Лефт.ру __________________________________________________________________________

Джеймс Петрас

ДРУГОЕ ИМЯ РОЗЫ? АРОМАТ ИМПЕРИАЛИЗМА

В статье дается критический обзор еще одного оптимистического постмодернистского анализа капиталистической мировой экономики, очищенной от империализма, экономического кризиса, государства, классов и классовой борьбы. Майкл Хардт и Антонио Негри, авторы книги «Империя», утверждают, что в результате научно-технического прогресса глобальный капитализм функционирует как автономная «Империя», управляемая только рынком и транснациональными корпорациями. В противовес этой интерпретации, в представленном аналитическом обзоре книги обосновываются следующие утверждения: нельзя, во-первых, недооценивать роль имперского государства в капиталистическом воспроизводстве, а во-вторых, завышать уровень влияния инноваций, научного и технического прогресса на продуктивность капиталистической экономики. Я уверен, что понятие имперского государства является чрезвычайно важным для понимания империализма и актуальным для изучения аграрной трансформации и роли крестьян и рабочих в этом процессе.

Важно напомнить, кто такой Антонио Негри, почему то, что он говорит, пользуется влиянием, какова его политическая биография, и что он писал в прошлом. Важный левый теоретик, тесно связанный с Красными бригадами и движением Автономия в Италии, Негри был арестован в 1979 г. по подозрению в участии в убийстве Альдо Моро, христианского демократа и бывшего премьер-министра Италии. Приговоренный к 30 годам заключения, Негри бежит во Францию. Позднее, когда его выбирают в итальянский парламент, он возвращается в страну, где его арестовывают и заключают в римскую тюрьму Реббибия. Среди его теоретических работ – особенно большой популярностью пользуются посвященные дебатам 60-70х гг. о строениии борьбе итальянского рабочего класса (Красные заметки. 1979) и последующие работы по широким вопросам марксистской теории и капиталистического кризиса (см. приложенный список литературы). Что касается соавтора Негри, то я не удивился, узнав, что Майкл Хардт является профессором литературы, а не политики, экономики, не говоря уже о политической экономике. Ведь постмодернистская война против марксизма и теории развития была замышлена и начата именно на факультетах литературы.

Прошлое никогда не умирает. Это даже не прошлое.
Уильям Фолкнер

Книга «Империя», как и множество других подобных работ, пытается убедить читателя, что все мы живем в «новом» времени. Ее можно назвать интеллектуальным синтезом и политической деградацией постмодернистского теоретического «анализа». Она делает для международных отношений и глобального капитализма то же самое, что предыдущие постмодернистские исследования сделали для национальных, локальных, региональных, аграрных отношений и конфликтов. Эти исследования удалили класс и классовую борьбу из нашего понимания динамики аграрных процессов, а Хардт и Негри пытаются вычеркнуть империализм с пути развития мировой экономики, отбрасывая эту важную концепцию в эпистемологическую черную дыру «пост-истории». В этом отношении, их книга может иметь глубокое влияние на изучение крестьянства и рабочих, их побуждений и ролей в организации аграрных движений, а также общей проблемы капиталистического переходного периода (и в рамках этого, аграрного вопроса) в так называемом Третьем мире.

Невысказанные, но подразумеваемые теоретические выводы из книги Хардта и Негри можно определить просто: если нет империализма, то капитализм как таковой не порождает противоречий (что проявляется в имперской конкуренции) и не содержит в себе источник собственного упадка, а, значит, и альтернативу своим исторически определенным формам собственности, производства и обмена. Таким образом, концепция системной эволюции снимается с политической повестки дня, а вместе с нею исчезают и перспективы всесторонней эмансипации, в том числе - касающиеся работающих на грани существования крестьян и рабочих. На первый взгляд, тема империализма и вопрос о возможности использования этой концепции для объяснения функционирования глобальной капиталистической системы как будто далеки от повседневной жизни крестьянина в странах Третьего мира. Однако споры о существовании/отсутствии империализма не теряют своей актуальности для изучения аграрного развития в широком контексте. Более того, понятие империализма в вышеупомянутом контексте создает предпосылки для формирования эпистемологического измерения, которого не хватало в недавней марксистской и немарксистской дискуссии о крестьянстве. Выявление связей «империализм – сельское хозяйство – крестьянство» имеет долгую историю в политических дебатах левых, достаточно вспомнить работы Розы Люксембург, Николая Бухарина и Владимира Ленина. По этим причинам, а также, потому что книга Хардта и Негри наверняка станет модной как «анализ» глобализации, аргументы, выдвинутые Хардтом и Негри, требуют тщательного рассмотрения. Соответственно, этот обзор разделен на четыре части, первые три из которых сосредотачивают внимание на теоретическом макроуровне их книги, а последний исследует их теорию на микроуровне.

Главная идея первого раздела состоит в том, что имперские государства стали важными компонентами. Понятие империи, используемое Хардтом и Негри, мистифицирует роль имперского государства, стоящего на передней линии защиты привилегий и власти транснациональных корпораций. Таким образом, они подрывают позиции и основного противника корпораций (рабочих и крестьян – ред). Второй раздел исследует и ставит под сомнение утверждение Хардта и Негри о том, что мы живем в «новой капиталистической эпохе», которая основывается на предполагаемой ими информационной революции. Что бы не утверждали Хардт и Негри, нововведения начала и середины ХХ века были намного более существенными источниками повышения экономической производительности, чем электронные, компьютеризированные информационные системы конца ХХ века. В третьем разделе доказывается мысль, что вместо «империи» нынешней ситуации скорее соответствует «новый империализм», а в заключительном разделе рассматриваются взаимосвязанные вопросы структуры микроуровня и субъекта исторического действия, которые порождает «империя».

Анализ, который предлагает читателю книга Хардта и Негри, лежит в русле уже истасканной постмодернистской теории. Авторы не только заменяют социальный класс абстрактными «угнетенными», но и объединяют последних с тем, что они называют «новым пролетариатом». Эта итоговая категория имеет все те характеристики, которые Негри в своей ранней автономистской фазе относил к маргинальному субъекту, получившему название субпролетариата.

