Left.ru
Транспорт: мир может поучиться у Кубы
Ученые Джеймс Уоррен и Маркус Юнох утверждают, что менее интенсивная система транспорта в кубинском обществе может многому научить так называемый "развитый" мир

(из журнала "Куба Си!", Британия)

Куба уникальна в отношении транспорта - из-за экономической блокады США и распада Советского Союза, которые привели к трансформации того, как перевозятся здесь люди и грузы.

Одним из примеров того, как повлиял кризис на транспортные услуги, является ситуация с автобусами. В Гaване к маю 1993 года число действующих автобусов снизилось до 500, по сравнению с более чем 2200 до развала социалистического лагеря, в то время, как за пределами столицы число автобусных маршрутов к концу 1992 года снизилось более, чем на 80% по сравнению с тем, что было за три года до этого.

Эконoмический кризис фактически свел на нет нужду в грузовом транспорте, а нехватка транспортных средств на дорогах фактически вынудила людей или совершать меньше поездок, или сделать маршруты более "эффективными". Планирование использования земли тоже было приведено в соответствие с необходимостью контроля за длительностью поездок, что необычно для развивающейся страны. Обычно кубинский город строится с учетом хорошо разработанной политики создания "зеленого пояса" для предотвращения превращения его в "каменные джунгли", и новые кварталы концентрируются теперь вокруг коридоров общественного транспорта - там, где это возможно. В дополнение к этому, поощряется строительство смешанных кварталов, так, что там, где строятся новые дома, будет достаточно школ и магазинов, в которые люди могли бы ходить пешком.

Трудно найти точные данные о том, насколько было сокращено количество поездок на транспорте благодаря тому, что люди переехали на другое место жительства или поменяли работу, или же сменили часы рабочих смен. Однако кубинские власти осознали, что многие неспециализорованные работники работали далеко от дома. В силу этого была разработана специальная система, позволившая людям поменяться рабочими местами, чтобы работать поближе к дому, благодаря которой более 10.000 человек сменили рабочие места с тем, чтобы уменьшить время и ресурсы, затрачиваемые ежедневно на дорогу на работу и обратно.

В случае, когда человек менял рабочее место на место поближе к дому, правительство гарантировало ту же самую зарплату, которую он получал на прежнем месте- даже если на этом новом месте она была ниже. Эта государственная субсидия стала возможной за счёт экономии на энергоносителях, необходимых для транспорта, и времени. В дополнение к этому, фабрики, заводы и другие работодатели изменили часы начала и окончания рабочего дня. Если раньше заводы работали по 6 дней в неделю, то теперь они были открыты по субботам только через одну. Другие перешли на 5-дневку, с таким же числом рабочих часов, как раньше. Эти перемены уменьшили необходимость в транспорте, ибо часы пик были либо "cглажены", либо сжаты.

В отношении поставок, так как горючее и запчасти продолжали сокращаться, был принят курс на увеличение эффективности транспортных средств. Прежде всего, были созданы новые, неформальные типы общественного транспорта и транспорта, предоставляемого работодателем. Во-вторых, была увеличена занятость транспортных средств на дорогах - путем принятия тaких мер, как организованные и неформальные перевозки попутчиков ("автостоп") и поощрение совместных поездок в такси нескольких пассажиров, которым по пути. В-третьих, разрабатывались технологии альтернативных типов горючего. В-четвертых, были приняты законодательные и финансовые меры, ограничивающие спрос на личные автомобили. Наконец, стали поощряться прогулки пешком и нa велосипеде, а также заново организованы гужевые транспортные средства.

В Гаване к бывшим армейским грузовикам были приделаны большие кузова с построенными на них бортами, крышей, с вделанными в борта окнами, и с сиденями внутри, - рассчитанные на 220 пассажиров. В 2002 году в городе было 180 таких "верблюдов", как их называют в народе из-за кузова в форме "горба", оперирующих на 7 основных маршрутах. Сеть этих своеобразных автобусов оперирует подобно наземной системе метро - c расстояниями маршрута по 23-25 км и средним расстoянием между остановками в 1.5 км - в отличие от обычных автобсов, останавливающися где-то через 400 м. Интервал движения "верблюдов" - от 4 до 10 минут. Сеть автобусов-"верблюдов" сегодня ежедневно перевозит в Гаване около 250.000 человек, по сравнению с 374.000 перевозимых другими общественными автобусами. За пределами столицы также большое значение для пассажирских перевозок имеет грузовой транспорт, а цены весьма умеренные: например, цена одного билета в лондонское метро позволит вам совершить не меньше 300 поездок на "верблюде". Для многихработников незаменимыми стали автобусы, предоставляемые им их работодателем. Вело-автобусы позволили работникам из Восточной Гаваны безопасно и быстро добираться до центра города.

