Left.ru __________________________________________________________________________


Майкл Линд 

Таинственные фигуры стоят за войной Джорджа Буша
Нью Стейтсмен
7 апреля 2003 года. 

(Статья эта написана консерватором, то есть представителем тех кругов американского империализма, которые напуганы безумными планами правого радикала Буша и его советников. Им кажется, что они – бОльшие реалисты, и поэтому считают политику нынешних американских властей каким-то отклонением. Но, не говоря уж об истории США в целом, годы правления Буша-старшего и Клинтона, которые автор вспоминает как образец «здравой» внешней политики, заложили фундамент для нынешних угроз империалистического хищника – уже против всего земного шара, включая «союзников». Но как фактическое описание положения дел в правящих кругах США, статья представляет интерес –пер.) 
 

Вообразите новое вторжение Англии в Египет, организованное сторонниками Йана Пайсли (ультраправый юнионист –пер.) и вы поймете, что происходит в Вашингтоне.

И союзники, и враги США в недоумении. Что происходит в США? Кто заправляет внешней политикой? И каковы их цели? Псевдомарксистские объяснения – нефтяные компании или американский капитализм в целом – неверны. Да, американские  нефтяные компании получат разбойничью добычу из Ирака. Но нефтяной бизнес, тесно связанный с арабами, не развязывал эту войну, и еще меньше он поддерживал тесный союз Буша с Ариэлем Шароном. Президент Буш и вице-президент Чейни – не настоящие «техасские нефтяные фигуры», но политики, которые используют связи для личного обогащения. Будь они из Канзаса, они бы заседали в промежутках между участием во власти в правлениях зерновых монополий, или в технологических, если бы были калифорнийцами.

Не менее ошибочна теория, будто американская и европейская цивилизация движутся в противоположном направлении. Идея неоконсервативного пропагандиста Роберта Кагана, что американцы - вояки, а европейцы – пацифисты -  полная чушь. Большинство американцев в 2000 году голосовали за Гора или Найдера. Если бы не непропорциональное влияние малонаселенных, правонастроенных штатов в коллегии выборщиков и в Сенате, и Белый дом, и Сенат были бы сейчас у демократов, чьи взгляды и ценности, от войны до государства веобщего благоденствия, очень близки к западноевропейским (Буш представляет более безрассудную часть американских капиталистов, а демократы – более осторожную, но практически  все они сейчас поддерживают Буша, что свидетельствует о том, что принципиальной разницы между ними нет –пер.).

И экономический детерминизм и теория «столкновения культур» - утешительные объяснения. Они предполагают, что недавний резкий поворот в американской внешней политике – результат смутных, но познаваемых сил упорядоченного мира. Правда куда более пугающа. В результате нескольких странных и непредсказуемых стечений обстоятельств – как отбор, а не выборы Буша-младшего и 11 сентября (оба эти события – отнюдь не случайность, а закономерность, и, вероятно, 11 сентября произошло как минимум с ведома властей США –пер.) – внешняя политика единственной сверхдержавы оказалась в руках маленькой клики, не представляющей ни население США, ни ее типичных политиков. 

Эта группа состоит из неоконесервативных интеллектуалов, близких к военным кругам (они именуются неоконсерваторами потому, что многие из них начинали как леваки или либералы, прежде чем стать крайне правыми). В правительстве они представлены Полом Волфовицем – заместителем министра оборона. Он  - мозг военного министерства, а Дональд Рамсфельд – не более чем ширма, который нужен только потому, что самого Волфовица неудобно назначить на этот пост.

Корме того, это Дуглас Фейс, человек номер три в Пентагоне, Льюис Либби по прозвищу Скутер, протеже Волфовица – главный кадровик вице-президента, Джон Болтон – посланный в Пентагон для того, чтобы держать в узде Колина Пауэлла, и Эллиот Абрахамс, недавно назначенный главой  отдела ближневосточной политики Совета национальной безопасности. Вне правительства  - Джеймс Вулси, бывший глава ЦРУ, который неустанно пытался обвинить Саддама Хуссейна в теракте 11 сентября и посылке писем с сибирской язвой. Ричард Перл только что подал в отставку с неоплачиваемой должности советника Пентагона из-за скандала, связанного со злоупотреблением служебным положением (это был, вероятно, предлог, так как Чейни обвиняется в том же самом, но в отставку не подал –пер.).

Большинство из этих «экспертов» никогда не служили в армии. Но их штаб-квартира сейчас в министерстве обороны, где кадровые республиканские вояки 
презирают этих республиканских политиков-назначенцев и не доверяют им.

Большая часть этих неоконсерваторов вышла из левых, а не из правых кругов. Они участвовали в массовом еврейско-американском троцистском движении 30-х-40-х годов, стали антикоммунистами-либералами в 50-х-70-х и, наконец, превратились в правых империалистов и милитаристов, неслыханных в американской культуре или политической истории. Их восхищение деятельностью израильской партии Ликуд, включая превентивную войну, вроде налета Израиля в 1981 году на иракский атомный реактор Осирак, смешано со странными вспышками идеологического энтузиазма по поводу «демократии». Они называют свою идеологию «Вильсонализмом» (по имени президента Вудро Вильсона), но это скорее похоже на теорию перманентной революции в странной смеси с крайне правым сионизмом.

Искренние американские вильсоновцы верят в право на самоопределение народов, например, для палестинцев(точнее, они поддерживают создание бантустана Палестина, а не прямой захват всей Палестины сионистами –пер.).

Неоконсерваторы не только находятся внутри Пентагона, их можно найти в израильском лобби, среди религиозных правых, в консервативных организациях, исследовательких институтах и СМИ. Эмерикан Энтерпрайз Интститьют (ЭЭИ) и Центр Стратегических и Международных Исследований(ЦСМИ) – дом родной для неоконсерваторов, когда они вне госслужбы (Перл – член ЭЭИ). Деньги идут не столько от корпрораций, сколько от старых консервативных фондов, созданных на деньги давно покойных миллионеров. Неоконсервативная внешняя политика не отражает бизнес-интересы непосредственно (довольно сомнительное утверждение, учитывая обиду Блэра на то, что право грабить под видом «восстановления» Ирак достается американским, а не английским фирмам, и притом – связанным с правительством Буша –пер,). Они – идеологи.

Основное связующее звено между консервативными исследовательскими учреждениями и израильским лобби – находящийся в Вашингтоне и поддержанный Ликудом Еврейский Институт Проблем Национальной Безопасности (ЕИПНБ), с которым сотрудничают многие военные эксперты-неевреи.Отсюда вышел отставной генерал Джей Гарнер, которого Буш собирается сделать наместником оккупированного Ирака. В октябре 2000 года он подписал письмо ЕИПНБ, в котором говорилось : «Мы ... считаем, что во время нынешних беспорядков в Израиле (интифады в Палестине –пер.) армия Израиля проявляла выдающуюся сдержанность перед лицом смертельного насилия, организованного руководителями Палестинской Автономии.»

Само израильское лобби делится на еврейскую и христианскую часть. Волфовиц и Фейс тесно связаны с еврейско-американским израильским лобби.

Волфовиц, у кого есть родные в Израиле, служил связью правительства Буша  с Американо- Израильским Комитетом Общественных Дел. Фейчс получил награду сионисткой организации США за его «активную деятельность в пользу Израиля». В годы Клинтона Фейс был не у дел, и, совместно с Перлом, составил для Ликуд наставление, в котором израильскому правительству рекомендуется покончить с процессом Осло, заново оккупировать территоррии и уничтожить правительство Арафата (два первых пункта уже выполнены, третий выполнен почти полностью –пер.)

Это не слишком типичные взгляды для американских евреев, которые в основном голосовали за Гора в 2000 году. Самые рьяные сторонники Ликуд – республиканцы и южные протестанты-фундаменталисты. Религиозные правые верят, что бог отдал всю Палестину евреям и фундаменталистские церкви тратят миллионы на еврейские поселения на оккупированных территорриях.

Наконец, завершает все это сооружение несколько крайне-правых медиаимперий, чьи корни, как ни странно – в Британском содружестве и Южной Корее. Руперт Мэрдок распространяет пропаганду через телесеть Фокс. Его журнал Уикли Стандард, под редакцией Уильяма Кристола (бывший главной кадровик вице президента Дэн Куайла в 1989-1993 гг.) – трибуна таких, как Перл, Вольфовиц, Фейс и Вусли, а также правительства Шарона. Нэйшионал Интерест (где я был исполнительным редактором в 1991-1994 гг.) теперь выходит на деньги Конрада Блэка, которому принадлежат Джерузалем Пост и газетная империя Холлингер в Англии и Канаде.

Самое странное из их изданий – Вашингтон Таймс, которым владеет южнокорейский пророк (отсидевший срок) Достопочтенный Сан Мун Мен, который владеет также агентством новостей ЮПИ. ЮПИ сейчас руководит Джон О Салливен, писавший речи для Маргарет Тэтчер, одно время работавший редакторам у Блэка в Канаде. Через всю эту систему стиль английского журнализма «Попался!», как и еврофобия, загрязняют американский консерватизм.

Все эти связи нашли вополощение в 1990 году в Проекте Нового Американского Века (ПНАВ), которым заправляет Кристол из конторы Уикли Стандард. Используя технику пиара, придуманную троцкистами, неоконсерваторы опубликовали  ряд открытых писем, зачастую подписанных Вольфовицем и другими будущими деятелями внешней политики в правителстве Буша. Они призывали США вторгнутся в Ирак и оккупировать его, поддержать Израиль против палестинцев и предупреждали о «китайской угрозе». Во время президентства Клинтона на  эти излияния политики и СМИ в основном не обращали внимания. Сейчас их лихорадочно изучают.