I



«Империя» - странная книга. В то время, когда США остаются единственной сверхдержавой в мире, когда им принадлежат почти 50 % из пятисот крупнейших транснациональных корпораций, когда Вашингтон ведет агрессивную войну против крестьян и рабочих Афганистана (после предшествующих войн на Балканах, Карибах (Гренада), в Центральной Америке (Панама), в Колумбии («План Колумбия»), а также более ранние войны в Анголе, Мозамбике, Никарагуа), авторы этой книги, получившей немало хвалебных отзывов, говорят нам: империализм – это дело прошлого. Они утверждают, что “империя” – это «постимпериалистическое» образование, в котором власть рассредоточена, и что никакое отдельное государство не может управлять этой «империей». Более того, на их взгляд, “империя” – это позитивное достижение мировой истории («То, что мы называем Империей – фактически значительное историческое усовершенствование мировой системы и империализма»). После 413 страниц текста и примечаний, все что смогли сделать авторы, обсуждая “империю”, так это сообщить нам, что: «В этом однородном пространстве Империи не существует единого центра власти, она всюду и нигде. Империя – это Ou-Topia, или не- место» (с. 190).

Не давая четкого понятия о движущих силах “империи”, или o ее динамике в реально существующих имперских государствах и их корпорациях, нам говорят, что Империя имеет имперский, но не империалистический характер, что Конституция США является имперской, но не империалистической. Из этого они выводят (а мы узнаем), что Конституция США – имперская, поскольку (в отличие от империалистических целей – всегда распространять власть линейно, в закрытых местах и вторгаться, уничтожать страны, подчинять их своему суверенитету) «конституционные цели основаны на модели, настаивающей на открытости и постоянно обновляющей разнообразные организационные структуры в неограниченном масштабе. Современная идея Империи рождена глобальным распространением внутреннего конституционного проекта США» (с. 182). Иными словами, это прославление Империи также является прославлением конституционализма США, являющегося моделью «демократизации» Империи. Исследование пренебрегает классами и классовыми конфликтами (а вместе с ними крестьянами и рабочими), как устаревшими и неточными понятиями, и заменяет их понятием «массы биополитического производства», термином, который ни разу не был четко объяснен и не имеет никакой исторической или эмпирической специфики. Кроме этих масс, не обозначены никакие силы провозглашенной «новой революции», программа которой не слишком отличается от реформ, проведенных социал-демократами в «государствах всеобщего благоденствия».

Немало было написано о «масштабности книги, ее теоретическом величии». Неудивительно, что постмодернистский теоретик Фредерик Джеймисон (коллега Хардта по Университету Дюка) называет ее «первым великим теоретическим синтезом нового тысячелетия». Тем не менее, некоторые рецензенты обратили внимание на недостаточность в книге исторических и эмпирических свидетельств и огромное количество необоснованных утверждений. Авторы утверждают, что интеллектуальные истоки Американской революции восходят к Спинозе и Макиавелли, не уделяя никакого внимания Руссо и Локку, несомненно, оказавшим на нее гораздо большее воздействие. Среди пространных и тенденциозных рассуждений о суверенитете встречаются крайне редукционистские утверждения, поражающие слабостью аргументации. Скажем, при рассмотрении тоталитаризма и национального государства Негри и Хардт отмечают: «Если нацистская Германия является идеальным типом превращения современной сувереннности в национальный суверенитет в соединении с капиталистической формой, то сталинская Россия – идеальный тип воплощения народных интересов и жестокой логики, происходящей от них, в проект национальной модернизации, воплощающий мобилизацию производительных сил, стремящихся к освобождению от капитализма» (с. 110). Я привел такую длинную цитату, чтобы проиллюстрировать путанный, нелогичный, неисторический характер широких и произвольных обобщений авторов. Какие есть эмпирические или исторические основания, чтобы назвать немецкий нацизм «идеальным типом» (по Веберу – ред)? Ведь национальный суверенитет существовал и до нацистов, будет существовать и после них в нетоталитарной форме. Если Россия Сталина воплотила «народные интересы», откуда тогда стремление освободиться от нее? «Жестокая логика» «народных интересов» - это что-то из ancien regime (старого режима, т.е. феодально-монархического государства – ред) вряд ли может служить основанием для ориентации «множеств» (multitudes- ред), которых авторы называют новой силой демократизации мира. Непонятными остаются цели и функции рабочих и крестьян в этом процессе, кроме как части социально-экономической аморфной массы.

Авторы склонны использовать примененный когда-то Джорджем Сабулом подход «пылесоса» к истории: немного древней истории, поверхностное толкование элементарной политической теории, оценка постмодернизма в терминах «плюс-минус», прославление конституционализма США, короткий обзор колониализма и постколониализма. Такая непоследовательность используется как основное содержание для описания современного мира: столкновения империализма, старения имперских государств, национальных государств и границ, и господство неточно определенной Империи, глобализации, наднациональных органов управления вроде Организации Объединенных Наций.

Империализм – это США

Начнем с утверждения Негри и Хардта об упадке национального или имперского государства. Чтобы доказать, что мы живем в некой империи без государств, они преувеличивают роль капитала относительно государства и повторяют ошибочные суждения идеологов свободного рынка, доказывающих, что «мировой рынок» выше по уровню развития и политически приемлем именно потому, что работает независимо от отдельных национальных интересов. Однако, в противовес взглядам Негри и Хардта, в современном мире национальное государство, как в имперской, так и в неоколониальной формах, расширило свою деятельность. Оно стало центральным элементом и в мировой экономике, и в пределах этнических государств. Однако деятельность государств различается в зависимости от их классового характера, имперского или неоколониального. В последние годы центральная позиция имперского государства, наоборот, была очевидной во всех фундаментальных сферах политико-экономической, культурной и экономической деятельности, что усиливало позиции имперских сил, особенно США.