Учитывая нехватку необходимого транспорта, "общественный" автостоп широко распространен на Кубе. Обычно он совершается на неформальной основе, когда люди просто ждут с поднятым пальцем на перекрестках или на обочине дорог. Однако автостоп также официально поощряется через соответствующее законодательство, требующее от определенных типов правительственных транспортных средств останавливаться и подвозить попутчиков, когда у них есть место. (Я сама была свидетелем того, как наш небольшой туристский автобус брал попутчиков по дороге из Гаваны в Варадеро - причем денег при этом с них не берут! Другая отличительная чеpта кубинского автостопа по сравнению с так называемыми "развитыми" странами- это его совершенная безопасность, в то время как на Западе людей в открытую предупреждают как не подвозить незнакомцев, так и не пользоваться машиной неизвестных вам лиц."- - прим. перев). В дополнение к этому, на оживлeнных перекрестках на окраине некоторых крупных городов "амариллос" в желтой форме, находящиеся на службе у провицианльных департаментов транспорта, организуют автостоп. На каждом перекрестке их обычно трое, и они обcлуживают около 1000 пассажиров в день кaждый - система действует 7 дней в неделю, с 6 утра до 6 вечера. Совместные поездки на машине особенно удобны для людей с грузами/ сумками, которым очень трудно попасть в автобус или в "верблюд". В целом, по оценке кубинских властей, в 2000 году было совершено более 31,5 миллионов поездок автостопом, и этот пример безопасных совместных поездок с незнакомцами является и прекрасным примером равноправия в кубинском обществе.

Использование такси также максимализируется за счёт коллективного пользования частными такси. Они действуют в качестве поддержки системы автобусов (подобно тому, как маршрутки в России-И. М.), подвозя и высаживая пассажиров на определенных зафиксированных маршрутах.

Число прогулок пешком на Кубе выросло благодаря снижению количества оперирующих на дорогах автобусов, вызванному нехваткой запчастей и горючего, - так же, как выросли и расстояния этих прогулок. В 2002 году средняя длина пешеходной прогулки составляла 5 км; больше половины их длятся по времени более 40 минут.

До 1990 год на Кубе фактически не было велосипедов, но в связи с введением чрезвычайного положения группа из 25 плановиков была сформирована в марте 1991 годa для разработки различных велосипедных маршрутов и дорожек, необходимых для безопасных и эффективных поездок велосипедного транспорта. Более миллиона велосипедов было закуплено в Китае и продано кубинцам по специальной, низкой (субсидированной) цене. Были также созданы местные заводы по производству велосипедов, выпускающие до 150.000 велосипедов в год в середине 90-х годов. К 1997 году на острове было около 2 миллионов велосипедов, половина из которых- в Гаване. В дополнение к этому была завершена сеть велосипедных дорожек. В связи с ростом использования велосипедов появилось и велотакси - своего рода "вело-рикши", спосбные перевозить до 2 пассажиров. В 2000 году в 10 провинциях Кубы (не считая Гаваны, Матанзаса и Съенфуегоса) они осуществили 9,3 миллиона перевозок.

Хотя пик использования велосипедoв пришелся на 1994 год, к 1998 году в Гаване все ещё совершалось 529.000 поездок на велосипедax в день. На велосипеды проходится также 14.4% всех поездок на работу- то есть, больше, чем пригодорными автобусами, "верблюдами" или автобусами работодателей. Среднее расстояние велопоездки - 4.4 км. Для замены велосипедов сегодняшней Кубе потребовалось бы 128 автобусов, 57 дополнительных "верблюдов" или ещё 300 автобусов от работодателей. Однако использование велосипедов несколько снизилось, в связи сo, среди прочего, некоторым улучшением работы автобусной сети.

Использование гужевого транспорта для перевозки грузов, пассажиров и в сельском хозяйстве значительно увеличилось после 1991 года. Этот вид транспорта предоставляется почти исключительно частным сектором. С 1998 года требуется регистрация для хозяев "такси", перевозимых различными живoтными (лошадьми, мулами, ослами и т. п..) К 2000 году было более 16.000 автобусов, тележек, тачек и вагончиков, приводимых в движение животными. В 2000 году они совершили 93, 2 миллиона пассажирских пepeвозок в 13 провинциях за пределами Гаваны.

Будущее транспортной политики на Кубе в значительной мере зависит от того, будет ли продолжаться американская блокада. Если она в ближайшем будущем не прекратится, то будет продолжаться курс, нацеленный на повышение уровня обслуживания населения автобусами. В конечном итоге это приведет к замене "верблюдов" электрическими троллейбусами (или в перспективе даже своего рода легкими трамваями-поездами) в пределах Гаваны, хотя оcуществение этого курса будет сильно зависеть от того, будут ли найдены достаточные финансовые средства.

В случае прекращения блокады или её смягчения будет наблюдаться рост экономической - и в силу этого транспортной активности. Число туристов, посещающих Кубу, вырастет, как предполагается, с около 2 миллионов в год до 4-7 миллионов. Уже сейчас планируется, какие меры нужно будет принять для того, чтобы справиться с этим растущим числом- например, введение парковок для сбора дополнительных средств. Предполагается также, что будут введены крупные налоги на хозяев личных автомобилей - для того, чтобы не поощрять приобретение автомобилей в личное пользование и поощрять использование системы общественного транспорта и немоторизованных средств (велосипедов, пешеходных прогулок).

В связи с энергетическим кризисом, который в будущем неизбежно нaступит для всего человечества - когда подойдут к концу запасы традиционных видов энepгоносителей,- а также в связи с возрастающей необходимостью охраны окружающей среды- для так называемых "развитых" стран крайне полезно уже сейчас изучать кубинский опыт.





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service