Left.ru
Джерри Лич
«Колумбийская тройка» ждет вердикта бутафорского суда.

24 ноября 2003 г.

Три ирландских гражданина, известные как  Колумбийская тройка, провели в колумбийских тюрьмах уже более двух лет, так и не будучи признанными виновными в совершении какого-либо преступления. Нaйлл Коннолли, Джим Монаган и Мартин МакКоли были арестованы 11 августа 2001 г. в аэропорту Боготы  «Эль Дорадо», почти сразу по прибытии в колумбийскую столицу из зоны контролировашейся повстанцами на юге Колумбии. Правительство выделило эту территорию левым Революционным Вооруженным Силам Колумбии (FARC) как зону для проведения мирных переговоров, прерванных в феврале 2002 года. По словам ирландцев, они посетили эти зону для наблюдения за мирными переговорами, но колумбийские власти обвинили их в членстве в Ирландской Республиканской Армии (ИРА) и в том, что они обучали колумбийских партизан обращению с оружием и взрывчаткой. Суд над ними начался лишь в октябре 2002 г., т.е. более чем через год после их ареста, и закончился в августе 2003 г. Тем не менее, и через три месяца после завершения суда, судья все еще не вынес своего вердикта, и три человека все еще сидят в колумбийской тюрьме в полном неведении относительно своего будущего."

В своих заявлениях, сделанных во время суда, все трое заявили о том, что не состоят в ИРА, и лишь Монаган сказал о том, что он принадлежит к легальной политической партии Шинн Фейн. Не будучи членами этой партии, Коннолли и Макколи периодически работали на Шинн Фейн и на интересы ирландского мирного процесса, который все трое поддерживают. Все трое заявили о том, что прибыли в Колумбию для наблюдения за мирными переговорами, происходившими в то время. Согласно Коннолли: «Мною двигало желание своими глазами увидеть в действии другой процесс урегулирования конфликта». Монаган так описывает время, проведенное на территории, контролировавшейся повстанцами: «Мы провели в зоне несколько недель. Мы разговаривали со многими людьми. Мы делились взаимным опытом мирного процесса в Ирландии и Колумбии».

По возвращении в Боготу 11 августа 2001 г., все трое были задержаны колумбийской армией, несмотря на то, что, на тот момент времени, не существовало ордеров на их арест, и армия не обладает юридическими полномочиями производить подобные аресты. Ровно через месяц после ареста колумбийской тройки, террористы Аль-Каеды осуществили нападение на США. В результате, колумбийское правительство стало делать упор на связи между FARC и ИРА, чтобы получить антитеррористическую помощь из Вашингтона. В течение следующего года многие колумбийские и американские официальные лица делали провокационные заявления о том, что эти трое являются членами ИРА, посланными обучать колумбийский партизан.

Через 6 месяцев после ареста ирландцев, бывший президент Колумбии Андрес Пастрана заявил газете Washington Post: «Мы боремся с международной террористической сетью. Несколько месяцев назад в Колумбии были схвачены члены ИРА, обучавшие партизан FARC методам городского терроризма». В том же месяце тогдашний командующий колумбийскими Вооруженными Силами генерал Фернандо Тапиас заявил американскому сенатскому Комитету по Международным Отношениям, что эти трое - главари ИРА в этой области, что они долгое время находились в Колумбии и принимали участие в подготовке подразделений FARC к террористической деятельности. Наконец, уже во время суда, президент Колумбии Альваро Урибе заявил журналу  Newsweek: «Мы посадили в тюрьму членов ИРА за то, что они тренировали партизан FARC». Как отметили международные наблюдатели, такие заявления были крайне безответственными, поскольку суд тогда еще не закончился.

Но не только колумбийские официальные лица заявляли о вине этой тройки еще до оглашения решения суда. Американские официальные лица также пренебрегали презумпцией невиновности. За 6 месяцев до начала суда Кэсс Бэлленджер, член Палаты представителей от Демократической партии от Северной Каролины заявил сенатскому Комитету по Международным Отношениям: «Изучение последних взрывов, устроенных FARC, показывает возросшую сложность изготовленных бомб, что почти несомненно связано с задержанием членов ИРА в Колумбии в прошлом году». Он также сказал:  «Присутствие террористов ИРА ясно показывает потенциал расширения финансируемой незаконной наркоторговлей в этой андской стране угрозы международного терроризма в отношении США».

Две недели спустя, в том же Комитете, глава американского Агентства по борьбе с наркотиками, Аса Хатчинсон, заявил: «Согласно поступающим докладам, члены ИРА проводили занятия с партизанами FARC с целью обучения тому, как делать и использовать минометы, мины и взрывчатку, а также пользоваться ракетными установками. Согласно этим докладам, обучающие материалы и карты, которые принадлежали заключенным в Колумбии, были идентичными материалам, используемым ИРА в Ирландии».

