Гхали Хассан
Французские гетто, полицейское насилие и расизм

Французы называют их Les cités. Это гетто, специально построенные для исключенных и лишенных гражданских прав мигрантов из бывших колоний Франции в Северной Африке – в основном, арабов и мусульман – и других частей света. Сконцентрированные на периферии больших городов Франции, Les cités стали лабораториями несогласия и сопротивления угнетению. Так дети иммигрантов, построивших Францию после Второй Мировой войны, выталкиваются за пределы французского общества.

Необходимо отметить, что французская молодежь, протестующая против полицейского насилия и политики французского политического истеблишмента – это французские граждане. Они родились в сообществах иммигрантов из бывших французских колоний в первом и втором поколении. Их не движет религия, и их протесты не имеют ничего общего с исламом и западным клише «исламского фундаментализма». Это протест против угнетения и расизма. Это единственный способ, каким молодежь может выразить свою ярость и фрустрацию в отношений французского политического истеблишмента, который не дает иммигрантам интегрироваться во всей их непохожести. Французские правительства, одно за другим, так и не смогли выработать честную и успешную политику интеграции.

«Граждане второго класса» выталкивались из центров в большие пригороды Парижа, Ниццы, Лиона, Тулузы, Марселя, Страсбурга и других больших городов, в которых их родители однажды стали дешевой рабочей силой для французских фабрик. Молодежь исключена из французского общества, и подвергается жестоким и напоминающим о нацизме полицейским притеснениям, вдохновляемым расистской политикой. В своем ежегодном докладе в апреле 2005 г., «Международная амнистия» критиковала «безнаказанность», которой пользуется полиция, и жестокое отношение полиции к молодежи североафриканского происхождения во время провокативных проверок личности. Фактически, арабы или африканцы не имеют права посмотреть на полицейского, в свете сознательного повседневного расизма, с которым сталкиваются цветные.

Это полиция спровоцировала нынешние протесты, когда загнала двух парней, возвращавшихся с футбольного матча, в подстанцию Клиши-су-Буа, где они получили электрический шок и умерли. Как это часто бывает, парни боялись рукоприкладств при проверке личности, что характерно для пригородов, где живут французские граждане североафриканского происхождения. Сыграл роль и отказ полиции извиниться за свои преступные действия, когда газовая граната была взорвана внутри мечети. Ситуацию воспламенило подстрекательское и расистское поведение Николя Саркози, французского министра внутренних дел с манией величия. Здесь явно не помогли агрессивные заявления о Саркози о том, что молодые люди были «недочеловеками», и его призыв к более напоминающим нацистские «этническим чисткам» в гетто. Благодаря культурному шовинизму французского общества, Саркози пользуется поддержкой 57 % французских избирателей. Эта ненависть к арабам и мусульманам вернула Францию к ее антисемитизму прошлого, только уже с новой жертвой.

Правительственный доклад, представленный Жаном-Кристофом Руфеном, бывшим вице-президентом «Врачей без границ» министру внутренних дел в октябре 2004 г., обращал внимание на то, что подъем расизма и «антисемитизма» во Франции представляет «радикальную угрозу выживанию нашей демократической системы». Кроме того, «расовая дискриминация – это реальность во Франции, но это не тот факт, который власти действительно хотят видеть», - сказал Питер Форд из Christian Science Monitor в Париже.

Это темное прошлое Франции, и ее дискриминационная система должна быть изменена. «Очень трудно просто сидеть и смотреть, как богачи разъезжают в своих крутых тачках. У них есть все, а у нас нет абсолютно ничего», - сказал двадцатилетний Саид в интервью Independent 5 ноября 2005 г. «Особенно с того момента, как Сарко [Саркози] пришел в правительство, жизнь стала merde [дерьмом]. Он относится к нам, как к собакам, - что ж, мы покажем ему, как собаки могут отвечать», - добавил шестнадцатилетний Камил. Молодежная безработица в гетто в три раза выше, чем общенациональная, и составляет более 40 %.

Более того, французы мусульманского и североафриканского происхождения составляют наибольший процент заключенных в системе французских тюрем, где отношение к заключенным просто адское, а условия жизни напоминают пытку. Физическое и моральное насилие играет значительную роль в управлении переполненными тюрьмами. В своей последней книге L’Islam dans les Prisons, Фархад Хосрокхавар, профессор социологии в Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales (Париж) оценивает количество французских мусульман в 70 % от всех 60 775 заключенных во Франции. Социологи обвиняют в этом маргинализацию и растущую бедность и безработицу среди арабо-мусульманского меньшинства. Французская ситуация не уникальна, это тенденция, характерная для всей Западной Европы.

Что бы не говорили Саркози и западные СМИ основного направления с их голословными заявлениями о том, что протесты организованы «исламистами» и мечетями, протесты – это форма молодежной солидарности против французской дискриминационной системы и полицейского насилия в отношении французских граждан с мусульманскими и североафриканскими корнями. Мусульмане во всей Франции призывают к спокойствию. Саркози должен извиниться за свои расистские заявления. Недавний закон, запрещающий ношение платка (хиджаба) в общественных школах, больницах и правительственных учреждениях – это форма экстремизма. Он не только провоцирует расизм, он отбирает у французских мусульманок их право на образование. Франция остро нуждается в толерантности, чтобы смыть с себя пятна позора фашистского расизма Жана-Мари Ле Пена.

Недавнее введение комендантского часа и чрезвычайного положения – это неработающие инструменты французского колониального прошлого, что действительно необходимо изменить, так это систему отношений. Именно французский истеблишмент и французское общество несут ответственность за эту систему сознательного расизма. Когда эта система будет изменена, и ее истоки покинут французское общество, Франция вновь сможет испытывать гордость за свои идеалы.

Это время, когда Франция пересматривает свои идеалы Liberté, Fraternité и Égalité (свободы, равенства и братства – прим. пер.). Франция обязана пересмотреть свою двуличную политику предубежденности против арабов и мусульман. Или, может быть, Франции нужна новая Французская Революция?

Оригинал статьи опубликован по адресу:

www.globalresearch.ca/index.php?context=viewArticle&code=HAS20051108&articleId=1214

Перевод Юрия Дергунова

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна