Лефт.ру __________________________________________________________________________

Роберт Фиск

Жизнь в Ираке стала лучше и безопасней – утверждает Блэр в ответ на отчет комиссии Батлера о несущствующем ОМП


Индепендент, 20 июля 2004 года

Миля за милей к югу от Багдада, мы видели вчера все ту же картину: пустые полицейские участки, покинутые блокпосты иракской полиции и армии, и сожженые американские бензоцистерны и подбитые из гранатометов полицейские машины на шоссе к Хилле и Наджафу. Просто Афганистан.

Иракские чиновники и западные дипломаты предупреждают журналистов не рисковать вызжать из Багдада; теперь я понимаю, почему. Но мое собственное рискованное путешествие по шоссе № 8 – где не менее 15 жителей Запада были убиты – доказало, что назначенное США правительство мало чем правит к югу от столицы. Только в суннитском гордке Махмудия – где машина со взрывчаткой взорвалась рядом с центром набора в иракскую армию неделю назад- я увидел иракскую полицию.

Они ехали колонной из 11 белых побитых пикапов, наставив калашниковы на толпу вокруг них, по встречной полосе, когда они застряли в пробке, и орали на водителей очистить дорогу, угрожая оружием. И это были не напуганные американцы, это были новые иракские полицейские в голубой форме, автоматы нацелены на окна ближайших домов и магазинов, и на иракцев вокруг них. В Искандерии я видел двух вооруженных мужчин (партизан –пер.) у дороги. Не знаю, зачем они там стояли. Полиция уже сбежала со своего поста в нескольких метрах от них.

Для нас это – позорное напоминание о нашем вторжении в Ирак – давайте-ка торжественно помянем «оружие массового поражения» - но прежде всего, это трагедия для иракцев. Они пережили мерзкого Саддама. Они пережили наши постыдные санкции ООН. Они пережили наше вторжение. И сейчас они вынуждены переживать хаос, который мы именуем свободой.


В Багдаде, конечно, вчера все было как обычно – 15 иракцев убиты и еще 62 ранены, когда самоубийца взорвал нефтяную цистерну рядом с полицейским участком. Чиновник иракского министерства обороны убит у своего дома. И, в полном соответствии с зазеркальным миром нового иракского правительства, вчера были назанчены 43 новых иракских посла. Но что они представляют? Ирак? Или только Багдад (скорее, т.н. Зеленую зону, т.к. даже в Багдаде окупанты и их лакеи не контролируют значительные части города- пержде всего Садр-сити –пер.)

Проехав Хиллу, мы наткнулись на полицейских и кучку солдат новой иракской амрии. В Куфе они настояли на том, чтобы сопроводить мою машину к священному городу Наджафу. Но, не доезжая несколько миль от центра города, они повернули обратно и сказали мне, что по условиям прекращения огня с «армией Мехди» Ас-Садра, они не могут ехать дальше. Они были правы. Солдаты Садра – которых армия США пообещала «уничтожить» в апреле – охраняли исторический центр, основные дороги к мечети и вход в величественную гробницу Имама Али.

В самом деле, в самой глубине фантастического памятника исламской архитектуры, покрытого золотыми изразцами – в кабинете с кондиционером, среди китайских ваз и персидских ковров – я встретился с человеком, который помог составить карту отступления американских солдат, после того, как они сняли осаду позиций войск Садра.

«Американцы дали нам карту и спросили, какие дороги они могут патрулировать», - правая рука Садра, шейх Али Смайсин в чалме, сказал мне вчера в Наджафе. «Я вместе с другими членами Бейт-Шиа ( «шиитского дома», состоящего из ряда местных политических группировок, включая партию Дава (шиитская партия, чьи предстваители сотрудничают с оккупантами –пер.) определил дороги, по которым американцам разрешается ездить. Потом мы вернули им карту, и они приняли наше решение о том, какие дороги они могут контролировать.»

Я не удивился. На американских солдат так часто нападают (в одной из недавних статей в американской газете один такой солдат жаловался – «мне надоело, что как только я выхожу за ворота базы, кто-нибудь пытается меня убить», а в другой статье сержант национальной гвардии США сказала – день, когда нашу базу не обстреливают из минометов – удачный, но такие дни очень редки» - пер.), что днем они не могут ездить по шоссе № 8 или, например, к западу от Багдада через Фаллуджу или Рамади. По всему Ираку, их вертолеты не могут летать на высоте более 100 метров, опасаясь ракет. Не считая единственного танка Абрамс на автомобильном мосту в пригороде Багдада, я видел только одно амеериканское транспортное средство на дороге вчера: одиночный Хамви на дороге в Наджафе (оговоренной в соглашении с армией Мехди). Три отдаленных Апача шли на бреющем по направлению к Евфрату.

