Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Бину Мэтью
Корпоративная ответственность
(Урок Финистерры)

Каунтерпанч, 5 декабря 2004 года

Двадцатая годовщина трагедии в Бхопале - самой ужасной промышленной катастрофы в истории - обернулась неприятностью для Доу Кемикалз - нынешнего владельца Юнион Карбайд и крупнейших СМИ всего мира.

Все началось с жестокой шутки, которую ВВС сыграла над жертвами и их семьями. С дура ума ВВС пообещала жертвам двенадцать миллардов долларов компенсации и невероятное заявление от Доу Кемикалз, что фирма "принимает полную ответственность" за трагедию.

В 9 и 10 часов по Гринвичу ВВС передала интервью с человеком по имени Джуд Финистерра, утверждавшем, что он - представитель Доу Кемикалз. То, что он сказал было больше, чем жертвы могли мечтать. Он сказал, что Доу ответственен за катастрофу, что фирма очистит район катастрофы, который до сих пор опасно ядовит, и немедленно выплатит компенсацию в 12 миллиардов. Как только ВВС сообщила эту новость, спутниковые каналы в Индии начали передавать ее как главную тему дня, и на улицах Бхопала началось ликование. Даже Рейтерс передало это со ссылкой на ВВС.

Но радость в Бхопале длилась недолго. Вскоре Доу начала принимать срочные меры. Представитель Доу Марина Ашанин поспешила пояснить: "Доу подтверждает, что это сообщение совершенно необосновано". "Мы также подтверждаем, что Джуд Финистерра не сотрудник и не представитель Доу". Ашанин подчеркнула, что позиция Доу по Бхопалу не изменилась.

Доу, купивший Юнион Карбайд три года назад, всегда утверждал, что "не несет ответственности" за трагедию в Бхопале 3 декабря 1984 года, когда произошла утечка около 40 тонн крайне ядовитого метилисоцианида из хранилища на заводе Юнион Карбайд. Не менее 15 000 человек погибли - мужчины, женщины, дети, и жизнь более полумиллиона других людей была разрушена.

Даже на 20-ю годовщину, когда на улицах Бхопала проходили пикеты с обвинениями Доу Юнион Карбайд, фирма продолжала напоминать миру, что "не владела и не руководила заводом в Бхопале". И она отказывается подчиниться даже отчасти многочисленным требованиям, в том числе самым недавним - от Международной Амнистии, проявить хотя бы немного сочувствия жертвам.

В телефонном интервью с Рашми З. Ахмедом из "Таймс оф Индия" представитель Доу сказал, что у фирмы есть "филантропические проекты в Индии", но они ни чем не отличаются от "тех, что мы организуем во всем мире там, где живем и работаем".

"Эти проекты не имеют прямого отношения к Бхопалу, потому, что у нас нет там предприятий", - добавил он.

Но компания сказала, что хотя она и не отвечает за катастрофу, она все-таки хорошо помнит, что "день (3 декабря 1984 года) и последующие дни, когда несколько тысяч людей умерли".

Корпорация заявила, что единственное доброе, что произошло в результате, это то, что "химическая промышленность научилась и повзрослела - создала кодекс поведения и работы для химического производства -с усилением внимания к технике безопасности, подготовки к несчастным случаям и предупреждения местных жителей". (Катастрофа произошла потому, что фирма экономила на технике безопасности, совершив грубейшие нарушения уже существующих к тому времени правил и норм. Такая экономия, разумеется, по прежнему практикуется, например, в авиакомпаниях, потому, что это увеличивает прибыль, а значит, имеет первостепенное значение для капиталистов - пер.)

Наглая выходка Финистерры на 20-ю годовщину катастрофы в Бхопале снова вынудила Доу сообщить миру о колоссальной несправедливости, которую она творит по отношению к жертвам и повторить, что она не собирается изменить свою позицию в ближайшем будущем. Кто бы ни был Джуд Финтсерра, его розыгрыш помог снова напомнить миру о корпоративной безответственности перед лицом мирового общественного мнения.

"Компенсация" Финистерры в 12 миллиардов - напоминание о бесстыдной продаже индийским правительством прав жертв. Во внесудебном соглашении между правительством и Юнион Карбайд 14 декабря 1989 года, обе стороны сошлись на 470 миллионах в качестве компенсации. Первый иск, поданный американским юристом Мелвином Белли, называл сумму ущерба в 15 миллиардов. Позднее правительство, присвоившее себе право единственного представителя пострадавших, подало иск на 3,3 миллиарда. Четыре года спустя после подачи иска и не сообщив жертвам, правительство согласилось на одну седьмую первоначальной суммы. Из 470 миллионов 200 покрыла страховка, и еще 200 были заранее отложены. Так что из ежегодного дохода в 8 миллиардов, корпорации пришлось выложить всего 70 миллионов - и дело закрыто (похоже, заодно фирма провернула выгодное дельце - почему не экономить на человеческих жизнях и дальше, если это так дешево обходится -пер.)

Это соглашение явно показывает двойные стандарты в обращении с жертвами промышленных катастроф в Индии и в других местах. Юнион Карбайд и 8 других компаний заплатили 4,2 миллиарда за потенциальный ущерб от силиконовых имплантантов 650 тысячам истцов. Это было в 9 раз больше, чем получили жители Бхопала. За загрязнение побережья Аляски суд присудил Эксон Вальдес выплатить 5 миллиардов. Около 40 000 долларов потратили на лечение каждой морской выдры, пострадавшей от разлившейся нефти. Каждой выдре ежедневно скармливали свежих омаров на сумму в 500 долларов. Так что жизнь индийца в Бхопале явно гораздо дешевле, чем морской выдры в США. Если бы 470 миллионов поровну раздали всем жертвам Бхопала, каждый получил бы около 200 долларов.

Но многие не получили даже и этого. Более 250 000 жалоб не были задокументированы и классифицированы, так что этим жертвам было еще труднее получить компенсацию. Самая большая сумма, заплаченная за смерть - около 2 000 долларов. Многие жертвы были неграмотные бедняки. Они не знали, как важны бумаги. Когда власти требовали документы, им нечего было предъявить. Некоторые документы погибли во время бунта 1992 года. И никто не собирается давать компенсацию изуродованным детям, рожденным после катастрофы.

Финитсерра также привлек внимание к еще одному важному вопросу - ответственности Доу за очищение района катстрофы. Международная Амнистия в недавнем отчете сообщает, что ядовитые вещества продолжают отравлять водные ресурсы вокруг бывшего завода. "Участок не было очищен от ядовитых отходов, так что они продолжают попадать в воду, которую используют окрестные жители." Там же сообщается о наличии ртути на участке.

Двадцать лет назад, трупы собирали в кучи на улицах Бхопала. Сегодня сотни тысяч выживших страдают от болезней дыхательных органов, глаз, повреждений имунной системы, нервной системы, потери памяти, рака, выкидышей, гинекологических болезней, душевных заболеваний и общественного отторжения. Семьи погружаются в долги из-за того, что главы семей не могут работать из-за болезней, связанных с отравлением, и те, кто переехали в этот район уже после катастрофы, сообщают о заболеваниях в результате питься отравленной воды. Неужели некому, кроме Джуда Финитсерры, напомнить миру о корпоративной ответственности и справедливости?

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=66&ItemID=6795

Перевод Аллы Никоновой.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100