Лефт.ру __________________________________________________________________________

Кровопускание : жизнь, смерть, здравоохранение –
фильм Лорны Грин, в память о ее тете Сидни, умершей из-за недоступности медицинской помощи.

Рецензия Джоан Мари Малерих, сторонницы единого общедоступного здравоохранения, которая имела медицинскую страховку два года за последние 12 лет. Малерих изучала кубинский опыт два года и посетила Кубу в сентябре 2003 года. Она также просвещает американских студентов насчет существования Латиноамериканского Медицинского Института (ЛМИ). Куба предложила обучить бесплатно 500 американцев, которые не могут позволить себе оплатить медицинское образование в США. Сейчас около 90 американских студентов учатся в ЛМИ. От студентов требуется только моральное обязательство вернуться в США и лечить там, где не хватает медицинской помощи. В настоящее время президент Буш пытается положить конец этой замечательной возможности посредством своих нелепых ограничений и запретов на поездки на Кубу, которые входят в его (вместе с Колином Пауллом) планы "Комитета помощи Свободной Кубе", на 500 помешанных страницах.

Кровопускание : жизнь, смерть, здравоохранение - вдохновляющий документальный фильм, пробуждающий к осознанию свободного падения системы медицинского обслуживания в США. Видеотехника и музыкальное сопровождение хорошо сочетаются и весьма успешно создают настроение. Сравнение гуманной кубинской системы и системы США, оcнованной на извлечении прибыли подчеркивает тот факт, что возможно лучшее здравоохранение, чем в США, и его следует ввести.

Грин разворачивает повествование вокруг проблем ее семьи, а затем добавляет факты экспертов и получается убедительное сочетание. Фильм описывает кризис здравоохранения, который терзает ежедневно все большее число рабочих в США, "богатейшей" стране мира. Зритель задумывается: если страна треьтего мира, после 42 лет американского эмбарго, может поставить здравоохранение во главу угла и лечить все свое население, почему США не могут предоставить качественную медпомощь ВСЕМ американцам?

Фильм начинается в Калифорнии, звучит рэп, люди суетятся и всемогущий биржевой индекс Доу-Джонс задает тон. Ирония и реальность создают эпизод о митинге, посвященном здравоохранению, в городе Оуклэнд, и пока незастрахованная медицинская работница произносит энергичную речь, полиция арестовывает участников ненасильственной демонстрации. Используя скидки на авиабилеты для постоянных пассажиров и одолженную видеокамеру, Грин отправляется на Кубу, в поисках ответов на каверзные вопросы управления и лечения. Так ли запутана кубинская система, как американская? На чем основана кубинская система и успешно ли она помогает людям?

Куба - страна, где никогда не заходит солнце. Грин - чернокожая американка - описывает страну, где 60% двенадцатимиллионного многорасового населения имеют африканские корни. Доктор Эльсира Фернандес, педиатр, заявляет: "образование и здравоохранение - величайшие достижения нашей революции". После победы 1 января 1959 года детская смертность на Кубе ниже, чем в США и средняя продолжительность жизни - под 80 лет, как в США. (Кубинская статистика представляет все население, в то время, как в США существуют различия между богатыми районами и районами бедных и темнокожих). Уровень грамотности кубинцев - 95% (если не считать тяжелые слчаи умственной отсталости, -100%). Здесь нет бездомных. Грин идет дальше цифр и проверяет, как обстоят дела в жизни - она показывает людей полных жизни и жизнерадостности. Говорят, что кубинцы движуться в такт любовной песенке. Грин провела четыре недели, следуя за делегацией "здравоохрание и профсоюзы", группой американских и канадских медработников, посещающих больницы и поликлиники с подарками - лекарствами, которые американское эмбарго запрещает продавать Кубе. Когда на Кубе разразилась эпидемия тропической лихорадки в начале 80-х, 300 000 заболели в течении нескольких дней. Хотя в Панаме было необходимое лекарство, оно было произведено в США, которые запретили продавать его на Кубу. Куба смогла найти и купить лекарство в Японии, но цены на доставку были выше и время доставки - дольше. Результат - кубинцы, включая детей, умерли. Зритель начинает задавать вопросы: почему США так враждебны Кубе и ее здравоохранению? Не может ли быть так, что те, кто правит экономикой США не хотят, чтобы американцы видели достижения щедрой и успешной кубинской системы? Сложное становится простым. Соня Руис-Вальдес, социальный работник, говорит, что когда речь идет о здоровье, деньги не играют роли. Она рассказала о ребенке, которму нужно было переливание крови. По радио сделали сообщение. На следующий день люди с подходящей группой крови выстроились в очередь, чтобы сдать кровь. Его жизнь была спасена.

Доктора могут лечть свободно. Стив Торнтон, американский профсоюзный организатор, потрясен самоотверженностью медициского персонала. Он утверждает, что ими "движет решимость служить людям", сделать все для того, чтобы страна была здоровой и сильной. Торнтон описывет посещение местной больницы - 582 пациента, шесть кварталов, есть карта, у каждого пациента - карточка и все врачи знают своих больных и их нужды. Доллар США появился на Кубе после конца СССР. Куба обратилась к туризму как средству финансировать бесплатное здравоохранение и образование. В результате, врачи часто зарабатывают меньше, чем эксурсоводы. Похоже, Торнтон позволил капиталистическому мышлению считать это серьезной проблемой. Однако, Соня Руис-Вальдес - медсестра и социальный работник - заявляет: несмотря на нехватки, мы продолжаем обучать врачей и медсестер."

