Марк Вандерпитте
Иммигранты как подопытные кролики
Некоторые размышления о событиях вокруг убийства Мохаммеда
Ашрака в Боргерхауте, Бельгия.
Так же, как и люди без документов, так называемые "мигранты" принадлежат
к самым угнетенным слоям нашего населения. У них - самые низкие зарплаты
и самая грязная работа. Ведь именно с этой целью их сюда и привезли. Практически
во всех областях жизни они - последние, и их дискриминируют : в области
образования, получения жилья, проведения свободного времени, права на голосование…
Их рассматривают как "untermenschen" (недочеловеков) нашего общества, и
они являются мишенью для дразнилок и унижений со стороны полиции. Это уже
является определяющим для всего остального. Тот, кто не видит этого, виновен
в "виктим блэйминг" (обвинении жертв) и тем самым ещё больше усиливает
это угнетение, хотя, быть может, и неосознанно.
Это унижение усиливается международной ситуацией. Ирак морят голодом
уже больше десять лет (статья была написана до начала американо-британской
агрессии против Ирака - прим перев) . Израиль может безо всяких препятствий
обращаться с палестинцами как с собаками. Страна священных мест Мекки и
Медины оккупируется американскими войсками…. Представьте себе, что мусульманская
армия оккупирует зону вокруг Рима для того, чтобы разрешить европейскую
проблему!
Интеграция.
У нас никогда не было серьезного курса на интеграцию. Кроме того, этого
никогда и не собирались делать. Для капиталистического общества очень выгодно
иметь этнический нижний слой населения. Этот слой сбивает зарплаты, и это
так удобно - настроить местное рабочее население против этого нижнего слоя,
используя расизм как оружие. Конечно, есть мигранты, допромовированные
до "полноценного бельгийца", некоторым удалось даже добраться до политики.
Это непременно должно напомнить о положеный "evolues" из Бельгийского Конго.
Кроме того, сознана целая "система раннего предупреждения", в рамках которой
специально создаются мигрантские центры- как антенна полиции внутри
мигрантского населения. Всяческие мероприятия молодежных кружков и других
социально-культурных организаций должны предотвратить выливание дискриминации
и недовольства ею в общественное сопротивление. Те мигрантские организации,
которые не идут в ногу, лишаются государственных субсидий.
Интеграция - это в первую очередь вопрос покупательной силы, а все
остальное приложится. Фундаменталистский шейх, полнокровный японец-менеджер
и богатенький ортодоксальный израильтянин не испытывают никаких проблем
с интеграцией….
Если при этом учесть, что Фламандия занимает весьма высокое место по
шкале расизма, то можно предсказать, что эта ситуация рано или поздно станет
взрывной, и уж наверняка, если одного из мигрантов убьют, а "недочеловеки"
при этом не позволят так запросто заткнуть себе рот.
Наши католические и колониальные традиции оставили глубокий отпечаток
патернализма - высокомерного покровительства. Мы хорошо относимся к жертвам
и считаем себя ой какими замечательными - до тех пор, пока жертвы остаются
жалкими и до тех пор, пока они остаются пассивным объектом нашего интереса
и нашей помощи. Но боже ты мой, если жертвы больше не позволяют с ними
нянчиться, выходят на улицу, берут свои права в свои руки, самоорганизуются
и критически глядят на общество! Когда это происходит, многие от них отворачиваются.
Тогда вдруг мигрантов начинают называть неблагодарными, они "преувеличивают",
у них - "не совсем чистая идеология", а их лидеры - "экстремисты". Точно
такое же отношение мы наблюдаем в адрес стран Третьего Мира. Это отношение,
которое мы неверно рассматриваем как интеграцию, совершенно себя дискредитировало,
да по-другому и быть не могло.
Захватывающий интерес.
Поведение государства внушает страх. Политики, полиция, суды и пресса
(за очень редким исключением) вели себя совершенно одинаково в своем перевирании
фактов. Не было слышно никакого возмущения по отношению к убийству [марокканца
бельгийцем) - одна только лишь истерия в адрес так называемых "организаторов
беспорядков". Это не было расистским убийством (простите, а чем. же это
тогда было?), беспорядки были вызваны не убийством и не многолетней
дискриминацией и унижениями, а политическим врагом номер один - Абу Джахья.
