Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Гервиг Леруж
Что вы можете предпринять против делокализации?

Это- продолжение досье, посвященного делокализации. В прошлый раз мы показали, что делокализация является реальным и вызывающим чувство мести феноменом. И что хозяева фирм и правительства, кроме того, зачастую пользуются ею как предлогом для оправдания ликвидации социальных завоеваний трудящихся. Сегодня мы поговорим о том, как надо действовать трудящимся в ответ  на подобные угрозы….

Главный козырь: солидарность.

Хозяева видят выход в одном только сворачивании социальных завоеваний и в выдачах субсидий фирмам. Правительства слушаются их. А что же рабочее движение? Чем оно может на это ответить?

 Делокализация заставляет нас задуматься по-настоящему о проблеме международной солидарности рабочих. Если в прошлом веке она успешно развивалась, то в настоящий момент она плетется в хвосте за конгломератами работодателей. То, что Первое мая сегодня является выходным днем, обьясняется тем, что рабочие в различных  странах одновременно яростно требовали этого (и в конце концов вынудили хозяев пойти на попятный). В ХIХ веке создание профсоюзов представляло собой ответ на конкуренцию рабочих в национальных границах одной страны. Благодаря своему присутствию на крупных предпритиях профсоюзы могли затормозить попытки капиталистов настроить рабочих друг против друга. В то время христианский депутат бельгийского парламента в дебате о необходимости ликвидации детского труда в шахтах без колебаний привел в защиту его сохранения аргумент о конкурентоспособности. Если у хозяев бельгийских шахт больше не будет свободы эксплуатировать детей- шахтеров, то они потерпят поражение в ходе конкуренции с иностранными шахтами, и шахты в Бельгии придется закрывать, заявил он. Если бы все было так, как он хотел, дети и по сей день трудились бы в шахтах!

Те же самые аргументы приводились, когда в 1921 году в Бельгии был введен 8-часовой рабочий день. Тьебо, промышленник и депутат парламента: "Бельгийская промышленность может продержаться на мировом рынке только при условии поддержания ею цен, которые не превышают цены её главных конкурентов. Решение проблемы - в низких ценах на готовые продукты, а их мы можем позволить только при более длинных рабочих днях."

Тем не менее в том же самом году, в самом разгаре экономического кризиса  в различных странах одновременно был одобрен законопроект о 8-часовом рабочем дне, - под давлением мощного стачечного движения  рабочих, которые во всех этих странах выступили с одним и тем же требованием. В то же самое время был  введена индексация. В 1936 году в отдельных отраслях была введена 40-часовая рабочая неделя и недельный оплачиваемый отпуск. В 1944 году, 61 год назад, в то время, когда Бельгия ещё лежала в руинах в результате войны, была введена система социальных гарантий.

Вовлечь других рабочих.

Перемены осуществляются, так же как и наступление на интересы трудящихся может быть остановлено,  только в результате соотношения сил, как внутри страны, так и в международном плане. И в наши дни рабочее движение способно заставить хозяев и правительства пойти на уступки - путем массовой мобилизации. Роль профсоюзов заключается в том, чтобы такую мобилизацию организовать. Если они этого не делают, то они тем самым совершают свой политический выбор между двумя сортами синдикализма - за такой его сорт, который вдалбливает рабочим, что они должны ограничить ущерб своим интересам путем уступок, соглашаясь на отказ от тех своих завоеваний, которые подвергаются нападкам хозяев.Это приводит к регрессу по нарастающей, к непрекращающейся спирали. Синдикализм другого рода в случае закрытия предприятия или массовых увольнений / сокращений на нем начинает борьбу и призывает к солидарности, включая солидарность международную.

Только таким путем можно добиться результатов. Даже если хозяин не блефует, а действительно намерен закрыть предприятие, то у рабочих ещё остаются в руках козыри - до тех пор,  поика они имеют контроль над станками, зданиями, материалами и конечным продуктом. Рабочий класс становится все более я более интернациональным. Появление образованного рабочего класса в недавно индустриализированных странах приведет к оживлению международного рабочего движения. Подлинное спасение возможно только в результате классовой солидарности. Это означает, что надо браться за любые формы борьбы для того, чтобы вовлекать в нее все большее число рабочих и предавать ей все более всеобщий характер.

Пригрози делокализацией - и тебя наградят кучей субсидий

Кто получает наибольшую выгоду от делокализаций? Китайцы? Рабочие Восточной Европы? Нет. В первую очередь  - наши, западные хозяева.