На протяжении прошедших десятилетий в разных регионах мира произошло несколько значительных финансовых и экономических кризисов. В каждом случае, имперские государства, прежде всего США, вмешивались, или спасали транснациональные корпорации и предупреждали крах финансовой системы. Например, в 1994 г., когда финансовая система Мексики находилась на грани краха, тогдашний президент США Клинтон, чтобы выручить американских инвесторов и стабилизировать песо, передал 20 млрд. долларов мексиканскому государству. А во время азиатского кризиса 1998 г. США и европейские правительства поддержали многомиллиардную помощь Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ) в обмен на открытие азиатских экономик, особенно южнокорейской, для поглощения иностранными компаниями основных отраслей их промышленности. Во время бразильского кризиса 1999 г. и нынешнего кризиса в Аргентине Вашингтон давил на МВФ, чтобы последний предоставил помощь этим режимам. А что касается непосредственно США, то угроза банкротства одного из ведущих инвестиционных банков привела к вмешательству Федеральной резервной системы, настаивавшей на помощи частному банку. Таким образом, довольно часто и с помощью больших ресурсов имперское государство играло ведущую роль вуправлении кризисами, спасая главных инвесторов от банкротства, поддерживая неплатежеспособные транснациональные корпорации и предупреждая крах валют. Очевидно, что более чем когда-либо ТНК и так называемая «глобальная экономика» зависят от постоянного и массированного вмешательства имперских государств с целью управления кризисом и получения экономических выгод (приобретение местных предприятий).

Почти аналогичная ситуация наблюдается с национальным долгом вообще и долгом фермерского хозяйства США и аграрного сектора в частности. 1970-е и 1980-е были годами бума для американских фермеров, поскольку тогда СССР осуществлял закупку больших объемов зерна. В этот период рынки были относительно безопасны и американские фермеры увеличивали производство, покупали большое количество земли и техники, интенсивно беря деньги в долг. Американские банки с радостью давали им кредиты, так как рынки развивались, а цены на землю были высокими. Однако в 1980-х годах, когда президент США Картер наложил эмбарго на дальнейшую продажу зерна СССР после его вторжения в Афганистан, цены на сельскохозяйственные товары резко упали. Ценность имущественных залогов резко снизилась, и фермеры, вместе с банками, одалживавшими им деньги, фактически превратились в банкротов. Чтобы предотвратить этот внутренний долговой кризис, с которым столкнулись сельскохозяйственные предприятия, США обратились к политике экспортных субсидий.

Собственно говоря, раньше, как и сегодня, соревнование между имперскими силами, экономическими предприятиями и транснациональными корпорациями возглавляли конкурирующие имперские государства. Например, в 1989 г. европейские государства угрожали запретом импорта мяса из США на том основании, что некоторые гормоны роста домашнего скота представляли риск для здоровья. Это блокировало бы 140 млн. долларов американского экспорта, поэтому правительство США угрожало обратиться к соответствующим средствам по ограничению импорта европейского мяса стоимостью 100 млн. долларов. Общей особенностью этих межимперских столкновений в форме торговых споров является искажение торговых отношений в результате государственной поддержки цен. В конце 1980-х годов, например, в США реализовывалась Программа увеличения экспорта с целью эффективно распорядиться излишками зерна и одновременно завоевать новые рынки и вернуть старые. Канада и европейские государства ответили на это не сокращением производства зерна, а противостоянием американским субсидиям. Сегодня имперское государство США борется за открытие европейских рынков для американской говядины, американского экспорта бананов из Южной и Центральной Америки, тогда как Япония и европейские государства ведут с США переговоры об увеличении квот на ряд экспортных товаров (сталь, текстиль и т.д.).

Объемы торговли и рынков в значительной мере определены в соответствии с международными соглашениями, поэтому автономный и добровольный процесс «глобализации», возможно, является не только продуктом «роста транснациональных корпораций», но и этих международных соглашений. Соответственно, там, где конкуренцию капиталов направляет государство, рынки не выходят за его пределы, а действуют в обозначенных государством пределах.

Государство играет значительную роль в завоевании внешних и защите местных рынков. Во-первых, государство обеспечивает непрямые и прямые субсидии предприятиям экспортного сектора. Например, в США экспорт сельскохозяйственной продукции получает непрямые дотации в форме субсидированного водо- и электроснабжения и прямые субсидии в форме налоговых льгот. Во-вторых, имперское государство через международные финансовые институты оказывает давление на государства Третьего мира, получающие кредиты, с целью снижения или уничтожения торговых барьеров, приватизации или денационализации предприятий, и, таким образом, помогает транснациональным корпорациям США, Европы и Японии в проникновении на рынок и приобретении местных предприятий. Другими словами, без государственного вмешательства не было бы никакой т.н. «глобализации», как не было бы и открытых рынков без военного и электорального вмешательства имперских государств, без их политико-экономических угроз и давления, без создания ими зависимых от них местных элит.

Империализм принимает множество форм, но всегда преследует одни и те же цели: завоевание рынков, проникновение на рынки своих конкурентов и защиту «домашних» рынков. У США есть немалый набор торговых ограничений, касающихся широкого спектра продукции стратегической важности. Например, импорт автомобилей, сахара, текстиля ограничен квотами. Разнообразные нетрадиционные торговые ограничения и неофициальные соглашения не дают возможности странам-экспортерам свободно входить на американские рынки – все обговаривается на межгосударственном уровне. Во многих случаях, в деловых отношениях с неоколониальными режимами США не соблюдает принцип взаимности. Например, от режима Кардозо в Бразилии, они, наоборот, требуют либерализации информационной индустрии, ограничивают бразильский экспорт стали на основании сфабрикованных обвинений в «демпинге».

Все важнейшие международные соглашения, осуществляющие либерализацию торговли и устанавливающие новые правила ее ведения, заключаются и предлагаются государствами и могут быть изменены только ими. Таким образом, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Всемирная торговая организация (ВТО) и Конференция Лома, устанавливающие правила и структуру торговых сетей, были сформулированы именно государствами. Кроме того, заключение двухсторонних, а также региональных многосторонних торговых соглашений, вроде Европейского Союза, Северо-Американской зоны свободной торговли и Латиноамериканской зоны свободной торговли, также были инициированы государствами, чтобы открыть новые рынки для ТНК. Имперское государство действует совместно с транснациональными корпорациями. «Расширение рынков», которое Негри и Хардт считают добровольным и неуправляемым, не имеет никакого отношения к транснациональным корпорациям, якобы заменяющим анахроничные государства: наоборот, большинство перемещений капиталов на новые рынки является результатом государственного вмешательства, ставящего целью или уничтожение барьеров, или, в некоторых случаях, дестабилизацию национальных режимов.

