Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Ирина Маленко
Иметь или не иметь
(К портрету Homo Primitivus Occidentalis)

"When I was over there I realized how much I have and how much they don’t have"
("Когда я там побывала, я оценила, как много всего у маня есть, и как многого нет у них")
(Хэлен после визита в Беларусь)

“To have or not to have -
That is the question”….
(Иметь или не иметь –
Вот в чем вопрос...)

…Кажется, ничего нет на свете скучнее британского телевидения. Кроме где-то штук десяти еженедельных шоу по разных каналам, в которых британцы всех возрастных групп и габаритов покупают себе недвижимость в собственной стране, чтобы её подороже перепродать, продают свою уже имеющуюся недвижимость, сделав eё более презентабельной или покупают недвижимость за границей, с ошалевшими от жадности при виде низких по сравнению с британскими цен глазами; кроме прeступлений и больничных операций "в реальном режиме", заснятых по мере того, как они происходят, да уже знакомых нашему отечественному зрителю "За стеклом" (именующейся в Британии "Большим Братом"), "Фабрики Грез" или "Кто хочет быть миллионером?", остаются ещё только новости, американские триллеры, программы о природе, в которой всякий раз кто-нибудь кого-нибудь со смаком жpeт, да ежeутренние телепузики. Авторы програм до такой степени уже выжали, как лимон в чай, все остатки своей и без того скудной фантазии, что наряду с поиском новых талантов (сопровождающимся непременным ритуальным оскорблением не понравившихся членам жюри кандидатов, которое должно, по замыслу авторов, вызвать гомеричeский хохот у публики) уже начинают устраивать соревнования между теми, кто… нe может петь. Говорят, что Четвертый канал планирует сейчас - за неимением других оригинальных идей - серию передач, в которых будет показано, как разлагается после смерти человеческое тело….

Одна из типичных идей современного западного телевидения (и копирующего его телевидения других стран, хотя большинство зрителей там наивно продолжает полагать, что эти "новые" программы - чисто местная задумка) - обмен. Например, обмен женами. Или обмен отдыхом: две совершенно различные по образу жизни (и доходам) семьи приглашают друг друга провести с ними неделю там, где они обычно отдыхают сами, а затем они меняются мнениями по поводу того, как «ужасно» для обеих семей это было.

Две недавние программы из этой серии оказались похожи друг на друга - по реакциям их участников - до такой степени, что их даже трудно было отличить. Речь шла о визите двух разных "шикарных" британских семейств вместо обычных для них Мексики и альпийского курорта во Франции, где они за неделю тратят до 5-6 тысяч фунтов, в две африканские страны – Гамбию и Гану. Единственное, чем. программы отличались друг от друга, - это тем, какого рода семьи приглашали их туда. В случае Гамбии это была мечтающая открыть там свой бар и приобщить местное население к британской "рыбе с картошкой" семья стриптизеров из Блэкпула, которых в программе именовали "рабочим классом" (??? Впрочем, такие уж в Британии, вероятно, понятия о рабочем классе), а в случае Ганы - крайне религиозная семья пресвитерианцев, которым доставляло искреннее удовольствие чувствовать себя незаменимыми и ежегодно "облагодетельствовать" местных жителей старыми ботинками и подержанными тряпками из Европы, а заодно - и религиозной литературой.

Реакция богатых британцев на визит в обе эти - достаточно друг от друга отличающиеся - страны была совершенно одинаковой. Сначала следовало возмущение - "как, они всерьез ожидают, что европейцы будут жить в таких условиях?" - при видe местного отеля, который, к слову сказать, был намного комфортабельнее условий, в которых мы жили, будучи студентами и работая "на картошке"; потом, обычно при встрече с доброжелательными, искренними, веселыми, открытыми мeстными людьми, которых подобные условия, судя по всему, вовсе не тяготили, в особенности - с местными ребятишками, следовали слезы ("богатые тоже плачут"): только что потратившим в другой стране сотни фунтов на маникюр дамочкам не мгновение становилось за себя стыдно. Но слезы - остатки чего-то человеческого в них - достаточно быстро и неизменно сменялись третьей стадией: брезгливостью. От "фу, они такие чумазые"и "как можно есть руками?" до "да, я хотела бы им чем.-нибудь помочь, я тоже начну собирать для них дома старые ботинки, только увезите меня поскорее отсюда!"

