Лефт.ру __________________________________________________________________________

Ури Дэвис и Джон Элмер

Израильский аппартеид: интервью с Ури Дэвисом

Джон Элмер: Ваша автобиография представляет Вас как «палестинского еврея-антисиониста». Можете ли Вы в качестве вступления пояснить это определение?

Ури Дэвис: Это определение вызвано моей приверженностью довольно конвенциональному принципу: отделению религии от государства. Я сильно привержен этому принципу и считаю его одним из важнейших аспектов американской и французской революции, а также большим шагом к гуманизму во всем мире.

Я стараюсь придерживаться этого принципа и даже расширить сферу его применения ,не только в области религии – церквей, мечетей и синагог – но также и в области этнической идентификации. Гос-во не должно вмешиваться в выбор его гражданами этнической, религиозной или племенной принадлежности. Приложение этого принципа должно быть универсальным – включая ситуацию в Палестине и Израиле.
В этом контектсте идея еврейского гос-ва видится, на мой взгляд, не такой чудесной и позитивной; вместо того, чтобы отделить религию и национальность от гос-ва, Израиль привязывает их к нему.

Элмер: Опишите значение гражданства в этом контексте.

Дэвис: В контексте демократии, гражданство является легальным отношением между индивидуумом и гос-вом, при том, что гос-во признает фундаментальные права гражданина и защищает его\её равный доступ к гражданским, политическим, экономическим и социальным ресурсам. Граждане в демократическом гос-ве равны перед законом, имеют равные возможности влиять на политический процесс – например право избирать и избираться, равный доступ к пользованию землей, водными ресурсами и т.д.
Если не существует универсального, равного для всех гражданства, ценности демократии оказываются сильно скомпрометированы. Квинтэссенциальной иллюстрацией такого положения был аппартеид в ЮАР, где 87% территории страны по закону принадлежали только белому населению, а у цветного населения не было по закону доступа к этой земле.
Я опасаюсь, что ситуация в Израиле вполне сравнима с описанной, и я не говорю здесь о народной ксенофобии, но о положении, регулируемом парламентским законодательством, согласно которому 93% территории гос-ва Израиль – и я не говорю о Газе и Западном Береге Иордана – принадлежит только еврейским гражданам. Если аппартеид в Южной Африке разделял между белыми и цветными, то в Израиле он разделяет между евреями и неевреями.
Следовательно нельзя говорить об израильском гражданстве так же, как , допустим, о канадском гражданстве, потому что в Канаде – независимо от существующей там ксенофобии и расизма – все граждане равны перед законом. В Израиле же дело обстоит иначе: еврейские граждане являются гражданами класса «А», а неевреи есть граждане второго, третьего и четвертого классов.

Элмер: Классический аппартеид.

Дэвис: Классический аппартеид, когда дело относится к существенным атрибутам израильско-палестинского конфликта, который по своей сути является конфликтом между поселенчески-колониальным гос-вом и коренным населением, лишенным собственности вследствие реализации колониального проекта.

Но ситуация в Израиле существенно отличается от аналогичной в ЮАР в одном важном аспекте. Прибывшие в ЮАР немедленно сталкивались с реальностью аппартеида: скамейки для белых и скамейки для цветных, туалеты для белых и туалеты для цветных, парки для белых и парки для небелых, транспорт для белых и транспорт для небелых.

Напротив, первое впечатление у только что прибывшего в Израиль будет впечатлением от западной демократии: нет автобусов для евреев и автобусов для неевреев, парков для евреев и парков для неевреев, пляжей для евреев и пляжей для неевреев(на оккупированных территориях есть шоссе «только для евреев», а арабские жители Западного Берега не могут свободно поехать на море – пер.) . Суть аппартеида завуалирована, и Еврейский национальный фонд играет эдесь важную роль.

Еврейский национальный фонд, включая Еврейский национальный фонд Канады, позиционирует себя как организацию в защиту окружающей среды, озабоченную проблемами экологии и устойчивого развития. Он высаживает леса и строит места отдыха, доступные всем. И это верно, что эти леса и места отдыха доступны всем, но также верно и то, что почти все эти леса высажены на развалинах палестинских деревень, этнически вычищенных в 1948-49 годах.