То, что "мукавама" - сопротивление - контролирует сотни квадратных миль вокруг Багдада, не должно особенно удивлять. Новоназначенное американцами правительство не имеет ни солдат, ни полиции, чтобы взять эти районы в свои руки. Оно провозгласило чрезвычайное положение, прослушивание телефонов, запрет на демонстрации и создание новой спецслужбы (тайной полиции -пер.) - но у него нет ни людей, ни способности обратить все это во что-то большее, чем пропагандистские мечты для иностранных журналистов и для населения, которое отчаянно нуждается в безопасности (наряду с сопротивлением, в Ираке с началом оккупации процветает уголовщина - которую Рамсфельд в прошлом году определил как "проявление свободы" - но американские лакеи не слишком усердно борются с организованной преступностью, тем более, что как минимум часть из них сами замешаны в ней. С другой стороны, в районах, контролируемых партизанами, например, в Садр-сити в Багдаде, сопротивление не только охраняет правопорядок, но и выполняет ряд функций муниципалитета -пер.)


Даже соглашение о прекращении огня между американцами и армией Мехди изумляет своей широтой. Согласно шейху Смайсину, оно позволило полиции вернуться на блокпосты вокруг города, и члены армии Мехди ушли из административных зданий. Я видел полицейских в здании полицеского отделения в Куфе, в стене которого осталась огромная дыра от американского танкового снаряда - напоминание о недавних сражениях. Статья 3 соглашения состоит в том, что никого нельзя арестовывать или хватать, статья 4 - что нельзя публично носить оружие - армия Мехди, судя по всему, соблюдает это условие, как я видел вчера. Статьи 5 и 6 - о том, что "оккупационные силы" - американцы - должны оставаться на своих базах, не считая небольших участков дороги для патрулирования, которые они могу использовать, чтобы добраться до этих крепостей.


Поразительно, но заключительная часть - все еще обсуждаемая во время, когда американцы "передали" власть 28 июня - призывает к снятию всех юридических обвинений против Муктабы Садра в убийстве Сайеда Абдул-Маджида аль-Хой в прошлом году. Когда оккупанты опубликовали эти обвинения спустя полгода после того, как они были тайно составлены, второй по рангу командир войск США в Ираке сказал, что, в результате этих обвинений, его солдаты "убьют или схватят" Садра.


Но именно подчиненные Садра вежливо приветствовали меня вчера на своем блокпосту в Наджафе и проводили на беседу с шейхом Смайсином в гробнице Имама Али. Он пожаловался, что американские солдаты несколько раз нарушали перемирие. "Две недели назад два Хамви подьехали к дому Садра и солдаты начали задавать людям вопросы. Мы приказали нашим войскам не открывать огня, сообщили куда нужно, и этих солдат отозвали".
Войска Садра - "общественное течение", как назвал их шейх Смайсин с неожиданной осмотрительностью, предположительно потеряли менее 100 человек, американцы говорят, что убили 400.


У Смайсина нет времени для таких подсчетов. "Что происходит - это американская оккупация с английскими мозгами, " - сказал он. "То же самое, что английская оккупация Басры в 1914 и Багдада в 1917. Наше движение непобедимо потому, что оно патриотическое и исламское, как и силы, что противостоят окккупации в суннитских раонах Ирака. Запад хочет организовать правительство сектантов (разделеное по конфессиональному признаку -пер.), но мы на это не пойдем. Теперь они получили восстание от Фао на юге до Киркука на севере. Шииты и сунниты заодно. И любое правительство, не избранное на свободных и честных выборах - ну, в этом-то и проблема."

Это касаемо правитльства Аллави, даже если шиитское сопротивление все еще лишь тень суннитского варианта. Но то, что я увидел вчера во время моего путешествия - через южные суннитские города, давно отвергнувшие американское правление - до священнейшего шиитского города, где их ополчение контролирует гробницы и территоррию в целые квадратные мили вокруг них - показывает, что господин Аллави правит в столице без государства.

Мне пришлось организовывать эту поездку две недели (как замечает Фиск в другой статье, большинство западных журналистов не покидают сейчас не то что Багдад, но даже свои отели -пер.), и я ехал в одной машине с муллой, который напоминал мне читать арабскую газету каждый раз, когда уличные мальчишки подбегали, предлагая водителю купить у них губки для мытья стекол. Они проводили губками по стеклу и заглядывали внутрь, высматривая, как мы были уверены, иностранцев. Это были разведчики. И они не видели меня.

Но то, что я увидел, было куда более тревожным - страна, чье правительство правит только столицей, страна, о которой мы фантазируем на свой страх и риск.
Перевод Аллы Никоновой

Оригинал опубликован на :


http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=15&ItemID=5918





Sorry, but a Javascript-enabled browser is required to email me.

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service