Left.ru
Сергей Крючков
«Во – первых, во – вторых и в – третьих, или почему декабрист Рылеев не был пособником Мазепы»

Не люблю я националистов, с советских времен еще. Во – первых потому, что они жестокие и корыстные. Насмотрелся я на них на Кавказе еще пятнадцать лет назад. В Гяндже тогда дивизия наша стояла, в эпицентре армяно–азербайджанского конфликта. Женщины, старики, дети в домашнем от погромов спасались, за броней армейской укрывались от смерти. А «жирные коты», боссы национализма, по обе стороны конфликта деньги большие беззастенчиво на смерти и страхе людском делали. Хапали без устали все, до чего руки доставали. Впрочем, какие это советские времена! Эпоха горбачевская была, подлая и лицемерная, к власти советской отношения не имеющая, если не сказать больше. Видел потом русскоязычных беженцев из Чечни и Средней Азии, что бежали в Россию от байских и шариатских погромов в эпоху ельцинизма. Разные они были, абсолютное меньшинство из них дома покупало и бизнес свой открывало на новом месте, а подавляющее большинство нищенское существование влачило, оставив все свое добро нажитое на прежнем месте у националистов оголтелых. Видел и так называемых «защитников национальных российских интересов». Лампасников ряженных, что без устали вещают о своих «многовековых казачьих заслугах перед Россией», имел несчастие лицезреть многократно. Цель у них одна – в реестр властный попасть и к вымени бюджетному припасть в полную глотку, утробу свою ненасытную набивать погонами, окладами высокими, недвижимостью привилегированной, землями, льготами, дотациями, субсидиями, культурными ценностями…, а там хоть трава не расти. За словами о национальных интересах у этих доморощенных корысть стоит безмерная. Верить им – себя не уважать!

А во – вторых, я не люблю националистов за то, что пачкают они светлые имена и гордые страницы отечественной истории домогательствами своими грязными. Ни правды исторической не щадят, ни памяти умерших героев – мучеников. До боли обидно, когда тля националистическая гнусный шабаш творит на славных отеческих гробах. В пример - статья Аллы Ковтун «Иван Мазепа: оправдан историей» опубликованная на сайте «Зеркало недели» И в бреду бы кошмарном не додуматься здравомыслящему человеку до идейной общности декабристов и гетмана Мазепы, предателя и изменника, переметнувшегося на сторону шведов накануне Полтавского боя. Ну хотя бы потому, что значительная часть активного декабризма приняла деятельное участие в Отечественной войне 1812 года, проявив отменное мужество и героизм в войне с наполеоновскими захватчиками. Золотое именное оружие за личную храбрость в боях с французскими армиями у Бриггена в 20 лет, у Пестеля в 19 лет, у Волконского в 18 лет, у Сергея Муравьева – Апостола в 17 лет. Да все награды декабристские за военную доблесть во славу России перечислять – страницы не хватит. Флотский офицер декабрист Торсон тринадцати лет от роду участвовал гардемарином в своем первом бою под российским флагом со шведским гребным флотом у островов Пальво и Судсало, первое офицерское звание мичмана получил в пятнадцать лет за отличие в сражениях. Только в болезни горячечной или во вранье космическом можно ставить знак равенства между этими героями, сызмальства защитниками России, и христопродавцем Мазепой, который предал Россию в трудную минуту решающего сражения Северной войны и сознательно примкнул к иноземным захватчикам. Ну взывала бы мадам Ковтун к памяти бендер, петлюр и прочего националистического кровавого отребья в прославлении мазепиного имени – слова бы против никто не сказал, потому что близость идейная и нравственная тут налицо. Так нет, не желает этого мадам по вполне понятным причинам – уж больно неприглядная суть бендеровского и петлюровского исторического наследия. Потому и апеллирует мадам в антирусском мазепином пиаре к чистому и светлому декабристскому, унижая его подобным соседством.

Лжет при этом напропалую мадам Ковтун, призывая в свои сообщники казненного лидера декабристского Северного общества Кондратия Рылеева. Так перекроила его поэму «Войнаровский», что предстает вождь северного декабризма пламенны ходатаем украинского национализма и принципиальным адвокатом мазепиным. Большей чуши сыскать трудно! Да, действительно, поэма Рылеева «Войнаровский» посвящена судьбе мазепиного племянника Войнаровского, принявшего участие в дурнопахнущей дядиной авантюре. За это и поплатился отпрыск корня мазепиного сибирской ссылкой. Только вот сочувствия к ним нет у Рылеева. Заблудшим он считает Войнаровского, борющегося с Петром Великим, потому и вкладывает в его уста ключевое признание:

