Left.ru
Юрий Дергунов
Компьютерные игры и гегемония

Компьютерные игры, за редким исключением, - это не искусство, как не является искусством любая коммерческая продукция, созданная в рамках индустрии культуры, идет ли речь о кино, музыке или литературе. Впрочем, отсутствие серьезной интеллектуальной или эстетической нагрузки совершенно не мешает им играть свою роль в утверждении гегемонии существующего строя, хотя способы осуществления этой функции могут быть совершенно разными, от запланированного идеологического воздействия до простого воспроизводства и эксплуатации политических стереотипов.

Формы этого воздействия могут быть различными. Можно отметить сюжет игр, подачу в них тех или иных исторических событий, особенности графики, которая также может довольно отчетливо отражать взгляды разработчиков. Например, достаточно взглянуть на скриншоты из уже давно устаревшего KGB Quest (1992) или одной из популярнейших стратегий 2003 г. Rise of Nations, чтобы понять, что компьютерные игры являются одним из каналов утверждения русофобии среди западных обывателей.

А в условиях, когда игры становятся одним из немногих источников информации, да и просто способов убивания свободного времени, для подростков 10 - 40 лет (назвать последних взрослыми людьми язык не поворачивается), возрастает и идеологическая нагрузка компьютерных игр.

Войны компьютерные и идеологические

KGB Quest: Вот она, тупая морда тоталитаризма.В 2003 г., пожалуй, самой популярной темой для игр сразу нескольких жанров стала Вторая Мировая война, о чем свидетельствуют такие творения, как «Блицкриг», Silent Storm, Medal of Honor, Battlefield: 1942, Commandos 3, Call of Duty и т.д., список можно продолжать еще долго, но особенной потребности в этом нет.

В данном случае наибольший интерес представляет то, каким образом в подобного рода продукции освещается деятельность Красной, а с определенного момента, Советской Армии. Впечатление просто удручающее. Явно худший пример того, что думают нынешние дети о войне - Call of Duty (разработчик Infinity Ward / издатель Activision). Игра сделана по мотивам фильма «Враг у ворот», а это уже говорит о многом. Первый же уровень «за наших», посвященный Сталинграду начинается с переправы, на которой советских солдат преспокойно расстреливают из пулеметов. Затем они получают по одной обойме патронов и никакого оружия. Выполнение задания предполагает убийство советским снайпером своих же комиссаров (при этом, только играя за советские войска, игрок может убивать своих соратников без каких бы то ни было штрафов, при игре ни за какую другую сторону такое невозможно). Как финал - взятие рейхстага - совершенно плевая операция, при этом красное знамя на него устанавливают бойцы с фамилиями Гречко и Суворов. По-моему, комментарии излишни.

Так что еще довольно безобидной можно считать «Операцию Silent Storm» (Nival / 1C), по сюжету которой, играя за союзников или страны Оси, игрок открывает, что основным противником являются вовсе не солдаты вражеской армии, а тайная организация «Молот Тора», успех которой могла бы обернуться для планеты куда большими потерями, чем победа Гитлера. Подобная подача информации о войне, фактически отрицающая ее роль в истории двадцатого века, совершенно искажает ее восприятие в сознании игроков.

Rise of nations: Войска прямо на красной площади. Оригинально. Но куда делся Кремль?Нынешний год принес новую тему - Вьетнам. О той войне долго никто не делал игр, видимо из-за того, что самолюбие не позволяло вспоминать об агрессии, в которой захватчикам так и не удалось сломить сопротивление вьетнамского народа. Исключением стала разве что North American Marines (1998), но большого успеха она не получила. И вдруг разработчики массово обратились к этой ранее неблагодарной теме. В 2003 г. компания Take Two Interactive выпустила Vietcong, после чего в длинную очередь за деньгами игроков выстроились вышедшие и еще только маячащие на горизонте Line of Sight: Vietnam, Vietcong: First Alpha, Men of Valor: Vietnam, Call Sign: Charlie, Battlefield: Vietnam, да и продолжение печально известной Call of Duty, судя по всему, не будет выделяться по тематике.

Возникает закономерный вопрос: а с чего бы это вдруг? Почему операции в густых вьетнамских джунглях стали привлекательнее убийства страшных и отвратительных инопланетян, скелетов, вампиров или даже русских (хотя об этом тоже не забывают)? Случайность? Вряд ли. Очень уж явственно прослеживается совпадение по времени игр о вторжении во Вьетнам с реальным нападением на Ирак. И игры в данном случае - просто попытка изменить отношение американских и американизированных обывателей к давней бесславной агрессии для придания легитимного статуса новой.

