Left.ru
Юрий Жиловец
Невнятность как государственная идея

Для начала небольшой эксперимент. Подойдите к любому своему знакомому и спросите, может ли он описать, что нарисовано на современных российских деньгах, ну хотя бы на десятке. Держу пари, что в большинстве случаев вы получите ответ вроде «Ну это, такое вот что-то... Да чего их там рассматривать, деньги как деньги, лишь бы больше их было». Реакция совершенно не удивительная для страны, где весьма немаленькое количество людей даже не интересуются, из какой клоаки берутся их доходы и почему банкноты вопреки императору Веспасиану так часто пахнут кровью, а также прочими субстанциями, выделяемыми человеческим телом, и слишком многочисленными, чтобы их здесь перечислять.

А не смотрят на деньги совершенно напрасно. Ведь банкноты – это такой же символ страны, как герб, флаг и гимн. Они выражают смысл существования конкретного государства, его основную идею. Как отличаются мирно отдыхающие рабочие и крестьяне на советских билетах от хищного орла и пирамиды с глазом, подписанной «Новый мировой порядок», украшающих долларовую бумажку! Сравните суровых самураев на довоенных деньгах императорской Японии с агентами вестернизации эпохи Мэйдзи, запечатленными на современных банкнотах. Фараоны на египетских фунтах – воспоминания о былом величии, величавая королева на британских фунтах, Че Гевара, собирающий сахарный тростник, на кубинских песо – все это выражения идеи конкретного государства.

Так что тщательно рассмотреть современные российские деньги очень даже стоит – на них четко прописана вся идея современной России, а, вернее, полное этой самой идеи отсутствие.

Рис. 1. 1000 рублей 1995 года (фрагмент). Для таких выводов не нужна даже лупа. Первое впечатление от российских купюр – их полная серость. Все банкноты блеклы и бесцветны настолько, что спутать в легких сумерках десятку с тысячной ничего не стоит. Бросается сразу в глаза и отвратительное качество гравировки пейзажей (1) - сравните с трояком 1961 года (2). Рис. 2. 3 рубля 1961 года (фрагмент). Похоже, что их наспех делали какие-то крайне малооплачиваемые студенты-практиканты. Остальные рисунки получше, но шедеврами их явно не назовешь. Не знаю, кто сейчас на Гознаке главный художник, но до Ивана Дубасова, рисовавшего все советские деньги, ему как Гельману до Рембрандта. Для шрифта больших надписей попросту позаимствовали у фирмы «ParaType» шрифт AdverGothic (3) – специальный, как это опять-таки делалось в тоталитарные времена, разрабатывать не стали – тоже, как видно из экономии. Рис. 3. Использование шрифта AdverGothic (автор: В. Ефимов). 10 рублей 1997 года (фрагмент).

Это, что касается стороны художественной. Теперь перейдем к стороне идеологической.

Со времен Екатерины II, которая впервые ввела в России бумажные деньги, сохранялись одни и те же номиналы купюр, а также их раскраска. Рубль обычно был желтым, трояк – зеленым, пятерка – синяя, десятка – красная. Кроме этих банкнот, выпускались еще купюры в 25, 50 и 100 рублей. Такова наша культурная традиция, практически никогда не нарушавшаяся. Даже большевики, отрицавшие наследство дореволюционной России, после кратких экспериментов с номиналами в 15, 30 и 60 рублей, к ней вернулись. Номиналы в 3 и 25 рублей очень удобны, хотя и выглядят непривычно для иностранца, поскольку аналогов им в мире практически нет (на Кубе есть 3 песо, в Голландии – 25 гульденов, наверное и все).

Какие же номиналы у современных российских банкнот? 5 рублей, 10, 50, 100, 500, 1000. Мало того, что это неудобно, это еще и полный разрыв со всей предшествующей историей бумажных денег в России. Разрыв радикальный – совершенно в либеральном духе. Своя традиция выкинута на помойку, ее заменяют подобранные черт знает где (в Норвегии? - 100, 500, 1000, 5000 крон) суррогаты.

