Left.ru
Алла Никонова
Очередная заказная статья с моральными претензиями: Карякин против Ленина

Бога нет, царя не надо,
Губернатора убьем,
Податей платить не будем,
Во солдаты не пойдем
(Частушка времен первой русской революции)

Кто начал царствовать Ходынкой,
Тот кончит, встав на эшафот!
(К. Бальмонт, 1907 год)

В свое время пришлось мне писать о демократах, заклеймивших в Новой газете русских классиков, включая Достоевского, как пособников большевизма, и, вообще, чуждых по духу новой, капиталистической России. Но, как оказалось, некоторым и Достоевский еще сгодится, для особых оказий. Например, знаменитый Юрий Карякин использовал его имя при написании статьи в той Новой газете "БЕС СМЕРТНЫЙ Главный заказчик и его мысли о кастетах, кипятке и кислоте, а также о Боге, Гегеле, Достоевском, а еще об уме, чести и совести партии"( http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/28n/n28n-s00.shtml), опубликованной 22 апреля, правда, Достоевского для этой цели пришлось препарировать, выкинув за ненадобностью все то, что возмущает прочих демократов, но велика ли беда? Автору не привыкать - он из бедного Федор Михайловича и не такое делал (см. ниже официальный послужной список автора). Речь идет, сами понимаете, о Ленине. Чем больше времени проходит с тех пор, как Ленин официально обьявлен в России извергом всех времен и народов, тем больше меня удивляет одна закавыка: если Ленин всего "смертный" труп, если он давно умер, то чего же так бесноваться? Не то, что о мертвых ничего, кроме хорошего, но кому интересен покойник? Кто сейчас сочтет актуальным проклятия какому-нибудь Клеону - если этот афинский политикан и обрел бессмертие, то только благодаря заклеймившему его Аристофану. Но с Лениным все обстоит иначе. Может быть, разгадку можно найти у самого Карякина?

" Сколько заказных убийств происходит сейчас в стране? Сколько поймано исполнителей? Сколько разоблачено заказчиков?." Вот, оказывается, что происходит в новой, свободной от Ленина России? Вероятно, кое-кто этим недоволен и начинает задавать глупые вопросы типа: почему такое возможно в свободной России, да кто виноват? Тут-то вытаскивают из нафталина типичного шестидесятника-перестройщика-демократа Карякина, и он дает изумительный ответ: "А сколько миллионов ни в чем не повинных людей было истреблено во время гражданской войны?" Вот это не в бровь а в глаз! Но если кто подумает, что что Карякин намекает на то, что нынче в России тоже гражданская война - он ошибается. Нет, все дело в том, что "Скольких доносчиков и палачей в те времена не только не ловили, а награждали? Скольких -- специально выискивали и обучали этому ремеслу! И как прославляли главных заказчиков!"      