В первую очередь именно западные хозяева извлекают из делокализации наибольшую выгоду.  С 2001 по 2003 в Мексике, которая в 90е годы была важнейшим конечным пунктом делокализаций американских фирм, закрыли свои двери 474 макиладоры - предприятий-субподрядчиков, работающих на американские корпорации неподалеку от границы. И 220.000 из 1,3 миллиона рабочих мест были переведены оттуда в те страны, где заработная плата ещё ниже, чем. в Мексике ( в Индию или Китай)

Хозяева постоянно ищут самую низкую стоимость производства продукции в мире. Они  используют делокализацию в качесте шантажа для снижения заработной платы в странах Запада, для усиления там эксплуатации рабочей силы, для требования безграничных подачек от правительств, не давая взамен никаких престаций, - и это действует! Во имя "борьбы с делокализацией" европейские правительства в отдельных регионах создают "центры конкурентоспособности". Данные зоны пользуются безналоговым режимом, снижением социальных выплат, правительственными субсидиями. Хозяин, пригрози делокализацией - и тебя щедро наградят субсидиями!

Ту же логику мы наблюдаем на уровне всей страны. Во время заключения недавнего коллективного трудового договора бельгийское правительство разрешило увеличить годовое число сверхурочных рабочих часов вдвое - до 130. Французский министр социальных дел Филлон пошел ещё дальше - 180 часов.Во Франции наблюдается возвращение к 40-часовой рабочей неделе (с 35 часовой) с уменьшением выплат за сверхурочные работы. Во всей Западной Европе реальные зарплаты в течение многих уже лет фактичекси заморожены, - под предлогом сохранения конкурентоспособности. Преимущества для нее путем снижения заработных плат в Бельгии исчезают после такого же её снижения во Франции или Германии. Это вынуждает хозяев в Бельгии снова добиваться её понижения, и т. д.. Для рабочих это означает бесконечную спираль регресса.

Сила рабочих.

Лидеры крупных политических партий всегда доказывают, что государство ничего не может поделать с этим процессом, что оно бессильно перед лицом корпораций. Но на европейском уровне, когда на то имеется политическая воля, такого бессилия почему-то не наблюдается.

Делокализации в значительной мере произ ходит внутри Европы. Важнейший рынок корпораций по-прежнему ещё находится именно там. На европейском уровне таким образом на корпорации можно наложить определенные меры. Конечно, партии, имеющие власть в Европе, стоят на службе этих корпораций, но рабочее движение может создать такое соотношение сил, которое позволит вместо всеобщего скатывания вниз по спирали заставить соблюдать интересы рабочих. Представители профсоюзов, имеющих отделения в  различных европейских корпорациях, встречаются в Европейском Совете Предпринимательства. Они могут воспользоваться этим для обмена опытом и выработки планов совместных действий.  Это позволит также улучшить прямые контакты между рабочими разных стран и усилить их. В заключение важным козырем является интернационализм коммунистичексих партий и движений. Во время конфликта в ACG-Splintex член Европарламента от Богемии-Моравии (Чехия), который сам является работником стекольной промышленности, приехал на предприятие для выражения своей солидарности и предложения своего опыта пикетчикам.

Удержать предприятия здесь за счёт налоговых скидок?

Одной из важных причин для делокализации наряду с заработными платами также являются налоги. Все правительства пытаются путем их понижения привлечь капитал и таким путем, как они заверяют, предотвратить делокализацию.

Ирландия понизила налог на предприятита до 12,5%. Румыния, которая скоро войдет в Евросоюз, недавно снизила его с 25% до 16%. Из-за того, что так поступят соседи, за ней последовала Германия: там этот налог будет снижен с 38,3% до 32% (1) Данная фискальная конкуренция привела к среднему снижению налогов на прибыль предприятий с около 45% в 1985 году до 30% сегодня. То есть, на 1/3. Добавьте к этому кредиты для исследований, различные финансовые влияния, почти или совсем бесплатные участки земли для этих фирм.

Однако фискальная конкуренция и делокализация, которую она за собой влечет, приносят выгоду одним только акционерам корпораций, а не для создания рабочих мест. Ещё никогда безработица в Европе не была на таком высоком уровне, ещё никогда не были такими высокими прибыли! Даже Пол Суте, хозяин хозяев в металлургической промышленности (Agoria), признает: "Прибыли предприятий остаются весьма высокими, по крайней мере, для фирм, чьи акции участвуют в биржевых делах" (2). И тем не менее, никогда ещё налог на эти такие высокие прибыли не был таким низким.