Сказанное справедливо и в отношении инвестиционных соглашений, субсидий и судебных дел. Новые многосторонние и двухсторонние инвестиционные соглашения заключаются на государственном уровне, при согласии и при активном участии ТНК. Последние стремятся заручиться поддержкой государства, чтобы иметь гарантии того, что их капитал не будет конфискован, обложен «дискриминационным» налогом или ограничен в вывозе прибыли. Во многих случаях, имперские государства использовали своих представителей в международных финансовых институтах, чтобы принять новые инвестиционные кодексы как условия для займов на развитие или «стабилизацию». Имперские государства в пределах Европейского Союза возводят мощные барьеры для защиты своего аграрного производства. И США, и европейские страны активно субсидируют сельское хозяйство, используя низкие тарифы на электроэнергию и использование воды. Государство активно финансирует исследование и развитие новых технологий, а полученные результаты передает ТНК для маркетинга. Государство непосредственно задействовано в каждой стадии экспансии ТНК за границу или на международный рынок (в период до начала, в течение и после осуществления процесса). Более того, когда национальные предприятия проигрывают в конкурентной борьбе, имперские государства изобретают возможности, чтобы защитить их от более эффективных производителей. Таким образом, например, Япония защищает собственных производителей риса, даже с учетом тех обстоятельств, что его производство выходит в 10 раз дороже для потребителей. США обеспечивают значительные субсидии экспортерам сельскохозяйственных продуктов в форме исследований, дешевой воды и кредитов под экспорт американских зерновых, а ЕС субсидирует развитие высокотехнологичных отраслей промышленности.

Для «глобальной экспансии» ТНК, расположенных в имперских государствах, наиболее важным является то, что можно назвать этатизмом или неоэтатизмом. Государство усилилось, сфера его влияния и действий расширилась, и, таким образом, государство стало необходимо для воспроизводства капиталистической системы в системе международной экономики. Однако, несмотря на это, пустая болтовня консервативных идеологов о «свободных рынках», находит отклик и сочувствие среди «левых глобалистов». В то время как Хардт и Негри пишут об уменьшении роли государства, политическое право во всем мире активно закрепляло государственную деятельность, направленную на продвижение интересов ТНК. Таким же образом, когда Хардт и Негри пишут о «глобализации» рынков, ТНК имперских стран и их государства делят рынки, увеличивая сферы своего влияния, доминирования и контроля. Масштабы зарубежной экспансии ТНК в значительной мере зависят от военной и политической роли имперского государства.

Распространению ТНК по всему миру способствовала военно-политическая экспансия европейско-американского империализма, осуществляемая благодаря НАТО и марионеточным армиям в Северной Африке, Латинской Америке и Азии. В России (бывшем СССР) и Восточной Европе имперские государства финансировали и поддерживали зависимые режимы, закладывая основу для поглощения большого количества стратегических отраслей промышленности, источников энергии и т.д. Триумф имперского государства США над СССР обусловил начало демонтажа «государств всеобщего благоденствия» в Европе и того, что претендовало на этот статус в США. Евро-американские войны в Персидском заливе и на Балканах консолидировали господство имперских государств и расширили их влияние на диссидентские страны. Дестабилизация бывших коммунистических режимов, разрушительные войны против националистических и социалистических режимов в Северной Африке, Латинской Америке и других регионах открыли эти режимы для осуществления неолиберальной политики.

Милитаристская экспансия, организованная государственными аппаратами, сопровождала и продвигала экспансию ТНК за границы. Так называемая глобализация выросла из дула орудия, которым размахивает, целит и стреляет имперское государство. Чтобы защищать заграничные капиталы в дальнейшем, США и ЕС создали новую доктрину НАТО, легализовавшую наступательные войны за пределами Европы против любой страны, угрожающей жизненным экономическим интересам (фактически их транснациональным корпорациям). Расширение НАТО было произведено, чтобы присоединить новые государства Восточной Европы и найти «мирных партнеров» среди бывших республик СССР (балтийские государства, Грузия, Казахстан и т.д.). Иными словами, привлечение все большего количества стран в военные союзы имперских государств дает возможность гарантировать безопасное вхождение ТНК Европы и США на рынки их стран и легкое изъятие прибыли.

Короче говоря, в своих доводах об империи без государств, без классов и без империализма Хардт и Негри исходят из представления о мировом рынке, на котором властвуют ТНК. Именно этот рынок, по утверждению авторов, «должен, наконец, перебороть империализм и преодолеть внутренние и внешние барьеры» (с. 234). Эти «глобальные» ТНК якобы превратили в анахронизм нации и имперские государства.

II

В книге Хардта и Негри не содержится никакой информации о внутренней организации транснациональных корпораций и механизме их взаимодействия с государствами. Догматическое теоретизирование – удобный способ уклонения от неудобных эмпирических исследований. По сути, вышеприведенное утверждение Хардта и Негри основано на ряде необоснованных предположений, первое из которых – ТНК являются глобальными организациями, не имеющими четко определенного места базирования ни в одном национальном государстве. По Хардту и Негри, такие предприятия формируют ядро новой мировой экономики, выведенной из-под опеки национального управления, они – часть нового мирового правящего класса. Эти предположения, в свою очередь, исходят из того, что крупные корпорации работают в большом числе стран, они мобильны, имеют возможность уклоняться от налогов и инструкций многих национальных юрисдикций. Однако это предположение сталкивается с целым рядом концептуальных и эмпирических проблем.

Первое. Хотя ТНК работают во многих странах, их главные офисы, где принимается большинство стратегических решений, где сконцентрированы директора и прибыль, расположены в США, ЕС и Японии.

Второе. Мобильность ТНК – результат стратегических решений, принятых директорами в штаб-квартирах своих корпораций расположенных в имперских центрах. Эти решения зависят от политических и экономических условий, созданных имперским государством и его представителями в международных финансовых институтах. Таким образом, мобильность основывается на международных отношениях.

Третье. Уклонение от уплаты налогов и нарушение местных законов становится возможным благодаря продуманной политике имперских государств и их транснациональных банков. Неприменение законов против нелегального вывоза доходов из неоколониальных в имперские страны – это форма государственной деятельности, поддерживающая крупномасштабный вывоз богатства, что усиливает внешние счета государства. Несоблюдение предписаний неоколониальных государств, регулирующих такой вывоз – это только часть тех огромных властных возможностей, которые используются в отношениях между имперскими и неоколониальными государствами.

