Чадра или принуждение к проституции: либеральный фундаментализм
в Нидерландах
Уроженка Сомали и ученый-политолог Айаан Хирси Али покинула Нидерланды
в 2002 году, когда ее чересчур напористая критика ислама привела к
тому, что ее жизни угрожали. На "послефортауновских" выборах ее избрали
в парламент от либерально-консервативной партии VVD . Ее постоянно
охраняет полиция с момента ее возвращения. В парламенте она представляет
партию по вопросам иммиграции и интеграции (иммигрантов -пер.). Дабы
бороться с затворничеством женщин в исламских общинах Голландии, она
желает заставить их интегрироваться в голландскую культуру, в жизнь,
где основные ценности - индивидуализм и карьеризм. В некоторых случаях,
"эмансипирующая карьера" может быть в сфере проституции. В результате
принятия новых законов, претендующие на получение пособий могут в
принципе быть обязаны согласиться работать в качестве проституток,
даже если они считают это унизительным. Классическое столкновение
ценностей, но либерализм может быть таким же фундаменталистским, как
и любая религия в навязывании своих образов "личной свободы".
Либералы утверждают, что они - за свободу, но представление либерала
о свободе весьма своеобразное и узкое. Человеческая свобода для либералов
состоит в основном в участии в рынке, желательно в нерегулируемом
(государством -пер.) рынке. Конечно, есть разница в мелочах между
рыночными либералами, политическими либералами и либертарианцами.
Господствующее течение в Западной Европе - рыночный либерализм, и
VVD - с 1945 года единственная либеральная партия в Голландии - рыночно-либеральная
партия, с оттенками консервативного национализма и неолиберализма.
Либеральное представление о свободе не предполагает, что люди получают
то, чего они хотят, или удовлетворены своей жизнью. Это узкий идеал
в том смысле, что он глубоко коммерциализирован, но также и потому,
что он иногда обьявляет невозможность сделать что-либо - свободой.
Насколько дело касается либерала, пойти в магазин и купить банку бобов
- это проявление человеческой свободы, потому, что это - рыночная
сделка. Проявляя свою свободу выбора между банкой марки А и марки
Б, потребитель подлинно свободен, так считают либералы. Но еще чище
то, что либералы рассматривают неспособность купить даже банку бобов
как "свободу". Если вы умираете с голоду, это просто потому, что рыночные
силы подняли цены на еду выше вашей нынешней покупательной способности,
и, без сомнения, это поощрит вас быть более склонным к сотрудничеству
в ваших сделках на рынке труда. "Бедность - не несвобода" - классический
лозунг либерализма: либералы считают, что для миллионов лучше голодать
среди богатства, чем позволить государству перераспределить это богатство,
дабы спасти их. Голодная смерть при нерегулируемом рынке - человеческая
свобода, согласно либералам. Либералы - опасные типы.
Либералы твердят, что верят в равенство, но их представление о равенстве
тоже узкое, мягко говоря. Либералы верят в неравенство способностей:
некоторые люди, думают они, менее ценны потому, что у них меньше способностей.
Деятельность рынка, говорят они, должна награждать способных и наказывать
неспособных. И в самом деле, рынки так и делают. Так что для либерала,
если люди умирают с голоду при свободном рынке, это просто значит,
что они весьма "неспособны" и потому не имеют морального права на
еду. Внутри западного общества эта идея выразилась с "либерализме
работы за пособие", в идеологию, направленную на наказание бедных
за их бедность, и безработных - за то, что у них нет работы. По европейскми
стандартам VVD жестока к безработным: один член муниципалного совета
Амстердама заслужил сомнительную славу, настаивая, что каждого больного
нужно заставить работать - упаковывать шоколад, например.
Отношение VVD видно из статьи за декабрь 2002 года, написанной руководителем
партии Герритом Залмом, в которой он требует депортации "незаконных"
иммигрантов. Он критикует тех, кто говорит, что они вносят вклад в
экономику, и приводит пример сбор спаржи. Обычно ее убирают незаконные
иммигранты - работа эта тяжелая и немеханизированная. Производители
не могут найти голландцев на такую работу - по крайней мере, за ту
зарплату, что они предлагают. Залм гвоорит, что правительство должно
заставить безработных работать на уборке спаржи, а затем выслать всех
незаконных иммигрантов. Он особенно недоволен, что среди безработных
часто попадаются иностранцы, прибывшие как законные иммигранты. Заметьте,
что в то время, как классический либерализм пытается свести к минимуму
государственное вмешательство, Залм желает государственной активности
- охоты на тех, кто не принадлежит к данному государству, и наказания
"ленивых бедняков" тяжелой физической работой. Эта комбинация неолиберализма,
нападок на государство всеобщего благоденствия и антиимигрантский
расизм привлекли черную консерваторшу Айаан Хирси Али в VVD. Либералы
- злобные типы, желающие побольнее ударить слабых, и Айаан Хирси Али
нацеливается на самый уязвимый сектор безработных иммигрантов - женщин-мусульманок.
Прежде чем подробнее рассказать о ее идеях, заметим, какова политическая
обстановка в Нидерландах. За последние 20 лет мульткультурализм был
нормой. На деле это означало поддержку деньгами небольшой "элиты"
в каждой общине и фольклорное представление о культуре. Это уж точно
не означало равный допуск в голландское общество - иммигранты оставались
внизу рынка труда и общественной лестницы, как этнический низший класс.
Тем не менее это считалось "успешной интеграцией", и вопрос о равенстве
исчез из политических речей. Один пример - по голландским законам
почти невозможно доказать наличие дискриминации - так что открытая
дискриминация на рынке труда - норма.
Этот мираж подрывали некоторые упорные и распубликованные исламисты,
но важнее для конца мульткультурализма стало возвращение к национализму
и подчеркнуто монокультурной идее Голландии - в этом отношении страна
зашла дальше и быстрее, чем остальные западные страны.
В 2003 году во вермя избирательной кампании постоянно звучало, что
иммиграция - само по себе зло, угроза обществу и должна быть ограничена
любыми возможными средствами (речь идет, разумеется, об иммигрантах
не из Западной Европы -пер.). В среднем каждый законный работающий
иммигрант привозит в течении своей жизни 4 членов семьи - детей, родителей
или супруга. Если это запретят (а все партии соревнуются в предложении
новых ограничений) - иммиграция будет равна нулю.
В то же время все основные партии настаивают на ассисимиляции уже
приехавших иммигрантов. Они выдумывают все более жесткие требования
к курсам "гражданства" и экзаменам на знание языка, часто как предварительное
условие иммиграции. Социалистическая партия настаивает, чтобы дети
иммигрантов из Марокко выучили язык до воссоедениния с родителями.
Явно, в селах Марокко нет условий для изучений голландского языка,
и они это знают. Городской советник Роттердама Михаель Смит требует
говорить по голландски в мечетях, за что стал национальной знаменитостью.
И он не один такой, Лейбористская партия поддерживает требование обязательных
языковых курсов для всех иностранцев не из Евросоюза, а не только
для тех, кто просит гражданства.
Разумеется, самым заметным деятелем в возвращении к монокультурализму
были Пим Фортаун, хотя его изображали как политическую белую ворону,
он опирался на поддержку бывших стронников "солидных партий" и влиятельных
политиков - противников иммиграции. Фортаун был не просто антиимигранский
расист - он представлял не больше не меньше как возращение к голландскому
национализму 19 века (эпохи колониализма, между прочим -пер.) Фортаун
сделал откровенно дискриминационную политику приемлемой: например,
Консерваторы (отколовшитеся от его партии) требовали запрета на въезд
в страну мусульманских иммигрантов исключительно на основе их религии.
Десять лет назад за такое полагалась тюрьма, но не после Фортауна.
В таких-то условиях процветает мстительный либерализм Айаан Хирси
Али. Она популярна среди расистов - сторонников Фортауна и его неоконсервативных
поклонников в США (напоминаю, что эти неоконсерваторы - главные поджигатели
войны против Афганистана и Ирака, сейчас у них на очереди Иран -пер.)
и она добилась большего успеха, чем сам Фортаун, в качестве идола
правых интеллектуалов. Она - сущая находка для СМИ - красноречивая
африканская иммигрантка из бедной мусульманской страны с прекрасным
голландским языком, сделавшая карьеру как антисиламский противник
мультикультурализма. Как и Фортаун, который оправдывал свой наглый
антимарокканский расизм как защиту прав гомосексуалистов, она привлекает
либерализм для защиты несправделивости и реперссий. Она проводит насильственно-ассимиляционную
политику своей партии и сознательно спекулирует при этом своим происхождением.