Как же удалось неоконсервативным интеллекталам –  группке без влияния в среде внешнеполитической элиты США, как демократов, так и республиканцев – захватить правительство Буша? Мало кто из них поддерживал Буша на предварительных президентских выборах. Они опасались, что он окажется похож на отца – тряпку, который не смог захватить Багдад во время войны 1991 года и заставил Израиль участвовать в мирном процессе, и что его правительство, как и его отца, будет укомплектовано умеренными республиканцами-реалистами, вроде Пауэлла, Джеймса Бейкера и Брента Скоукрофта. Они выступили за сенатора Джона Мак-Кейна, пока не стало ясно, что кандидатом в президенты станет Буш.

И тут им повезло – главой на переходный период между выборами и инаугурацией стал Чейни (если это просто везение, то кто его назначил? –пер.) Он использловал эту возможность для того, чтобы включить в правителсьтво всех своих союзников (но как этот политик, бывший минитср обороны при Буше-старшем, не еврей и не бывший троцкист, приобрел таких союзников? –пер). Министр иностранных дел оказался зажат в угол крайне правыми ставленниками Чейни – Волфовицем, Фейсом, Болтоном и Либби.(Несмотря на роль «хорошего следователя», которую Пауэлл долго играл в правительстве Буша, он и не подумал подать в отставку после начала войны, которой он якобы противился, хотя ему предлагали это сделать его наивные сторнники –пер.)

Неоконсерваторы воспользовались невежеством и неопытностью президента (но ведь не они выдвинули и усадили в это кресло «придурка» Буша – кто же это сделал и с какой целью? – пер.). В отличие от отца, ветерана Второй Мировой, бывшего посла в Китае, главы ЦРУ и вице-президента, Буш-младший – неодучка-плейбой, прогоравший неоднократно в бизнесе ( и выезжавший на использовании папиных связей –пер.), прежде, чем стать губернатором Техаса – пост без реальной власти (которая принадлежит земестителю губернатора). Его отец - восточный умеренный республиканец. Сын, выросший в западном Техасе, впиал техасскую культуру, состоящию из мачизма, антиинтеллекттуализма и демонстартивной религиозности. Сын епсикопальных родителей, он обратился в южный фундаментализм в результате личного кризиса. Ярый христианский сионизм, в котором восхищение настоящими самцами – израильскими соладатами – уживается с враждебностью к либеральным американским евреям - характерная черта южной культуры.

Младший Буш ушел от Пауэлла в сторону Волфовица (которого он зовет Волфи) еще до 11 сентября, которое предоставило ему недостающее : цель в жизни, иную, чем следование своему отцу. Заметны знаки расхождения между осторожным отцом и сыном-крестоносцем, в прошлом году министры первого Буша – Бэйкер, Скоукрофт и Л.Иглбергер публично предупреждали против вторжения в Ирак без одобрения конгресса и ООН.

Неясно, полностью ли президент понимает стратегию Вольфовица и других своих помощников. Похоже, он и впрямь верит, что  «ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ» Саддама угрожает США, о чем неоконсерваторы говорят на публике, но во что не верят сами, поскольку не так глупы. Проект Нового Американского Века призывал к вторжению в Ирак без всякого отношения к возможным связям Саддама с Бин-Ладеном. Открытые письма призывали захватить Ирак, разбомбить базы Хизболлы в Ливане и угрожать войной Ирану и Сирии, если они продолжат поддерживать терроризм. Замечания, что цель всего этого – не защита американского народа, а превращение Ближнего Востока в безопасное место для Израиля, отвергались неоконсерваторами как гнусный антисемитизм. Но Сирия, Иран и Ирак – злейшие враги, и терроризм, который они поддерживают, угрожает на США, а Израилю. Неоконсерваторы требуют следующей войны с Ираном, хотя, по любомым меркам, ядерное оружие Северной Кореи – гораздо большая проблема для США.

Так что перед нами странная история:  как неоконсерваторы захватили власть в Вашингтоне и втянули США в ближневосточную войну, несмотря на отсутствие  мало-мальской реальной угрозы для США и против воли народов всего мира, кроме Израиля. Что в этом пугает – роль случайности и личности. После нападения Аль-Каиды, любой президент США скорее всего отпарвился бы свергать покровителей Бин-Ладена в Афганистане. Но все, что США сделали с тех пор, было бы иным, не дай избирательные принципы 18 века президентво Бушу (президентство Бушу дали его брат – губернатор Флориды и назначенные его отцом судьи Верховного Суда, которые нарушили те самые законы, установленные и в 18 веке, и позже –пер.) и если бы Чейни не использовал переходный период для превращения внешней политики в воплощение ПНАВ (опять-таки, почему он это сделал и кто ему позволил? –пер.).

Чтобы понять, что это значит, вообразите првительство Тори под контролем сторнников Йана Пайсли, ярых противников Евросоюза, имперских лоялистов и милитаристов – решивших, по причинам религиозного порядка, вторгнутся в Египет. Их целью было бы захватить Суэцкий канал как первый шаг у восстановлению империи. Да, это именно настолько нелепо (ну, не так уж нелепо, толки о новом империализме постоянно звучат, пока идет война за войной – Югославия, Афганистан, теперь Ирак – все это колониальные войны, и Англия в них участвует –пер.).

Перевод Лидии Волгиной.
 


 
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service