Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Гервиг Леруж
Делокализация: мифы и правда

Правда ли, что из-за делокализации растет безработица? Угрожает ли Бельгии и Европе перспектива  полностью потерять собственную промышленность? DHL, текстильные предприятия, Ford, Philips, Splintex, а теперь ещё – и Bosch: каждую неделю раздаются новости о делокализации или её угрозе. Ибо шантаж делокализацией со стороны работодателей стал их излюбленным оружием для снижения заработной платы и сокращения рабочих мест. На этот раз мы исследуем мифы и реальность, прячущиеся под термином “делокализация”. В следующий раз мы рассмотрим пути борьбы с нею.

Levi's, DHL, Bosch: три случая, три драмы

Делокализации не похожи одна на другую. Кроме того, ещё существует (и даже преобладает) и всего лишь угроза делокализацией (или шантаж).

Levi’s: перевод продукции в страну Трет’его Мира с низкой заработной платой.

Именно в этом, как считают обычно, заключается делокализация. В 1998 году большой босс знаменитой фирмы по производству джинсов, Боб Хаас, закрывает в Бельгии свои фабрики в Гитсе, Верфике и Дерне и в Ла Бассе на севере Франции, увольняя 2.609 рабочих. Человек с личным капиталом в около 700 миллионов евро решил перевести производство  в Турцию и на Филиппины. Более 80% уволенных работниц так больше и не нашло никакой новой работы.

DHL: делокализация внутри самого Евросоюза, часто вызванная предоставлением преимущественного статуса, подарков и государственных субсидий.

9 ноября 2004 года DHL об’явила о своем решении перевести свою внутриконтинентальную платформу в Лейпциг вместо аэропорта Брюссель-Завентем. После 2008 года DHL начент сворачивание своей деятельности в Завентеме и сократит число своих нынешних работников на 2/3: 1700 из 2600 работников будут уволены. Согласно головной фирме Дойче Пост, выбор Лейпцига определяется огромными возможностями в области полетов и инфраструктуры: его аэропорт открыт 24 часа в сутки, и нет никаких ограничений на ночные полеты. Кроме того, регион Саксония (где находится Лейпциг) берет на себя львиную долю необходимых для интестиции 295 миллионов евро. А не DHL. Европейская Комиссия,и так, своей стороны, уже выделила 70 миллионов евро в рамках помощи “отстающим” европейским регионам.

Bosch: шантаж делокализацией для навязывания низких зарплат и увеличения продолжительности рабочей недели.

Эта немецкая группа производит оборудование для автомобилей, рабочие машины и электрические продукты для домашнего пользования. В 2003 году её 229.430 работников обеспечили акционерам прибыль в 1,1 миллиарда евро чистого дохода. Мало. Bosch делокализирует част’ своего производства в Румынию…

Но особенно успешно он использует угрозу делокализацией для шантажа. Так, Bosch угрожает в июле 2004 года закрыть свой завод в Вениссье (Франция) и перевести его в Чехию, если французские рабочые не согласятся снизить “стоимость рабочей силы” на 12%. Результат: рост заработной платы заморожен на три года, 36- часовая рабочая неделя вместо 35- часовой без денежной компенсации, ликвидация премий, связанных с полученной фирмой прибылью, снижение надбавки за ночные работы, исключение 13-ой зарплаты из расчётов выплат за отпуска. Но после этого оказалось, что вообще-то у Bosch не было никакого плана перевода предприятия в ближайшее время в Чешскую Республику…. Это был обыкновенный шантаж.

Насколько велика эта проблема?

 - Делокализировать или нет? Делокализировать или нет? - Кончай фантазировать и подай лучше мне икры!
 - Делокализировать или нет? Делокализировать или нет? - Кончай фантазировать и подай лучше мне икры!

Делокализация может принимать различные формы: перевод производства в страны с низкой заработной платой или транснациональное субконтракторство. Но каково её действительное влияние на ситуацию с рабочими местами?

В промышленности речь идет в особенности о секторах с весьма высокой интенсивностью труда, таких, как пошив одежды, производство электрических и электронных товаров. Так, Nike сам не производит ни единого ботинка. Вся работа отдается субподрядчикам. Но в целом производство, конечно, не определяется целиком делокализированными предприятиями, и не нужно преувеличивать значение делокализации в ликвидации рабочих мест.

Согласно Дирекции по иностранным экономическим связям во Франции, делокализации с 1997 по 2001 год представляли собой менее 4% прямых инвестиций французских предпринимателей в других странах, и на их долю относят лишь 5%ликвидированных за это время во Франции рабочих мест, С 1990 по 2001 годы делокализации германских предприятий  в новые страны – члены Евросоюза имели прямой эффект на 0,7% рабочих мест в данных предприятиях и на 0,3% общего числа рабочих мест в Германии. Европейский Центр Мониторинга Перемен (1), ирландское учреждение, подготовило обзор перестуктуризации европейских фирм. Секторы, осуществляющие наиболее крупные рестуктурирования в Европе, - это металлургия и машиностроение, автопроизводство, агропищевая промышленность, производство кожи и текстильных изделий, и, в заключение, химическая промышленность. Из 1500 случаев, описанных в данном обзоре, делокализации и транснациональное субконтракторство стали причиной лишь 8% структурных перемен и лишь 7% ликвидированных рабочих мест.

1www.eurofound.ie

Все- в Китай?

Нет. Бельгийские фирмы в основном инвестируют в Европе, причем почти половина инвестиций приходится на соседние с Бельгией страны (Францию, Нидерланды, Германию и Британию). Это данные Национального Банка в его докладе за 2000 год.

Согласно докладу французского сената, лишь 4% французских прямых инвестиций за рубежом приходятся на развивающиеся страны, в 2003 году – на сумму 61 миллиард евро. Из делокализаций , приведших к массовым увольнениям,  в бельгийской промышленности, главными местами, в которые переносилось производство, были за период с 1990 по 1995 годы (в порядке убывания): Франция, Италия, Британия. За ними следуют страны Восточной Европы.

Мы нашли некоторые данные о Китае в изданиях ВТО. Китай в настоящее время обладает 10% европейского рынка текстиля, а через пару лет эта цифра увеличится до 12 % (1) Далеко не похоже на ту катастрофу, которой грозят нам работодатели через принадлежащие им же по большей части СМИ…

1 Hildegunn Kyvik Nordas, The global textile and clothing industry post the agreement on textiles and clothing, World Trade Organisation, Discussion Paper 5, Genève, 2004, p. 27, tableau 7

Делокализация: важнейшая причина безработицы?

Новый “козел отпущения” для всех общественных проблем, закрытия заводов и увольнений: делокализация в страны с низкой заработной платой. Но действительно ли данный феномен является главной причиной ликвидации рабочих мест?

Уничтожение рабочих мест в промышленности разворачивается на наших глазах уже в течение последних 30 лет. Процент занятых в промышленности от общего числа рабочих мест во Франции упал с 26% в 1981 году до 18% в 2003 (1). За тот же период в 25 лет конкуренция со странами Юга привела к ликвидации лишь 1% рабочих мест. 1%!!

Главной причиной исчезновения рабочих мест является рост производительности труда как последствие автоматизации и информатизации, но в особенности - из-за роста эксплуатации работников. Производительность  труда росла с 1981 по 2001  год в среднем на 3.9% ежегодно. Увеличение в два раза за 20 лет!! Другими словами, сегодня то же, что производилось в 1981 году, может быть произведено всего лишь половиной от занятого на этом производстве в том году числа работников.

В обществе, в котором на первом месте стояли бы люди, а не прибыль, этот прогресс послужил бы для облегчения жизни людей и для ликвидации тех огромных нужд, которые существуют ещё как в нашей стране, так и в мире. Но сегодня к росту производительности труда стремятся исключительно для нанесения поражения конкуренту, что приводит к невыносимым условиям труда и постоянной безработице для миллионов людей.

Конкурентная борьба обязывает каждого капиталиста искать наиболее выгодных для него экономических решений: более низкой стоимости производства, поддержки государства, выгодных налоговых условий, менее строгих социальных законов в стране или отсуствия в ней профсоюзов. Технологический прогресс предоставил капиталистам одно из таких решений. Стоимость перевозок и время, затраченное на них, снижаются. При помощи интернета коммуникации становятся подлинно транснациональными. Можно руководить работой фабрики или производством на ней с любой точки земного шара. Далее в ряде стран Третьего Мира имеется огромное количество занятых ручным трудом, а также интеллектуальных работников. А крах социалистичексих стран в 1989-1990 годах вообще наконец прорвал плотину. Теперь капиталисты могут инвестировать повсюду, либерализовать все.  Они создали Всемирную Торговую Организацию(ВТО), которая дала им доступ на рынки, к рабочей силе и к услугам стран Юга и Востока. Они создали условия для всемирной эксплуатации рабочих. Пальцем надо указывать не на страны с низкими заработными платами, а на систему, которая на первое место ставит прибыль.

