А. Ярославский
Крот истории

На Земле назревала война.

Рэй Бредбери, "Марсианские хроники. Ноябрь 2005".

Лично моё отношение к поджогам автомобилей - снисходительное. Я не люблю расплодившиеся автомобили. По-моему, автолюбовь не красит даже очень хорошего человека.

Перехожу к описанию всем известной, но всеми забытой особенности капитализма. Процитирую "Манифест коммунистической партии" (1848 г.):

[...] Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества. Во время торговых кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил. Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, - эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили его всех жизненных средств; кажется, что промышленность, торговля уничтожены, - и почему? Потому, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей. Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство. - Каким путем преодолевает буржуазия кризисы? С одной стороны, путем вынужденного уничтожения целой массы производительных сил, с другой стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых. Чем же, следовательно? Тем, что она подготовляет более всесторонние и более сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им.

"Анти-Дюринг" (1878 г.):

Недостаточное потребление масс является необходимой предпосылкой всякого, покоящегося на эксплоатации, общественного строя, следовательно и капиталистического; но только капиталистический способ производства приводит к кризисам.

Торговля останавливается, рынки переполняются массой не находящих сбыта продуктов, наличные деньги исчезают из обращения, кредит уничтожается, фабрики останавливаются, рабочие лишаются всяких средств к существованию именно по той причине, что они произвели эти средства в слишком большом количестве; банкротства следуют за банкротствами, аукцион сменяется аукцноном. Застой длится целые годы, массы производительных сил и продуктов уничтожаются и расточаются, пока накопившиеся товары не разойдутся, наконец, по более или менее пониженной цене и не возобновится движение производства и обмена.

Обращение средств производства в общественную собственность устранит не только нынешние искусственные препятствия правильному его ходу, но также неизбежную теперь положительную растрату и порчу производительных сил и продуктов, достигающую высших размеров во время кризисов...

Для тех, кто не верит "русофобам", приведу заключение истинно русского человека :

Почему я (физик) вообще этим занялся? Потому, что "достали" наши рыночники-либералы, которые талдычат про "невидимую руку" рынка, которая все отрегулирует, все "устаканится" и т.д. и т.п., поменьше только этой "руке" мешайте. При этом обычно просто на словах описывают как спрос уравнивается с предложением и т.д. С другой стороны, утверждения марксистов о неизбежности и неразрешимости кризисов капитализма тоже выглядят голословно, вернее опираются только на эмпирические факты, из которых, очевидно, не следует "неизбежность и неразрешимость", поскольку остались неясными причины этих кризисов [автор невнимательно читал классиков].

Поэтому мне захотелось для себя понять - а возможно-ли в принципе, в предельно идеализированном случае достижение рыночного равновесия. И как вычислить цены на товары при этом. Я подходил как физик. Вот дана экономика с известной технологией (матрица A). Все! Никаких параметров в модель не вводится. Если возможно равновесие, то по идее этого должно быть достаточно, чтобы все посчитать.

И оказалось, что равновесие невозможно. Всегда будет перепроизводство. [...] Главный вывод о неизбежности перепроизводства вообще не требует условий равновесия и т.п., а требует только прибыльности (продуктивности) матрицы A.

Для тех, кто не верит "умникам, стремящимся потопить нас в болоте теоретических рассуждений" и для тех, кто надеется, что современный капитализм - "исправленный", "цивилизованный", и ему кризисы перепроизводства не присущи, привожу голые факты, в основном за последний год (в отдельном постинге).

Итак, кризис перепроизводства объективно есть. Что делает в таких случаях капитализм? Перечислю возможные варианты (некоторые уже были упомянуты в разделе фактов):

Все эти способы дают ограниченный эффект, обеспечивают лишь временное облегчение.