Утверждение Хардта и Негри о том, что старые правительства национальных государств уступают место новому мировому правительству, состоящему из руководителей международных финансовых институтов, Всемирной организации торговли и ТНК (с. 326), основывается скорее на поверхностном рассмотрении, чем на глубоком аналитическом изучении структуры власти. Действительно, на очень многих территориях международные финансовые институты содействуют принятию важных решений, влияющих на развитие основных экономических и социальных секторов. Однако эти решения и лица, их принимающие, тесно связаны с имперскими государствами и ТНК, оказывающими на них свое воздействие. Все руководство международных финансовых институтов назначается национальными/имперскими правительствами, все важные принципы и условия выдачи займов установлены министрами финансов, экономики или казначействами имперских государств. Основную часть финансовых фондов международных финансовых институтов дают именно имперские государства, а представительство в их руководстве основывается на доле финансирования, осуществляемого этими государствами. МВФ и Всемирный банк всегда возглавляли представители США и Европейского союза. Хардт и Негри как будто не замечают, что мощь международных финансовых институтов зиждется на власти делегированной им, имперскими государствами. То есть, они не осознали, что международная власть принадлежит имперским государствам, а не наднациональным субъектам. Реальное значение международных финансовых институтов – увеличивать, расширять и углублять власть имперских государств, а не заменять их.

Теоретики «глобализации», подобные Хардту и Негри, любят писать об «имперской системе» в противовес государствам-империалистам (см. вступление), как будто одно не может существовать без другого. «Система» не имеет никакого «центра», потому что все государства утратили собственный особый статус, уступив место всесильным транснациональным корпорациям, доминирующим на рынках. Системные подходы не способны признать класс и институциональную власть банков и отраслей промышленности, принадлежащих отдельным национальным государствам и управляемых ими. Больше всего беспокоит то, что теоретики «систем» не могут объединить структуры, операции, юридические кодексы и связи между имперскими государствами и их ставленниками в международных финансовых институтах и большим размахом их власти и концентрации прибыли, процентов, арендной платы и лицензионных платежей в империалистических странах. «Система» фактически порождается и поддерживается объединенными силами имперского государства и его ТНК. Абстрагироваться от особенностей собственности и государственной власти для описания имперской системы - значит обойти вниманием основные противоречия и конфликты, межгосударственную имперскую конкуренцию и классовую борьбу за государственную власть.

Сладкий запах научно-технического прогресса?

Один из наиболее часто используемых аргументов теоретиков глобализации, подобных Хардту и Негри, - «в мире произошла информационная революция», процесс, уничтоживший государственный границы и трансформировавший капитализм (=новая эпоха), обеспечивая новый стимул развития производительных сил (с. 145). Очень сомнительным кажется утверждение о том, что информационные технологии изменили экономики и таким образом создали новую глобальную экономику, в которой национальные государства и национальные экономики стали лишними. Впрочем, перепись населения США дает другое объяснение увеличения производительности: это случилось из-за того, что в 1990-х рынок рабочей силы США заполонили пять миллионов незаконных иммигрантов. Поскольку производительность измеряют выпуском на одного производителя, учитывая такое количество незафиксированной рабочей силы, данные о производительности кажутся раздутыми.

Согласно Хардту и Негри, мы живем в «новой экономике», заменившей «старую экономику» оборонной и горной промышленности, сельского хозяйства и социальных услуг (с. 321). Они утверждают, что благодаря третьей научно-технической революции мы живем в полностью новой эпохе, по статусу никак не меньшей, чем новая форма капитализма. Теоретики глобализации уверяют нас, что новые технологии делают «рынок» более эффективным, а высокий рост экономики гарантированным. Однако, экономический спад конца 2000 – 2002 гг. опровергает утверждения идеологов «новой экономики»: деловой цикл продолжает работать, кроме того, он особенно четко проявляется на фоне спекулятивной природы «новой экономики», которой управляют, исходя из потребностей в получении сверхприбылей. При отсутствии прибылей разрекламированная «новая экономика» кажется обычной финансовой аферой, когда высокие доходы ранних инвесторов приводят к финансовым катастрофам более поздних.

Детальные эмпирические исследования экономики 90-х годов опровергли доводы о том, что информационные технологии (ИТ), оптико-волоконная промышленность и биотехнологии открыли «новую эпоху капитализма», реконструируя производительные силы. Например, Япония, одной из первых осуществившая «автоматизацию» фабрик и применявшая много информационных технологий, пребывала в состоянии стагнации (средний ежегодный прирост производства составлял примерно 1 % в течение последних 11 лет) и пережила глубокую рецессию в 2001 г. Производственный сектор США демонстрировал отрицательный рост с конца августа 2000 г., а ситуация, сложившаяся в следующие 12 месяцев, - самый долгий период отрицательного прироста, зафиксированный после конца Второй мировой войны. Спад, как ожидают, будет продолжаться в течение неопределенного периода, по оценкам – от одного до трех лет. Рост в сфере ИТ был отрицательным в 2001 г. Перспективы быстрого возобновления роста довольно малы, поскольку отрицательные ставки по сбережениям, большой дефицит, сильный доллар усложняют рост благодаря внутреннему рынку или экспорту. Структурные и циклические кризисы совпадают, поэтому очень вероятно, что рецессия будет продолжаться еще некоторое время. Спад вдребезги разбивает аргументы идеологов ИТ о том, что «новая экономика» превратила деловой цикл в устаревшее понятие. Фактически, ИТ-компании пострадали в нынешнем спаде больше всех, более 80 % из «дот-комов» потерпели убытки.

Со спадом информационной экономики и цен на акции ИТ-компаний становится понятно, что «информационная революция» не является главной силой, определяющей эффективность и рост экономики главных имперских государств, не говоря уже об установлении нового порядка в мире. Тот факт, что большинство людей имеет компьютеры и использует Интернет, а некоторые фирмы имеют лучший контроль над своими запасами, не означает перемещения власти за пределы национального государства. Утверждения публицистов об информационной революции несколько преувеличены, поскольку инвесторы на мировых фондовых рынках направляют собственные ресурсы в реальную экономику, подальше от высокотехнологичных фирм, не приносящих прибыли.