Ее мишень - мусульманские женщины из деревень, прибывшие в страну
к мужу или беженки от войн. Они обычно социально изолированы, редко
покидают дом и общаются с голландским обществом в основном через мужа
или семью. Иногда отец или муж настаивает, чтобы они надевали исламскую
одежду, выходя из дома - длинный плащ и платок, редко - чадру. Этих
женщин явно вынуждают, но однако, есть и значительное число иммигранток
во втором и третьем поколении, сознательно выбирающих исламскую одежду,
даже чадру. В результате крупнейшее образовательное учреждение в Амстердаме
ROC запретило чадру и хиджаб (исламский платок). Суд поддержал этот
запрет. Директор ROC Верлаан так обьяснил причины: "Часто это только
подростки, и в этом возрасте они поддерживают друг друга. Они чувствуют
себя исключенными из нашего общества и используют чадру как знак сопротивления".
Вопрос в том, что если даже "исламская" изоляция женщины - насильственная,
оправдывает ли это подвергание их несправедливости, дискриминации
и унижению на рынке труда в Голландии? Айаан Хирси Али явно уверена,
что оправдывает: она рассматривает насильственнную ассимиляцию в либерально-рыночное
общество как "эмансипацию".
Сейчас власти Голландии в силах сделать это потому, что многие иммигранты
получают ту или иную форму социального обеспечения или пособия по
безработице или инвалидности. Так что органы соцобеспечение давят
на иммигрантов . Например ROC проводит обязательные курсы ассимиляции
для желающих получить вид на жительство - так что запрет на чадру
означает - соглашайся или ничего не получишь. Через соцстрах легче
надавить на иммигрантов, поскольку они обязаны выполнить массу условий
- не просто согласиться на предложенную работу. За последние 10 лет
политика "работы за пособие" создала новый сектор в экономике для
принуждения выполнять эти обязательства - в виде курсов, консультаций
по задолженности, лечения от наркомании, "реинтеграции" и работы за
пособие. Большая часть этих рабочих мест в общественных службах и
здравоохранении: несмотря на субсидии, частные наниматели не торопятся
нанимать безработных. Так что если они и получают работу, то самую
нежелательную. Таковы пути "эмансипации" Айаан Хирси Али, для тех
законных иммигрантов, которые иначе не могут найти работу. Одна из
этих нежелательных работ - настолько нежелательная, что ее выполняют
почти только иммигранты - проституция. В 2001 году она была узаконена
в Голландии (сейчас туристов в Амстердаме заманивают "кварталом красных
фонарей" наряду с музеем Ван-Гога и домом Рембрандта! -пер.) Правительсво
заявило, что собирается относиться к ней как к обычной работе - "сексуслугам"
по терминологии либерал-феминисток.
Не существует специальных программ вынуждения женщин, обращающихся
за пособием, стать проститутками, но государственно-принужденная проституция
- реальность для голландских безработных. Это угроза безработным женщинам
(и в теории - молодым мужчинам) не имеющим образования, квалификации
или опыта. Единственная причина того, что это пока не практикуется
в широких масштабах - то, что почти все проститутки считаются "самозанятыми"
(их наниматели таким образом избегают уплаты налогов). Если закон
признает их "наемными работниками", то многие вакансии будут заполнены
биржей труда - в этом секторе постоянная нехватка рабсилы.
И все это - не результат сознательного решения, но изменения трудового
законодательства и политики в целом. Безработные уже обязаны искать
работу, но применение этого закона стало жестче в последние годы.
Вдобавок, это принуждение передали частным фирмам, с поголовной оплатой.
Те могут передать контракт другой фирме - и никакого официального
контроля их методов. Явно эти фирмы начнут вынуждать женщин работать
в "секс-клубах", агентства временного найма закон не регулирует (успех
политики VVD в середине 90-х) и часто они служат крышей для уголовников.