Уважение к старости

Центр пожилых имени Гомеса Гендры - типичное учреждение, хотя количество персонала поражает. Руис-Вальдес поясняет, что это коллектив из специалистов разного профиля - геронтолог, дипломированный психолог, медсестра и социальный работник вместе с семейным врачом. Руис-Вальдес говорит, что старики должны быть с теми, кто их любит, "кто мил с ними", "старики чувствуют себя хорошо с нами. Они как заново рождаются. Как цветы, когда их поливаешь". Это потрясает американского зрителя, слишком хорошо знакомого с кошмарными историями о домах престарелых в США, особенно для бедных. Самые уязвимые - душевнобольные, с ними обращаются с уважением. Грин приглашает нас в Психотерапевтическую больницу в Гаване. Торнтон замечает, что до революции это был дом ужасов. Кубинец обьясняет, что до революции чернокожих и стариков, даже здоровых, часто помещали в психиатрические больницы. До революции США играли главную роль в кубинской экономике. После ревоюции, психиатрическая помощь резко изменилась. Применяется музыкальная и танцевальная терапия.

Руис-Вальдес кратко формулирует кредо кубинского здравоохранения. "Здоровье важнее всего. Если у вас нет здоровья, вы не можете работать. Если у вас нет здоровья, вы не можете учиться. Если у вас нет здоровья, не может быть развития (для народа) в нашей стране. Здоровье - основной фактор человеческой жизни." Именно такая точка зрения привела к победе над диареей, инфекционными заболеваниями и недостаточным питанием, которые убивали детей до революции, когда детская смертность превышала 60% и чернокожие часто умирали, не дожив до 50 лет.

Обратно в США: Где солнце не светит. Мелькающие картинки живых покойников на улицах рывком возвращает зрителя к реальности - жизни растущего числа американцев. Грин очень наглядно передает подавленность и депрессию людей на улицах. Они как будто танцуют под песню смерти. Грин переходит от истории своей семьи (матери и брата) к мнению специалистов - и обратно. Ее мать Эвелин Шепппрд 62 лет была воспитательницей детского сада 32 года. У нее астма и повышенное давление. Прежде чем еее государственную медицинскую страховку для бедных стариков (Медикэе) прибрала к рукам частная фирма, все было в порядке. Однако теперь это стоит ей более 400 долларов в месяц, она должна платить половину, так что ей пришлось от нее отказаться. Это значит, что за лекарства и визиты к врачу она должна платить из своего кармана. Как делают многие старики, она пыталсь экономить на лекарствах, что привело к бОльшим проблемам. Ее отчаянная ситуация привела к тому, что она сама вскрыла нарыв у себя на пальце (она называет это "кухонной хирургией". Джозеф - брат Лорны Грин - нуждался в лечении корня зуба. Джозеф пробился из сборщиков в руководителя снабжения на мебельной фабрике. Его плата была 10 долларов в час, не достаточно для того, чтобы более-менее прилично жить в Калифорнии. Плата за лечение корня была больше 2000 долларов. Дантист сверлит зуб, а зритель видит мучения среднего американца, когда он болен. Джозеф отправился к начальству от своего имени и от имени других рабочих ради лучшей медицинской страховки. Его "временно" уволили, так фирма избавилась от него за то, что он осмелился просить того, что рабочие заслуживают и в чем нуждаются, чтобы выжить. Его зубы продолжали болеть. Как последнее средство, он отправился в окружную больницу. Он ждал часами, прежде чем его провели в кабинет и вырвали ему зуб. Вид Джозефа, плюющегося кровью, возвращает зрителя к мрачной реальности. Джозеф - сильный человек, но Лорна Грин сумела снять его в минуту отчаяния, когда он чувтсвует себя отрезанным от людей. Лорна заявляет : "Попасть в тяжелое положение потому, что просил более адекватнй медицинсткой страховки - ненормально, но видеть, как жизнь твоего брата разбита из-за этого, видеть как он движется между моим диваном и домом моей матери (очевидно, Джозеф не имеет своего жилья и вынужден жить у родных -пер.) - еще хуже." Грин привлекает интересную и убедительную группу медицинских экспертов - врачей, сестер, сторонников общедоступного медицинского обслуживания. Их главный аргумент в том, что прибыль более важна, чем люди для американской системы здравоохранения.

Нора Роман - исследовательница из центральной больницы Сан-Франциско: "Медицина для прибыли ограничивает твои заботы тем, как повысить прибыль. Даже если анализы, лекарства или опреация одобрены врачом, страховщики часто отказываются их оплатить.