Недавнее исследование Пола Страссмана, основного критика идеологов ИТ, основанное на изучении 3 тысяч европейских компаний, демонстрирует отсутствие зависимости между инвестициями в компьютерное оборудование и прибыльностью. Таким образом, три основных утверждения информационной революции – изменение делового цикла, осуществление долгосрочной революции в производительности и высокая прибыльность – не соответствуют реальности. На самом деле, деловой цикл работает в полную силу, производительность проявляет тенденцию к застою, а норма прибыли – к снижению. Статья другого автора, Роберта Гордона, анализирующая источники увеличения производительности в 1995 – 1999 гг., также усиливает серьезные сомнения, касающиеся заявлений Хардта и Негри о существовании «новой эпохи». Он доказывает, что почти на 70 % рост производительности можно объяснить более совершенным измерением инфляции (более низкие оценки инфляции обязательно означают более высокий прирост реального производства, а значит и производительности) и очень быстрым увеличением выпуска за период в 3,5 лет. Таким образом, только 30 % от одного процента увеличения производительности (или 0,3 %) в течение 1995 – 1999 гг. может быть приписано компьютеризации и так называемой «информационной революции». Осуществляя исследование технического прогресса в 1950 – 1996 гг., Гордон выяснил, что максимальное ежегодное увеличение многофакторной производительности приходится на 1950 – 1964 гг., когда был достигнут показатель 1,8 %. А период самого низкого ее роста в этом столетии зафиксирован в 1988 – 1996 гг. – приблизительно 0,5 %.


Ожидаемый «новый уровень эффективности» не смог преодолеть логику капиталистического делового цикла. То, что было оптимистически названо производством «с колес», основывалось на стойком и беспрерывном росте спроса. Спад 2000 – 2002 гг. и резкое снижение спроса привели к скоплению материальных запасов у производителей и продавцов, а также соответствующего сокращения производства. Проблемы наличного денежного потока, увеличение задолженности и банкротства – такой была месть «старой экономики». Ясно, что так называемая «новая экономика» не в состоянии победить капиталистический кризис, скорее наоборот: она фактически является более уязвимой и имеет меньшее количество ресурсов для поддержания роста, поскольку большая часть денежных наличных потоков зависит от спекулятивных ожиданий беспрерывных высоких доходов. Значительное снижение доходов от коммерческой рекламы в Интернете, насыщенность компьютерного рынка, привели к структурному кризису в сфере производства компьютерных комплектующих и программного обеспечения, а следовательно, и к уменьшению раздутой «бумажной ценности» акций основных Интернет-компаний, которые собственно и должны демонстрировать природу «новой капиталистической эпохи».

III
Новый империализм: альтернатива Империи


Основанием нынешнего «глобального верховенства» США и Европы являются три неустойчивые и еще менее жизнеспособные опоры. Одна из них – уязвимый спекулятивный сектор, склонный к изменчивости и глубоким спадам. Вторая – высокая степень перемещения прибылей, процентных и лицензионных платежей из соответствующих колонизированных регионов. Только из одной Латинской Америки за период 1990 – 1998 гг. было выплачено 700 млрд. долларов в виде платежей европейским и американским банкам и транснациональным корпорациям. Третья опора – политическая власть империи (вместе с возможностью печатать деньги для покрытия дефицитов) и безопасность, которую государства Европы и США гарантируют иностранцам, перемещающим капитал, в частности, миллиарды долларов, незаконно вывезенных из их собственных стран.

Политическая власть и безопасность имперских государств зависят от уступок или согласия стратегических экономических секторов, уязвимых по отношению к свободному рыночному соревнованию с конкурентными имперскими и неимперскими странами. Таким образом, проблема для правителей Европы и США состоит в том, как управлять империями, столкнувшись с рецессией, уменьшением сектора ИТ и ростом безработицы в секторах экономики, неконкурентоспособных на мировом рынке.


По мнению многих ученых, неолиберализм всегда был мифом: имперские государства никогда полностью не открывали своих рынков, не отменяли все субсидии и не принимали решений о невмешательстве в деятельность стратегических секторов экономики для их поддержки и защиты по политическим и социальным причинам. Неолиберальный империализм всегда означал выборочную открытость по отношению к некоторым странам на определенный период времени для определенных товаров. Рынки США были открыты правительством для изделий, изготовленных зарубежными филиалами американских компаний. «Свободная торговля» имперского государства основывается в основном не на экономических, а на политических выгодах. Однако, с другой стороны, высшие должностные лица Европы и США и их представители в МВФ и ВБ навязывали странам Третьего мира «рыночный фундаментализм», предусматривающий устранение любых торговых барьеров, субсидий и ограничений для всех видов продукции и услуг во всех секторах. Благодаря избирательным рыночным методам ТНК имперских государств смогли закрепиться на рынках стран, проводящих на практике политику рыночного фундаментализма, защищая при этом внутренние сектора экономики, имеющие важное политическое значение.

С возникновением тройного кризиса – спада, спекулятивного краха и усиления конкуренции – имперские государства стали усиливать государственное вмешательство в различные сектора. Например, в США в 2001 г. были увеличены на 30 млрд. долларов сельскохозяйственные и другие государственные субсидии, введены квоты на импорт металлургической продукции, усилена экономическая эксплуатация регионов третьего мира с целью увеличения потока прибыли, процентных платежей, торговых преимуществ (предложение США по Зоне свободной торговли обеих Америк (FTAA)), начало действовать «военное кейнсианство» (нападение США на Афганистан). Управляемая государством торговля, соединяющая защиту внутренних рынков и агрессивное вмешательство для обеспечения монополистических рыночных преимуществ и инвестиционных прибылей, определяет смысл неомеркантилистского империализма. Неолиберальный империализм с его болтовней о свободном рынке и избирательным открытием рынков заменяется неомеркантилизмом, направленным на большую монополизацию региональных торговых зон, значительные односторонние политические решения ради максимизации торговых преимуществ и защиты внутренних производителей, больший упор на военные стратегии.

Все это делается для того, чтобы углубить контроль над охваченными кризисом неолиберальными экономиками и усилить военное кейнсианство. Лидером в развитии собственной неолиберальной империи были США, а Европа выступала в роли последователя, то же происходит и при переходе к неомеркантилистской империи – Соединенный Штаты занимают ведущие позиции.Не менее важным является тот факт, что США будут диктовать правила и инструкции, регулирующие торговлю, инвестицию и патентные законы, которые будут иметь силу во всей Америке. Это даст возможность правительству США проводить политику внутреннего протекционизма, одновременно открыть рынки Латинской Америки и вытеснить оттуда Европу.