1 Désindustrialisation et délocalisations. Rapport van de Franse senaat. 2004. pp. 28-32 http://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/054000102/0001.pdf

Более ли шатки позиции компьютерщика Фортиса, чем. рабочего Форда?

Заставить работать на себя инженеров в офисе в Индии стоит меньше, чем. построить там целую фабрику. Поэтому в определенном смысле компьютерщик, работающий на Форбис, например, находится в более шаткой позиции, чем. рабочий завода Форд . С 2000 года делокализации затрагивают все новые и новые сферы. Европейские и американское правительства наязывают открытие этих сфер мировому рынку. ТНК  сегодня имеют возможность перенести часть своих услуг в страны с дешевой рабочей силой, либо имеющие высококвалифицированную, но дешевую рабочую силу. Не только телефонные центры, но и бухгалтерия, финансовый анализ, разработка новых компьютерных программ, научные исследования и развитие могут быть реализованы в данных странах.

С лета 2002 года 27 крупных фирм, действующих в Британии, делокализировали по меньшей мере 50.000 рабочих мест в сфере услуг. В настоящее время эта цифра представляет собой лишь 0,24% всех рабочих мест в этой стране. Но данный феномен усиливается. Согласно исследованию  европейских и североамериканских компаный, произведенному бюро Deloitte & Touche (1), , 62% производителей в предстоящие три года намерены "экстернализовать " свои исследовательские отделы. Конечно, это будет иметь последствие для наиболее квалифицированной рабочей силы в данных странах. Согласно исследованию Исследовательского Института Форрестер, американские фирмы в ближайшие десять лет делокализируют 3,3 миллиона высококвалифицированных рабочих мест (2). Но доклад французского Сената релативирует данный феномен: "Исследовательские отделы, которые созданы недавно в новых странах, вошедших в рынок, насколько речь идет о фирмах, либо создаются одноременно с продолжением существования уже созданных ранее исследовательских отделов, либо путем перегруппировки исследовательских центров на региональной основе (например, европейские исследовательские центры, созданные для поставщиков в автомобильной промышленности). Некоторые описанные случай реального перемещения исследовательских центров происходили в основном между развитыми индустриализованными странами, а не в новые вошедшие в рынок страны." 1 The challenge of complexity in global manufacturing, 2004) · 2 Süddeutsche Zeitung, 7.8.2003)

Почему же они не все делокализируются?

Различные факторы ограничивают возможность полного ухода за границу.

1. Стоимость рабочей силы - это ещё не все. В Индонезии рабочая сила стоит в десять раз дешевле, чем. в Бельгии, но стоимость сшитой там блузки ниже бельгийской лишь на 18%. Ибо индонезийская рабочая сила менее образованна, а делокализация влечет за собой дополнительные расходы на транспорт, таможню, посредников в торговле, на большее количество ошибок. 2. Построить завод в стране Третьего Мира означает на годы иммобилизировать там свой капитал. В этих странах политическая ситуация зачастую является нестабильной. Идут гражданские войны, бывают государственные перевороты. Выбраться из такой страны в таком случае может быть не так просто, и инвестиции могут быть потеряны. Кроме того, нельзя, чтобы там перекрывались; дороги, нужно, чтобы электричество поставлялось 24 часа в сутки, нельзя, чтобы выходили из строя телефонная связь и интернет. 3. Чем дольше будет продукция простаивать на набережных в ожидании таможенных досмотров, тем дольше капитал не приносит никакой прибыли. Автомобильная промышленность создает свои заводы поближе к потребителю для облегчения перевозок своей продукции по автомобильным и железным дорогам, для того, чтобы не платить таможенных пошлин, иметь на службе квалифицированную рабочую силу и находиться неподалеку от своих главных поставщиков. 4. Многие услуги не могут быть делокализированы: отели, рестораны, туризм, дистрибуция, больницы, услуги чистильщиков и уборщиц. 5. Зарплата - это одно, а производительность - другое. Доклад KUL (1) подсчитал стоимость заработной платы и производительность труда в Бельгии, Польше, Венгрии и Чехии и сравнил их. Заработные платы в Белгии выше в четыре раза, но производительность труда в Польше ниже.

1«Are Wage Cost Differentials Driving Delocalisation? ...». Jozef Konings, September 2003. LICOS Centre for Transition Economics K.U.Leuven, Belgium)

В следующий раз:

Каково решение проблемы делокализации? Понизить заработные платы в Бельгии? Не субсидировать более экономику восточноевропейских стран? Наложить социальные или природоохранные налоги на товары, произведенные в странах Третьего Мира? Сопротивляться конкуренции между рабочими путем введения общеевропейской минимальной заработной платы?


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100