Лефт.ру __________________________________________________________________________

Пауль Треанор

Чадра или принуждение к проституции: либеральный фундаментализм в Нидерландах

Уроженка Сомали и ученый-политолог Айаан Хирси Али покинула Нидерланды в 2002 году, когда ее чересчур напористая критика ислама привела к тому, что ее жизни угрожали. На "послефортауновских" выборах ее избрали в парламент от либерально-консервативной партии VVD . Ее постоянно охраняет полиция с момента ее возвращения. В парламенте она представляет партию по вопросам иммиграции и интеграции (иммигрантов -пер.). Дабы бороться с затворничеством женщин в исламских общинах Голландии, она желает заставить их интегрироваться в голландскую культуру, в жизнь, где основные ценности - индивидуализм и карьеризм. В некоторых случаях, "эмансипирующая карьера" может быть в сфере проституции. В результате принятия новых законов, претендующие на получение пособий могут в принципе быть обязаны согласиться работать в качестве проституток, даже если они считают это унизительным. Классическое столкновение ценностей, но либерализм может быть таким же фундаменталистским, как и любая религия в навязывании своих образов "личной свободы".

Либералы утверждают, что они - за свободу, но представление либерала о свободе весьма своеобразное и узкое. Человеческая свобода для либералов состоит в основном в участии в рынке, желательно в нерегулируемом (государством -пер.) рынке. Конечно, есть разница в мелочах между рыночными либералами, политическими либералами и либертарианцами.

Господствующее течение в Западной Европе - рыночный либерализм, и VVD - с 1945 года единственная либеральная партия в Голландии - рыночно-либеральная партия, с оттенками консервативного национализма и неолиберализма.

Либеральное представление о свободе не предполагает, что люди получают то, чего они хотят, или удовлетворены своей жизнью. Это узкий идеал в том смысле, что он глубоко коммерциализирован, но также и потому, что он иногда обьявляет невозможность сделать что-либо - свободой. Насколько дело касается либерала, пойти в магазин и купить банку бобов - это проявление человеческой свободы, потому, что это - рыночная сделка. Проявляя свою свободу выбора между банкой марки А и марки Б, потребитель подлинно свободен, так считают либералы. Но еще чище то, что либералы рассматривают неспособность купить даже банку бобов как "свободу". Если вы умираете с голоду, это просто потому, что рыночные силы подняли цены на еду выше вашей нынешней покупательной способности, и, без сомнения, это поощрит вас быть более склонным к сотрудничеству в ваших сделках на рынке труда. "Бедность - не несвобода" - классический лозунг либерализма: либералы считают, что для миллионов лучше голодать среди богатства, чем позволить государству перераспределить это богатство, дабы спасти их. Голодная смерть при нерегулируемом рынке - человеческая свобода, согласно либералам. Либералы - опасные типы.

Либералы твердят, что верят в равенство, но их представление о равенстве тоже узкое, мягко говоря. Либералы верят в неравенство способностей: некоторые люди, думают они, менее ценны потому, что у них меньше способностей. Деятельность рынка, говорят они, должна награждать способных и наказывать неспособных. И в самом деле, рынки так и делают. Так что для либерала, если люди умирают с голоду при свободном рынке, это просто значит, что они весьма "неспособны" и потому не имеют морального права на еду. Внутри западного общества эта идея выразилась с "либерализме работы за пособие", в идеологию, направленную на наказание бедных за их бедность, и безработных - за то, что у них нет работы. По европейскми стандартам VVD жестока к безработным: один член муниципалного совета Амстердама заслужил сомнительную славу, настаивая, что каждого больного нужно заставить работать - упаковывать шоколад, например.