Рис. 4. Эмблема Банка России. 10 рублей 1997 года (фрагмент) Теперь обратим наше внимание на левый верхний угол лицевой стороны. Там изображена некая экзотическая птица с двумя головами, а окружает ее скромная надпись «Банк России» (4). Странно уже то, что вместо положенного государственного герба изображен логотип банка-эмитента. Рис. 5. Печать Временного Правительства России Еще страннее сам логотип – подозрительно напоминающий двуглавого орла, нарисованного Билибиным для Временного правительства в качестве официального герба (5). Помнится, раньше у Банка был логотип другой – вполне логичный вензель из букв «ЦБР» (6). Судя по всему, просто в Центральном банке нашлись более интеллигентные люди, чем в Думе. Они разъяснили руководству, что действующий герб России (7) вопиюще противоречит всем правилам геральдики. Рис. 6. Бывшая эмблема Центрального Банка России. 10000 рублей 1993 года (фрагмент). Это герб бывшей Российской империи, орел на нем изображен со всеми полагающимися самодержавными регалиями – коронами, державой и скипетром. Республике, каковой вроде бы считается Россия, иметь такой герб просто не положено, даже если поверить официальному объяснению, что короны не простые, а от Петра I и символизируют «в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации».

Рис. 7. Действующий герб Российской федерации И наконец, обратим наше внимание на то, что, собственно, изображено на современных деньгах. Какой они, так сказать, несут мессэдж собственным гражданам и всему миру? Как выражаются на сайте ЦБР, имеющая хождения серия денег посвящена российским городам. И правда. На десятке мы наблюдаем виды Красноярска и плотину местной электростанции. На 50 рублях – грубо нарисованные ростральные колонны Санкт-Петербурга. На 100 – Большой театр, изображающий город Москву. Это, конечно, самое типичное для Москвы здание, можно сказать, визитная карточка. На этой площади раньше еще собирались сексуальные меньшинства – куда же сейчас без политкорректности? В самом-то деле – не Кремль же рисовать на банкноте, а то вдруг кто-нибудь вспомнит, что там до сих пор красные звезды приделаны. Банкнота в пятьсот рублей щеголяет видами далекого северного Архангельска и статуей Петра Первого. Кажется, Петр на пятидесятирублевке был бы уместнее. И наконец, вяло-зеленая тысячная демонстрирует нам вид города Ярославля. Для полноты картины упомянем вышедшие из обращения купюры той же серии. На бывшей тысяче, так и не ставшей новым рублем, нарисован Владивосток, на пятерке – Новгород, кремль и памятник тысячелетию России.

Итак, что же мы узнали, просмотрев целый набор денежных знаков? Ну... в России, в общем, есть города. В этих городах – дома и даже памятники. Можно сделать осторожный вывод, что, наверное, и история какая-никакая имеется. Ну что еще? Да, собственно, и все. Вот вам весь мессэдж, вот вам смысл, вот послание городу и миру. Есть в России семь населенных пунктов...

Наверное, для какой-нибудь Папуа-Новой Гвинеи эта идея прошла бы на ура. Там городов немного – как раз на всю серию. На одной денежке – Маданг, на другой – Моробе, потом Васул, Рабаул и далее по списку. Каждому папуасу будет приятно увидеть родной город. Но для страны, все еще занимающей седьмую часть суши, подобные географические изыскания выглядят как попытка вычерпать море кофейной чашечкой.

Конечно, авторов невнятных денег тоже можно понять. Людей рисовать побоялись – откуда же в России знаменитые люди, которыми можно гордиться, когда это не страна, а «тысячелетняя раба», обитель тоталитаризма и вообще черная дыра на жизнерадостной карте нашей планеты? Глобальной идеи у современной России нет никакой – не считать же ею плохо переваренные цитаты из Фридмана да желание массы народа и дальше спокойно спать посреди рушащихся домов, лишь бы подушечка была помягче. Вот и приходится рисовать видовые открытки – это идеологически безопасно. Пока во всяком случае. Пока наши заморские друзья не решили еще окончательно, что Новгород или Владивосток – это как бы и не Россия вовсе.

На фоне российской невнятицы интересно будет посмотреть на по-настоящему идеологически выдержанные деньги. Таковые легко найти на Украине. Вот бы где поучиться Центральному банку России. Но куда там! Сколько сотен тысяч поданных РФ едут каждое лето в Крым и расплачиваются там гривнами за мелкие курортные услуги, и хоть бы один поинтересовался, кто же там такой косой нарисован на десятке. Наверное, даже если бы поперек каждой банкноты было напечатано большими красными буквами «Ганьба москалям!!!», и этого никто бы не заметил.

Полуофициальной государственной доктриной Украины является светлая идея некого Михаила Грушевского – не современного пародиста, а ярого сепаратиста 10-х годов прошлого века, однодневного президента Украинской народной республики, и несколько позже – академика АН УССР. Согласно этой идее и ее позднейшему развитию, украинцы ничего общего с русскими вообще не имеют. Русские – это какие-то дикие народы, смесь татар с чухонцами, а вот украинцы – чистокровные славяне, сохранившие неприкосновенной древнюю арийскую культуру. Никакой Киевской Руси вообще не было, вернее была как чисто украинское государство. Ну вот такое государство с двумя названиями: одно – Украина, второе – Русь. Бывает. Потом это замечательное государство оккупировали москали и уже которое столетие ненька Украина страдает под их гнетом.