Однако и государственные биржи (CWI) труда часто предлагают такую
"работу" - там, где проститутки оформлены как наемные работники. CWI
имеют законное право предложить такую работу любой безработной женщине,
и если она получает социальное пособие, она обязана согласиться на
эту работу - на любую работу (то же самое в армии - призыва нет, но
безработных могут заставить поступить в армию ( а потом послать в
Ирак, где находятся голландские "добровольцы"? -пер.)) Обязанность
согласиться на работу включает любую опалчиваему работу, без ограничений
в законе. Так что легализация протситуции создала сама по себе обязанность
безработных становиться проститутками - и никакого специального закона
не требуется. Если женщина не больна, не инвалид, и неспособна найти
другую работу - она обязана стать проституткой, если ей предлоажт.
Работа есть работа, говорит CWI- и частные фирмы скажут то же самое,
подкрепив это угрозой немедленного лишения пособия.
Конечно, белую женщину с высшим образованием вряд ли заставят рабтать
в секс-клубе. Да и черную с высшим образованием, как Айаан Хирси Али.
Самые уязвимые подвергаются наибольшему риску - иммигрантки без среднего
(или любого) образования, почти без знания голландского. Это вкючает
мусульманок, "эмансипацию" которых Хирси Али пропагандирует. Конечно,
незаконные имигрантки также могут оказаться проститутками в незаконных
борделях- но не по требованию властей. Конечно, узаконненая проституция
предлагает "работницам" лучшие условия чем незаконная. Вопрос в том,
оправдывект ли это унижение которое многие женщины (иммигрантки или
голландки, мусльманки или нет) будут чувствовать, когда их по закону
сделают проститутками?
Основной вопрос - лучше ли это, чем быть запертой в квартире в незнакомой
стране с неизвестным языком, да еще и получать побои жестокого мужа?
Настолько лучше, что это - осовбождение, как Айаан Хирши Али может
заявить? Разве переход от чадры к проституции сам по себе составляет
"осовобождение" и "эмансипацию" этих женщин? Заставлять женщину идти
на панель - лучше ли это, чем заставлять ее носить чадру или бурку?
Конечно, это крайность - но это реальная крайность, и очень наглядная.
На деле большинство этих мусульманок будут мыть туалеты или потрошить
кур. Ну, а это тоже - "свобода"?
Либералы вроде Айаан Хирси Али абсолютно убеждены - да! Либертарианские
сайты - прекрасный образчик истерического восхищения рынком, которое
разделяют практически все либералы. Это - фундаментализм, сравнимый
со любым другим в квази-религиозном экстазе. С либеральной точки зрения,
женщина, ставшая проституткой, проявила инициативу участвовать в рынке
труда. Она использует свою "способность" - в данном случае - свое
тело, и торгуется о цене, определяемой рыночными силами, а не правительством.
Если рынок свободен, тогда и она свободна - свободный человек, несмотря
на то, что она чувствует, несмотря на любое неравенство, боль и несправедливость.
Я просто не могу достоточно сильно выразиться - либералы и вправду
верят в эту чушь - но это чушь, навязываемая с огромным лицемерием.
Никто в партии VVD не сочтет такую работу желательной для своих детей,
не думаю, что и Айаан Хирси Али согласилась бы на нее. Ясно, что за
болтовней о свободже и эмансипации скрывается старый добрый антииммигрантский
расизм. Либералы -мастера сочетать злобное отношение к слабым с благородными
речами, и в этом заключается успех политической карьеры Айаан Хирси
Али.
(Поскольку статья переводится с сокращениями - две цитаты из "благородных
речей" -пер).
"Мухаммед , по нашим западным меркам - извращенец...Мухаммед - гнусный
тип. Он говорит, что женщины должны сидеть дома, носить платок, не
могут выполнять некоторые виды работ...- я хочу показать, что существует
другая правда...Я знаю, что женщины, считающие себя мусульманками
не понимают меня пока, но наступит день и они откроют глаза..."
Айаан Хирси Али (выступление 25 января 2003 года)
"Почему мы боимся сказать мусульманам приспособиться к нам, просто
потому, что наши ценности и нормы представляют высший уровень цивилизации
- лучше, приятнее и гуманнее. Никакой больше интеграции - ассимиляция!"
Геерт Вилдерс (цитата из речи из газеты De Telegraaf от 4 февраля
2004 года)
Перевод с сокращениями Аллы Никоновой
Оригинал опубликован на http://web.inter.nl.net/users/Paul.Treanor/ayaan.html