Left.ru __________________________________________________________________________

 

Марилиз Валенсия

СМИ и география. Неизвестный враг

Если бы наши познания о внешнем мире зависили бы  исключительно от международных новостей в американских СМИ, мы бы понимали крайне мало в том, что происходит за границей. Мы знали бы кое-что о войне против Ирака и совершенно ничего о том, что делается в остальных частях света. Как минимум, мы не смогли бы указать на карте Мадагаскар или Бурунди, несмотря на то, что голод в этой стране может убить больше людей, чем тысяча бомб.

Сейчас ведущие газеты заняты исключительно Ираком, печатая карты, которые помогут найти цели разрушения. Но даже недавний бурный поток информации не способен исправить невежество предыдущих десятилетий и обычай СМИ не обращать никакого внимания на незападные страны (Заметим, что в данной статье не идет речь о том, что когда американские СМИ все-таки пишут об Ираке, как правило, это пересказ правительственной пропаганды, говоря грубее - наглая ложь. Европа в этом отношении выглядит получше. -пер.).

Отчет "Си-Эн-Эн" на испанском, опубликованный несколько недель назад, сообщает, что только 13% молодых американцев могут найти на карте Ближнего Востока арабские страны, они не смогли показать Израиль, главного союзника США в этом регионе, или Иран, "согласно опросу "Нэшинал Джиогрэфик Ропер АСВ". Более того, выяснилось, что только 1 из 7 американских граждан в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст американских солдат), знает, где находится Ирак.

Исследователи опросили 3000 молодых людей и девушек из 9 стран и выяснили, что меньше половины американцев могут найти на карте Францию, Англию или Японию. На самом деле они смогли найти только 7 из 16 предложенных стран. Еще почище, только 89% смогли показать на карте свою собсвтенную страну, в то время как 96% мексиканцев могут это сделать.

Молодежь из других в основном англогворящих стран как Канада и Англия, знала не намного больше, и ни одна из 9 стран не показала отличных результатов.

Такие новости заставляют задуматься, насколько ответственны за это СМИ и общество в целом. Я припоминаю слова знаменитого английского журналиста, выступавшего в Гаване около года назад. Это было спустя только несколько месяцев после 11 сентября 2001 года и многие задавались вопросом о причинах гнева, вызвавшего эти теракты, и почему Афганистан для Запада вдруг моментально превратился в самую гнусную страну. Фрэнсис Вин ( соредактор журнала "Прайвит Ай" и автор газет "Индипендант" и "Обсервер") заметил, что СМИ пытались наверстать упущенное время, объясняя читатаелям, где же находится Афганистан, и попутно выяснили, что те куда более заинтересованы в международных делах, чем считалось.

В этом ли дело или современная публика требует только сенсаций, действующих на нервы и прерывающих нашу монотонную жизнь? Эту проблему стоит попоытаться понять глубже, учитывая водоворот современной жизни. Это также результат ежедневной бомбардировки новостями (на одни и те же темы) из разных источников. При этом те, кто заправляют СМИ и не пытаются учесть интересы читателей насчет того, что происходит в других частях света.

Избирательность западной журналистики, ее поиск банальности и сенсаций приводит к пренебрежению более глубоким, многосторонним взглядом на мир. СМИ рассматриваю мир как деревню, не обращая внимания на его размеры и сложность, что Вин назвал "неприемлемым". Он с ностальгией вспоминал времена, когда крупные газеты имели кореспондентов во многих странах, и не обязательно во сремя войн.

Результаты географического опроса - только один пример того, как, за исключением специалистов, сегодняшнее общество (общество или правящие классы и принадлежащие им СМИ? -пер.)отказывается расширить свой взгляд за границы, если только речь не идет о жизни и смерти, ведь неизвестное может легко превратиться в кошмар, когда журналисты понимают глубину забвения своего профессионального долга.

Как заявил Джон Фахи, президент Национального Географического общества, если молодые люди сегодня не в состоянии даже отыскать что-то на карте и ничего не ведают о повседневной жизни, как они могут понять актуальные культурные и экономические проблемы, в том числе внутренние (так в этом-то и дело, а то еще начнут задавать неудобные вопросы : зачем война, например, и уже задают!)?

Ваше мнение

 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 
TopListRambler's Top100 Service