Мелинда Парас из медицинского центра округа Аламеда: "это система, которая убивает людей, которая лишает людей возможности нормально жить и работать...Медицинское обслуживание тесно связано с моралью. Одно дело - говорить о приватизации и производстве всяких технических примочек, но речь идет о человеческой жизни и смерти." (Парас также указала на то, что 7 000 000 калифорнийцев не имеют медицинской страховки - это почти три четверти населения Кубы, где все имеют медицинское обслуживание).

Рейчел Каган из медицинского центра округа Аламеда: люди, лишенные работы и медицинской страховки становятся частью американской действительности.

Доктор Лорка Россман: врачи уходят из медицины. Свобода лечить как они считают нужными ограничивается. Из-за того, что приходится ездить в больницу издалека (из-за закрытия в целях экономии местных больниц -пер.) люди опаздывают. Больные с кашлем получают диагноз - туберкулез - спустя недели после того, как их надо было начать лечить.

"Общество, такое богатое, как наше, обязано обеспечить основные потребности - еду, крышу и лечение для своих граждан".

Джером МаКохран, исследователь из фирмы Кайзер Перманенте:

У фирмы 300 миилонов прибыли, и они все равно стонут, что разоряются. Частные фирмы не желают заботиться о рабочих, небелых, безработных. Они бы предпочли НЕ ВИДЕТЬ их. Врач не задает много вопросов, потому, что если задаешь много вопросов, придется лечить. Это становится рутиной - нет, тебя не направят к кардиологу или эндокринологу потому, что ты жалуешься на головную боль. Они говорят, что прочие побочные факторы их не интересуют и они не собираются лечить их.

Франс Пэйн, борец за общедоступное здравоохранение : Медицина для прибыли - пролучить деньги от здоровых людей и лечить так мало больных, как возможно. 96% потерявших работу теряют и медицинскую старховку. Это коренным образом меняет качество их жизни.

По сообщению американского бюро переписи населения, 70% незастрахованных работают каждый день.

Заключение и рекомендации.

Совершенно очевиден контраст между кубинской и американской системами здравоохрaнения.

Куба любит человечество, а Соединенные Штаты - прибыль. Куба служит наиболeе уязвимым, Соединенные Штаты толкают наиболее уязвимых (детей, стариков, психичeски больных) в пропасть, с глаз подальше. На Кубе существует один-единственный плательщик за медицинские услуги (правительство), обладающий ясным видением всей системы в целом, в то время, как Соединенные Штаты осложняют положение вещей наличием многочисленных плательшиков с узким кругозором, заинтересованнх в оказании услуг только привилегированным. На Кубе считают, что здоровые кадры важны для развития страны, а Соединенные Штаты заменяют заболевших рaботников, жалующихся на недомогание, работниками (здоровыми или нет, неважно), которые будут хранить молчание и трансформируют свои человеческие качества в машинные. На Кубе имеется полная новых медицинских решений система, с творчeским подходом, включающая музыку и танцы, сочетающиеся с передовой медицинской технологией, в то время как Соединенные Штаты все больше и больше репрессивно поворачиваются в сторону использования непрерывно дорожающих лекарств, которые могут вызвать у пациента новые побочные явления, которые, в свою очередь, потребуют новых лекарств, что, в свою очередь, создает ещё большие прибыли…

Я от всей души рекомендую посмотреть этот познавательный и глубокий фильм, которьй берет на себя сложную задачу визуального пробуждения американской публики в отношении положения в американской системе здравоохранения и побуждает зритeлей к действию, чтобы они не стали очередными её жертвами. Соединенные Штаты Америки - единственная среди индустриaлизованных стран Запада страна, не имeющая универсальной системы здравоохранения. Как ясно показывает Грин, если Куба, развивающаяся страна, подверженная американской блокаде и запрету на поeздки туда американских граждан, смогла обеспечить для всех своих граждан гумaнную и эффективную медицинскую помощь, тo aмериканское здравоохранение вполне можeт и должно обеспечить то же самое. Страстность Грин, как личная, так и профeссиональная, выталкивает зрителя из кресла и побуждает его к действию.


Из письма Лорны Грин Ирине Маленко:

" После показа фильма ко мне и моей матери подошел один парень, мы немного поговорили, и он рассказал мне, что несколько лет назад здесь, в Лос-Анджелесе, его родном городе, его мать, которой тогда было лет 60, упала и сломала руку. Страховки у нее не было, и он повез её в ближайшую больницу. Она была частной, и там отказались ей помочь, как только обнаружили, что у нее нет страховки. Тогда он повез её в государственную больницу, где ей оказали первую помощь, но отказались её прооперировать. Через пять дней его мать умерла от тромбозa. Это было не только ужасно слушать, но и укрепило мою решимость сделать мой
фильм доступным как можно более широкому кругу зрителей. Я долго не могла
успокоиться и до сих пор думаю о том, что его мать не должна была умереть из-за прибылей беcчеловечной системы, не гарантирующей право на медицинскую помощь для всех и каждого."

С октября копии фильма Лорны Грин можно будет получить и в России. Планируется перевести его и на русский язык. По всем вопросам, связанным с фильмом, просьба обращаться по адресу: bloodletting2@mail.nu (на русском языке)




Sorry, but a Javascript-enabled browser is required to email me.

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service