Его надо было отдать под суд, а лучше того - выдворить из страны. В действительности
же представители Европейской Арабской Лиги вышли на улицы как раз, чтобы
остановить волнения. Согласно политикам, полиция и пресса вели себя безупречно
. В действительности было обьявлено мини-чрезвычайное положение, полиция
применила слезоточивый газ и насилие, а почти каждый с "неправильным" цветом
кожи был схвачен. Подобные - если надо, специально спровоцированные - инциденты
являются идеальным испытательным полигоном для репрессивного аппарата.
В беспорядках в Андерлехте, пять лет назад, на практике проводились испытания
интеграции - городской полиции с государственной - и проактивных (то есть,
"превентивных") их действий. Если кто-то ещё сомневается, репрессивный
аппарат (полиция и суды) готовы для подавления крупных общественных протестов.
При этом они получают зеленый свет и прикрытие со стороны политического
мира и СМИ.
Правительство действительно бурно радовалось жестокому выступлению
против одной из наиболее подавляемых групп населения, один из которой был
хладнокровно экзекутирован. Практически не было слышно никаких диссидентских
голосов. Мы на момент оказались в в открытую полицейском государстве. Нет,
это не Италия или республика, которой заправляют крайне-правые. Это страна
и город, в котором правят в большинстве своем социал-демократы и "зеленые".
И это - самое страшное. Война даже ещё не началась. Вчера – д Эразио, сегодня
- Арабская Лига, завтра- бельгийские левые партии? Антивоенные комитеты?
Радикальные антиглобалисты (как в Италии)?
Необходимо больше, чем. одни только фольклористские и громогласные
манифестации, чтобы преградить путь этой фашизации.
(перевод с нидерландского по голландской газетте "Де Ваархейд")
Радикальные гастарбайтеры или равноправные сограждане?
(Европейская Арабская Лига, "Де Морген", 11/09/2000- то есть за год
до терактов в Америке)
"Насколько мигрантская молодежь 2000 года радикализована?" Вот вопрос,
на который многие во Фламандии ищут ответа. Многие участники дебата о мультукультурном
обществе в этой газете говорили о радикализации. Один рассматривает этот
"феномен" как закономерную реакцию, хотя и с неправильным содержанием,
другой - как знак фундаментализма и слепоты. Согласно этим господам, эти
мигранты- молодежь - так или иначе, справедливо или нет, - фрустрированы
сегодняшним с ними обращением. "Так что мы ("белые мужчины") должны договориться
друг с другом об изменении этого обращения", - звучит из их рядов. Нигде
мы не видим их готовности к диалогу, - всего лишь критику по поводу интеграционного
диктата. В лучшем случае, они призывают к новому диктату, будь то "огражданивание"
или другие переводы того, что некоторые более откровенные фламандцы называют
"приспособлением" (мигрантов к местной культуре).
Такое отношение иллюстрирует проблему, с которой мы сталкиваемся здесь,
во Фламандии (и в других странах Европы) - патернализм и сюсюканье. Почему
в демократической Фламандии так трудно начать диалог с существующими демократическими
течениями в арабской и мусульманской общинах в этой стране? Не потому ли,
что они все ещё смотрят на нас как хозяева - на гостей; потому что нас
до сих пор считают гастарбайтерами? Если так и есть, в чем. мы убеждены,
то это многое обьясняет: ведь гость не может высказать ничего о том, какие
правила дома у пригласившего его хозяина. Он должен быть удовлетворен гостеприимством
и уважать мнение хозяина дома. Но мы не гости здесь - большинство из нас
здесь родилось и выросло, а наши родители проработали здесь десятки лет,
и на них тоже больше нельзя смотреть как на гостей. Автохтонная (то есть,
коренного населения) Фламандия нам больше не хозяин, мы живем вместе и
мы имеем право сказать об этой стране так же много, как и любой фламандец.
Когда же они наконец осознают это?
Синдром хозяина-гостя, конечно, не ограничивается только коренным населением.
Многие из наших молодых людей и большинство наших родителей и первого поколения
мигрантов обладают менталитетом гостя, который так же проблематичен, как
и менталитет хозяина. Мигрант-"гость " отличается рабским поведением
по отношению к своему "хозяину". Он благодарен, если он получит хотя бы
даже часть своих прав, и он настроен критично по отношению к своим товарищам,
которые, неблагодарные, требуют ещё больше прав и даже осмеливаются требовать
полностью равные права! Недавно воскресная газета в Антверпене с большим
удовольствием опубликовала репортаж о марокканском журналисте из Марокко,
который посетил нашу страну и резко критиковал своих неблагодарных соплеменников
в их такой гостеприимной стране-хозяине. Этот действительный гость, побывавший
в нашей стране проездом, проявляет понимание к своему хозяину, когда тот
хочет быть построже: " Ведь это же его страна?"
Мы говорим - нет. Мы здесь не гости, и у нас нет хозяев. Наша арабская
и мусульманская культура является настолько же бельгийской и настолько
же фламандской, как и коренная, христианская культура или еврейская культура,
или культура хиппи и панков…Нам никто не нужен, чтобы рассказывать нам,
что у нас есть право на мусульманские школы, точно так же, как есть
католические и иудейские школы, - но что нам лучше этого права не требовать.
Мы требуем равных прав- и не только абстрактного права на равные права,
но полное практическое осуществление их. Мы в то же время не хотим изолировать
себя, - и точно так же, как мусульманский ребенок может ходить в католическую
школу, так и католический ребенок должен иметь право посещать исламскую
школу (где ему надо дать возможность изучать и свою собственнуюю религию),
и так же, как не все католические дети ходят в католические школы, точно
так же и не все мусульманские дети будут ходить в исламские школы. Но как
бы то ни было, такой выбор должен быть - для тех, кто хочет им воспользоваться.
Сейчас у нас такого выбора нет, в то время, как он есть у католических,
атеистических, иудаистских и антропософских родителей. Мы не мыслим в стиле
апартеида, потому что наша община хочет пользоваться в сфере образования
и заботы о стариках учреждениями, базирующимися на нашей собственной культуре;
мы думаем в терминах равноправия в эпоху, когда эмансипация субнациональных
идентитетов стала основной отличительной чертой и элементарным правом человека.
Мы гордимся, потому что мы здесь - дома, и мы стоим напротив своих
соотечественников без каких бы то ни было комплексов, но они смотрят на
нас как на гостей и считают нашу гордость наглостью. Конечно, мы подписываемся
под всеми официальными заявлениями о правах человека. Но мы отказываемся
от модели общественного устройства, в которой общество основано на подачках
и гостеприимстве большинства и униженной удовлетворенности меньшинства.
Равноправие в теории и на практике- единственный цивилизованный выбор.Дебат
ведется не о секторе интеграции, ибо этот сектор обречен исчезнуть из-за
своей основной идеологии _"интегрирования мышления" и поэтому не стоит
дебатов. Это -дебат, даже борьба между монокультурными неперпимыми течениями
(крайне правые, фундаменталисты, авторы "интеграции мышления") и мультикультурными,
широко мыслящими течениями. Пришло время прекратить упрощенные монологи,
которые списывают с рук нашу реакцию, как "фрустрацию". Нет никакой радикализации
молодых мигрантов; "прогрессивная" Фламандия не должна бороться с ветряными
мельницами. Необходимы долговременный рост самосознания и емансипационное
движение - ЕАЛ будет его частью-, с какими придется считаться.
Радикальные мигранты и истеричные журналисты.
Том Нагелс, 27.08.02
(с сокращениями)
Я каждый раз оказываюсь поражен тем, как умеренные высказывания
в секудну превращаются в "противоречивые", "провокационне" и в конце
концов - в "неприемлемые". Недавный пример тому - интервью с Диябом Абу
Джахья, председателем Европейской Арабской Лиги, в журнале "Кнак". В нем
он говорит:
" В международном праве делается различые между внутренними и иностранными
меньшинствами. У нас налицо уже второе и третье поколение (мигрантского
происхождения) внутреннего этнического меньшинства - людей, которые здесь
родились и выросли и говорят на другом языке.Если мы следуем международному
праву, то арабский надо признать в качестве четыре национального языка.