Вот как, немного по-буддистки пишет об этом Маркс:

Огромная способность крупной промышленности к расширению, перед которой расширяемость газов оказывается настоящей детской забавой, проявляется теперь в виде потребности расширять эту промышленность и качественно и количественно, - потребности, не считающейся ни с каким противодействием. Это противодействие образуется потреблением, сбытом, рынками для продуктов крупной промышленности. Способность же рынков как к экстенсивному, так и интенсивному расширению определяется совсем иными законами, действующими с гораздо меньшей энергией. Расширение рынков не может поспевать за расширением производства. Коллизия становится неизбежной, и так как она не в состоянии разрешить конфликт до тех пор, пока не взорвет самый капиталистический способ производства, то она становится периодической: В торговле наступает застой, рынки переполняются массой не находящих сбыта продуктов, наличные деньги исчезают из обращения, кредит прекращается, фабрики останавливаются, рабочие лишаются жизненных средств, ибо они произвели эти средства в слишком большом количестве; банкротства следуют за банкротствами, аукционы сменяются аукционами. Застой длится годами, массы производительных сил и продуктов расточаются и уничтожаются, пока накопившиеся массы товаров по более или менее сниженным ценам не разойдутся, наконец, и не возобновиться постепенно движение производства и обмена. [...]

Эти люди ничему не научились; впрочем, если бы они и научились чему-нибудь, имманентный закон капиталистического производства все равно заставит их непрестанно повторять все тот же давно известный цикл экономического подъема, перепроизводства и кризиса, повторять каждый раз во все большем масштабе, пока восстание пролетариата не освободит, наконец, общество от неизбежности этого бессмысленного круговращения.

Приведу примеры применения этих способов.

Открытие для мировой капиталистической системы очень большого (социалистического) рынка мы все наблюдали 15 лет назад. Капитализм, как езда на велосипеде - он нуждается в экспансии, в расширенном воспроизводстве. Если говорить просто, то это и есть империализм. К сожалению, эффект последнего расширения практически уже исчерпан. Остались Куба, КНДР, Беларусь и ещё мелочь. Их возможное схарчевание отодвинет кризис на 3-5 лет, не более. Но слуги капитала всё равно будут убеждать нас в прогрессивности сей гастрономической операции.

Сжигание зерна, растительного масла, вина и т.п. в топках котельных и двигателях автомобилей - это уничтожение потребительской стоимости.

Естественно, сбываются такие излишки продуктов не по рыночной цене зерна или вина, а дешевле. Но для капиталиста это лучше, чем не получить ничего. А вот с энергетической точки зрения биотопливо - это совершеннейший абсурд:

С одного акра, засеянного кукурузой, получается 3555 килограммов зерна, из которого вырабатывается 1241 литр этанола. Выращивание такого количества зерна требует почти 4 тыс. литров топлива. А для выработки этого топлива требуется на 70% больше энергии, чем содержится в произведенном этаноле. Кроме того, стоимость производства этанола почти в 2 раз выше стоимости производства бензина. В результате, те, кто выращивают кукурузу и вырабатывают из нее этанол, в ходе этих процессов сжигают не этанол, а бензин.

Тем не менее, капитализм испытывает такую потребность, а поэтому применение биотоплива будет расширяться. Появляются соотв. апологетические статьи: дескать, биотопливо - это экологически чистый, возобновляемый, перспективный источник энергии. Но вот "источник в британском правительстве" честно признаёт: "новый закон [об использовании биотоплива] приведет к увеличению спроса на сахарный тростник из Бразилии...". И не только на тростник из Бразилии:

Тысячи фермеров либо уже перешли с выращивания других культур на выращивание сахарного тростника, либо собираются это сделать. Площади земель, на которых в Великобритании выращивается рапс, увеличились со 100 тыс. га до 1,5 млн га в период между 2004-2005 гг.

Хотя биотопливо дороже энергетически, оно дешевле экономически: Использование биотоплива государство поощряет путем возврата налогов, в результате чего литр биотоплива облагается налогом в сумме на один пенс меньше, чем литр обычного топлива. Понятно, что государство в данном случае выступило слугой капитала.

Потребительская стоимость может уничтожаться и другими способами. Многим известны экологические стандарты "Евро 1" (1994), "Евро 2" (1996), "Евро 3" (2000), "Евро 4" (2005), "Евро 5" (2008). Линейка таких стандартов занимается именно этим:

Напомним, что сегодня в Европе запрещена эксплуатация автомобилей, не удовлетворяющих нормам Евро-2.

