответствующим показателем  1  И это не удивительно, поскольку пригородная застройка практически полностью ориентируется на владельцев личных автомобилей. Тротуаров нет, или они не связаны между собой, переходов нет или они едва обозначены, и скорость и объем движения транспорта так велики, что делают ходьбу или велосипедную езду или неудобной, или опасной. (Кстати, как бы ни пытались СМИ уверить нас в обратном, больше времени, проведенного в машине, делает пригороды более опасными, чем сам город. Горожане Балтимора, Чикаго, Хьюстона или Филадельфии на 50% реже погибают от руки убийцы-незнакомца или в автоавариях, чем жители пригородов).

Так что те, кто могли бы идти, едут в машине даже на короткие расстояния, и дети, вместо того, чтобы бежать в школу, садятся в автобус. За последние 20 лет число пеших прогулок в США сократилось на 42% 2 . Теперь меньше 10% детей регулярно идут или едут на велосипеде в школу, по сравнению с 66% 30 лет назад.

Как пригороды стали такими, можно узнать, например, из книги Колина Фуллера «В погоне за прибылью»: «Начиная с 1920-х годов, президент Дженерал Моторс Альфред Слоан со своими помощниками устроил заговор с целью создания массового рынка для автомобилей в США. В то время 90% населения пользовались трамвайными линиями, пересекавшими города по всей стране. Сначала ДМ скупила и ликвидировала все трамвайные компании, выломала рельсы и зажгла костры из вагонов. Всего за 30 лет ДМ сумела уничтожила систему общественного транспорта, восстановление которой обошлось бы в миллиарды долларов - сумма, непосильная для городских властей.

Трамваи сменили автобусами производства ДМ, число маршрутов и поездок урезано, загрязнение воздуха возросло, и люди начали покупать машины. НКЛ - компания, основанная и финансируемая ДМ - владела общественным транспортом в 80 крупных городах. Пропагандистская кампания под лозунгом «Что хорошо для Дженерал Моторс - хорошо для Америки» рекламировала личные автомобили как современную, сберегающую время альтернативу предположительно неэффективному, медленному общественному транспорту, на стороне которого выступали отсталые местные власти и граждане». (В неплохом фильме «Кто подставил кролика Роджера» есть кое-какие отголоски тех событий, хотя и со счастливым концом, которого на деле не было -пер.)

После того, как дело было сделано, ДМ осудили за нарушение антимонопольного законодательства за разрушение общественного транспорта - и оштрафовали на несколько тысяч долларов. Разумеется, ДМ продолжала перестраивать транспортную систему. Снова Фуллер: «В 1950-х мощное шоссейное лобби начало шумную кампанию за выделение общественных средств на строительство шоссе между штатами. Чарльз Уилсон, тогдашний президент ДМ, был назначен министром обороны в 1953 году, и он утверждал, что общенациональная шоссейная сеть входит в сферу национальной безопасности. Государственный управляющий шоссе Френсис Дюпон, член семьи, владеющей наибольшим количеством акций ДМ, получил зеленый свет и 50 000 000 000 на строительство общенациональной шоссейной сети. По всем США люди боролись против планов проведения шоссе через их города, но Вашингтон был глух к любым голосам, кроме корпоративных».

Выгоды корпораций были ошеломляющими. Согласно Аллану Энглеру, автору книги «Экономическая демокартия - альтернатива капитализму», частные автомобили стали наиболее важным источником капиталистической прибыли на сотню лет. Это были автопроизводство, сталь, пластик, резина, стекло и обивка, реклама, страхование, кредит, и , конечно, нефть - добыча, переработка, доставка и розничная продажа.

Однако Энглер спрашивает: разве строительство шоссе, разделившее соседние районы, залившее бетоном миллионы квадратных миль земли, и ограбление Земли ради нефтедобычи ...стоило того? Когда часы, проработанные среднеми американцами для того, чтобы купить машину, заплатить за бензин, страховку, починку, прибавляются к времени, потерянному в пробках, на заправках, мойках и в магазинах запчастей, расстояние, которое они проезжают - не более 6 километров в час, скорость здоровой ходьбы.» Капитализм не может существовать без постоянной экспансии - ему нужны все больше скоростных дорог, а что это создает почву для нездорового образа жизни - несущественно.

Автоиндустрия ( в широком смысле) - не единственный виновник, другие тоже соучаствовали в реорганизации городов в направлении, способствующем ожирению. Застройщики позорно известны покупкой дешевой сельскохозяйственной земли на окраинах городов и принуждением политиков объявлять их зоной застройки с выделением общественных средств на их развитие. Гораздо больше денег можно получить от продажи домов чем от продажи овощей. Также во многих городах сеть дешевых универсальных магазинов Вол-Март сыграла не малую роль в снижении значения городского центра - одного из немногих мест, где люди регулярно ходят пешком.

Обвинять ли в эпидемии ожирения городское планирование, смотрение ТВ, бедность (дешевая еда - самая нездроровая -пер.), изменения условий труда или потребительские привычки, одна истина бесспорна: резкий рост ожирения - побочный продукт общественных отношений, а не внезапного изменения функций человеческого тела. Однако правительства в целом, особенно в Северной Америке, относятся к ожирению как к последствию личного выбора или биологической ущербности.

Конечно, правительство выделяет пару миллионов долларов на пропаганду овощной диеты и физических упражнений (мелочь в сравнении с расходами на рекламу «быстрой еды» или автомобилей. ДМ, Форд и Даймлер-Крайслер, например - в числе 5 крупнейших заказчиков рекламы в США). Некоторые политики тоже пытаются приостановить расползание пригородов и поддерживают госраходы на общественный транспорт (хотя и меньшие суммы, чем на дороги, и пока я не забыл - почему это по дорогам ездят бесплатно, а в метро надо платить?) Но главный показатель отсутствия у власти горячего желания бороться с социальными (политическими, социологическими и историческими) причинами ожирения (и других болезней) - огромная разница между субсидиями на выяснение биологических причин болезней и социальных причин.

За последние 6 лет правительство США удвоило финансирование Национального Института здоровья до приблизительно 25 миллиардов  4  Однако Национальное Финансирование Гуманитарных Наук (НФГН), как пишет Роберт Фродман в «Проблемах науки и технологии»: «в реальном исчислении урезаны почти наполовину с 1994 года». «В 2003 году менее 1% из 100 миллиардов государственных вложений в науку пришлось на долю гуманитарных наук». Далее Фродман поясняет, что «если госбюджет точно отражает приоритеты политиков, тогда они относятся к такому знанию как к чему-то второстепенному в вопросе решения насущных задач страны»  5 . (Подобная тенденция наблюдается и в Канаде, и во всем капиталистическом мире, в зависимости от отношения здравоохранения и частного капитала. Например, недавно власти Канады выделили 75 миллионов долларов в проект расшифровки генома, что равно целому бюджету совета по общественным наукам, хотя выгоды от проекта «геном» пока весьма сомнительны)  6 .

Исследования здоровья, основанные на биологии, получают почти все госфинансирование в этой сфере, хотя известно, что общественные составляющие - главные в эпидемии ожирения, которая может свести к нулю достижения в увеличении продолжительсности жизни. И мы знаем, что общественные составляющие - от чистоты воды до стресса, от загрязнения до неравенства - причины многих других болезней. Оценки эффективности развития общественного здравоохранения по сравнением с чисто медикаментозным лечением расходятся, однако эксперты согласны, что большая часть удлинения продолжительности жизни за последние сто лет - результат улучшения здравоохрания в целом, а не лекарственной медицины. Однако государственные деньги вкладываются в биологические исследования, создающие лекарства или аппаратуру, вроде заменителей сердечных клапанов и другой высокой технологии - независимо от долгосрочной эффективности (например, жители США тратят на лекарства больше всех, однако их ожидаемая продолжительность жизни не лучше, чем у Коста-Рики, страны, тратящей на лекарства меньше одной десятой этой суммы(на душу населения). Вдобавок, хотя лекарства могут быть и полезны, мало кто вспоминает об их побочных эффектах: от 44 000 до 120 000 смертей в год в США вызываются врачебными ошибками, что является третьей по значимости причиной смерти.

Учитывая огромное влияние частной медицины (обычно лекарственной), особенно в США, такое распрпеделение средств не удивляет. Acumen Journal пишет: «с конца 1999 года лоббисты от медицины потратили больше средств, чем любая другая отрасль. В 2002 году - 264 миллиона, медицинская индустрия в целом потратила 15% из общей суммы на лоббирование в 1 800 000 000 миллионов.»  8 . Влияние био-медицинского промышленного комплекса выходит за рамки пожертвований политикам. Он составляет сейчас 15% экономики США, а к 2008 году ожидается рост до 17%, и если прогнозы журнала Health Affairs (Вопросы здоровья) верны, расходы на лечение могут достигнуть потрясающих 38% ВНП в 2075  9 .

Правительства дотировали достижения автомобильной отраслью преобладающего влияния в начале 20-го века, мало заботясь о влиянии на здоровье людей (не говоря уж об экологии и прочих общественных проблемах). А сейчас, похоже, они субсидируют экспансию мединдустрии, и опять, как ни странно это звучит, нсколько не заботясь о здоровье людей. Полагаю, пока корпорации в порядке, люди не так уж важны.

Примечания:

1 NY Times

2 Food Fight p.72

3 Food Fight p.72

4 Issues in Science and Technology, Fall 2003

5 Issues in Science and Technology, Fall 2003

6 Health Affairs, March 2003

7 Le Devoir Oct 30

8 Acumen vol.1 no.4

9 Health Affairs, July 2003

Автор - канадский активист.

Примечание переводчика. Российскому читателю может показаться странным , что мы уделяем столько внимания чисто американским проблемам - нам бы их заботы! Однако разве пропаганда капитализма в СССР не началась с восхваления частного автомобиля и охаивания всего советского, включая организацию здравоохранения? Страны периферии при капитализме болеют всем социальными болезнями метрополии, только в другой, часто более острой форме.

Перевод Аллы Никоновой

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=10&ItemID=4672





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service