Рис. 8. Портрет Владимира Великого. 1 гривна 1995 года (фрагмент) Украинские гривны четко выражают эту концепцию – в более мягкой форме, конечно, все-таки официальный государственный документ, но тем не менее последовательно и методично.

На одной гривне изображен Владимир Великий – нет, не русский, а украинский князь. Посмотрите только – какие у него щирые национальные вуса (8). Разве у москалей могут быть такие вуса? На обратной стороне – руины Херсонеса (9). Для тех, кто не в курсе: Херсонес был колонией древних греков на черноморском побережье. Таким образом ненавязчиво подчеркнута преемственность цивилизаций – античной и украинской. Рис. 9. Руины Херсонеса. 1 гривна 1995 года (фрагмент) Но это еще не все. На месте бывшего Херсонеса сейчас находится город Севастополь – некогда город славы русского флота и русского оружия, административно – город союзного подчинения. Теперь статус Севастополя не вполне ясен – он вроде бы и не русский, и не до конца украинский. Так что гривневые руины представляют собой довольно тонкий намек на желание Украины считать Севастополь своим. Если кто-то считает, что у автора развилась паранойя и приступы конфабуляции, сообщаю, что рисунки на дензнаках всех государств мира (кроме России, очевидно) тщательно продуманы и случайностям там места нет. Сообщаю также, что имеется немало прецедентов, когда из-за неправильно нарисованной на почтовой марке границы начинались вполне настоящие войны.

Рис. 10. Ярослав Мудрый. 2 гривны 1995 года (фрагмент) На двух гривнах мы видим другого украинского князя – Ярослава Мудрого. На старых купюрах у него тоже были вполне щирые вуса (10). Новые деньги сделаны тоньше – рядом с более исторически правдоподобным портретом князя приведена цитата Рис. 11. Цитата из поучения Ярослава Мудрого детям. 2 гривны 2004 года (фрагмент) из его «Поучения детям» - на украинском языке, но старославянским шрифтом (11). Так что, если какой школьник вдруг засомневается, что Ярослав Мудрый был украинцем, как учат сейчас в школах, то ему сразу купюру под нос – сам убедись: не только был, но и азбуку-кулешовку, изобретенную в XIX веке, знал.

Рис. 12. Иван Мазепа. 10 гривен 2000 года (фрагмент) На пяти гривнах почему-то изображен Богдан Хмельницкий, присоединивший в свое время Украину к России. Как он попал в компанию национально свидомых украинцев – непонятно. Возможно, чтобы лишний раз не дразнить донбасских и харьковских гусей.

Но к десяти гривнам претензий нет. С них кривится одним глазом сам гетьман Мазепа (12), воспетый даже А.С. Пушкиным. Кто там шипит: «Предатель»?. Не предатель, а радетель за счастье украинского народа, один из первых украинцев, сделавших свой европейский выбор.

Рис. 13. Михаил Грушевский. 50 гривен 2004 года (фрагмент) На пятидесяти гривнах мы видим нашего дорогого Михаила Грушевского, а также его бессмертный труд «История Украины-Руси» (13). С другой стороны изображен нынешний киевский дом учителя, а некогда – как гласит гордая надпись - «Дом Украинской Центральной рады» (14). Рис. 14. Дом Украинской Центральной рады. 50 гривен 2004 года (фрагмент) Вокруг на манер щитоносцев стоят рабочий и крестьянка, перерисованные с банкноты в 100 гривен образца 1918 года (15). Недвусмысленная заявка на преемственность.

И наконец на 100 гривнах – как сейчас говорят, культовая фигура. Поэт независимой Украины, а также Украины згнобленной, подавленной и изгвалтованной – Тарас Григорьевич Шевченко в бекеше и национальном головном уборе.

Рис. 15. 100 гривен 1918 года Весь пантеон налицо. И обратите внимание, как тонко все высказано, как точно подобрано. Учитесь! Это вам не безыдейные плотины, не часовни для наблюдения солнечных затмений. И даже не неподписанный памятник тысячелетия Руси, к тому же давно выведенный из обращения.

Чаще смотрите на содержимое своих карманов, граждане россияне!





?subject=Юрий_Жиловец._Невнятность_как_государственная_идея">Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service