Отношение VVD видно из статьи за декабрь 2002 года, написанной руководителем партии Герритом Залмом, в которой он требует депортации "незаконных" иммигрантов. Он критикует тех, кто говорит, что они вносят вклад в экономику, и приводит пример сбор спаржи. Обычно ее убирают незаконные иммигранты - работа эта тяжелая и немеханизированная. Производители не могут найти голландцев на такую работу - по крайней мере, за ту зарплату, что они предлагают. Залм гвоорит, что правительство должно заставить безработных работать на уборке спаржи, а затем выслать всех незаконных иммигрантов. Он особенно недоволен, что среди безработных часто попадаются иностранцы, прибывшие как законные иммигранты. Заметьте, что в то время, как классический либерализм пытается свести к минимуму государственное вмешательство, Залм желает государственной активности - охоты на тех, кто не принадлежит к данному государству, и наказания "ленивых бедняков" тяжелой физической работой. Эта комбинация неолиберализма,  нападок на государство всеобщего благоденствия и антиимигрантский расизм привлекли черную консерваторшу Айаан Хирси Али в VVD. Либералы - злобные типы, желающие побольнее ударить слабых, и Айаан Хирси Али нацеливается на самый уязвимый сектор безработных иммигрантов - женщин-мусульманок.

Прежде чем подробнее рассказать о ее идеях, заметим, какова политическая обстановка в Нидерландах. За последние 20 лет мульткультурализм был нормой. На деле это означало поддержку деньгами небольшой "элиты" в каждой общине и фольклорное представление о культуре. Это уж точно не означало равный допуск в голландское общество - иммигранты оставались внизу рынка труда и общественной лестницы, как этнический низший класс. Тем не менее это считалось "успешной интеграцией", и вопрос о равенстве исчез из политических речей. Один пример - по голландским законам почти невозможно доказать наличие дискриминации - так что открытая дискриминация на рынке труда - норма.

Этот мираж подрывали некоторые упорные и распубликованные исламисты, но важнее для конца мульткультурализма стало возвращение к национализму и подчеркнуто монокультурной идее Голландии - в этом отношении страна зашла дальше и быстрее, чем остальные западные страны.

В 2003 году во вермя избирательной кампании постоянно звучало, что иммиграция - само по себе зло, угроза обществу и должна быть ограничена любыми возможными средствами (речь идет, разумеется, об иммигрантах не из Западной Европы -пер.). В среднем каждый законный работающий иммигрант привозит в течении своей жизни 4 членов семьи - детей, родителей или супруга. Если это запретят (а все партии соревнуются в предложении новых ограничений) - иммиграция будет равна нулю.

В то же время все основные партии настаивают на ассисимиляции уже приехавших иммигрантов. Они выдумывают все более жесткие требования к курсам "гражданства" и экзаменам на знание языка, часто как предварительное условие иммиграции. Социалистическая партия настаивает, чтобы дети иммигрантов из Марокко выучили язык до воссоедениния с родителями. Явно, в селах Марокко нет условий для изучений голландского языка, и они это знают. Городской советник Роттердама Михаель Смит требует говорить по голландски в мечетях, за что стал национальной знаменитостью. И он не один такой, Лейбористская партия поддерживает требование обязательных языковых курсов для всех иностранцев не из Евросоюза, а не только для тех, кто просит гражданства.

Разумеется, самым заметным деятелем в возвращении к монокультурализму были Пим Фортаун, хотя его изображали как политическую белую ворону, он опирался на поддержку бывших стронников "солидных партий" и влиятельных политиков - противников иммиграции. Фортаун был не просто антиимигранский расист - он представлял не больше не меньше как возращение к голландскому национализму 19 века (эпохи колониализма, между прочим -пер.) Фортаун сделал откровенно дискриминационную политику приемлемой: например, Консерваторы (отколовшитеся от его партии) требовали запрета на въезд в страну мусульманских иммигрантов исключительно на основе их религии. Десять лет назад за такое полагалась тюрьма, но не после Фортауна.

В таких-то условиях процветает мстительный либерализм Айаан Хирси Али. Она популярна среди расистов - сторонников Фортауна и его неоконсервативных поклонников в США (напоминаю, что эти неоконсерваторы - главные поджигатели войны против Афганистана и Ирака, сейчас у них на очереди Иран -пер.) и она добилась большего успеха, чем сам Фортаун, в качестве идола правых интеллектуалов. Она - сущая находка для СМИ - красноречивая африканская иммигрантка из бедной мусульманской страны с прекрасным голландским языком, сделавшая карьеру как антисиламский противник мультикультурализма. Как и Фортаун, который оправдывал свой наглый антимарокканский расизм как защиту прав гомосексуалистов, она привлекает либерализм для защиты несправделивости и реперссий. Она проводит насильственно-ассимиляционную политику своей партии и сознательно спекулирует при этом своим происхождением. Ее мишень - мусульманские женщины из деревень, прибывшие в страну к мужу или беженки от войн. Они обычно социально изолированы, редко покидают дом и общаются с голландским обществом в основном через мужа или семью. Иногда отец или муж настаивает, чтобы они надевали исламскую одежду, выходя из дома - длинный плащ и платок, редко - чадру. Этих женщин явно вынуждают, но однако, есть и значительное число иммигранток во втором и третьем поколении, сознательно выбирающих исламскую одежду, даже чадру. В результате крупнейшее образовательное учреждение в Амстердаме ROC запретило чадру и хиджаб (исламский платок). Суд поддержал этот запрет. Директор ROC Верлаан так обьяснил причины: "Часто это только подростки, и в этом возрасте они поддерживают друг друга. Они чувствуют себя исключенными из нашего общества и используют чадру как знак сопротивления".

Вопрос в том, что если даже "исламская" изоляция женщины - насильственная, оправдывает ли это подвергание их несправедливости, дискриминации и унижению на рынке труда в Голландии? Айаан Хирси Али явно уверена, что оправдывает: она рассматривает насильственнную ассимиляцию в либерально-рыночное общество как "эмансипацию".

Сейчас власти Голландии в силах сделать это потому, что многие иммигранты получают ту или иную форму социального обеспечения или пособия по безработице или инвалидности. Так что органы соцобеспечение давят на иммигрантов . Например ROC проводит обязательные курсы ассимиляции для желающих получить вид на жительство - так что запрет на чадру означает - соглашайся или ничего не получишь. Через соцстрах легче надавить на иммигрантов, поскольку они обязаны выполнить массу условий - не просто согласиться на предложенную работу. За последние 10 лет политика "работы за пособие" создала новый сектор в экономике для принуждения выполнять эти обязательства - в виде курсов, консультаций по задолженности, лечения от наркомании, "реинтеграции" и работы за пособие. Большая часть этих рабочих мест в общественных службах и здравоохранении: несмотря на субсидии, частные наниматели не торопятся нанимать безработных. Так что если они и получают работу, то самую нежелательную. Таковы пути "эмансипации" Айаан Хирси Али, для тех законных иммигрантов, которые иначе не могут найти работу. Одна из этих нежелательных работ - настолько нежелательная, что ее выполняют почти только иммигранты - проституция. В 2001 году она была узаконена в Голландии (сейчас туристов в Амстердаме заманивают "кварталом красных фонарей" наряду с музеем Ван-Гога и домом Рембрандта! -пер.) Правительсво заявило, что собирается относиться к ней как к обычной работе - "сексуслугам" по терминологии либерал-феминисток.

Не существует специальных программ вынуждения женщин, обращающихся за пособием, стать проститутками, но государственно-принужденная проституция - реальность для голландских безработных. Это угроза безработным женщинам (и в теории - молодым мужчинам) не имеющим образования, квалификации или опыта. Единственная причина того, что это пока не практикуется в широких масштабах - то, что почти все проститутки считаются "самозанятыми" (их наниматели таким образом избегают уплаты налогов). Если закон признает их "наемными работниками", то многие вакансии будут заполнены биржей труда - в этом секторе постоянная нехватка рабсилы.

И все это - не результат сознательного решения, но изменения трудового законодательства и политики в целом. Безработные уже обязаны искать работу, но применение этого закона стало жестче в последние годы. Вдобавок, это принуждение передали частным фирмам, с поголовной оплатой. Те могут передать контракт другой фирме - и никакого официального контроля их методов. Явно эти фирмы начнут вынуждать женщин работать в "секс-клубах", агентства временного найма закон не регулирует (успех политики VVD в середине 90-х) и часто они служат крышей для уголовников. Однако и государственные биржи (CWI) труда часто предлагают такую "работу" - там, где проститутки оформлены как наемные работники. CWI имеют законное право предложить такую работу любой безработной женщине, и если она получает социальное пособие, она обязана согласиться на эту работу - на любую работу (то же самое в армии - призыва нет, но безработных могут заставить поступить в армию ( а потом послать в Ирак, где находятся голландские "добровольцы"? -пер.)) Обязанность согласиться на работу включает любую опалчиваему работу, без ограничений в законе. Так что легализация протситуции создала сама по себе обязанность безработных становиться проститутками - и никакого специального закона не требуется. Если женщина не больна, не инвалид, и неспособна найти другую работу - она обязана стать проституткой, если ей предлоажт. Работа есть работа, говорит CWI- и частные фирмы скажут то же самое, подкрепив это угрозой немедленного лишения пособия.

Конечно, белую женщину с высшим образованием вряд ли заставят рабтать в секс-клубе. Да и черную с высшим образованием, как Айаан Хирси Али. Самые уязвимые подвергаются наибольшему риску - иммигрантки без среднего (или любого) образования, почти без знания голландского. Это вкючает мусульманок, "эмансипацию" которых Хирси Али пропагандирует. Конечно, незаконные имигрантки также могут оказаться проститутками в незаконных борделях- но не по требованию властей. Конечно, узаконненая проституция предлагает "работницам" лучшие условия чем незаконная. Вопрос в том, оправдывект ли это унижение которое многие женщины (иммигрантки или голландки, мусльманки или нет) будут чувствовать, когда их по закону сделают проститутками?

Основной вопрос - лучше ли это, чем быть запертой в квартире в незнакомой стране с неизвестным языком, да еще и получать побои жестокого мужа?  Настолько лучше, что это - осовбождение, как Айаан Хирши Али может заявить? Разве переход от чадры к проституции сам по себе составляет "осовобождение" и "эмансипацию" этих женщин? Заставлять женщину идти на панель - лучше ли это, чем заставлять ее носить чадру или бурку? Конечно, это крайность - но это реальная крайность, и очень наглядная. На деле большинство этих мусульманок будут мыть туалеты или потрошить кур. Ну, а это тоже - "свобода"?

Либералы вроде Айаан Хирси Али абсолютно убеждены - да! Либертарианские сайты - прекрасный образчик истерического восхищения рынком, которое разделяют практически все либералы. Это - фундаментализм, сравнимый со любым другим в квази-религиозном экстазе. С либеральной точки зрения, женщина, ставшая проституткой, проявила инициативу участвовать в рынке труда. Она использует свою "способность" - в данном случае - свое тело, и торгуется о цене, определяемой рыночными силами, а не правительством. Если рынок свободен, тогда и она свободна - свободный человек, несмотря на то, что она чувствует, несмотря на любое неравенство, боль и несправедливость. Я просто не могу достоточно сильно выразиться - либералы и вправду верят в эту чушь - но это чушь, навязываемая с огромным лицемерием. Никто в партии VVD не сочтет такую работу желательной для своих детей, не думаю, что и Айаан Хирси Али согласилась бы на нее. Ясно, что за болтовней о свободже и эмансипации скрывается старый добрый антииммигрантский расизм. Либералы -мастера сочетать злобное отношение к слабым с благородными речами, и в этом заключается успех политической карьеры Айаан Хирси Али.

(Поскольку статья переводится с сокращениями - две цитаты из "благородных речей" -пер). 

"Мухаммед , по нашим западным меркам - извращенец...Мухаммед - гнусный тип. Он говорит, что женщины должны сидеть дома, носить платок, не могут выполнять некоторые виды работ...- я хочу показать, что существует другая правда...Я знаю, что женщины, считающие себя мусульманками не понимают меня пока, но наступит день и они откроют глаза..."

Айаан Хирси Али (выступление 25 января 2003 года)

"Почему мы боимся сказать мусульманам приспособиться к нам, просто потому, что наши ценности и нормы представляют высший уровень цивилизации - лучше, приятнее и гуманнее. Никакой больше интеграции - ассимиляция!"

Геерт Вилдерс (цитата из речи из газеты De Telegraaf от 4 февраля 2004 года) 

Перевод с сокращениями Аллы Никоновой

Оригинал опубликован на http://web.inter.nl.net/users/Paul.Treanor/ayaan.html

Sorry, but a Javascript-enabled browser is required to email me.

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service