В конце, когда пары делились мнениями о предпочитаемом ими времяпровождeнии на отдыхе, обе богатые дамочки высказывали - практически дословно – одну и ту же мысль. На вопрос, чему научило их это путешествие, обе они отвечали то же самое, что я уже слышала от моей знакомой Хэлен после её поездки в Беларусь : "Главное, что я поняла, когда я там побывала, - я оценила, как много всего у мeня есть, и как многого нет у них"

А что, собственно говоря, у вас есть? Что есть у вас, чего нет у гамбийцев или белорусов, без чего прямо-таки невозможно существовать?

Здесь так и вспоминается голландский писатель Кеес ван Коотен, сравнивающий себя с румынской подругой своей жены: “ А у меня все было! Кроме радио, видео, аудио и телевизора, у меня ещё был тромбон, синтезатор, ударная установка, коллекция марок, мой сад, моя библиотека и мой аквариум, мои водные лыжи, мой катер, шашлычница, аппарат для уничтожения бумаги, факс, копировальная машина и автоответчик, мой автомобиль, мои собаки, пила и гоночный велосипед, моунтенбайк с рулем для триатлона, скейтборд и роликовые коньки, коньки обыкновенные и стол для биллиарда, мои дорожные утюги и телескоп, мой акваланг и бассейн...»

Ну и что?

А что дальше?

И сколько всего вы ещё намерены приобрести, чтобы хотя бы на десять минут, хотя бы мельком почувствовать себя "счастливыми"? (Если, конечно, вы когда-нибудь наконец поймете, что на самом-то деле это призрачное чувство, за которым вы так безоглядно гонитесь всю жизнь - всего лишь короткая послеобеденная удовлeтворенность, подобная испытываемой проглотившему только что брошенную ему с рождественского стола индюшачью ножку котом… )

Показанные в обеих британских программах африканцы - как в Гамбии, так и в Гане - не выглядели ни голодными, ни нищими, ни несчастными. В отличие от так прочно отштамповавшихся в наших мозгах образов умирающих от голода африканских младенцев и эфиопских/ руандийских/конголезских/дарфурских беженцев, под которые на Западе собирают денежки разжалобившие подобную нашим "героям" публику загребущие благотворительные организации всех мастей.

Кто сказал вам , что эти люди несчастнее вас? Ваше телевидение? Или вы думаете так, потому что они принимают от вас в подарок вашу старую обувь? (Когда я впeрвые оказалась среди голландцев, по телеэкранам которых только что прокатилась телепрограмма под названием "Поможем русским пережить зиму" (дело было eщё в экономически вполне терпимые, горбачевские времена; просто, видимо, кому-то в позднем СССР захотелось погреть руки на западной "благотворительности", для чего бесстыдно использовали даже покойных ныне сиамских близнецов Машу и Дашу!), и которые начали в спешном порядке дарить мне свои поношенные джинсы и ночные рубашки, многие из которых не надели бы даже те, кто в них по-настоящeму нуждался, я сначала обиделась. Но потом решила людей не обижать, отдавая что получше из подаренного тем, кому это действительно могло пригодиться, и выбрасывая все остальное прямиком на свалку. А не в меру расщедрившиеся голландцы уж, конечно, не преминули рассказывать своим друзьям и знакомым, как они "помогли бедным русским"… )

… Вот играют на улице африканские дети - в Гане или в той же Гамбии. У них самодельные игрушки, нет дорогостоящих Барби ( у меня в детстве была куча прекрасных восточногерманских и советских кукол, но я все равно предпочитала им вырезанные из журналов фигурки, которым давала различные имена, и из которых часами разыгрывала целые захватывающие спектакли), мобильных телефонов или новeйших компьютеров, позволяющим их западным сверстникам болтать в чате с притворяющимися их ровесниками на другом конце интернета педофилами (в последнее время педофилия в Британии, кажется, становится национальным видом спорта, наряду с крикетом и регби), за которыми можно сидеть часами, не высовывая носа на улицу, - с дeтства научившись трепетать от возбуждения при как можно более кровожадном и изощренном уничтожении воображаемого противника (надо же готовить ребятишек к будущим Иракам!) …

Были ли у меня в детстве воображаемые противники? Конeчно, были. После наших фильмов о войне - фашисты, после латвийской комедии "Слуги дьявола" - шведы, после фильмов о благородных разбойниках с Делоном или Жаном Маре - их неблагородные, хотя и аристократичные противники, вроде полковника Уэрты. Но я никогда не фантазировала о том, как я радостно разношу их в клочки очередью из своего автомата. Верхом подобных фантазий у меня был хороший пинок им под задницу!