Этническая чиска коренного населения и низведение его до нищенского и бесправного существования беженцев – есть военное преступление. Это не благотворительность, как Еврейский национальный фонд хочет вас убедить, это военное преступление. И леса здесь используются в качестве прикрытия этого преступления.

Аппартеид открывается, когда посетитель прибывает в Парк Канада и понимает, что этот парк возведен на месте палестинских населенных пунктов – Амвас, Яалу и Бейт Нуба. Аппартеид становится очевидным, когда понимаешь, что кладбище Амваса осквернено деятельностью Еврейского национального фонда, что деревья высажены среди уцелевших надгробий.

Элмер: Чтобы создать еврейское гос-во на земле с еврейским меньшинством – которое сложилось в Палестине исторически – с местным населением нужно было проделать одну их двух вещей: аппартеид или изгнание. Хотя половина палестинцев сейчас живет в изгнании, полностью очистить Палестину от коренного населения не удалось, и аппартеид остался единственной опцией. Можете ли Вы дать оценку роли разделительной стены, воздвигаемой на Западном Берегу, в терминах израильской стратегии аппартеида?

Дэвис: Сперва я хотел бы выразить некоторое несогласие с предложенной Вами дихотомией. Изгнание не есть альтернатива аппартеиду; оно является крайней формой аппартеида – особо пагубной и преступной его формой. Бантустанизация ни в коей мере не может рассматриваться как чуть лучшая альтернатива изгнанию.

Стена являет собой попытку правительства гос-ва Израиль увенчать изгнание – этническую чистку – осуществленное в ходе войны 1948-49 годов, решением бантустанского типа на оставшейся территории. И в этом, по их мнению, они преуспели; но они совершенно не знают, что делать с беженцами 1948 года. Если кто-то считает, что израильско-палестинский конфликт можно решить без того, чтобы заняться проблемой беженцев 1948 года в её гуманитарных и политических аспектах, то он глубоко заблуждается.

Палестинсике беженцы – 4-5 миллионов беженцев и их потомков – справедливо организовали лобби в защиту своего права на возвращение и прав на собственность внутри Израиля.

Попытка бантустанизировать Западный Берег и полосу Газа, оккупированные в 1967 году, потерпит в Палестине такой же провал, какой она потерпела в Южной Африке. Можно лишь горевать о кровопролитии, которое она вызовет и о страданиях коренного населения, к которым она приведет.

Проблема терроризма и жертв, приносимых им среди мирного населения – очень серьезна, но стену строят вовсе не для того, чтобы уничтожить терроризм – её возводят главным образом для того, чтобы бантустанизировать Палестину и изолировать коренное население в огромных концлагерях.

Террор против мирного населения – это серьезная проблема, но любой непредвзятый и честный наблюдатель обязан признать, что главный террорист в этом страшном уравнении это не палестинец-самоубийца, а израильская армия и правительство Израиля.
Любое осуждение актов террора в регионе должно включать в себя всех террористов. Я лично откажусь подписать любое осуждение терроризма, если в нем не будут упомянуты премьер-министр Ариэль Шарон, министр обороны Шауль Мофаз во главе списка, а палестинский бомбист-самоубийца – в конце. 

Элмер: Я хочу спросить, считаете ли Вы, что сооружение разделительной стены уничтожило перспективу создания двух государств и оставляет ли оно шанс на создание единого демократического гос-ва в Палестине?

Дэвис: Вы правы в том, что вопрос создания единого демократического гос-ва в Палестине все больше и больше оказывается в центре дебатов о будущем Палестины в контексте строительства стены.

Я скажу о себе: Я принадлежу к тем, кто считает самым важным для защиты прав палестинцев, выполнение всех резолюций ООН по Палестине. Акцент надо сделать на слове «всех» - не только резолюции 181 о разделе Палестины на 2 гос-ва с международным статусом Иерусалима; не только резолюции 194, предусматривающей право палестинцев на возвращение и материальную компенсацию; не только резолюции Совета Безопасности, аннулирующие и осуждающие незаконную аннексию Иерусалима Израилем, но всех резолюций ООН вместе взятых.

Элмер: Ваша последняя книга «Израильский аппартеид» вышла с подзаголовком «Возможности внутренней борьбы». Я хотел бы спросить Вас об израильском движении за мир. Буквально на днях состоялась мощная демонстрация десятков тысяч правых израильтян, выступающих против так называемого одностороннего размежевания в Газе. Почему мы не видим подобных демонстраций против аппартеида на Западном Берегу, в Газе и в самом Израиле? Каковы возможности для борьбы внутри Израиля?

Дэвис: Важный раздел как внутри Израиля так и вне его проходит между лагерем политического сионизма и несионистскими организациями. Причина, по которой сионистские движения за мир, такие как «Мир сейчас», не могут последовательно выступить против аппартеида, состоит в том, что на фундаментальном уровне эти движения разделяют ценности аппартеидного еврейского гос-ва, и их спор с позицией мэйнстрима идёт только лишь относительно территории этого гос-ва.

Поэтому дискуссия протекает в рамках так называемого прагматичного нарратива. Они говорят, что это просто непрактично расширять суверенитет израильского аппартеида за пределы границ 1967 года, к тому же это опасно. Если мы хотим обезопасить еврейское гос-во на долгое время, нам надо ограничить его границы зеленой чертой(границы 5 июня 1967 года –пер.).

За годы оккупации большое число поселенцев поселилось на оккупированных территориях и они заявляют, что у них есть право проживать в незаконных поселениях на Западном Берегу и в Газе, так же как члены мирного движения имеют право проживать в своих киббуцах, построенных на месте разрушенных арабских деревень внутри Израиля.

Внутри израильского мирного лагеря существует немало людей, осуждающих в принципе дискриминацию и аппартеид, но в данный момент они не в состоянии мобилизовать сотни и тысячи людей на протестные действия.

Элмер: Позвольте спросить Вас о палестинском движении сопротивления аппартеиду. Меня удивляет то, что Вы считаете возможным говорить о возможности палестинского ненасильственного сопротивления на фоне колоссального военного превосходства Израиля и его жестокой оккупации.

Дэвис: Я не чувствую, что могу ответственно обсуждать этот вопрос. Как мне его поставить... Я не могу отвечать за палестинцев. Я классифицируюсь как еврей из гос-ва Израиль. Правильно будет сказать, что большую часть своей жизни я боролся за права человека и был диссидентом – я отказался служить в израильской армии. Но при всем этом, если в аппартеидном государстве, где деление проходит между белыми и небелыми, кто-то является белым, то он уже в силу этого обстоятельства обладает привилегиями и защитой, какими не обладают небелые жители, и в Израиле тот, кого классифицируют как еврея, обладает привилегиями перед неевреями.

Меня не поджаривают на сковородке, в том смысле, что я не приговорен к пожизненному заключению за членство в нелегальной организации. Под окнами моего дома не стоят танки, наводящие страх на моих детей. У меня на глазах не умер родственник из-за того, что ему было отказано в возможности добраться до больницы, не случался выкидыш у роженицы из-за того, что на блокпосту её не пропустили в клинику. Поэтому я колеблюсь высказывать мнение о насильственных или ненасильственных действиях. Я не являюсь частью механизма принятия решений палестинской автономии.

То что я скажу, будет эхом предыдущих слов о международном праве. Международный закон позволяет оккупированному и лишенному собственности населению сопротивляться оккупации и колонизации, включая вооруженное сопротивление. Выбор между вооруженной и невооруженной борьбой есть очень сложный и деликатный стратегический вопрос, и я предпочту воздержаться от категорических оценок со стороны.

Элмер: Доктор Дэвис, я благодарю Вас за обстоятельный и глубокий анализ. Спасибо за Ваш приезд в Канаду и за это интервью.

Ури Дэвис – израильский исследователь и автор ряда книг о проблемах гражданства, аппартеида и демократии на Ближнем Востоке. Его последняя книга - «Израильский аппартеид: возможности борьбы изнутри» вышла в 2004 году. Он родился в 1943 году в Иерусалиме и проживает в Сахнине, на севере Израиля.

Джон Элмер – редактор FromOccupiedPalestine.org

Оригинал статьи находится: http://www.fromoccupiedpalestine.org/node.php?id=1419

Перевел Илья Иоффе

Sorry, but a Javascript-enabled browser is required to email me.

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service