То есть, в гражданскую войну все невинные смерти (кстати, таким образом многочисленные убиенные ныне "бизнесмены" и чиновники заодно получают полное отпущение грехов) - на совести того самого, ясно кого - Ленина. То, что "гражданская война" по определению ведется как минимум с двух сторон, смелому обличителю нипочем. И когда и где в каком государстве " доносчиков и палачей" "ловили"? Может, в царской России? Или в современной Америке, где "стучать" на подозрительного соседа или родственника считается гражданским долгом, а палачи не жалуются на безработицу? Но больше всего мне нравится этот смелый полет пера - только ошарашенный читатель, почесав в затылке, соберется промямлить, дескать, эта, гражданская-то война, это когда ж она была-то? - как бестрепетный Карякин его и оглоушит:  "Сегодня воздадим должное самому главному заказчику тех преступлений, которые творились у нас почти весь прошлый век: запретить, уничтожить, искоренить религию, Церковь, верующих, вообще всех инакомыслящих."" То есть, есть у гражданской войны начало, нет у нее конца (точнее - уже есть, спуся почти век). Обратите внимание на непринужденную ловкость рук, которой любой шулер позавидует - "религию, Церковь, верующих, вообще всех инакомыслящих". Так церковь (с большой буквы, не иначе) становится синонимом "инакомыслящих". Эх, господин Карякин, ну есть же границы... Или все-таки нет, и главный идеологический пособник самодержавия в борьбе с инакомыслием превращается в одночасье в свою противоположность? Разве не была казенная церковь гонителем верующих, но инакомыслящих - например, старообрядцев, толстовцев и т.д. Возмущается Карякин словами Ленина "Каждый хороший коммунист есть в то же время агент ЧК". Ах, как возмущается. Забывает только добавить, что в царской России КАЖДЫЙ СВЯЩЕННИК был обязан нарушать тайну исповеди, если речь шла о "противугосударственных действиях". И что во времена Николая Второго, о смерти которого так скорбит Карякин, священникам вменялась в обязанность задавать на исповеди вопрос : "Книжек запрещенных не читаете ли"? О царе вообще стоит поговорить особо. Нынешняя, негонимая РПЦ возвела его в ранг святого, с чем Карякин-инакомыслящий отнюдь не спорит. Недаром Илья Смирнов счел этот акт церкви и реакцию на него "просвещенной публики" одиним из самых гнусных знаков нынешней эпохи. Да и царицу стоит вспомнить. Ленину Карякин вменяет в вину всякие ужасные слова в письмах и пометках - почему бы не привести из писем царицы постоянно повторяющийся рефрен "повесить" - и не только Керенского, но и Милюкова! Почему не процитировать ее такие глубоко христианские слова "Россия любит почувствовать хлыст". Или такая пометка царя на донесениие прибалтийского генерал-губернатора о том, что капитан-лейтенант Рихтер "казнил по собственному усмотрению, без всякого суда и лиц не сопротивлявшихся" - "Ай да молодец" И впрямь святой!

Статья Карякина длинная и лжи в ней столько, что для ее опровержения понадобилась бы книга. Придется выбирать, хотя трудно. Например, дивное толкование фотографии молодого Ленина. "1895-й. Первые руководители «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Фотография необыкновенно выразительна психологически. Фотографируются-то специально, то есть позируют, перед походом, для истории (у Достоевского такое названо -- «сочинить физиономию»). Собрались на подвиг. «Совет в Филях» перед (для) всемирно-историческим Бородином. Особенно выразителен Ульянов. На нем печать абсолютной властности. Остальные, по сравнению с ним, -- хлюпики, пигмеи. «Хозяин разговора», вождь -- он, это ясно. Он -- воплощение той партии, т.е. той части (партия ведь -- это часть), которая претендует стать всем, стать целым. Он -- в центре. Сидит. Молчит. Губы сжаты. Рука властно облокотилась на стол. Глаза смотрят прямо на тебя, в упор, но одновременно устремлены в себя. Молодой сгусток, невероятная концентрация невероятной же воли, энергии, целеустремленности. До предела сжатая пружина. Что-то будет, если (когда) она разожмется? Куда, в кого выстрелит? По крайней мере, некоторых сидящих рядом с ним она не пощадит. Не пощадит и десятки, сотни тысяч семей по таким анкетным данным, какие точь-в-точь были, например, у Ильи Николаевича Ульянова, дворянина, директора народных училищ, с орденами Владимира и Анны на шее." Можно подумать, что речь идет о генерале (или царе) затевающем кровавую империалистическую войну. Или буржуе, собирающемся "применить динамит к конкуренту" (Ленин в данной цитате, кажется, имел в виду Рокфеллера). А на деле - это молодой человек, способный, образованный, сравнительно привелигированный - дворянин (и значит избавленный в царской России от телесных наказаний - да-да, господин Карякин, значит розог - для взрослых людей! и рекрутской повинности), русский - и значет имеющий право учиться на родном языке и проживать в столицах, официально "православный" - то есть не подвергающися ограничениям и гонениям, как другие "инославные" и "раскольники". И что он делает - идет против строя, давшего ему эти привилегии. Ради кого - ради тех, кого этот строй давит. Идет, зная что его ждет - тюрьмы, ссылка, эмиграция.