В Европе уже запрещена эксплуатация автомобилей, не соответствующих экологической норме "Евро-3", на очереди - переход к "Евро-4".

До 2007 года в городах Европы будет запрещена эксплуатация транспорта, не удовлетворяющего Евро-4.

На сегодняшний день на территории Европейского Союза эксплуатация автомобилей и топлива ниже норм Евро-4 строго запрещена. В 2008 году в Европе предполагается ввести в силу Евро-5.

Автомобиль, который запрещено эксплуатировать, бесполезен для владельца. Ему нужно покупать новый. Впрочем, горе европейского "среднего класса" по этому поводу подслащено осознанием экологической полезности. И действительно, здесь от капитализма есть хоть какая-то польза - благодаря "зелёным". Без них - в какие бы дебри он забрёл в бегстве от кризиса перепроизводства ?

Иногда этот способ комбинируется с кредитным:

...есть множество способов сделать эксплуатацию этих [старых] машин невыгодной. В некоторых муниципалитетах в Германии, например, власти дают владельцам старых машин беспроцентный кредит на покупку нового экологичного автомобиля.

Пресловутая "водородная цивилизация" - из той же оперы. При достижении определённого объёма производства водородных автомобилей эксплуатация старых, до-водородных будет запрещена или ограничена.

Другой пример. В Новом Орлеане кто-то не выделил необходимых средств на обустройство дамб. Кто-то другой неделю канителился с оказанием помощи. Кто-то третий устраивал саботаж. В итоге - уничтожено огромное количество материальных ценностей, в том числе производительных сил. А значит, возобновится и спрос на них. В предложении Экономика США продолжает расти, несмотря на последствия разрушительного урагана "Катрина"... слово несмотря можно заменить на благодаря.

Воздействие урагана "Катрина", названного едва ли не самым масштабным бедствием в истории США как по человеческим жертвам, так и по материальному ущербу в конечном итоге будет даже благотворным, пишет сегодня газета "Коммерсант". Издание отмечает, что выделенные на восстановление 200 миллиардов долларов приведут к развитию самых разных отраслей. По мере прояснения ситуации становится очевидным, что ни общего экономического, ни энергетического кризиса не будет, пишет газета.

Темпы роста производительности труда в США в III квартале 2005 года почти удвоились.

Теперь о французских событиях. У нынешних бунтов во Франции, вероятно, не будет сколь-нибудь значительных политических последствий. Бунтуюшие не имеют видимой цели, не выдвигают требований. Они практически никого не убивают. Основными жертвами оказывается тысячи автомобилей и некоторое количество другой собственности. El Pais: Поджог автомобилей во Франции - своеобразный вид спорта . Мне представляется крайне вероятным, что наиболее крупным социальным эффектом данных событий будет уменьшение остроты кризиса перепроизводства и продление агонии капиталистического общества.

Ульрика Майнхоф по аналогичному поводу (поджог универмага) полушутя писала: в эпоху кризисов перепроизводства уничтожение товаров есть дружеская услуга капиталу. Кстати, этого не понимают (или делают вид) европейские анархисты.

Уже цитировавшийся Загреев: Для преодоления кризиса [перепроизводства] необходимо пусть даже впустую, бездарно, но истратить излишек товаров.

Почему сами французы так снисходительно относятся к поджогам? Думаю, пресловутые "политкорректность" и "мультикультурализм" здесь не причём, это наносное и недолговечное. Скорее всего, французское "коллективное бессознательное", выработанное длительным опытом жизни в капитализме, прекрасно понимает спасительность уничтожения. Благородная мелкобуржуазная ярость просыпается лишь тогда, когда подожгли конкретно мой автомобиль. Что поделать, это ещё более глубокий психический пласт, относящийся к периоду "Декларации прав человека и гражданина" с её "священной и неприкосновенной частной собственностью".

По предварительным оценкам, уже уничтожено материальных ценностей на сумму не менее 200 млн. евро. Во Франции продаётся примерно 2 млн. автомобилей в год, или 5500 в день. В нынешних беспорядках уничтожалось порядка 500-1500 автомобилей в день, то есть приблизительно 9-27% от соответствующих продаж.

