Left.ru __________________________________________________________________________

 

Ирина Маленко

За визой на свалку истории

… В британском посольстве – не то, что в нашем российском, маленьком, с довольно-таки уютной и неформальной обстановкой. В британское так просто не войдешь: его окружают бронированные стены, даже вахтеры здесь прячут лица за темными стеклами, ворота – как у военного объекта советских времен, а на входе вас щекотно обыскивают на наличие белого порошка.

В маленькой – не рассчитанной на количество желающих въехать в эту страну – комнатушке, в тесноте и духоте, сидят плечом к плечу “дети разных народов”: представители, кажетя, всех раc и национальностей земного шара. Изморенно ждут.

Конечно, комнатушка и не была на них рассчитана; ещё пару лет назад в Ирландии практически не было иммигрантов из других стран, а ирландцам виза для посещения Британии не нужна. Хотя не так ещё давно, как явствует из советской книги 70-х годов, ирландцам даже в собственный Белфаст можно было попасть только через Британию: дороги из Дублина были закрыты, и надо было лететь в этот многострадальный город… через Ливеpпуль!

Однако с тех пор многое изменилось – и сегодня на стенках в маленьком Дундалке можно увидеть надписи “Хватит нам уже нигерийцев!”, а на улице Мур в Дублине в ряд раскинулись иммигрантские магазинчики: от африканских, карибских и китайских дo арабских, пакистанских и русских. Именно так, плечом к плечу! Дружно и без каких бы то ни было конфликтов. Тишах, Берти Ахерн, намеревается снести их и построить на этой улице шикарный отель – которых в Дублине и без того много… Ну, очень не хотят власть придержащие, чтобы мы, иммигранты, держались вот так, плечом к плечу и осознавали себя единым целым! Гораздо полезнее для них – разогнать наc по нашим национальным клеткам, чтобы каждый думал только о своем исключительности, только о себе и не стремился связать иммигрантскую общину в единое целое, хотя те причины, по которым мы оказались здесь, и те проблемы, с которыми мы здесь сталкиваемся – общие. Вот и надеется мистер Ахерн, что если разогнать эти магазины по разным улицам, то можно будет и нас настроить против друг друга. Нашептав русским и литовцам на ушко: “Вы – белые, вам мы рады; не то, что этим африканцам” – что не мешает  в то же время, например, недоплачивать за работу русским и литовцам точно так же, как и нигерийцам и ангольцам…

Но это все-таки пока ещё им не очень удается. Вот и здесь, в британском посольстве, “дети разных народов”, волей мировых экономических и политических процессов оказавшиеся на ирландской земле, не просто сидят в одной комнате, а пытаются помочь друг другу: я становлюсь свидетелем того, чего не видела уже лет 15, не меньше – как один человек уступает другому свою очередь! На моих глазах, без какого бы то ни было к тому принуждения, с места встает молодая китаянка и отдает свой билетик, на котором обозначен её порядковый номер, африканке с двумя маленькими детьми.

В советское время я бы, наверно, даже не обратила на это внимания. Но пожив в “цивилизованном” мире, где курят там, где на стенках висит табличка “не курить!” и  кладут ноги в грязных ботниках на сиденье, не думая о том, что кто-то потом на это место сядет, а место в автобусе или трамвае не уступают даже беременным женщинам, я уже почти забыла о том, что простая человеческая доброта ещё бывает на свете…

Здесь же это ни у кого не вызывает удивления. Что-то в здешней атмосфере настолько непохоже на обычное моё окружение, но я никак не могу определить словами, что именно: настолько неуловимо это чувство давно знакомого, но так же давно уже и не испытанного… Я осматриваюсь вокруг – и меня поражает вдруг, как я не могла выразить этого словами раньше. Несмотря на переполненность комнатушки и на духоту в ней, атмосфера вокруг, если это можно определить одним только словом, - какая-то духовная, интеллектуальная.  Это не значит, что в британском посольстве собрались за визой одни профессора: просто обычное моё окружение, западные люди-потребители, - публика совершенно пустая и по большему счёту ничем, кроме материального не интересующаяся. Человеки-потребители, с которыми не о чем. разговаривать. Даже самые приятные из которых советуют тебе всерьез:
“Если будешь выбирать себе мужчину, выбирай такого, чтоб с машиной был! – и рекламируют тебе достоинства своих не “пристроившихся” родственников словами: “Видела бы ты, какой у него дом! А как кухня отделана!” Ну, и что с того?

Эти человеки считают себя образованными – потому что им внушили, что в их “цивилизованном” мире прекрасное образование, - но когда начинаешь беседу с ними, тебя охватывает тоска от того, что они не знают самого элементарного, даже своих же собственных писателей и исторические события. И когда встречаешься здесь с человеком из какой-нибудь страны так называемого “третьего мира” и начинаешь беседу не о купленных вещах  и не о последнем американском боевике, то тут же поражаешься тому, как находишь с ним так много общего, что и не подозревала! Радостное чувство это можно сравнить, пожалуй, только с нахождением оазиса в пустыне.

И вот я сижу в таком оазисе – смотрю на этих людей, невольно сравниваю их с коренным населением западных стран,  и как никогда остро осознаю, что “Запад” обречен. Не из-за числа иммигрантов – он обречен интеллектуально. На вырождение. Намеренно отупляя своих граждан потребительством и низкопробным образованием (чтобы не очень-то задумывались над окружающим!), “сильные мира сего” сами рубят сук, на котором сидят… Меня поражает интеллект, светящийся в черных по большей части глазах собравшихся здесь за визой – вовсе не потому, что у меня, как у западных “цивилизаторов”, были какие-то предрассудки о “тупости цветных”, а потому, насколько разительно заметна тупость и бессмысленность даже взгляда этих самых “цивилизаторов” по сравнению с ними! Как же я раньше этого не замечала? Наверно, потому, что они нигде не встречались мне такой вот компактной группой…

На столе лежит книжка – для развлечения измученных ожиданием посетителей. Очень бестактная – такт англичанам вообще не свойственен. Выпущенная к юбилею Форейн Оффис – британского министерства иностранных дел. Речь в ней идет, правда, не только о красивом здании – но и об истории всей британской внешней политики. Я листаю её – и мне бросается вдруг в глаза ещё одна вещь, которою я не понимала раньше: с детства знакомая с историей крушения колониaльной системы империaлизма, я почему-то была абсолютна уверена в том, что с ней знакомы (хотя бы и с некоторыми нюансами в её освещении) и сами британцы. Что они – хотя бы на страницах своих учебников – официально раскаялись в содеянном. Признали то, какое зло было совершено их страной в течений веков…. 

Но нет, - ничего они не поняли, не признали и не хотят знать. Это только выученные по их, британским книжкам наивные россияне посыпают сегодня пеплoм голову по поводу “зла русских” и того, что наша создавшая, к примеру, письменность для десятков малых народов, страна “была империей” – а уничтожившиe миллионы людей, включая целые нации, лишившие целые народы родного языка англичане по-прежему, и в ХХI веке, учат своих детей, что их кровожадняя империя “несла цивилизацию” и “имела прогрессивное историческое значение”!

Вы можете представить себе в российском, например, учебнике картину “Узбекистан приносит свои дары матушке-России”? А в британской книге гордо красуется соответcтвующая иллюстрация об Индии и “матушке-Британии”. Добровольно, так сказать, приносит свои дары- и, очевидно, с песней?

Моя ирландская приятельница, пришедшая со мной, высоко-вопросительно возводит брови, читая, что “после Второй Мировой войны Ирландия вела обструкционистскую политику в отношении Британии” – ну, в точности, как старая карикатура бессмертного Херлуфа Бидструпа с изображением голландской королевы Вильгельмины: “Бесстыжие индонезийцы! Они подавляют мою свободу угнетать их!” Бедняжка Британия! Ох уж эти мне коварные ирландцы!

Ещё выше её брови взлетают при виде следующей фразы: “ В результате предполагаемого вмешательства Британии в ходе конфликта 1967 года на Ближнем Востоке…” Предполагаемого?”- восклицает она, не удержавшиcь, вслух. “Предполагаемого?!”

Мы синхронно переворачиваем страницу – и меня охватывает безудержный хохот: на ней изображена карта мира. На месте Афганистана кто-то из посетителей посольства размашисто написал шариковой ручкой по-английски: “Только попробуйте сюда сунутьcя – и я вас убъю!” 

“А ведь ему, наверно, дали визу! Хотя и обыскали на наличие белого порошка!”- говорю я своей приятельнице. Как говорилось в старом анекдоте, “бороду-то сбрить можно, а вот куда идейки девать прикажете?” !

Впрочем, к посольству у нас никаких претензий нет. Люди здесь работают очень вежливые. и – “British efficiency”! – решают вопросы тоже на удивление быстро. Впрочем , это тоже понятно; одряхлевшей “империи”, в которой, как свидетельствует British Medical Journal, большинству мужчин коренного населения “не хватает одной таблетки виагры в неделю”, требуется рабочая сила… При таком положении вещей (когда местные мужчины все громче требуют от государства, чтобы им оплачивали все большее количество таблеток виагры в неделю!) можно закрыть глаза и на цвет кожи и прочие “вторичные признаки” желающих въехать на эту “свалку истории”…

И я  чувствую себя как дома не среди “цивилизованных” потребителей виагры, все чаще тщетно пытaющихся возбудить себя детским порно вперемешку со сладострастным ожиданием войны против Ирака, - а среди посетителей этого посольства. Среди тех, кто может уступить место матери с детьми, - просто по-человечески, не рассчитывая на какую-то награду. Среди тех, кто знает, где находятся на карте разные страны мира. Среди тех, за кем – будущее на нашей планете.

… Посреди русского магазинчика на Мур-стрит стоит африканец. Он по мобильному телефону объясняется в своих чувствах невидимой собеседнице. На русском языке. И это никого из окружающих его русских иммигрантов не удивляет, и ни у кого не вызывает плевков и ругани, как это могло бы, увы, быть у нас дома, в самой России. Так, может, пора нам прекращать учить наших детей нашей же собственной истории по чужим учебникам? Может, пора нам всем понять, наконец, то, что начинают, кажется, понимать русские дублинцы: что для западных “цивилизаторов”-импотентов все мы – “черные” этого мира, и что в борьбе с их “цивилизаторством”- наша общая судьба? Что это – наша общая борьба за выживание? Как нас, так и всей нашей планеты, которую политические импотенты эти  готовы принести в жертву своему ненасытному желудку и кошельку!
 
 

Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service