KGB Quest: Так по мнению разработчиков выглядит Ленинградское метро. Вход на станцию украшен портретами передовиков производства. А могли бы и медведей нарисовать.Ирония судьбы - «два, три, много Вьетнамов» в виртуальном мире превращаются в абсолютные реальные гробы с трупами американских солдат. На фоне игр о войне, в которой героическую победу одержало народное Сопротивление, все яснее видны контуры поражения еще одной агрессии. Что совершенно логично - войны ведутся в реальном мире, а мертвые вьетнамцы на экранах мониторов уже вряд ли добавят голосов хунте из Вашингтона.

А у нас

RevQuest: Ильич скорее трогателен, чем страшен. Явно рисовала женщина.Не отстают от своих заграничных собратьев и разработчики из СНГ, хотя социальный заказ они выполняют куда грубее. Последний «шедевр» - «Революционный квест», он же RevQuest от VZlab и «Буки». Сюжет игры замысловат, а точнее - просто поражает своей дикостью. Студент Ваня попадает в прошлое, и там делает революцию, став вернейшим помощником Ленина. Революция включает в себя такие задания - направить «Аврору» в правильное русло, принести Ленину чаю, вымазать экскрементами дуло пушки. Как по мне, когда говорят про немецкие деньги или просто рассказывают о ленинской кровожадности, мозги выворачиваются намного меньше.

Из готовящихся игр необходимо отметить You Are Empty, детище Digital Spray Studious. Смысл ее сводится к хождению по городским улицам, сопровождающемуся отстрелом разнообразных монстров в форме красноармейцев. Особой гордостью разработчиков является демон Павлик Морозов, который, завидев игрока, трубит в пионерский горн, созывая остальных монстров для расправы.

You Are Empty: Скелет в форме красноармейца погонится за каждым сторонником рыночной экономики, решившимся зайти в эту унылую местность. Ужас! На столь мерзком фоне почти безобидной кажется игра S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (GCS Game World), повествующая о борьбе с нечистью на Чернобыльской АЭС. GCS располагается в Киеве, и подобное стремление украинских разработчиков превратить национальную трагедию украинского народа в кровавый цирк не вполне понятно человеку с нормальной логикой и нормальным восприятием мира. Для буржуазного сознания в данной ситуации ни малейшего противоречия не возникает: Чернобыль - это у Украины такой брэнд, на уровне с киевским «Динамо» или братьями Кличко, а может и намного известнее. Вывод может быть только один - надо делать деньги. Остается ждать авиасимулятора «Скнылив» и симулятора подводной лодки «Курск».

«Мы верим - этот мир реален»

Своеобразно понимаемым политическим просвещением занимаются и игровые журналы. В случайно взятом № 5 «Навигатора игрового мира» за 2004 г. можно найти случайно раскиданные по тексту фразы вроде «Зарублю, замучаю, как Пол Пот Кампучию» (с. 54), или прочитать вместе с упоминанием о колумбийских партизанах, о том, что Колумбия - «одна из самых наркоманских стран в мире» (с. 190). И при этом ведь никто не удосужится написать о том, сколько людей погибло в Камбодже во время войны в Индокитае от рук американских солдат или от голода, спровоцированного этой войной. И никто не вспомнит, какую роль в выращивании коки играют работающие на правительство полевые командиры, какую роль в борьбе с производством кокаина - FARC-EP, да и почему колумбийским крестьянам приходится выращивать коку, чтобы не умереть от голода, тоже никто не задумается.

Впрочем, политизированность игровой индустрии относительна, и, несмотря на то, что игр, сознательно внедряющих идеологические догмы становится все больше, их удельный вес не столь уж велик. Да и сами по себе они не так уж страшны. Гораздо хуже пронизывающая игры и журналы установка, что играми жизнь, по большому счету, и исчерпывается, что нет в мире больше ничего достойного внимания игрока.

На обложке уже упоминаемого «Навигатора игрового мира» написано - «Мы верим - этот мир реален». Вы все правильно поняли? Реален мир космических пришельцев, мир битв эльфов и орков, мир встающих из гробов зомби и мир космических баталий. Вот, что по-настоящему реально, а если за окном что-то не так, то тем хуже для тех, кто за этим окном находится.

Вот так возникает и разрастается довольно большая группа игроков - идеальных граждан современного общества. Почему идеальных? Во-первых, они не задумываются о жизни и не замечают ее. А во-вторых, они ведь еще что-то покупают.





Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service