Как именно организовано уничтожение? Может быть, так. А может быть, как-то иначе. Честно говоря, это неважно. Чтобы развеять остатки иллюзий (у кого они были) стоит прочитать статью "Массовое убийство... из жадности". Возможно, правду о деталях сегодняшних "бунтов" мы тоже узнаем случайно спустя 70 лет. Пока же приемлемой детализацией правды будет это: сам капитализм так действует.

На недоумённые вопросы некоторых жителей:

В маленькой деревне сегодня ночью сожгли детский спортивный зал. Жители ничего не могут понять, они искренне спрашивают - кто же и зачем это сделал, кому это нужно? В их деревне только маленькие домики жителей, школа, мэрия, да этот красивый спортивный зал, которым так гордились все обитатели. Интервью с жителями, с родителями, с женщиной-спортивным инструктором. Основная нота - бесконечное удивление, все спрашивают, ну кому же мог помешать детский спорт в их деревушке?

Следует отвечать так: Это сделал капитал, это нужно капиталу. Теперь он сможет построить вам новый спортивный зал.

Справедливости ради, отмечу что к таким выводам пришёл не я один:

11-05: http://www.livejournal.com/users/pyc_ivan/163139.html

11-05: http://www.livejournal.com/users/iv_s/859576.html

11-07: http://www.livejournal.com/users/beatleofdoom/128264.html

11-08: http://www.livejournal.com/users/lyalya/69995.html

11-08: http://www.livejournal.com/users/birda/170097.html

11-09: http://www.livejournal.com/users/freaksmart/5715.html

11-14: http://www.livejournal.com/users/morgeyna/60855.html

Теперь, поскольку мне тоже не нравятся "хозяева дискурса", займусь-ка и я сравнением разноцветных собак.

Смотрите, во Франции капитализм, и в России капитализм. Ну да, маленький, и с особенностями (цвет другой). Значит...

С каждым годом в Москве строится все больше торговых центров. Только за первые шесть месяцев 2005 г. сдано в эксплуатацию 375 000 кв. м, что почти равно общему объему торговых площадей, сданных за весь 2004 год. Эксперты говорят, что при таких темпах рынок быстро достигнет стадии насыщения торговыми центрами. [...] Если же строительство будет вестись в запланированных объемах и сроках, то, по мнению экспертов, на рынке скоро наступит "кризис перепроизводства", когда предложений будет так много, что высокую рентабельность смогут сохранить лишь наиболее удачные ТЦ.

Основные тенденции петербургского рынка нового жилья свидетельствуют о приближающемся кризисе перепроизводства: квартир строится все больше, продажи падают, снижение цен упирается в порог себестоимости.

в соседней России перепроизводство сигарет достигает ста миллиардов штук каждый год.

Слишком много хлеба. Кубанские крестьяне грозятся сжечь рекордный урожай зерна. Вопрос, куда деть рекордный урожай, встал сегодня перед кубанскими крестьянами во весь рост. Хранить зерно на элеваторах фермеры не могут из-за высоких цен, собственных хранилищ у них нет, остается отдавать урожай перекупщикам за копейки.

На Омском зерновом рынке сумятица. Особых поводов для оптимизма у омских товаропроизводителей сегодня нет. Перепроизводство зерна продолжает оказывать существенное влияние на рынок.

Массовые сокращения рабочих мест на шинных заводах России эксперты связывают с перепроизводством, низким качеством российской продукции и появлением на рынке западных игроков - Michelin и Nokyan.

Налицо начинающийся кризис перепроизводства: жилье строится, продажи падают, а снижение цен упирается в планку себестоимости.

Несмотря на полную загрузку цехов, производство одноразовых шприцев - основной продукции завода - неуклонно снижается. Объяснение этому Александр Карбин находит в том, что растет импорт одноразовых шприцев. В целом по России до 100 млн. шприцев завозится из-за рубежа. Это покрывает 30% потребности российского рынка. В результате продукция отечественных товаропроизводителей становится невостребованной, на предприятиях происходит перепроизводство изделий.

Российскому книжному рынку грозит кризис перепроизводства. Продается не более 63% выпускаемых за год изданий. Роспечать даже подготовила программу антикризисных мер и собирается скупать "неликвид" и раздавать его библиотекам.

