Left.ru __________________________________________________________________________

 

Рамзи Кларк 

Лед и пламя
 

Одни считают, мир поглотит пламя,
Нет, лед - другие говорят.
Роберт Фрост
 

С окончанием ирано-иракской войны в 1988 году, в планах США на случай возможной войны в Персидском заливе Ирак был назван вероятным противником, взамен СССР.

В январе 1990 года директор ЦРУ Уильям Вебстер давал показания перед сенатским комитетом по делам вооруженных сил о растущей зависимости Запада от иранской/арабской нефти. В феврале генерал Норман Шварцкопф сказал тому же комитету, что США должны усилить свое военное присутствие в этом регионе. Он описал новые планы военных на случай вмешательства в конфликты. Поскольку Япония и Западная Европа еще больше зависят от нефти Персидского залива, США рассматривали контроль над этим регионом как ключ к власти над миром на десятилетия вперед.

В свидетельстве Шварцкопфа перед сенатом сказано, что центральное командование американской армии (CENTCOM) должно усилить свое присутствие путем постоянного размещения наземных сил, совместных маневров и "помощи в поддержании безопасности" - что означает продажу оружия. В 1989 году, еще до этого сообщения, военный план 1002 был пересмотрен и переименован в военный план 1002-90. Две последние цифры, разумеется, означали 1990 год. CENTCOM начал планировать военные игры с Ираком в качестве мишени.

В 1990 году были проведены как минимум 4 военные игры, некоторые основанные на вторжени Ирака в Кувейт, прежде чем это вторжение произошло. Одна из первых, компьютерная, названная  "Взгляд изнутри", прошла в январе. В июне 1990 генерал Шварцкопф провел изощренную военную игру с участием тысяч солдат американской армии против бронедивизий Республиканской Гвардии (Ирака -пер.).

В мае 1990 года Центр Стратегических и Международных Исследований(CSIS), находящийся в Вашингтоне, завершил работу, начатую два года назад - прогноз  об исходе войны между США и Ираком. Этот документ, по свидетельству сотрудника CSIS отставного майора Джеймса Блэквелла , широко читался офицерами Пентагона, конгрессменами и поставщиками вооружений. Так что, иракское вторжение в Кувейт было отнюдь не неожиданностью, а наооборот - основой для планирования в США.

Прекращение огня между Ираном и Ираком произошло 20 августа 1988 года. Почти сразу же США начали систематическую пропагандистскую кампанию с целью демонизации Садддма Хуссейна и подготовки  нападения на Ирак. В начале сентября США заявили, что Саддам использовал отравляющие газы против курдов в начале этого года. В тот же день, что иракский министр иностранных дел Садун Хаммади должен был встретиться с госсекретарем Джеймсом Шульцем в Вашингтоне впервые после войны, представитель госдепартамента Чарльз Редман публично осудил Ирак, утверждая, что США "убеждены", что химическое оружие было использовано против курдских повстанцев и назвал это "отвратительным". Когда министр Хаммади, не знавший об этих обвинениях, прибыл в госдепартамент два часа спустя, на него напустили американских журналистов. Взятый врасплох, он не смог им ответить. В течении суток сенат единогласно проголосовал за санкции, препятствущие продаже технологии и продовольствия Ираку.

Когда Ирак пытался оправиться после 8 лет войны (начатой с поощрения США -пер.), под действием односторонних американских санкций и опасаясь невозможности платить по внешним долгам, Кувейт начал нарушать квоты добычи, определенные ОПЕК. Это снизило цены на нефть как раз в тот момент, когда Кувейт потребовал от Ирака вернуть 30 миллиардов долларов кредитов, выданных во время войны. Кувейт также начал черзмерную разработку нефтяных источников Румаилы,  общих с Ираком. Кувейт наращивал враждебные акции и провокации против Ирака целыми месяцами, вплоть до дня вторжения.

В это же время Вашингтон принял ряд мер, чтобы убедить Ирак, что Вашингтон не возражает против восстановления его разбитой армии. Заместитель госсектретаря Джон Келли в личной беседе уверил Саддама Хуссейна, что США считают Ирак "умеренной силой" и желают улучшить с ним отношения.
 

25 июля, через день после объявления США о совместных с ОАЭ маневрах в Персидском заливе, пока иракские силы сосредотачивались на границе с Кувейтом, и генерал Шварцкопф готовил CENTCOM  для войны против Ирака, Садам Хуссейн пригласил на беседу Эприл Гласпай, посла США в Ираке. Очевидно, так он пытался окончательно прояснить позицию Вашингтона в отношении конфликта с Кувейтом. Гласпай уверила его : "У нас нет мнения по арабо-арабским конфликтам, как ваши пограничные споры с Кувейтом... Джеймс Бэйкер (госсекретарь) велел официальному представителю подчеркнуть этот подход." Она сказала, что выражает государственную политическую линию. 24 июля она получила телеграмму из Госдепартамента, прямо указывающую ей повторить, что у США "нет мнения" по "аррбо-арабским" конфликтам.

Ирак вторгся в Кувейт 2 августа 1990 года. Рубикон был перейден. США сорвали все попытки решить кризис дипломатическим путем и обеспечить вывод иракских войск. США, полностью контролируя Совет Безопасности ООН, ввели полные экономические санкции против Ирака 6 августа (день Хиросимы) и постоянно затягивали удавку, пока не напали на Ирак через полгода. К 16 января 1991 года, когда начались бомбежки, 540 000 американских солдат, с участие так называемой коалиции ООН стояли наготове против Ирака.

Уже в сентябре 1990 года начальник штаба ВВС Майкл Дуган сказал репортерам, что цели простираются "вплоть до деловых кварталов Багдада". Вашингтон Пост сообщила, что в списке целей Дугана - линии электропередач, дороги, железные дороги, и "возможно" нефтеперерабатывающие заводы.

Через несколько дней после этих заявлений Дуган был уволен. Министр обороны Дик Чейни (тот самый - пер.) сказал, что заявления были "неуместными", но суть была в том, что Дуган поставил под угрозу внутреннюю и внешнюю поддержку нападению на Ирак. Президент Буш (старший -пер.) настаивал, что сосредоточение американских войск в Саудовской Аравии - чисто оборонительная мера, но Дуган проговорился, что Вашингтон не только планировал нападение, но собирался воевать против мирного населения. В конце января 1991 года, после двухнедельной бомбардировки, лондонская Таймс заметила, что цели соответствовали описаниям Дугана, "где освобождение Кувейта - только часть более обширного плана".

Оригинал опубликован на http://www.iacenter.org/fireice.htm 
 

Перевод Аллы Никоновой.
 

  Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 
TopListRambler's Top100 Service