«Ах, может, был я в заблужденье,
Кипящей ревностью горя;
Но я в слепом ожесточенье
Тираном почитал царя…
Быть может, увлеченный страстью,
Не мог я цену дать ему
И относил то к самовластью,
Что свет отнес к его уму»

А в отношении дяди все тот же Войнаровский далее в поэме недвусмысленно говорит:

«Не знаю я, хотел ли он
Спасти от бед народ Украйны
Иль в ней себе воздвигнуть трон…»

А что до соотечественников мазепиного семейства, то Рылеев нашел очень веские слова в отношении дяди и племянника:

«Я из Батурина недавно,-
Один из пленных отвечал,-
Народ Петра благословлял
И, радуясь победе славной (в Полтавском бою – С.К.),
На стогнах шумно пировал.
Тебя ж, Мазепа, как Иуду,
Клянут украинцы повсюду;
Дворец твой взятый на копье,
Был предан нам на расхищение, и имя славное твое
Теперь – и брань и поношение!»

Какие же тут могут быть сомнения и разночтения в понимании сюжета и литературных героев поэмы Рылеева? Кстати, сам Рылеев в собственноручных примечаниях к поэме рядом с именем Мазепы ставит яркие эпитеты: «коварный», «завистливый», «жадный» и далее: «очернить», «наветы», «измена». Декабрист Корнилович, талантливый военный историк, в предисловии к поэме размышляет о мотивах предательских действий Мазепы и приходит к выводу о том, что ничего возвышенного, далекого от личных выгод в них нет. Мазепа страстно желал стать родоначальником новой монархии на Украине и в этом чувстве был готов ради трона на любую измену интересам украинского народа с извечными врагами поляками ли, шведами ли, без разницы. Пришлось бы, и султану бы низко поклонился Мазепа без смущения, да хоть сатане самому, лишь бы быть владыкой единовластным Украины. Ну а декабристы отказывались от своих крепостнических привилегий, богатой и беззаботной жизни ради свободы и счастья своего народа. И в этом также противоположны и непримиримы декабристы и Мазепа.

Кстати, совсем другие рылеевские персонажи украинской истории несут печать авторских симпатий. Это герой Дум Богдан Хмельницкий, один из основных объединителей России и Украины; предводитель казацкого восстания на Украине против польских магнатов Северин Наливайко, которому посвящена неоконченная поэма; украинский полковник Семен Палей, «бич поляков и ужас крымцев», разорителей и угнетателей Украины, которому Рылеев также посвятил неоконченную поэму. Им в поэтике Рылеева поются гимны, прославляющие свободу народа и борьбу с угнетением. И совершенно не случайно современники узнавали Рылеева в пророческих словах исповеди Наливайко:

«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю …
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!»

Ну, а в - третьих, не люблю я националистов за то, что как оружие массового поражения, как «ковровая» американская бомбардировка они уродуют и калечат память людскую, наполняют ядом клеветы все на своем пути, ссорят домыслами братские народы. Не выборочная ложь, не фрагментарный обман, а тотальное наступление на историческую правду их оружие. Начинает то мадам Ковтун свое «исследование» со знака равенства в злобе и насилии над Украиной между русскими, крымцами и поляками. Живописует «в подробностях» ужасных о горах высохших украинских черепов, что оставили после себя «турки, татары, поляки и московиты ». И о том говорит мадам, что творец объединения двух народов Богдан Хмельницкий, оказывается, хотел разорвать союзный договор Украины и России. И о том вещает все та же мадам, что «национальное самосознание каждого украинца» должно начинаться с Мазепы. Вот так! Не с Вещего Олега и Владимира Красно Солнышко, не с героев – молодогвардейцев и бесстрашных партизан Ковпака, не с трудовых достижений советского Донбасса, Киева и Одессы, а с заклятых врагов России. Что и кто стоит за этими порочными псевдонаучными «изысканиями»? Ну, конечно же интересы тех, кто ненавидит братство украинского и российского народов в любой, прежде всего в советской форме. Кому легче и «продуктивнее» обворовывать разъединенные враждой постсоветские республики. Кто видит Украину натовским плацдармом глобального империалистического завоевания территории бывшего СССР. Кто сегодня опустил на дно нищеты большинство населения Украины, неимоверно нажившись на этом. Они то и оправдывают Мазепу, превращая корыстного предателя в национального героя. В ярой ненависти к России, в националистическом разобщении прежде единых народов видят залог своего нынешнего процветания. Только вот с декабризмом и поэтическим наследием Рылеева эта гнусная политика ничего общего не имеет.





Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service