Мы никогда на этом не настаивали, но если по отношению к нашему языку будут
вести себя агрессивно, то мы в состоянии привести этот аргумент. …Однако
дискуссия на эту тему для нас не яваляется приоритетом." Далее в
тексте Абу Джахья рассказывает о том, что же является приоритеом для его
организации, но в заголовке это не нашло отражения. Заголовок гласит: "
Арабский должен стать четвертым национальным языком".
Вы согласитесь со мной, конечно, что такой заголовок должен был быть
пронюансирован, ибо есть разница между грубым требованием и более или менее
гипотетическим размышлением о международном праве, связанном с раздражением
по поводу пренебрежительного отношения к арабскому языку. Подобные вещи
происходят ежедневно. Заголовок нужен, чтобы привлечь читателей, нюансы
они найдут в тексте сами, так обычно это оправдывают.
Настоящие проблемы появляются когда другие СМИ подхватывают рассказ,
исходя из такого вот непронюансированного заголовка. Идея становится "требованием",
центральной темой радиопередачи, и каждый ещё и подкладывает ложечку сверху.
Радиопрограмма новостей началась так: " Политики-мигранты отвергают
требование Европейской Арабской Лиги признать арабский национальным языком",
после чего обязательному в таких случаях Шокри Махассину и ещё более обязательной
Фаузае Тальхауи разрешается сказать, что это -нормально, чтобы мигрант
знал один из государственных языков страны.
А разве Абу Джахья говорил, что мигранты отныне должны говорить только
по-арабски? Нет - в том же самом интервью на вопрос , разве это не нормальное
требование к мигранту, чтобы он знал один из гос. языков, он отвечает:
" Это нормальное требование." Журналистка фламандского радио не сочла нужным
об этом упомянуть или указать на это Махассину и Тальхауи…
И после этого появляются комментарии в газетах…Они для удобства сбрасывают
в одну кучу всех политических и религиозных лидеров, все инциденты и конфликты
и беспорядки из всего незападного мира и выбирают охотнее всего наиболее
шокирующий пример (шариатский суд, приказавший закидать камнями изнасилованную
женщину), для того, чтобы до смерти напугать своих читателей "аятоллой
в костюме от Армани", а заодно - и всеми мусульманами в этой стране, которые
критически мыслят о фламандской интеграционной политике.
Можно назвать такого сорта журналистику одним словом - истерия. Истерия
и журналистская лень. Кто-то сказал что-то, что с большой натяжкой можно
назвать провоцирующим, заставим пару людей гневно на это прореагировать,
потом добавим ещё ложечку сверху, - и статья готова!
Я не понимаю, почему на этого человека уже сейчас ведется такая безжалостная
охота. Да, Абу Джахья - радикал, и может быть, что и со своей скрытой программой,
кто знает, но он говорит умные вещи, и я ни разу не слышал от него ни одного
экстремистского высказывания- хотя и были высказывания, которые можно интерпретировать
как таковые после того, как их сначала перекрутить.
Но от журналистов же можно ожидать, что они не будут перевирать слова
и будут осторожно обходиться с интерпретацией? Каждому освободительному
движению нужны радикалы, люди, которые могут стукнуть по столу и высказать
вслух требования, люди которые отказываются покорно лизать ботинки власть
предержащих. Со всем уважением к Шокри Махассину или Файзае Тальхауи, но
своим доброжелательным, мирным "это-все-таки-плохо" они ещё ничего не исправили
и ничем не помогли ликвидировать дискриминацию против мигрантов.
Только теперь в таких людях, как Абу Джахья, и в других, менее
заметных деятелях мигранцкого происхождения, мы видим, как в политике начинает
появляться настоящее многокультурное общество. До этого мы во Фламандии
знали только полностью ассимилированных, вежливых мигрантов из партии "зеленых",
чье мнение отстоит на мили от мнения большинства в «их « собственных общинах.
Мы знаем,что многие мусульмане консервативны: так почему же нас пугает,
когда это отражается и в политике? Мы знаем, что фрустрации по поводу сохраняющегося
неравенства растут, мы знаем, что появились молодые образованные мигранты
с политическим талантом, мы можем подозревать, что они смотрят на нашу
политику несколько по-иному, чем. мы сами, и что они не позволят вытирать
об себя ботинки, - так почему же мы шарахаемся, когда эта критика с их
стороны по-настоящему приходит, и почему мы сразу с криками начинаем бросать
в них грязью? Террорист! Усама! Финдаменталист! Что это говорит прежде
всего о нас самих?
Если угнетенная община требует свои права, или если на поле появляется
и побежадет новая идеология, то изменяется и весь политический ландшафт,
может быть даже и все общество в целом, - и ты, как демократ, ничего не
можешь с этим поделать. Так было в прошлом, и с социализмом, и с коммунизмом,
и с правом женщин на голос, и с Фламандским Блоком, и теперь это тоже остается
в силе.
Как большинство и как государство ты можешь только надеяться, что с
тобой все согласны и что все к тебе приспособятся- но ты не можешь их к
этому принудить. Единственное, чего ты можешь потребовать, - это чтобы
все соблюдали закон. Будет партия мигрантов? Почему бы нет? Хотите арабский
в качестве 4-го национального языка? Вы имеете право этого хотеть. Пойдут
ли завтра по Брюсселю демонстрации мигрантов с требованиями новых рабочих
мест? Я даже надеюсь, что пойдут. В этом нет ничего "неблагодарного", "горячеголового"
или "анти-интеграционного" - это всего лишь политические последствия новой
ситуации, сложившейся из-за волн миграции за последние 40 лет. Новые люди
с новыми идеями выдвигают новые политические требования, некоторые из них
- резонные, некоторые не очень, но они имеют право на выражение всех своих
идей, и после этого мы вместе должны искать новый консенсус.
А что вы думали? Что тысячи людей приедут сюда, будут здесь работать,
рожать детей, по множеству причин оставаться изолириванными и угнетенными,
- и при этом ещё оставаться благодарными за ни к чему не ведущую "интеграцию"?
Потеряны уже три поколения, - потому, что их отказывались брать в школы,
потому что их выбрасывали в сферу низшего, профессионального образования,
потому, что они потом не находят работу, потому что шоферы автобусов не
хотят открывать перед ними двери и проезжают мимо их носа, и потому, что
им намного труднее найти себе жилье - и все считают, что это плохо, но
никто ничего по этому поводу не делает.
Вот в чем. была квитэссенция интервью Абу Джахья- и заявлений многих
других умных мигрантов, которые они делают вот уже годы. Образование, жилье,
работа, - вот где главные проблемы, и с этим надо бороться в первую очередь.
А что же делает фламандская пресса? Подхватывает второстепенные слова об
арабском языке, перевирает их, делает из них карикатиру и раздувает пожар.
Можно подумать, что пресса - верный союзник политики, в её постоянных
попытках подрыва фундаментальной критики, в криминализации вызывающих идей
и в сохраненый статуса кво, о котором все ощущают, что он ведет к катастрофе.
Никто никогда серьезно не заверял, что мультикультурное общество, -
это рай на земле. Но мы в нем живем. Самое лучшее, что мы можем сделать,
- это гарантировать максимальную справедливость для всех и насколько можно,
хорошо друг друга слушать , без того, чтобы любую критическую ноту сразу
отвергать как неблагодарность или фанатизм, и без того, чтобы хвататься
все время за священную корову "интеграции". Но именно это и происходит
сейчас -и в основном благодаря поступкам тех, кто должен бы быть умнее
и ведет себя так, как будто бы он знает больше всех нас. Это прекрасный
рецепт для непонимания, ненависти и в конечном итоге - для катастрофы.
(перевод с фламандского – Ирины Маленко)
Ваше
мнение
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна
|