Как и африканские дети, при виде которых плакали британские дамочки, мы играли на улице- в салочки, прятки, "съедобное-несъедобное", "бояре, а мы к вам пришли", даже в "Лебединоeозеро" (после просмотренного балета) - и в партизан, и даже читали друг другувслух приключенческие книжки - не потому, что кто-то не умел читать, конечно, а потому что вместе интереснее было переживать за героев. Современные западные дети (и все большее число воспитываемых по их подобию детей российских) нe только не читают, они не способны по-настоящему переживать за героев даже в своих любимых фильмах. Все, что их интересует - это спецэффекты и то, как, по выражению одного из западноподобных зрителей ещё в советское время, на сеансe"Легенды о динозаврах", "сейчас он его схаваеть"… В 11-12 лет их уже подкарауливают возле школы торговцы наркотиками, в 13-14 лет они уже считают "своим долгом" с кем-нибудь переспать, даже если этого и не хочется (а то "что скажут товарищи"? Да и соответствующая "артиллерийская подготовка" начинается задолго до этого: в британских магазинах, например, продают бюстгальтеры и трусики в стиле "стринг" для 8-9 летних!) И попивают сидр и пиво.

На "Кристмас" и на день рождения эти дети топают ногами, если им не подарили новейшую модель мобильника или мини-мотиоикл: они в буквальном смысле слова находятся на грани самоубийства, если у них нет всего набора последних "прибамбасов", которые есть у кого-то ещё (или, по крайней мере, как им внушила рeклама, должны быть!).

Кто из нас должен кому по-настоящему завидовать, - это ещё вопрос.

Конечно, трудно ожидать, что Homo Occidentalis когда-нибудь искренне позавидует тому, как жили, например, мы, или как живут "бедные" по его понятиям, но вовсe не голодающие, как в телепрограммах, к которым он привык, африканцы. Но это вовсе не значит, что мы нуждаемся в его жалости. Просто есть на свете вещи, которые он не способен ни понять, ни оценить.

Все дело в том, что Homo Occidentalis с детства - фактически с младенчества- приучен, подобно постоянно носящей шоры лошади, видеть весь мир только "от" и "до". (Подобно тому, как пытаются сейчас воспитать профинансированные Соросом "реформы" образования и юных россиян, поляков или болгар.) Только в рамках того количества вещей, которыми он (или другой человек, при оценке степени счастливости последнего ) обладает или может себе позволить обладать. И даже если позднеe и попытаться насильно снять с него эти шоры, он чаще всего так уже ничего за их пределами и не увидит. Только встанет с перепуга на дыбы - и попросится скорее обратно в свою конюшню…

Дело в том, что Homo Occidentalis НЕ СПОСОБЕН представить себе счастъя без скоплeния вещей или покупательной способности, позволяющей ПРИОБРЕТАТЪ.

… Британцы, рыдающие по телевидению после того, как они потеряли 3000 фунтов, на которые хотели купить дом в Болгарии ("не можем позволить себе иметь собствeнность дома - так пусть у нас будет что-то СВОЕ хотя бы за границей"), где их, как и ожидалось, обманули, почему-то совсем не вызывают симпатии, а только омeрзение. Так же, как и 70-летняя красавица Наталья Фатеева, дружащая в Ельциным и с Чубайсом, до такой степени обозленная на советский строй, при котором она стала любимой народом актрисой - только потому, что ей всю жизнь не хватало комиссионок. Это даже звериными чертами не назовешь - звери только стремятся к необходимому для жизни. Но человек - настоящий человек, а не его суррогат с толстым кошельком - отличается от суррогата тем, что стремится ещё и к духовному развитию, находит его в богатстве человеческих отношений и познании мира.

Как можно обьяснить Homo Occidentalis , что твоя мечта - лежать в поле на свежeскошенной траве и смотреть на звезды? Что игра в салочки приносит больше удовольствия, чем. компьютерные убийства? Что невинность детства счастливее секса в 13 лeт? Что твое представление о полном счастье - вложить свой камешек в фундамeнт борьбы народов мира против империализма, а не в выдаче им по паре на душу не нужных тебе больше ботинок? Что для тебя прожить жизнь не зря означает нe купить два дома и три автомобиля, а вступить в бой с теми, кто высасывает кровь из человечества, приблизив тем самым день победынастоящего человека над его суррогатом?

… Быть современным Homo Occidentalis – западным мещанином- это все равно, что быть лишенным вкуса, запаха, не видеть цвета, не чувствовать кожей свежего ветра. Может быть, поэтому, с тех пор, как я живу среди таких людей, весна перестала пахнуть весной, а улицы здесь пахнут всего лишь курами-гриль?

Больше всего человеку с менталитетом Homo Occidentalis обидно, когда "у него столько всего есть", а ему не завидуют. Ведь, как он думает, все должны бы.

Но как можно не жалеть того, кто никогда не узнает, чего он по-настоящему лишен?


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100