Для предотвращения того, чтобы корпорации с выгодой для себя использовали борьбу между государствами, необходима гармонизация налогов на предприятия по всей Европе. В сторону их повышения. Это необходимо для наверстывания упущенного от их постоянного снижения за последние 20 лет, которое приносило выгоду скорее биржевым спекулянтам, чем. инвестициям. А для того, чтобы это осуществить, мы должны уничтожить планы принятия Европейской Конституции. Она стоит на пути любой фискальной гармонизации.

1 Le Monde, 13/5/2005 · 2 Le Soir 30/4/2005

Наложить  обязательное соблюдение социальных мер?

В определенных отраслях, например, текстильной, работодатели требуют, чтобы Евросоюз наложил в обязательном порядке "соблюдение социальных условий" на ввоз продукции из других регионов мира. Западные правительства должны, по их требованию, наложить пошлины на ввоз продуктов, производимых в странах Третьего Мира, которые были произведены  в неприемленых рабочих и социальных условиях: детский труд, отсутствие профсоюзов. Многим прогрессвным организациям и профсоюзам на Западе эта идея тоже кажется привлекательной. Но работодатели, выставляющие себя такими защитниками социальных прав в странах Третьего Мира, - не кажется ли вам это странным? И действительно, подлинная причина их позиции совсем не в этом. Они всего лишь добиваются того, чтобы независимые производители из стран Третьего Мира не были допущены на их рынок, - в пользу того, что они сами производят в этих же странах в чуть (но не намного) менее бесчеловечных условиях.

В Бангладеш более 7000 крупных предприятий были вынуждены прекратить свое существование после полного открытия тамошнего рынка. С 1998 по 2003 годы 564.000 мелких и средних предпринимателей были "выжаты" с рынка. Целые отрасли промышленности и банки были по бросовым ценам проданы корпорациям. В то время, как Европа и США продолжают субсидировать свое сельское хозяйство, они требуют прекращения любой государственной поддержки сельскому хозяйству в странах Третьего Мира. Из-за индустриализации сельского хозяйства под давлением крупного агробизнеса 75% крестьян в Бангладеш лишены земли. Текстильная промышленность находится в глубоком кризисе, в особенности из-за введения подобных ограничений на ввоз западными странами. В данном секторе 1, 8 миллиона робочих потеряли работу (1). Но у Nike дела в полном порядке!

1 Information Bulletin, documents of communist and workers parties. Nr 1/2004, p. 9-10, www.solidnet.org

Равномерное расширение

В качестве защиты от конкуренции заработных плат мы должны добиваться гарантирования минимальной заработной платы с гармонизацией в сторону расширения социальных и фискальных мер имер по охране окружающей среды.

1. Минимальная заработная плата. Бывший профсоюзный лидер Жорж Дебюнн предлагает систему коллективной солидарности: социальные права (заработная плата, меры по безработице, пенсии) должны быть гарантированы во всех государствах Евросоюза. Этот минимум должен определяться отдельно для каждого государства и составлять от 40 дп 50% ВВП на душу населения. Так, в Чехии минимальная зарплата должна будет составлять 443 евро в месяц ( в настоящее время 207 евро), в Литве- 257 евро (вместо 125 евро сегодня). Эта минимальная заработная плата должна будет постепенно расти, одновременно с ВВП (G. Debunne, Wanneer een sociaal Europa?)

2. Фискальная гармонизация в сторону повышения налогов на доходы фирм.

3. Гармонизация в сторону расширения и углубления европейских экологических норм. Мы видели, как TNT воспользовалась тем, что в Валлонии разрешенные ночные полеты самолетов для делокализации из Кельна в Льеж. DHL  сделала то же самое - из Завентема в Лейпциг.

4. Фирмы, которые делокализируются, должны быть принуждены сначала помочь своему персоналу найти новые рабочие места и выплатить полученнные государственные субсидии обратно.

5. Запрет на государственную поддержку предприятиям, которые делокализируются

6. Отказ от Европейской Конституции, запрещающей установление европейских социальных норм и норм заработной платы во имя "святого закона рынка"

7. Создавать связи с деятелями профсоюзов в других странах, поддерживать их в их борьбе за профсоюзные права и улучшение социального положения рабочих во всем мире.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100