Меркантилистский империализм, в котором имперское государство соединяет внутренний протекционизм, монополии за границей и свободную торговлю в пределах империи, является стратегией, избранной для поддержания империи США и укрепления внутренней политической системы. Однако она вызывает ужас среди стран Латинской Америки и европейских конкурентов. Пытаясь укрепить неомеркантилистскую империю, Вашингтон должен все больше полагаться на односторонние решения и политику. По своей монополистической природе, неомеркантилизм может утверждаться путем устранения союзников конкурента и максимизации торговых преимуществ путем односторонних решений государства. Хардт и Негри не обращают внимания на то, что террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне привели к интервенции США, которые бомбят Афганистан в лучших империалистических традициях, как раз тогда, когда условия на мировых рынках ухудшились. Создание альянса с Европейским Союзом не пошатнуло гегемонистских амбиций Вашингтона. Наоборот, союз основан на подчинении Европейского Союза американским военным целям и монополизации всех решений относительно войны даже в большей мере, чем это было в Косово. Что поражает на ранних стадиях военного вмешательства США, так это степень принятия всех их военных требований Европейским Союзом, Россией, Китаем и некоторыми арабскими режимами без каких-либо явных компенсаций. Понятно, что афганская интервенция и огромная роль имперского государства в определении проблем, союзов и политических обстоятельств для рыночных соглашений забивают еще один гвоздь в гроб Империи без государств и усиливают доводы в пользу теории нового меркантилистского характера империализма. Война в Афганистане привела к значительному увеличению военных расходов (100 млрд. долларов), усилению протекционизма и повсеместной военной угрозы. Империализм и империя действительно процветают, вот только «массы» (рабочие и крестьяне) от этого страдают. И в такой ситуации возникают два вопроса: а реагируют ли крестьяне и рабочие на такую ситуацию и если да, то каким образом?

IV

Империя угнетенных?

Определяя конфигурацию власти, Хардт и Негри работают на таком высоком уровне абстракции, что затеняют наиболее существенные отличия в режимах, государствах и классах. Вследствие этого, их концепции социально-политических трансформаций абсолютно неудовлетворительны. Это не удивительно, поскольку отражает постмодернистскую склонность к оперированию не понятием класса, а ныне столь модными и вездесущими «угнетенными». Соблазнительно поискать в ранних работах Негри теоретические элементы, являющиеся прототипом его нынешней позиции в отношении империализма. В свете торжества «маргинальности», воспетой постмодернистами вроде Фуко и различными представителями постколониализма, нужно отметить, что с начала 1970-х гг. «Автономия» (анархистская группа Негри – ред) предприняла попытку поиска нового политического класса, способного действовать за пределами и против существующей партийной системы. В отсутствие массовой поддержки со стороны промышленных рабочих севера страны, продолжавших поддерживать Итальянскую коммунистическую партию, их место в глазах теоретиков «Автономии» заняли деклассированные «маргиналы», к которым относились безработная молодежь (мигранты из сельских районов юга), женщины и наемные рабочие неформального сектора. Именно эта категория потом вдохновила постмодернистских теоретиков на то, чтобы объявить их потенциальными носителями перемен.

Эти настроения ранней «Автономии» проникли в рассматриваемую книгу, из которой мы узнаем (с. 402), что «новый пролетариат выступает творящей силой… это не индустриальный рабочий класс, а новый пролетариат (разрядка авторов). Последний состоит из всех, чей труд эксплуатируется капиталом, все те множества, которые сотрудничают с ним» (т.е. с капиталом!- ред.). Эта же точка зрения высказана в книге раньше (с. 52 и далее): «…мы считаем, что все эти разнообразные формы труда в каком-то смысле подчиняются капиталистической дисциплине и капиталистическим производственным отношениям. Факт подчинения капиталу и определяет существование пролетариата». Несмотря на присутствие слов «капиталистические производственные отношения», понятно, что авторы книги не определяют пролетариат в контексте отношений собственности. Скорее, он выводится из факта участия в экономических циклах в качестве капитала, таким образом, увеличивая последний. Это определение не просто не марксистское, оно – будучи концептуализированным в такой манере – приводит к тому, что в условиях феодализма мы может рассматривать как пролетариат нарождающуюся буржуазию!

Из дней «Автономии» книга также унаследовала сомнительную позицию, что «отказ» от работы (и трудовой дисциплины) в условиях капитализма с необходимостью превращается в прогрессивную политику, несущую в себе зачатки социализма или чего-то в этом роде. Из ранних текстов Негри понятно, что был готов принять “субъектную сторону” прямого действия снизу, не затрудняясь разобраться, из кого собственно состоит этот субъект и в каком политическом направлении он идет. Короче говоря, для Негри десять лет назад было ясно, что существующая идеология (идеологии) (ошибочно) оценивалась как освободительная, поскольку субъект, вовлеченный в борьбу, в нее верил. Более того, он явно считал, что данный субъект был «виртуально независим» от капиталистических отношений. Сложность с этим «отказом от капиталистической работы» состоит в том, что, подобно постмодернистам вроде Скотта и прочих, занимающихся изучением угнетенных (subaltern) (1) предполагается, что все без исключения позиции сопротивления политически прогрессивны уже из-за самого факта сопротивления. При этом не принимается во внимание наличие капиталистических агентов (деятельности, идеологии) или существования реакционной идеологии среди элементов рабочего класса (ложного сознания, другими словами) внутри широких слоев угнетенных.

Как и всеохватывающая категория «угнетенные», термин «новый пролетариат», используемый Хардтом и Негри включает субъектов, чья классовая позиция не просто различна, а антагонистична, и чьи политические цели взаимно противоречивы. Так, например, для подтверждения утверждения, что крестьяне в основном «оторваны от своих полей и деревень и брошены в бурный поток мирового производства» (с. 247), ссылаются на работу Джеймса Скотта о крестьянском сопротивлении капитализму (с. 455, примечание 16), забывая (или скорее не зная), что аналитический подход последнего широко критиковался за соединение не только богатых, средних и бедных крестьян, но и их деятельности, направленной против капитализма (например, бедными крестьянами, сопротивляющимися низкой заработной плате) и социализма (богатыми крестьянами, противостоящими земельной реформе). Для поддержания своего энтузиазма в отношении угнетенных, Хардт и Негри рассматривают «национализм угнетенных» как «прогрессивный» (с. 105 и далее), считая, что любая борьба «множеств» на периферии «Империи» является ipso facto прогрессивной.