Некоторые из комментариев Хатчинсона являются просто неправдой. Например, ни у кого из узников не были обнаружены никаких обучающих пособий или карт. Во время суда известный эксперт-взрывотехник д-р Кейт Борер опровергла обвинения руководителя АБН. Д-р Борер выступала свидетелем по многим известным делам, включая взрывы в Оклахома-сити и считается экспертом по вооружениям ИРА. Стив Маккейб, американский адвокат, который был членом делегации международных наблюдателей, присутствовавших на суде, сказал д-ру Борер: «Установлено, что вооружение, используемое ИРА и FARC разное, включая калибр минометов, разные типы используемого ракетного топлива, разные типы взрывателей и т.д.». Заключение, которое очевидно может быть сделано на основании его показаний таково: вооружение FARC гораздо более сложное, чем у ИРА. Согласно показаниям Борер, FARC могли мало чему научиться у ИРА, имея в виду типы вооружений, которому Колумбийская тройка якобы их обучала. Более того, ИРА никогда не использовала наземные мины, так что маловероятно, чтобы три ирландца, как полагает Хатчинсон, могли обучить FARC именно этому виду вооружений, которое партизаны используют уже на протяжении десятилетий.

Еще одним тревожным моментом американского вмешательства в данное судебное дело является роль посла США в Боготе, которая проявилась сразу после ареста тройки. Когда капитан колумбийской армии Орландо Пулидо задержал их, он предпринял необычный шаг и поставил в известность американское посольство ещё до того, как проинформировал колумбийские судебные власти.  Консультант американского посольства Энтони Холл, тогда произвёл неправомочную экспертизу этой тройки, в результате которых было объявлено о том, что были обнаружены следы наркотиков и взрывчатки. Подлинность этих анализов были опровергнуты в суде, когда стало известно, что их проводили в загрязненном помещении армейской казармы. По словам международного наблюдателя Нaйлла Эндрюса, члена Европарламента,  судебные показания, предоставленные чиновником из американского посольства в Боготе, были совершенно очевидным образом опровергнуты. Более того, повторная экспертиза, осуществленная колумбийскими властями со всеми законными санкциями, не показала никаких следов наркотиков или взрывчатки на личных вещах подсудимых.

Во время суда, два свидетеля обвинения, один из которых  является предполагаемым дезертиром из рядов FARC, заявили о том, что видели, как трое ирландцев обучали партизан во время прежних визитов в повстанческую зону в 1999 и 2000 гг. Но все три подсудимых смогли доказать суду, что их не было в Колумбии в это время. И действительно Нaйлл Коннолли, например, присутствовал на обеде в ирландском посольстве в Гаване (Куба) 19 января 2000 г. Это тот день, в который, по словам свидетеля обвинения, он якобы видел этого ирландца в Колумбии. Имея противоречивые показания свидетелей и неверные результаты экспертизы, проведенной американским посольством, становится ясно, что нет никаких оснований для осуждения тройки за обучение повстанцев.

Тройка признала второе обвинение в путешествии по стране с документами на чужие имена, что карается в Колумбии штрафом и депортацией. По их словам, они использовали чужие имена потому, что опасались пробританских парламентариев в Ирландии из-за своего участия в борьбе республиканцев в 70-80-е гг. XX в., которая привела Монагана и МакКоли в тюрьму. Однако, уже более 10 лет они были на свободе, и британская тайная служба смогла предоставить колумбийским властям лишь разведывательную информацию 20-летней давности. Кроме того, имена бывших политзаключенных, часто помещаемые в разных международных разведывательных и полицейских списках, иногда приводят к тому, что их не пускают в некоторые страны. Присутствие их имен в этих списках также угрожает жизни бывших политзаключенных, особенно когда они путешествуют в странах, где определенные вооруженные группы могут воспринимать их в качестве угрозы.

По всем международным правовым нормам, для удержания Колумбийской тройки нет никаких достаточных оснований. В действительности, это дело не должно было рассматриваться в суде. Тревожит и то, что этот суд происходит без присяжных и, учитывая все заявления, сделанные колумбийскими и американскими официальными лицами, единственный арбитр, судья Хайро Акоста, находится под мощным политическим давлением, чтобы вынести обвинительный приговор по делу. По словам международного наблюдателя Эндрюса: «Учитывая то, что судья переназначается каждые 4 года теми же людьми, которые требуют вынесения обвинительного приговора, это всё является откровенным произволом».

Тем временем, Коннолли, Монаган и МакКоли провели уже 2 года и 3 месяца в переполненных и опасных колумбийских тюрьмах и сейчас они вполне возможно могут получить приговор сроком от 18 до 25 лет, если их признают виновными в обучении партизан FARC. Их дело является откровенно политическим и не имеет ничего общего с законностью. Как заметил один из международных наблюдателей, Пол Хилл: «Когда право на честный суд и презумпцию невиновности отвергаются, справедливость не просто не осуществляется, она уничтожается».





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service