А вот что наш праведный обличитель может предьявить со своей стороны (привожу целиком, нет второстепенного):

"Окончил философ. ф-т МГУ (1953) и аспирантуру МГУ. Был членом КПСС (с 1961). Работал мл. научным сотрудником Ин-та философии АН СССР (1956), зав. отделом ж-ла "История СССР" (1957-60), редактором, консультантом, зам. зав. отделом ж-ла "Проблемы мира и социализма" в Праге (1960-1965), спецкором газеты "Правда" (1965-66), с 1966 референтом, мл. научным сотрудником, ст. научным сотрудником Ин-та междунар. рабочего движения АН СССР (ныне Ин-т сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН). В 1968 исключался из КПСС за доклад о жизни и творчестве А.Платонова на юбилейном вечере в ЦДЛ.

Автор кн. о проблемах российского освободительного движения и творчестве Ф.М.Достоевского: Запретная мысль обретает свободу. М., 1966 (в соавторстве с Е.Плимаком); Re-reading Dostoyevski. М., АПН, 1971; Чернышевский или Нечаев? М., 1976 (в соавторстве с А.Володиным и Е.Плимаком), Самообман Раскольникова. М., 1976; Достоевский. М., 1984; . Ф. Достоевский и канун ХХ1 века. М., "Сов. писатель", 1989. Стал широко известен благодаря политическим памфлетам, в т.ч.: Стоит ли наступать на грабли? - "Знамя", 1987, № 9. Публикует: Дневник русского читателя. Из записных книжек. Переделкино. 1996. - "Октябрь", 1997, № 11. Печатается также в еженедельниках "МН", "ОГ", в ж-ле "ЛО" (1989, № 11).

Член СП СССР (1971). Секретарь правления СП СССР (с августа 1991), сопредседатель СРП (с 1991). Сопредседатель правления общества "Мемориал" (с 1989). Председатель комиссии по лит. наследию Г.Семенова (с 1992), член Совета Общества Ф.М.Достоевского в СССР (с 1990), обществ. совета ж-ла "Октябрь", редколлегии ж-лов "Феникс - ХХ" и "Звезда". Был членом бюро клуба "Московская трибуна" (с 1989).

Нар. депутат СССР (1989-92). Член Президентского совета РФ.

Премии ж-ла "Огонек" (1981), Президента РФ (2000)."

То есть, при нехорошей советской власти получил образование, вступил в партию (не запретную и гонимую, а правящую), и дошел до степеней известных: зам. зав. отделом ж-ла "Проблемы мира и социализма" в Праге (1960-1965), спецкор газеты "Правда" (1965-66) - на такие посты ставили только проверенных. Единственный акт "инакомыслия" - доклад о жизни и творчестве А.Платонова на юбилейном вечере в ЦДЛ! За что "исключался" из КПСС - жаль, не указано, когда и за что восстановили. Процветающий автор книг на "заданную тему". В общем - типичный портрет приспособленца. Вот как он себя оправдывает:

" Да, освобождение от ленинского мифа шло трудно. Почему?       Прежде всего тогда не хватало фактов, а еще больше их понимания: ведь дрессировали-то нас идеологически с самого детства, развивая нюх на «классовый инстинкт»." "Освободился» же Карякин все-таки вовремя - как раз тогда, когда восхвалять Ленина стало не выгодно, а наоборот - накладно. И тут же преуспел снова - уже при новой власти. Куда там Ленину. Впрочем, есть еще одно оправдание: «Спасались красивыми цитатами из Ленина». Значит ли это, что Ленина Карякин не читал, ограничиваясь цитатами? Раньше одними (помните, были такие сборники цитат, скажем «Ленин о диктатуре пролетариата»), а теперь, как видно, другими... Не поверите, но так оно и есть : «В 2000 году вышла книга Е. Данилова -- невероятная концентрация и фокусировка фактов на эту тему (3500 фактов!). Я многим обязан этой книге и хочу поблагодарить ее автора». То есть, даже ради святого дела - разоблачения Ленина, Карякин поленился сделать больше, чем заглянуть в цитатник - три с половиной тысячи одних фактов, представляете! Ужасное меня посетило подозрение - что, если и о Достоевском Карякин писал по цитатам? Да, не зря таких как он, в свое время презрительно именовали «талмудистами и начетчиками»...

Может быть, именно потому - то ли нечистая (ну, не совесть, а так - воспоминания прежней карьеры) доводят порой ренегата до прямого умоисступления. Как вам такое кликушество: "А победи мировая революция, взорвали бы и собор Святого Петра в Риме? Собор в Милане? Парижский Нотр-Дам? Кельнский собор? И церковь на Нерли? Все соборы, во всех странах?.."

Как заметил по схожему поводу Ленин "озлобленный почти до умопомрачения белогвардеец".

Хочу только заметить, что аляповатый "самовар", как назвал его В. Иванов был постороен при царе на месте разрушенного для этой цели старинного монастыря. Что касается соборов, то да, их разрушали. И без всякой мировой революции. Реймсский собор - "классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета"- подожженый не безбожными большевиками, а христианскими воинами Первой Мировой войны. Древняя мечеть Бабри в Индии разрушена не атеистами, а религиозными фанатиками-индуистами в 1992 году. Да что вспоминать прошлый век - как насчет осады одной из самых почитаемых христанских церквей - рождества Христова - в Вифлиеме, построенной на месте "рождения Иисуса"? Осаду и обстрел вели израильские оккупанты - слуги государства, не отделенного от религии (кстати, кучка совсем уж крайних фанатиков, желающих разрушить на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, с целью построить на ее месте Третий храм и тем приблизить приход Машиаха, пользуется покровительством этого самого государства). Или апрельский (сего года) обстрел мечети с богомольцами в Фаллудже? Кто совершил это? Благочестивая армия, имеющая в своих рядах капелланов - многие оккупанты в Ираке с перепугу решили креститься, так что капелланы без дела не сидят. А уж их главнокомандующий - и вообще истовый христианин (не хуже Николая), так часто поминающий разом Христа и "войну против террорризма", что американские мирные демонстранты придумали лозунг "Кого бы бомбил Иисус?"

И не нужно думать, что Карякин и Ирак - странная ассоциация. Вот его праведный гнев по поводу рекомендации Ленина «избивать гражданское и военное начальство, вооружаться, кто чем может (ружье, револьвер, бомба, нож, кастет, палка, тряпка с керосином для поджога, пироксилиновая шашка, колючая проволока, гвозди), осыпать войско камнями, кипятком, создавать склады бомб или камней или кислот для обливания...» -он только забывает добавить, что речь шла о том, как практически безоружные рабочие и крестьяне противостояли властям во время первой русской революции - в том числе и доблестному "капитан-лейтенанту Рихтеру" и его "гражданскому начальнику - царю", восхищенному такими подвигами.

Все это живо напоминает мне тех, кто клеймит иракское (или палестинское) сопротивление оккупантам такими же подручными средствами, но ни слова не вякнет против тех, кто давит оккупированных танками и бульдозерами, бросает на них тонные бомбы, осаждает целые города, оставляя их без продовольствия и медицинской помощи, посылает снайперов убивать женщин и детей, наконец - пытает и насилует, да еще при этом делает снимки "на память". Вот этого еще при Николае не было, видать, все дело в несовершенстве техники. Теперь техническая сторона, как и религиозная, в полном порядке.

В заключению - замечу еще одно. Как ни непристойна вся эта Карякинская писанина, самое непристойное - это его глумление над болезнью и смертью Ленина. Он именует последствия удара - "олигофренией". Врать Карякину не привыкать стать, но кто бы ему обьяснил, что "олигофрения" -« различные формы врожденного или приобретенного в раннем детстве психического недоразвития». Ленин же унаследовал предрасположенность к удару от отца, который умер тоже скоропостижно и от той же причины. Так что, когда верующий Карякин проповедует "Жуткое возмездие. Кто наказал? Бог? Судья? А может быть, сам себя. Но, так или иначе, это возмездие -- главному" заказчику", он странным образом переплевывает даже того бога, который "наказывает потомков за грехи отцов до седьмого колена" - у него Илья Николаевич наказан за грехи сына, так получается, что ли?

Но в одном, признаться, Карякин прав. "Самое забавное, наверное, видеть недавно вернувшегося в лоно церкви верного ленинца, первого секретаря РКП в храме Христа Спасителя со свечкой, а потом еще его же и в мавзолее Ленина..." - но не потому, что верующий не может быть коммунистом, а потому, что негоже служить "и богу и мамоне", поклонятся символу царской (она же "демократическая") России и тут же присягать ниспровергателю царской России со всеми ее мерзостями. Карякин, по крайней мере, проделал это не одновременно...





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service