Насколько шатко это утверждение видно из заявления авторов, что «Нация предстает прогрессивной… постольку, поскольку она принимает форму потенциального сообщества. Среди «модернизационных» эффектов нации в подчиненных странах можно назвать унификацию разнородного населения, разрушение религиозных, этнических, культурных и лингвистических барьеров». Можно только удивляться, на какой планете Хардт и Негри жили в последнее десятилетие: после падения Берлинской стены в 1989 г. положение дел в мире развивалось в совершенно противоположном направлении – это была «другая модернизация, спустившая с привязи борющиеся национализмы, культурные, религиозные и этнические идентичности, каждая из которых вела войну за право отстаивать свое специфическое «отличие». Хардт и Негри пытаются обойти эту проблему, провозглашая, что современный фундаментализм не смотрит в прошлое (с. 149) - крайне сомнительная точка зрения, которую они пытаются оправдать следующим образом: «Протест против современного мира, отличающий фундаментализмы, может быть лучше всего понята… не как досовременный, а как постсовременный проект».(2) Антиномичность этого утверждения осознается ими практически сразу, но они так и не в состоянии объяснить его и уходят от вопроса («Этот брак между постмодернизмом и фундаментализмом – соединение несоединимого, поскольку постмодернистский и фундаменталистский дискурсы находятся в состоянии полярных оппозиций: гибридность против чистоты, различие против идентичности, мобильность против устойчивости»). Поскольку они отождествляют постмодернизм с хронологическим концом эпохи нового времени, Хардт и Негри попадают в трудное положение. Они не могут объяснить, каким образом традиционная идеология вроде фундаментализма мождт пережить конец старого времени. Неудивительно, что они не замечают единственно возможного ответа на этот вопрос, а именно, что те отличительные ценности, которые провозглашает и защищает постмодернизм, ничем не отличаются от тех, защищаемых смотрящим в прошлое фундаментализмом (“гибридность”, которой так гордятся постмодернисты, есть лишь иная форма “чистоты”, идентичность – не что иное как набор отличий) .

Выводы

Вполне очевидно, что понятие империи, на котором держится анализ Хардта и Негри, больше всего напоминает подход школы “мировых систем”к рассмотрению мирового порядка.(3) Но вместо ядра, полупериферии и периферии они пишут об «империи» и «множествах” (multitudes), в то же время группируя крестьян и рабочих под резиновой рубрикой “подчиненных” (subaltern). Такaя упрощенно абстрактная стратификация мировой системы экономики и господства подчиняет динамику классовых отношений статическому распределению рыночных долей. Эти абстрактные категории затемняют фундаментальные различия в классовых интересах между нациями в каждой из этих категорий (т.е. империалистическими и зависимыми - ред), различия, которые определяют распределение между ними долей мирового рынка, собственность и жизненный уровень., а также различия между странами динамичныо развивающимися и застойными. Иными словами, концептуальный аппарат авторов позволяет им стушевать классовые различия, которые капитал воспроизводит в более развитых индустриальных странах и в менее развитых аграрных экономиках бывших колоний. Более важно то, что в своем анализе мирового рынка, Хардт и Негри не замечают вездесущности государства, его ведущей роли в сохранении и изменении существующих отношений между национальными экономиками и реконфигурации мирового рынка.

После чтения «Империи» не удивляешься, почему Time и New York Times приветствовали эту книгу. (4) В духе общей глобалистской псевдо-теории, авторы «Империи» утверждают, что глобализация – это прогрессивное движение истории. Такая позиция требует интеллектуального упразднения империализма и возникновения системной альтернативы в рамках аморфного “множества”, т.е. масс, не имеющих достаточного структурного единства и политической организации, необходимой для современной революционной борьбы. Ряд цитат бесчисленного множества мыслителей в книге прославляют конституционализм США в то время, как его лидеры бомбят Афганистан, его крестьян и рабочих, загоняя их в каменный век, когда Ирак и Югославия уже оказались в железном веке.

«Империя» - это широкий синтез интеллектуального пустословия о глобализации, постмодернизме, пост-Марксизме, пост-историзме, объединенного рядом необоснованных аргументов и допущений, серьезно нарушающих экономические и исторические реалии. Тезис «Империи» о постимпериализме не нов, он не является значительной теорией и не объясняет реального мира. Это скорее многословное упражнение без критического осмысления. Читатели этого журнала, хорошо знакомые с кучами навоза на крестьянском дворе, не нуждаются в напоминании о действительном запахе империализма. Остается сожалеть, что отношении последнего Хардт и Негри потеряли свой нюх. (5)

Перевод Юрия Дергунова.

Примечания редактора

1. Петрас имеет в виду т.н.  subaltern studies – идеалистическое направление в изучении проблем идеологического выражения интересов подчиненных (subaltern), политически несамостоятельных маргинальных групп населения, в основном применительно к (нео)колониальным странам.  Родилось в русле т.н постколониализма (ПК)- одного из теоретических направлений текстуального идеализма последних десятилетий.  ПК был разработан группой профессоров-иммигрантов, в основном из бывших английских колоний (Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Палестина), работающих на кафедрах английского языка в ряде престижных университетов США.  Понятие субалтерн заимствовано из работ итальянского марксиста Антонио Грамши.

  2. Под современным миром (анг. modern world или modernity) подразумевается буржуазный миропорядок, капиталистическая цивилизация Запада, пришедшие на смену феодальному, или традиционному.  К счастью, в русском языке не существует точного эквивалента этому  центральному для буржуазной идеологии квази-термину, затемняющему научное понимание характера современной эпохи как капиталистической. 

 3.  “Анализ мировые системы” (АМС)-  направление буржуазного позитивизма в изучении экономической истории.  Начало этого направления относится к 1970 гг.  Имеет либеральное (Валлерстайн, Франк) и леволиберальное крыло (Амин, Арричи).  Первоначально находилось под известным влиянием западного маоизма. 

4.  Обе газеты являются ведущими органами западной буржуазии. Прим. ред.

5.  Петрас имеет в виду читателей “Журнала исследований крестьянства”, для которого была предназначена его статья.

Ваше мнение

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service