...директора птицефабрик, опрошенные "Ъ", утверждают, что из-за особого режима роста цен на их продукцию не произойдет, так как в Пермской области отмечается перепроизводство, и в первую очередь - яиц.

Большинство производителей отечественных товаров в мае-июне отметили снижение спроса на свою продукцию. Особенно это касается предприятий машиностроения, лесного комплекса и легкой промышленности. При этом удручает еще и то, что производство замедлилось меньше, чем спрос. То есть в стране вполне возможен кризис сбыта и перепроизводства. Опережающие темпы роста выпуска уже привели к увеличению избыточных запасов готовой продукции практически во всех отраслях.

Объявлено о массовых увольнениях на Кировском шинном заводе. По словам бывшего топ-менеджера КШЗ Александра Зорина, происходящее объясняется ситуацией, сложившейся в целом на рынке, где в связи появлением целого ряда новых производителей шин остро встала проблема перепроизводства.

В российской автомобильной отрасли снова кризис. Началась волна сокращения кадров. Первые "сигналы бедствия" завод начал подавать еще в прошлом году. В середине декабря был остановлен конвейер. Причина - кризис перепроизводства: на складе скопилось 5 тыс. автомобилей разных моделей. На Горьковском автозаводе, производящем "Газели" и "Волги", за 4 года численность работающих сократили в два раза - со 100 тыс. до 52,3 тыс. человек. В январе этого года ГАЗ также останавливал конвейер.

У АвтоВАЗа кризис перепроизводства. Волжский автомобильный завод переходит на сокращенную, 5-дневную рабочую неделю. В будние дни завод будет работать в три смены. Причиной тому стал кризис перепроизводства.

На Волжском автозаводе готовится сокращение персонала. Генеральный директор завода заявил, что это необходимо для того, чтобы справиться с кризисом, который поразил завод.

Состояние зернового рынка и рынка муки не вызывает у мукомолов оптимизма. Перепроизводство зерна привело к тому, что цены на продовольственную пшеницу в 2004-2005 годах обвалились и продолжают снижаться.

Да, значит в России тоже может начаться уничтожение материальных ценностей. Врзывы домов, поджоги автомобилей, пожары из книг, наводнения, куриный грипп, ящур и всё что угодно. Будет ли это происходить "само", или руками чёрных, белых, коричневых, красных, зелёных банд - какое нам дело до цвета собаки, если это собака ? Альтернатива этому в рамках капитализма - собственно кризис перепроизводства: дальнейший развал производства, массовые увольнения, безработица, финансовый, политический кризис и тоже всё что угодно.

В Приморье уже поджигают автомобили. Параллельно автодилеры Приморского края намерены зарегистрировать общественную организацию в защиту авто продавцов. Думаю, эта организация окажется им очень полезной в условиях кризиса перепроизводства.

Ну а что же будет глобально? То же самое: кризис и варварство уничтожения. Вот как пишет Якушев:

Надвигающийся кризис обещает быть особенно разрушительным. Образовавшиеся товарные тромбы, как и существующие в современном мире производительные силы огромны. Кризису необходимо будет очень много разрушить и уничтожить, чтобы оживить обращение и подготовить новый цикл подъема. Капитализм еще раз покажет свое варварство. Придется закрывать заводы, уничтожать товарные запасы, топить зерном котлы и это при том, что миллиарды жителей Земли находятся в крайней бедности и не имеют самого необходимого. А всего-то ведь нужно изъять средства производства из частной собственности и нацелить их на удовлетворение потребностей человека, а не на извлечение прибыли. И уже очень скоро не останется голодных и нищих. Человечество будет производить столько, сколько ему нужно и сможет без всяких проблем потреблять все произведенное.

В ближайшие 10 лет вполне возможна и мировая война. И хотя выглядеть она может как конфликт США с Китаем, для объяснения её причин необязательно живописать, якобы, "китайскую угрозу": Капитализму сегодня нужна война. Военные заказы могут несколько оживить экономику, а главное - хорошая война способна как следует уничтожить излишние производительные силы. После войны всегда хорошая конъюнктура.

Крот истории жив.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна